Изобретение относится к линиям электроснабжения, контактирующим с токосъемником транспортных средств, в частности к пересечениям трамвайных и троллейбусных контактных линий и может найти применение в контактных сетях городского электротранспорта.
Из уровня техники известно пересечение контактных линий трамвая и троллейбуса (SU, а.с. № 69083. «Пересечение контактных линий трамвая и троллейбуса», МПК В60М1/14 от 05.06.1945 г., опубл. 31.08.1947 г.).
Пересечение содержит основание в виде бруса, в брусе выполнены вырезы, расположенные под углом к трамвайному проводу, в которых на держателе закреплены провода троллейбусной линии. Держатель расположен на уровне нижней плоскости бруса. К нижней кромке бруса прикреплены металлические выступы, назначение которых отбрасывать токосъемник трамвая при прохождении его под пересечением. Токосъемник преодолевает разрыв в области ходовой линии по воздуху, т.е. без подачи электропитания, что в случае внезапной остановки под пересечением приведет к задержке движения в месте пересечения и механическому повреждению токосъемника при попадании его в разрыв ходовой линии.
Известно техническое решение (SU, а.с.№1294661. «Устройство пересечения контактных линий трамвая и троллейбуса», МПК В60М1/14 от 24.12. 1984 г., опубл. 07.03.1987 г.).
Устройство содержит силовые элементы в виде параллельно расположенных изоляционных брусьев, к которым прикреплены элементы ходовой линии трамвая, неподвижные основания, на которых установлены шарнирно поворотные основания с закрепленными на них элементами ходовой линии троллейбуса. Для обеспечения безударного прохождения устройства токосъемника, на поворотных основаниях закреплены круглые фланцы с пазами вдоль ходовых шин.
Недостатком технического решения является то, что разрыв ходовой линии трамвая токосъемник проходит методом «трамплина», преодолевая его по воздуху. В случае внезапной остановки, токосъемник может попасть в область разрыва, а при начале движения получить механическое повреждение (излом). Кроме того, преодоление пересечения происходит при отсутствии электрической тяги в области разрыва ходовой линии, что может повлечь остановку транспортного средства и задержку движения при пересечении перекрестка.
Известно пересечение воздушной контактной сети троллейбуса и трамвая (CZ, ПМ № 19836, «Пересечение воздушной контактной сети троллейбуса и трамвая без нарушения поступления электрической энергии в системе тяги», МПК В60М1/14, от 25.09.2009 г., опубл. 13.07.2009 г.).
Указанное устройство пересечения содержит силовой элемент, к которому прикреплен трамвайный контактный провод, комплект проводов, связанных с контактным проводом трамвая и изолирующими элементами, с закрепленными на них элементами ходовой линии троллейбуса, установленными в области разрыва ходовой линии трамвая. По комплекту проводов токосъемник трамвая перемещается без нарушения поступления электропитания через область разрыва ниже ходовой линии троллейбуса. Изолирующие элементы жестко закреплены на силовом элементе с возможность регулировки их положения.
Недостатком технического решения является то, что перемещение по комплекту проводов для преодоления разрыва ходовой линии трамвая и ходовой линии троллейбуса возможно только токосъемником с прямолинейной контактной поверхностью. Кроме того, изолирующие элементы устанавливаются в определенном положении и комплект проводов под определенным углом закрепляется для возможности пересечения ходовой линии троллейбуса, что ограничивает диапазон углов встречи.
Задачей предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей устройства пересечения.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение непрерывного движения по ходовой линии трамвая токосъемника с любой конфигурацией контактной поверхности при непрерывности токосъема в любой точке указанной ходовой линии.
Дополнительными техническими результатами являются расширение диапазона углов встречи, повышение долговечности и снижение веса устройства пересечения.
Технический результат достигается тем, что в устройстве пересечения контактных линий трамвая и троллейбуса, содержащем силовой элемент, к которому прикреплены элементы ходовой линии трамвая, электрически связанные с контактной сетью, при этом в области разрыва ходовой линии трамвая установлены изолирующие держатели с закрепленными в них элементами ходовой линии троллейбуса, выполненной без разрыва электрической связи с контактной сетью, и ходовой элемент, электрически связанный с контактной сетью трамвая и взаимодействующий с его токосъемником, согласно изобретению ходовой элемент установлен с возможностью совместного перемещения с токосъемником через разрыв ходовой линии трамвая.
Установка ходового элемента с возможностью совместного перемещения с токосъемником трамвая через разрыв его ходовой линии позволяет перекрыть область разрыва ходовой линии трамвая с установленными в ней изолирующими держателями и закрепленными в них элементами ходовой линии троллейбуса и обеспечить токосъемником с любой конфигурацией контактной поверхности непрерывный токосъем в любой точке ходовой линии трамвая и исключить тем самым задержку движения через пересечение. Токосъемник плавно и безударно пересекает по ходовому элементу указанную область разрыва, что исключает попадание токосъемника в область разрыва и снижает вероятность механического излома токосъемника, т.е. повышает его долговечность. Кроме того, обеспечивается возможность движения транспортного средства через пересечения с малой скоростью и плавное трогание с места после остановки в любой точке ходовой линии трамвая.
