Изобретение относится к области обеспечения безопасности движения транспортных средств и может быть использовано для предупреждения столкновения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом.
Обычно безопасность движения транспортных средств обеспечивается визуально водителем из расчета, что водитель самостоятельно оценивает дорожную ситуацию, безопасную дистанцию перед транспортным средством или позади него и обеспечивает такой выбор параметров движения (скорость, ряд, маневрирование, торможение и т.д.), при которых исключается столкновение с другим транспортным средством.
В настоящее время разработаны различные способы предотвращения столкновения или предупреждения о возможном столкновении транспортных средств. Основной задачей большинства способов является информирование водителя транспортного средства об опасности, и они рассчитаны на самостоятельное принятие решения о дальнейшем действии во избежание аварийной ситуации, а некоторые - и на полное исключение человека в принятии решений (системы автоматического торможения или автоматического контроля дистанции, контроля разметки, парковки и др.).
Известен способ предотвращения столкновений автомобилей, заключающийся в том, что принимают оптическое излучение от автомобилей, находящихся на попутной и встречной полосах движения, преобразовывают их в электрические сигналы, определяют расстояния до транспортных средств, находящихся на попутной и встречной полосах движения, определяют скорости сближения с ними, определяют геометрические размеры впереди идущего транспортного средства и на основе данной информации обеспечивают выдачу рекомендаций водителю о соблюдении безопасной дистанции до впереди идущего транспортного средства и о возможности выполнения маневра по его обгону в условиях встречного движения транспортного средства по встречной полосе (патент РФ №2310922, опубл. 20.11.2007).
Недостатком известного способа является его сложность из-за выдачи сразу нескольких рекомендаций водителю, что способно привести его к неправильной оценке ситуации, в том числе к игнорированию информации, что приводит к нарушению безопасности движения. Кроме того, рекомендации водителю выдаются только в отношении впереди движущегося транспортного средства, при этом информированность водителя сзади движущегося транспортного средства о возможности нарушения безопасной дистанции полностью отсутствует.
Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ предотвращения столкновения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом, путем оповещения водителя сзади движущегося транспортного средства об экстренном торможении впереди движущегося транспортного средства прерывистым сигналом его задних фонарей. Способ реализован системой выработки управляющих сигналов на исполнительные механизмы ESS. У разных автопроизводителей этот режим реализован по-разному, в нем могут быть задействованы разные исполнительные (сигнальные) устройства: FORD, BMW, OPEL, CITROEN, MITSUBISHI, PEUGEOUT, HUNDAI, KIA - начинают часто мигать указатели поворотов; WOLKSVAGEN, VOLVO - мигают стоп-сигналы; MERCEDES - загораются указатели поворотов, стоп-сигналы, противотуманные фары (http://znanieavto.ru/stop/sistema-preduprezhdeniya-ob-ekstrennom-tormozhenii.html).
Несмотря на то, что известный способ позволяет предупредить водителя сзади движущегося транспортного средства о возникновении впереди опасной ситуации и предпринять экстремальное торможение, недостатком этого способа является отсутствие информации у водителя сзади движущегося транспортного средства о дистанции, необходимой для его экстренного безаварийного торможения при скорости движения впереди движущегося транспортного средства, что повышает возможность столкновения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом. Водитель движущегося сзади транспортного средства при экстренном торможении впереди движущегося транспортного средства не в состоянии вовремя остановиться, даже предприняв экстренное торможение, т.к. длина тормозного пути может превышать минимально допустимую дистанцию, что приводит к столкновению.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение информированности водителя сзади движущегося транспортного средства.
Технический результат заключается в повышении безопасности движения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом.
Поставленная задача решается тем, что в способе предотвращения столкновений транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом, согласно изобретению на впереди движущемся транспортном средстве определяют минимальную безопасную дистанцию до сзади движущегося транспортного средства, необходимую для его экстренного безаварийного торможения при скорости движения впереди движущегося транспортного средства, измеряют расстояние до сзади движущегося транспортного средства и сравнивают его со значением минимально безопасной дистанции, в случае, если дистанция нарушена, информируют водителя сзади движущегося транспортного средства о нарушении безопасной дистанции прерывистым сигналом задних световых приборов, информирующих о торможении.
Кроме того, в случае нарушения минимальной безопасной дистанции сзади движущимся транспортным средством дополнительно оповещают водителя впереди движущегося транспортного средства световым и/или звуковым сигналом устройства, установленного в его кабине.
Большинство водителей не могут достаточно достоверно определить размер безопасного расстояния между своим транспортным средством и впереди движущимся транспортным средством. Соблюдение безопасной дистанции между транспортными средствами, движущимися по одной полосе друг за другом, особенно важно в таких случаях, как торможение впереди движущегося транспортного средства, при котором несоблюдение дистанции обязательно приведет к столкновению. Поэтому для обеспечения безопасности дорожного движения актуальны своевременное обнаружение опасности и быстрая реакция водителя.
