Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения радиальных зазоров (РЗ) между торцами лопаток рабочего колеса (РК) и статорной оболочкой в условиях высокой температуры среды в проточной части турбомашины в процессе вращения РК на тех ступенях, где отсутствует осевое смещение РК или его влияние пренебрежимо мало.
Известна система измерения РЗ в компрессоре, в которой используется способ уменьшения влияния температуры среды, предусматривающий размещение в каждой точке измерения пары одновитковых вихретоковых датчиков (ОВТД) с чувствительными элементами (ЧЭ) в виде отрезка проводника. Один ОВТД является рабочим и фиксирует РЗ, второй предназначен для компенсации влияния температуры окружающей ЧЭ среды. Установочные отверстия для датчиков в статорной оболочке выполнены таким образом, чтобы в моменты измерения ЧЭ рабочего ОВТД находился над торцом лопатки, а компенсационного - в промежутке между двумя соседними лопатками. Датчики подключены по дифференциальной схеме к измерительному преобразователю индуктивностей ОВТД в напряжение, которое далее преобразуется в цифровой код на выходе АЦП в составе системы (Методы и средства измерения многомерных перемещений элементов конструкций силовых установок / Под ред. Секисова Ю.Н., Скобелева О.П. - Самара, Самарский научный центр РАН, 2001, 188 с., стр. 127-130 и 65-72).
Рассмотренный способ уменьшения влияния температуры используется и в наиболее современных средствах измерения РЗ, в которых преобразователь индуктивностей ОВТД включает микросхему АЦП, причем такой преобразователь обычно встроен в линию связи между датчиками и устройствами обработки цифровых данных в составе системы (С.Ю. Боровик, М.М. Кутейникова, Б.Р. Райков, Ю.Н. Секисов, О.П. Скобелев. Измерение радиальных зазоров между статором турбины и торцами лопаток сложной формы с помощью одновитковых вихретоковых датчиков // Мехатроника, автоматизация, управление, 2013, - №10, с. 38-46).
Недостатками способа являются необходимость установки в точке контроля рабочего и компенсационного датчиков, наличие двух установочных отверстий, а также температурная погрешность от неполной идентичности датчиков и разности температуры в местах установки рабочего и компенсационного датчиков.
Известны способы уменьшения указанных температурных погрешностей, которые предусматривают ввод одной или двух термопар (ТП) в существующую конструкцию ОВТД, а также использование алгоритмов вычисления РЗ по градуировочным характеристикам (ГХ), полученным экспериментально в рабочем диапазоне температур. При этом в варианте с двумя ТП предусмотрены дополнительные расчетные операции, связанные с моделированием теплообмена в датчике и с окружающей средой (Методы и средства измерения многомерных перемещений элементов конструкций силовых установок / Под ред. Секисова Ю.Н., Скобелева О.П. - Самара, Самарский научный центр РАН, 2001, 188 с., стр. 127, рис. 4.2 - вариант с одной ТП, а также Пат. РФ №2519844, Способ уменьшения температурной погрешности измерения многокоординатных смещений торцов лопаток одновитковым вихретоковым преобразователем, МПК G01B 7/14,2012, опубл. 20.06.2014, Бюл. №17 - вариант с двумя ТП).
Недостатками обоих вариантов является усложнение конструкции датчика, дополнительные каналы измерения температуры и громоздкая обработка полученных данных.
Целью изобретения является уменьшение числа датчиков и установочных отверстий в статорной оболочке, а также повышение точности измерения РЗ.
Указанная цель достигается тем, что рабочие и компенсационные функции выполняет поочередно один и тот же ОВТД.
Для получения результата измерений в процессе вращения РК из непрерывной последовательности выходного цифрового кода (С) фиксируют экстремальные значения (Сэ), соответствующие прохождению центра зоны чувствительности датчика торцами лопаток и центрами межлопаточных промежутков, причем за результаты измерений РЗ контролируемой лопатки принимают разность между соседними экстремальными значениями зафиксированных кодов. Временные диаграммы, представленные на фиг. 1, поясняют процесс измерения.
Эпюра 1 показывает прохождение лопатками с номерами 1, 2, …, i (Л1, Л2, …, Лi) и периодом Т0 ЧЭ датчика при равномерном вращении РК, а эпюра 2 - последовательность цифровых кодов на выходе измерительного преобразователя с периодом τ0. Период формирования кодов τ0 должен быть значительно меньше периода Т0.
Экстремальные значения кодов Сэ, соответствующие моментам прохождения лопатками центра зоны чувствительности датчика, а также центрами межлопаточных промежутков, представлены на эпюре 3. В частности, максимум кода С1i соответствует моменту прохождения i-й лопаткой, а минимум С2i - моменту прохождения центра между i-й лопаткой и лопаткой с номером i+1. При этом С1i и C2i можно записать в виде:
где С0 - результат преобразования, соответствующий положению, когда центр межлопаточного промежутка, следующий за контролируемой лопаткой, проходит центр зоны чувствительности датчика, а влияние температуры среды отсутствует, ΔС - полезное изменение кода, соответствующее изменениям индуктивности датчика от величины РЗ, ΔСθ - изменение кода, связанное с воздействием температуры θ в проточной части турбомашины, где размещен ЧЭ датчика.