В частном случае выполнения изобретения ходовой элемент размещен в корпусе, выполненным за одно целое с силовым элементом.
Размещение ходового элемента в корпусе, выполненном за одно целое с силовым элементом, позволяет обеспечить его защиту от механических повреждений и атмосферных осадков, что повышает его долговечность.
В частном случае выполнения изобретения ходовой элемент выполнен в виде рычага маятникового типа, установленного на поворотной оси и взаимодействующего с возвратной пружиной, размещенной в корпусе.
Выполнение ходового элемента в виде рычага маятникового типа, установленного на поворотной оси и взаимодействующего с возвратной пружиной, размещенной в корпусе, позволяет обеспечить совместное перемещение рычага с токосъемником трамвая через разрыв его ходовой линии и быстрый возврат в исходное положение после пересечения ходовой линии троллейбуса.
В частном случае выполнения изобретения, часть рычага в зоне контакта с токосъемником трамвая расположена ниже элементов ходовой линии трамвая.
Расположение части рычага ниже элементов ходовой линии трамвая обеспечивает надежное зацепление с токосъемником трамвая с любой конфигурацией контактной поверхности, исключающее соскакивание токосъемника с рычага и попадание его в область разрыва ходовой линии трамвая, что исключает его механический излом, т.е. повышает долговечность.
В частном случае выполнения изобретения, в корпусе установлены ограничители перемещения рычага.
Наличие ограничителей перемещения рычага позволяет зафиксировать его в статике и снизить ударную нагрузку в динамике, т.е. при его перемещении совместно с токосъемником и возврате в исходное положение после прекращения взаимодействия с токосъемником, что повышает его долговечность. Ограничители перемещения могут быть выполнены в виде пружин, которые демпфируют ударную нагрузку, действующую на рычаг при его перемещении.
В частном случае выполнения изобретения, изолирующие держатели выполнены коробчатой формы П-образного профиля.
Выполнение изолирующих держателей коробчатой формы П-образного профиля позволяет повысить прочность за счет повышения сопротивления изгибу и одновременно обеспечить защиту элементов ходовой линии троллейбуса от воздействия атмосферных осадков, что повышает долговечность держателей и элементов ходовой линии троллейбуса.
В частном случае выполнения изобретения, изолирующие держатели установлены с возможностью свободного поворота на силовом элементе.
Установка изолирующих держателей с возможностью свободного поворота на силовом элементе позволяет исключить их фиксацию в определенном положении, т.е. обеспечить их установку в широком диапазоне углов встречи, в том числе 90°, что расширяет функциональные возможности устройства.
В частном случае выполнения изобретения, изолирующие держатели выполнены из стеклопластика.
Выполнение изолирующих держателей из стеклопластика повышает стойкость к воздействию атмосферных осадков, что повышает долговечность и снижает вес.
В частном случае выполнения изобретения, изолирующие держатели выполнены с гидрофобным покрытием.
Наличие гидрофобного покрытия способствует образованию на поверхности изолирующих держателей защитного слоя, предотвращающего налипание воды, снега, пыли, соли и других загрязняющих компонентов, что улучшает эксплуатационные качества, увеличивает долговечность держателей.
Заявителем проведен патентно-информационный поиск по данной теме, в результате которого не выявлено технических решений с заявляемой совокупностью признаков, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения условию патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень». Данное техническое решение может найти применение при производстве устройств пересечений контактных линий трамвая и троллейбуса, что соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».
Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
- на фиг.1 – общий вид устройства пересечения;
- на фиг.2 – вид по стрелке А на фиг.1.
Устройство пересечения контактных линий трамвая и троллейбуса содержит силовой элемент 1, на котором посредством концевых зажимов 2 и зажимов 3закреплены элементы 4 ходовой линии трамвая, с расположенными под углом к элементам 4 их концевыми участками 5 в области разрыва ходовой линии трамвая, изолирующие держатели 6, установленные на силовом элементе 1 с возможностью свободного поворота на оси 7, элементы 8 ходовой линии троллейбуса, корпус 9, в котором установлен ходовой элемент 10, выполненный в виде рычага маятникового типа, установленного на поворотной оси 11 и взаимодействующего с возвратной пружиной 12, ограничители 13 для ограничения перемещения ходового элемента 10. Корпус 9 содержит крышку 14, закрепленную на нем посредством крепежных элементов 15. Устройство пересечения связано с контактной сетью трамвая контактным проводом 16, а с контактной сетью троллейбуса - проводом 17. На концевых зажимах 2 закреплено противоизломное устройство 18, на котором установлена электрическая перемычка 19, на последней посредством зажимов 20 закреплены шунты 21 для электрической связи ходового элемента 10 с проводом 16 контактной сети трамвая.
Устройство работает следующим образом.
