Способ определения усилия натяжения вантового элемента моста Российский патент 2017 года по МПК G01L1/10 G01L5/04 

Описание патента на изобретение RU2613484C2

Предлагаемое изобретение относится к способам неразрушающего контроля напряженно-деформированного состояния мостовых сооружений и может быть использовано для контроля и диагностики усилий натяжения вантовых элементов мостов, в том числе и элементов внешнего армирования.

Известен способ измерения усилий в растянутых или сжатых стержнях (см. патент СССР №118648), отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности проведения измерения в реальных условиях, величину усилия определяют по разности фаз между возбуждающей силой и колебаниями контролируемого стержня.

Недостаток данного способа заключается в том, что для определения усилия натяжения стержня требуется вибратор с генератором, возбуждающий вынужденные колебания диагностируемого элемента с определенной частотой.

Известен также способ определения натяжения вант по частоте собственных колебаний (см. Овчинников И.Г., Солохин В.Ф., Раткин В.В., Дядькин С.Н. «Автодорожный мост через реку Обь у г. Сургута: особенности проектирования и строительства»: учебное пособие, Саратов, СГТУ, 2002. - С. 74-75), принятый в качестве прототипа. В известном способе измерительные датчики (пьезорезистивные акселерометры) крепились по одному к каждой ванте вблизи звеньев заделки специально изготовленными скобами. Колебания каждой ванты возбуждались поочередно многократным приложением импульсного воздействия вручную через капроновый шнур длиной около 15 м. Для измерения колебаний использовалась виброизмерительная аппаратура. Далее производилась компьютерная обработка результатов измерения свободных затухающих колебаний: визуализация переходного процесса по сигналу датчика; визуализация отклика конструкции в диапазоне частот 8-12-го низших тонов; идентификация преобладающих собственных тонов и определение для каждого из них порядкового номера (n), частоты (fn); выбор 3-10-го тонов с близкими величинами fn/n и определение по выбранному числу (k) тонов усредненной частоты 1-го тона в виде ; определение усилия натяжения ванты по формуле При этом время возбуждения, регистрации колебаний и обработки результатов для каждой ванты составляет около 5 мин.

Недостатком данного способа является то, что он не учитывает включение анкера и антивандальной оболочки в колебательный процесс, что приводит к снижению точности и достоверности определения усилий, а также тот факт, что для измерений необходим специальный автомобиль с оборудованием, делающий процесс трудозатратным и длительным - определение усилий во всех вантовых элементах (с учетом передвижения специального автомобиля, установки и снятия оборудования) занимает несколько дней, в течение которых ситуация на мосту, а следовательно, и усилия натяжения вантовых элементов меняются.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении точности и достоверности измерений за счет учета включения анкера и антивандальной оболочки в колебательный процесс и снижении трудозатрат при определении усилий натяжения вантовых элементов за счет использования малогабаритного измерительного комплекса, исключающего необходимость применения оборудования значительных размеров.

Способ определения усилия натяжения вантового элемента моста заключается в том, что в контролируемом месте устанавливают измерительный датчик, возбуждают свободные колебания вантового элемента путем импульсного воздействия и измеряют его частоты собственных колебаний, по которым определяют усилие натяжения, импульсное воздействие осуществляют в месте прикрепления вантового элемента к анкерному устройству, фиксируют не менее трех кратных частот собственных колебаний вантового элемента, определяют для каждой из первых трех кратных зафиксированных частот собственных колебаний (если частот собственных колебаний, присутствующих в спектре частот вантового элемента, больше трех) усилие натяжения вантового элемента по формуле

,

где N - продольное усилие в вантовом элементе, Н; m - погонная масса вантового элемента, кг/м; М - масса антивандальной оболочки, кг; fn - собственная частота колебаний вантового элемента, Гц; n - порядковый номер формы колебаний вантового элемента; Lp - расчетная длина вантового элемента, м, равная сумме длины собственно вантового элемента (от пассивного до активного анкерного устройства) и расчетной длины анкерного устройства (от точки закрепления вантового элемента до места шарнирного прикрепления анкерного устройства к конструкции); и по усредненному значению этих усилий в виде судят об усилии натяжения вантового элемента.