Представляется очевидным, что разность кодов (С1i-С2i) определяется только полезными изменениями кода (ΔС) и не зависит от изменений кода, связанных с температурой (ΔСθ) (эпюра 4):
Величины РЗ (с) для каждой лопатки определяются на основе ГХ (зависимости с=f(ΔC), получаемой экспериментально для заданной разновидности лопаток, конкретных датчика и преобразователя. (В случае использования измерительного преобразователя с дифференциальной входной цепью в одно плечо включается датчик, а во второе - имитатор датчика. Имитатор представляет собой катушку индуктивности, RLC - параметры которой идентичны параметрам датчика при отсутствии лопаток в зоне его чувствительности, и размещается непосредственно в конструкции преобразователя.)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА МЕЖДУ ТОРЦАМИ РАБОЧИХ ЛОПАТОК И СТАТОРОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2016 |
|
RU2648284C2 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ МЕЖДУ ТОРЦАМИ РАБОЧИХ ЛОПАТОК И СТАТОРОМ ТУРБОМАШИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ РАБОЧЕЙ СРЕДЫ В ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ | 2017 |
|
RU2674079C1 |
ВИХРЕТОКОВЫЙ ДАТЧИК СО СМЕЩЕННЫМ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ | 2021 |
|
RU2778031C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ И ОСЕВЫХ СМЕЩЕНИЙ ТОРЦОВ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБИНЫ | 2010 |
|
RU2457432C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ДЕФОРМАЦИИ СТАТОРА И ПАРАМЕТРОВ БИЕНИЯ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2379626C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КООРДИНАТНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СМЕЩЕНИЙ ТОРЦОВ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2008 |
|
RU2390723C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ МЕЖДУ ТОРЦАМИ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА И СТАТОРНОЙ ОБОЛОЧКОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2016 |
|
RU2651622C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ С ЗАДАННОЙ ТОЧНОСТЬЮ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ МЕЖДУ ТОРЦАМИ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА И СТАТОРНОЙ ОБОЛОЧКОЙ ТУРБОМАШИНЫ ПРИ ДИСКРЕТНОМ ПОСТУПЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ С ДАТЧИКА | 2016 |
|
RU2651628C1 |
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ КООРДИНАТНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СМЕЩЕНИЙ ТОРЦОВ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2010 |
|
RU2454626C2 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ И ОСЕВЫХ СМЕЩЕНИЙ ТОРЦОВ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ | 2013 |
|
RU2556297C2 |
Использование: для измерения радиальных зазоров между торцами лопаток рабочего колеса и статорной оболочкой. Сущность изобретения заключается в том, что фиксируется экстремальное значение кода с измерительного преобразователя при прохождении центра зоны чувствительности датчика торцом контролируемой лопатки; фиксируется экстремальное значение кода с измерительного преобразователя при прохождении центра зоны чувствительности датчика центром межлопаточного промежутка, следующего за контролируемой лопаткой; вычисляется радиальный зазор для контролируемой лопатки по разности двух зафиксированных экстремальных значений кодов с измерительного преобразователя. Технический результат: уменьшение числа датчиков и установочных отверстий в статорной оболочке, а также повышение точности измерения радиальных зазоров. 1 ил.
Способ измерения радиальных зазоров между торцами лопаток рабочего колеса в процессе его вращения и статорной оболочкой турбомашины с помощью одновиткового вихретокового датчика с чувствительным элементов в виде отрезка проводника, включенного в измерительный преобразователь индуктивности в цифровой код, отличающийся тем, что с целью уменьшения числа датчиков и установочных отверстий для них в статорной оболочке, а также повышения точности измерения, фиксируется экстремальное значение кода с измерительного преобразователя, при прохождении центра зоны чувствительности датчика торцом контролируемой лопатки; фиксируется экстремальное значение кода с измерительного преобразователя при прохождении центра зоны чувствительности датчика центром межлопаточного промежутка, следующего за контролируемой лопаткой; вычисляется радиальный зазор для контролируемой лопатки по разности двух зафиксированных экстремальных значений кодов с измерительного преобразователя.
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ МЕЖДУ ТОРЦАМИ ЛОПАСТЕЙ ВИНТА И ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ СТАТОРНОЙ ОБОЛОЧКИ ЗАКАПОТИРОВАННОЙ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНОЙ УСТАНОВКИ | 2006 |
|
RU2318185C1 |
US 4518917 21.05.1985 | |||
US 20100247283 30.09.2010 | |||
Секисов Ю.Н., Скобелев О.П., Методы и средства измерения многомерных перемещений элементов конструкций силовых установок, Самара, 2001, весь документ | |||
Боровик С.Ю., райков Б.К., Секисов Ю.Н,, Метод получения информации о деформациях статора, радиальных зазорах, смещениях его центра и биения ротора, Труды X Международной конференции, Самара, 2008. |
Авторы
Даты
2016-06-20—Публикация
2014-12-30—Подача