Определение на впереди движущемся транспортном средстве минимальной безопасной дистанции до сзади движущегося транспортного средства, необходимой для его экстренного безаварийного торможения, последующее его сравнение с расстоянием до сзади движущегося транспортного средства и оповещение его водителя в случае нарушения минимальной безопасной дистанции прерывистым сигналом задних световых приборов, информирующих о торможении, позволяет обеспечить водителям постоянный контроль безопасной дистанции между транспортными средствами в процессе их движения. Поскольку определение минимальной безопасной дистанции осуществляется в динамике с учетом скорости впереди движущегося транспортного средства, это позволяет при любом его скоростном режиме движения повысить информированность водителя сзади движущегося транспортного средства о потенциально опасном сближении. Оповещение о нарушении минимальной безопасной дистанции позволяет повысить безопасность движения транспортных средств, так как у водителя движущегося сзади транспортного средства имеется возможность увеличить или уменьшить в случае снижения скорости движения транспортных средств минимально безопасную дистанцию. Безопасность движения транспортных средств повышается также за счет того, что во время оповещения водителя сзади движущегося транспортного средства о нарушении минимальной безопасной дистанции процесс торможения впереди движущегося транспортного средства не происходит, а водитель сзади движущегося транспортного средства, воспринимая визуальную информацию о предполагаемом торможении впереди движущегося транспортного средства, предпринимает действия к торможению управляемого им (своего) транспортного средства, что позволяет резко увеличить дистанцию между транспортными средствами.
Оповещение водителя сзади идущего транспортного средства световым прерывистым сигналом приборов, информирующих о торможении, позволяет использовать естественную реакцию водителя на свечение световых приборов, отвечающих за торможение впереди идущего транспортного средства и соответственно вовремя среагировать на них, что повышает безопасность движения транспортных средств.
Дополнительное оповещение водителя впереди движущегося транспортного средства световым или звуковым или одновременно световым и звуковым сигналами устройства, установленного в его кабине, позволяет ему предпринять соответствующие меры для предотвращения потенциально аварийной ситуации, например увеличить скорость движения и соответственно увеличить расстояние между транспортными средствами, перестроиться в другую полосу движения (уступить дорогу), не совершать резкого торможения, что повышает безопасность движения.
Настоящее изобретение поясняется примером, изображенным на схеме, на которой показано нарушение сзади движущимся транспортным средством минимальной безопасной дистанции.
Способ реализован в устройстве для предотвращения столкновения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом.
Устройство состоит из блока управления 1, установленного на движущемся впереди транспортном средстве 2, датчика 3, установленного на задней части впереди движущегося транспортного средства 2 для измерения расстояния до сзади движущегося транспортного средства 4. В качестве датчика может быть использован прибор измерения расстояния различного типа (ультразвуковой, лазерный и др.), имеющей возможность измерять расстояние до объекта и фиксировать его перемещение (приближение, удаление). Блок управления 1 состоит из различных электронных, механических и технологических элементов, собранных в одном или нескольких корпусах с целью обработки входящих и выработки исходящих управляющих сигналов, и представляет собой устройство, реализующее алгоритм определения минимальной безопасной дистанции до сзади движущегося транспортного средства, необходимой для его экстренного безаварийного торможения при скорости движения впереди движущегося транспортного средства. Блок управления 1 подключен к электросети транспортного средства 5, к датчику торможения 6, датчику заднего хода 7, к прибору определения скорости движения 8. К блоку управления 1 подключены штатные световые приборы 9, информирующие о торможении, и светозвуковое устройство 10, установленное в кабине впереди движущегося транспортного средства 2, для подачи светового или звукового сигнала или одновременно светового и звукового сигналов его водителю. В качестве штатных световых приборов, отвечающих за информирование сзади движущегося транспортного средства о торможении, могут быть использованы тормозные задние фонари и дополнительные тормозные фонари или специально установленные приборы, имеющие возможность излучать свет с целью передачи информации о торможении.
Устройство работает следующим образом.