Реализуется способ следующим образом. В месте закрепления вантового элемента с анкерным устройством устанавливается датчик-акселерометр (датчик вибрации, м23) малогабаритного измерительного комплекса «Тензор МС» разработки НИЛ «Мосты» СГУПС, в основе которого лежат пьезорезистивные чувствительные элементы. Импульсным воздействием вручную (например, периодическими однократными толчками анкера) возбуждают свободные колебания вантового элемента, которые фиксируются высокочувствительным датчиком-акселерометром (см. фиг. 1) и передаются в измерительный блок и далее в программный модуль, где происходит их обработка. В полученном после обработки спектре частот (см. фиг. 2) определяют порядковый номер (n) зафиксированных частот собственных колебаний вантового элемента (fn). Определяют усилие по формуле

для первых трех кратных (если частот собственных колебаний, присутствующих в спектре частот вантового элемента, больше трех), зафиксированных частот собственных колебаний (см. фиг. 2). Вычисляют среднее значение усилия натяжения в вантовом элементе по формуле .

На фиг. 1 представлена виброграмма колебаний вантового элемента, записанная на одном из вантовых элементов главного пролета Бугринского моста через р. Обь в г. Новосибирске, где 1 - фоновые колебания, 2 - переходный процесс колебаний при однократном воздействии испытателя на анкер; на фиг. 2 приведен спектр частот, зафиксированный измерительным комплексом «Тензор MG» (программное обеспечение основано на быстром преобразовании Фурье).

Пример реализации способа. Определение усилий натяжения в вантовых элементах производилось при строительстве главного пролета Бугринского моста в г. Новосибирске. В месте прикрепления вантового элемента к пассивному анкерному устройству (установленному на затяжке арочного пролетного строения) устанавливали датчик-акселерометр измерительного комплекса «Тензор МG» (№ в госреестре средств измерений 38532-08, свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.C.34.007.A №32603/1). Периодическими однократными толчками анкера вручную возбуждали свободные колебания вантового элемента, которые фиксировались высокочувствительным датчиком и передавались в измерительный блок, откуда поступали в программный модуль, где происходила их обработка. В полученном после обработки спектре частот определяли порядковый номер (n) зафиксированных частот собственных колебаний (fn) вантового элемента. Определяли усилие для первых трех кратных (если частот собственных колебаний, присутствующих в спектре частот вантового элемента, больше трех) зафиксированных частот собственных колебаний. Вычисляли среднее значение усилия натяжения в вантовом элементе в виде . В таблице приведены значения усилий в нескольких диагностируемых элементах, определенных с помощью разработанного способа, и значения усилий, определенные по способу-прототипу.

В сравнении с прототипом данный способ имеет следующие преимущества: учет включения анкера и антивандальной оболочки в колебательный процесс и, как следствие, повышение точности и достоверности при определении усилий натяжения до 10%, а также снижение трудоемкости процесса сбора данных, поскольку нет необходимости в эксплуатации специального автомобиля с оборудованием, находящегося непосредственно на мосту во время сбора данных.

Похожие патенты RU2613484C2

название год авторы номер документа
ВАНТА МОСТА 2015
  • Ситников Сергей Львович
  • Ситников Антон Сергеевич
RU2618307C2
Вантовый мост 1979
  • Улицкий Борис Ефимович
  • Каменцев Владимир Петрович
  • Кришман Борис Исаакович
  • Яновский Григорий Матвеевич
SU815110A1
ВАНТОВЫЙ ПЕРЕХОД ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ЧЕРЕЗ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ 2008
  • Очинский Виктор Всеволодович
  • Кожухов Александр Александрович
RU2374731C1
Узел крепления ванты к коробчатой сборной из блоков железобетонной балке жесткости вантового моста 1977
  • Петропавловский Андрей Александрович
  • Иосилевский Лев Израилевич
  • Сильницкий Игорь Александрович
  • Петров Юрий Александрович
SU687162A1
СПОСОБ ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ ВАНТ И СООТВЕТСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА 2010
  • Стюбле Жером
  • Меллье Эрик
RU2462548C2
ОГОЛОВОК ПИЛОНА ВАНТОВОГО МОСТА 2009
  • Корнев Сергей Николаевич
  • Бобриков Андрей Витальевич
  • Баранов Михаил Алексеевич
RU2406794C1
СИСТЕМА АНКЕРНОГО КРЕПЛЕНИЯ ТРОСА 2015
  • Аннан Рашид
  • Мишель Людовик Луи
RU2684658C1
ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ МНОГОРАЗОВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Кашарин Денис Владимирович
RU2327836C2
Способ монтажа канатов вантового моста и устройство для его осуществления 1980
  • Алексеев Владимир Васильевич
  • Фукс Георгий Борисович
  • Слинченко Виктор Сергеевич
  • Кондуров Валентин Сергеевич
  • Заболотный Петр Ефремович
  • Корнеев Михаил Михайлович
  • Кузнецов Олег Александрович
SU939626A1
Способ анкеровки каната из параллельных проволок 1978
  • Большаков Константин Петрович
  • Бобенко Анатолий Иванович
  • Гайлонский Александр Николаевич
  • Лобков Михаил Лазарович
  • Мещеряков Михаил Михайлович
  • Мец Роман Матвеевич
  • Ройзман Исаак Борухович
  • Фукс Георгий Борисович
SU876828A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 613 484 C2