При движении транспортного средства через пересечение токосъемник (не показано) трамвая перемещается по контактному проводу 15 и входит в контакт с расположенной ниже элементов 4 ходовой линии трамвая частью ходового элемента 10, совместно с ним перемещается вдоль элементов 4 ходовой линии трамвая и плавно преодолевает область разрыва ходовой линии трамвая с установленными в указанной области изолирующими держателями 6 с закрепленными в них элементами 8 ходовой линии троллейбуса. За счет того, что концевые участки 5 расположены под углом к элементам 4, токосъемник (не показано) трамвая совместно с ходовым элементом 10 плавно и безударно преодолевает разрыв ходовой линии трамвая, обеспечивая непрерывность движения транспортного средства через пересечение и плавное трогание с места после остановки в любой точке ходовой линии трамвая.
Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет обеспечить непрерывность движения по ходовой линии трамвая токосъемника с любой конфигурацией контактной поверхности при непрерывности токосъема в любой точке ходовой линии трамвая, расширить диапазон углов встречи, повысить долговечность, а также снизить вес устройства пересечения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство пересечения контактных линий трамвая и троллейбуса | 1984 |
|
SU1294661A1 |
Устройство пересечения контактных линий трамвая и троллейбуса | 1989 |
|
SU1752596A2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ИЗОЛЯТОР | 2009 |
|
RU2391728C1 |
Пересечение контактных линий трамвая и троллейбуса | 1945 |
|
SU69083A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ КОНТАКТНЫХ ПРОВОДОВ ТРОЛЛЕЙБУСНЫХ ЛИНИЙ | 1992 |
|
RU2082628C1 |
Устройство контроля пространственного положения токосъемной части токоприемника | 1988 |
|
SU1533899A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВЕШИВАНИЯ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ОДНОГО ТОКОВЕДУЩЕГО ПРОВОДА ТРОЛЛЕЙБУСНОЙ ИЛИ ТРАМВАЙНОЙ КОНТАКТНОЙ СЕТИ (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2099211C1 |
УПРАВЛЯЕМЫЙ ТОКОПРИЕМНИК ТРОЛЛЕЙБУСА И КОНТАКТНАЯ СЕТЬ | 2006 |
|
RU2346830C2 |
Компенсирующее устройство для сопряжения участков контактной сети | 1986 |
|
SU1323427A1 |
СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА РЕКУПЕРИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2436690C2 |
Изобретение относится к линиям электроснабжения, контактирующим с токосъемниками транспортных средств. Устройство пересечения контактных линий трамвая и троллейбуса содержит силовой элемент, к которому прикреплены элементы ходовой линии трамвая, электрически связанные с контактной сетью, и ходовой элемент, электрически связанный с контактной сетью трамвая и взаимодействующий с его токосъемником. При этом в области разрыва ходовой линии трамвая установлены изолирующие держатели с закрепленными в них элементами ходовой линии троллейбуса, выполненной без разрыва электрической связи с контактной сетью. Ходовой элемент установлен с возможностью совместного перемещения с токосъемником через разрыв ходовой линии трамвая. Технический результат изобретения заключается в обеспечении непрерывности токосъема в любой точке ходовой линии. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Устройство пересечения контактных линий трамвая и троллейбуса, содержащее силовой элемент, к которому прикреплены элементы ходовой линии трамвая, электрически связанные с контактной сетью, при этом в области разрыва ходовой линии трамвая установлены изолирующие держатели с закрепленными в них элементами ходовой линии троллейбуса, выполненной без разрыва электрической связи с контактной сетью, и ходовой элемент, электрически связанный с контактной сетью трамвая и взаимодействующий с его токосъемником, отличающееся тем, что ходовой элемент установлен с возможностью совместного перемещения с токосъемником через разрыв ходовой линии трамвая.
2. Устройство пересечения по п.1, отличающееся тем, что ходовой элемент размещен в корпусе, выполненным за одно целое с силовым элементом.
3. Устройство пересечения по п.1, отличающееся тем, что ходовой элемент выполнен в виде рычага маятникового типа, установленного на поворотной оси, и взаимодействующего с возвратной пружиной, размещенной в корпусе.
4. Устройство пересечения по п.3, отличающееся тем, что часть рычага в зоне контакта с токосъемником трамвая расположена ниже элементов ходовой линии трамвая.
5. Устройство пересечения по п.2, отличающееся тем, что в корпусе установлены ограничители перемещения рычага.
6. Устройство пересечения по п.1, отличающееся тем, что изолирующие держатели выполнены коробчатой формы П-образного профиля.
7. Устройство пересечения по п.1, отличающееся тем, что изолирующие держатели установлены с возможностью свободного поворота на силовом элементе.
8. Устройство пересечения по п.6, отличающееся тем, что изолирующие держатели выполнены из стеклопластика.
9. Устройство пересечения по п.6, отличающееся тем, что изолирующие держатели выполнены с гидрофобным покрытием.
SU 1159811 A, 07.06.1985 | |||
Наклонная плоскость для демонстрации закона свободного падения тел | 1929 |
|
SU19836A1 |
Устройство пересечения контактных линий трамвая и троллейбуса | 1989 |
|
SU1752596A2 |
Устройство пересечения контактных линий трамвая и троллейбуса | 1984 |
|
SU1294661A1 |
Авторы
Даты
2017-08-01—Публикация
2016-04-01—Подача