При движении транспортного средства 2 блок управления 1, подключенный к электросети 5, принимает от прибора определения скорости движения 8 информацию о скорости движения транспортного средства 2, обрабатывает ее и в соответствии с программой определяет минимальную безопасную дистанцию при данной скорости движения транспортного средства 2 в постоянном режиме. Одновременно блок управления 1 подает сигнал на датчик 3, который излучает сигнал и получает обратно отраженный сигнал от сзади движущегося транспортного средства 4. Отраженный сигнал обрабатывается блоком управления 1 для вычисления расстояния до транспортного средства 4. Блок управления 1 сравнивает информацию о расстоянии до транспортного средства 4 с определенной им минимальной безопасной дистанцией для получения ответа «НЕТ» или «ДА». «НЕТ» означает, что расстояние до транспортного средства 4 превышает минимальную безопасную дистанцию, «ДА» означает, что расстояние до транспортного средства 4 равно или меньше минимальной безопасной дистанции. По результатам вычисления блок управления 1 подает соответствующие команды: в случае получения «ДА» - подает прерывистый электрический сигнал на штатные световые приборы 9, информирующие о торможении, и сигнал на светозвуковое устройство 10; в случае «НЕТ» - никакие сигналы от блока управления 1 не подаются. В случае подачи сигнала от датчика заднего хода 7, а также при поступлении сигнала от тормозного датчика 6 (при нажатии на педаль тормоза) блок управления 1 подает команду на отключение подачи сигналов на световые приборы 9, информирующие о торможении, и на светозвуковое устройство 10. Если во время движения транспортного средства 2 расстояние до транспортного средства 4 не изменяется с течением определенного запрограммированного времени, блок управления 1 также отключает подачу сигналов на световые приборы 9, информирующие о торможении, и на светозвуковое устройство 10 (например, если транспортное средство снабжено прицепом). При подаче прерывистого сигнала на световые приборы 9 блок управления 1 не принимает информацию от тормозного датчика во избежание блокирующего сигнала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ предотвращения столкновения транспортных средств | 2021 |
|
RU2772292C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ДВИЖУЩИХСЯ ДРУГ ЗА ДРУГОМ ПО ОДНОЙ ПОЛОСЕ | 2023 |
|
RU2822940C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ В АВТОМОБИЛЕ | 2000 |
|
RU2174922C1 |
Способ повышения безопасности транспортного средства при групповых столкновениях | 2016 |
|
RU2632238C2 |
Способ предотвращения столкновений со встречным препятствием на полосе движения | 2022 |
|
RU2788652C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2550566C2 |
Способ управления работой системы активной безопасности транспортных средств | 2018 |
|
RU2704357C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ В АВТОМОБИЛЕ | 1995 |
|
RU2139204C1 |
БЕСПИЛОТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ДВИЖЕНИЕМ | 2022 |
|
RU2809334C1 |
Способ управления движением транспортных средств с системами помощи водителю в среде "интеллектуальная транспортная система - транспортное средство - водитель" | 2021 |
|
RU2774261C1 |
Изобретение относится к области обеспечения безопасности движения транспортных средств и может быть использовано для предупреждения столкновения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом. В способе предотвращения столкновений транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом, согласно изобретению на впереди движущемся транспортном средстве определяют минимальную безопасную дистанцию до сзади движущегося транспортного средства, необходимую для его экстренного безаварийного торможения при скорости движения впереди движущегося транспортного средства, измеряют расстояние до сзади движущегося транспортного средства и сравнивают его со значением минимально безопасной дистанции, в случае, если дистанция нарушена, информируют водителя сзади движущегося транспортного средства о нарушении безопасной дистанции прерывистым сигналом задних световых приборов, информирующих о торможении. Кроме того, в случае нарушения минимальной безопасной дистанции сзади движущимся транспортным средством дополнительно оповещают водителя впереди движущегося транспортного средства световым и/или звуковым сигналом устройства, установленного в его кабине. Обеспечивается повышение безопасности движения транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом. 1 ил.
Способ предотвращения столкновений транспортных средств, движущихся по одной полосе друг за другом, включающий измерение расстояния и определение минимально безопасной дистанции между транспортными средствами, отличающийся тем, что определение минимально безопасной дистанции до сзади движущегося транспортного средства, необходимой для его экстренного безаварийного торможения при скорости движения впереди движущегося транспортного средства, и измерение расстояния до сзади движущегося транспортного средства осуществляют на впереди движущемся транспортном средстве, сравнивают расстояние до сзади движущегося транспортного средства со значением минимально безопасной дистанции, в случае, если дистанция нарушена, информируют водителя сзади движущегося транспортного средства о нарушении безопасной дистанции прерывистым сигналом задних световых приборов, информирующих о торможении, при этом дополнительно оповещают водителя впереди движущегося транспортного средства световым и/или звуковым сигналом устройства, установленного в его кабине.
Способ автоматического обеспе-чЕНия бЕзОпАСНОй диСТАНции МЕждудВижущиМиСя ТРАНСпОРТНыМиСРЕдСТВАМи | 1976 |
|
SU794574A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ В АВТОМОБИЛЕ | 1995 |
|
RU2139204C1 |
Авторы
Даты
2017-04-12—Публикация
2015-10-20—Подача