Реферат патента 2017 года Способ определения усилия натяжения вантового элемента моста

Изобретение относится к метрологии, в частности к способам неразрушающего контроля мостовых сооружений. Способ предполагает возбуждение свободных колебаний вантового элемента путем приложения импульсного воздействия в месте его прикрепления к анкерному устройству. Осуществляют измерение колебаний датчиком-акселерометром, передачу измерительной информации в измерительный блок и далее в программный модуль, где происходит их обработка. При этом усилие определяется на основе первых трех кратных зафиксированных частот собственных колебаний вантового элемента. При расчетах продольного усилия в вантовом элементе учитываются такие параметры, как погонная масса вантового элемента, масса антивандальной оболочки, собственная частота колебаний вантового элемента, длина вантового элемента, длина анкерного устройства. По усредненному значению вычисленных усилий оценивают усилие натяжения ванта моста. Технический результат – повышение точности измерений. 2 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 613 484 C2

Способ определения усилия натяжения вантового элемента моста, заключающийся в том, что в контролируемом месте устанавливают измерительный датчик, возбуждают свободные колебания вантового элемента путем импульсного воздействия и измеряют его частоты собственных колебаний, по которым определяют усилие натяжения, отличающийся тем, что импульсное воздействие осуществляют в месте прикрепления вантового элемента к анкерному устройству, фиксируют не менее трех кратных частот собственных колебаний вантового элемента, определяют для каждой из первых трех кратных зафиксированных частот усилие натяжения вантового элемента по формуле

,

где N - продольное усилие в вантовом элементе, Н;

m - погонная масса вантового элемента, кг/м;

М - масса антивандальной оболочки, кг;

fn - собственная частота колебаний вантового элемента, Гц;

n - порядковый номер формы колебаний вантового элемента;

Lp - расчетная длина вантового элемента, м, равная сумме длин собственно вантового элемента и расчетной длины анкерного устройства,

и по усредненному значению этих усилий судят об усилии натяжения вантового элемента.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2017 года RU2613484C2

Овчинников И.Г и др
"Автодорожный мост через реку Обь у г
Сургута: особенности проектирования и строительства": учебное пособие, Саратов, СГТУ, 2002
- С
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада 0
  • Названов М.К.
SU74A1
Яшнов А.Н
и др
Организация научно-инженерного сопровождения строительства внеклассного моста // Транспорт
Транспортные сооружения
Экология
Устройство для закрепления лыж на раме мотоциклов и велосипедов взамен переднего колеса 1924
  • Шапошников Н.П.
SU2015A1
Раздвижной паровозный золотник с подвижными по его скалке поршнями между упорными шайбами 1922
  • Трофимов И.О.
SU148A1
US 5821430 A1, 13.10.1998
US 4979125 A1, 18.12.1990
KR 2008047186 A, 28.05.2008
CN 103217248 A, 24.07.2013
CN 103852288 A, 11.06.2014
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НАТЯЖЕНИЯ ДЛИННОМЕРНЫХ ИЗДЕЛИЙ 2013
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Смердин Александр Николаевич
  • Голубков Антон Сергеевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
RU2555196C2
SOOJIN CHO Development of an Automated Wireless Tension Force Estimation System for Cable-stayed Bridges // JOURNAL OF INTELLIGENT MATERIAL SYSTEMS AND STRUCTURES, Vol
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Приспособление для суммирования отрезков прямых линий 1923
  • Иванцов Г.П.
SU2010A1
Многоступенчатая активно-реактивная турбина 1924
  • Ф. Лезель
SU2013A1

RU 2 613 484 C2

Авторы

Яшнов Андрей Николаевич

Чаплин Иван Владимирович

Поляков Сергей Юрьевич

Снежков Игорь Иванович

Даты

2017-03-16Публикация

2015-08-17Подача