ОДОМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ Российский патент 2018 года по МПК G01C21/00 

Описание патента на изобретение RU2664978C2

Изобретение относится к области устройств для определения координат местоположения наземного транспортного средства, в частности, к одометрическим системам навигации, и может быть применено для осуществления сухопутной навигации многоосных подвижных объектов.

Известные одометрические системы навигации содержат в своем составе механический датчик пути, соединенный с ходовой частью транспортного средства, курсовую систему, вычислительное устройство, курсоуказатель и планшет индикаторный (см., например, А.А. Псарёв и др. Военная топография. М., Военное издательство, 1986 г., стр. 267). Однако, точность получения в таких системах информации о горизонтальной составляющей пройденного пути, используемой для счисления приращений координат, существенно зависит от ряда факторов, к которым, в частности, относится макро- и микрорельеф местности. Если влияние макрорельефа местности (участков неровностей рельефа, соизмеримых с базой транспортного средства) можно компенсировать в данных системах путем измерения датчиком горизонта курсовой системы углов наклона продольной оси транспортного средства с последующим их учетом при вычислении горизонтальной составляющей пройденного пути, то влияние микрорельефа местности не компенсируется.

Цель настоящего изобретения - повышение точности измерения горизонтальной составляющей пройденного наземным транспортным средством пути за счет исключения погрешности, обусловленной микрорельефом местности.

Указанная цель достигается тем, что в предлагаемом устройстве в отличие от прототипа дополнительно введен датчик линейного перемещения, корпус которого прикреплен к кузову транспортного средства, ползунок датчика линейного перемещения жестко соединен с валом колеса транспортного средства, выход датчика линейного перемещения соединен с входом вычислительного устройства.

Сущность изобретения поясняется чертежом (фиг. 1), где показана одометрическая система навигации. Устройство включает в себя датчик линейного перемещения 5, корпус которого соединен с кузовом 1 транспортного средства, а ползунок 6 жестко соединен с валом 2 колеса 3 транспортного средства, При этом вал 2 колеса 3 соединен с кузовом 1 транспортного средства с помощью подвески, имеющей амортизатор 4. Выход датчика линейного перемещения 5 соединен с первым входом вычислительного устройства 8. Со вторым входом вычислительного устройства соединен выход механического датчика пути 7, с третьим входом соединен выход курсовой системы 9. Выходы вычислительного устройства 8 соединены со входами курсоуказателя 10 и планшета индикаторного 11.

Устройство работает следующим образом. При движении многоосного транспортного средства по местности, имеющей неровности высота которых не превышает хода амортизаторов 4 подвески его колес 3 и расстояние между которыми меньше его колесной базы (микрорельеф), продольная ось транспортного средства практически не будет изменять своего положения относительно плоскости горизонта, в то время как его колеса будут обкатывать каждую неровность. Под действием неровности на i-ом отрезке пути колесо 3, а следовательно и жестко связанный с валом 2 колеса ползунок 6 датчика линейного перемещения 5, переместятся в вертикальной плоскости из положения «а» в положение «б» на отрезок величиной Δhi (фиг. 2):

Δhi=hi-1 - hi,

где hi-1 и hi - расстояния между центром колеса 3 и днищем транспортного средства в положениях «а» и «б», соответственно.

В результате на выходе датчика линейного перемещения 5 появится сигнал Ui, пропорциональный величине Δhi,

Ui=k⋅Δhi,

где k - коэффициент передачи датчика линейного перемещения 5.

Сигнал Ui подается на первый вход вычислительного устройства 8. На второй вход вычислительного устройства подается сигнал с выхода механического датчика пути 7, который содержит информацию Si о длине i-го отрезка пути.

В вычислительном устройстве 8 рассчитывается горизонтальная составляющая SГi пройденного пути. Вычисления осуществляются по следующим формулам:

где βi - величина угла наклона i-го отрезка пути относительно плоскости горизонта.

С выхода курсовой системы 9 на вход вычислительного устройства 8 поступает также информация о величине αi дирекционного угла продольной оси транспортного средства. По полученным значениям SГi и αi в вычислительном устройстве вычисляются плоские прямоугольные координаты Xi и Yi текущего местоположения транспортного средства:

где Хисх и Yисх - прямоугольные координаты исходного пункта маршрута.

С выхода вычислительного устройства 8 сигналы, несущие информацию о дирекционном угле αi транспортного средства и прямоугольных координатах Xi и Yi его текущего местоположения, поступают на входы курсоуказателя 10 и планшета индикаторного 11, соответственно.

Таким образом, в предложенной одометрической системе навигации обеспечивается компенсация погрешности измерения горизонтальной составляющей пройденного пути наземным транспортным средством, обусловленной микрорельефом местности. Следовательно, в предложенном устройстве точность измерения горизонтальной составляющей пройденного пути не будет зависеть от такого фактора, как микрорельеф местности, что в конечном итоге приводит к повышению точности определения прямоугольных координат местоположения транспортного средства.

Использованные источники

- Полевой В.А. «Работа с трехкоординатным топопривязчиком». М.: «Недра», 1978 г., стр. 25;

- Псарёв А.А. и др. «Военная топография». М.: «Воениздат», 1986 г., стр. 267 (прототип).

Похожие патенты RU2664978C2

название год авторы номер документа
МЕХАНИЧЕСКИЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ПУТИ 2017
  • Смирнов Василий Анатольевич
  • Черных Вячеслав Сергеевич
  • Пшеничных Евгений Викторович
  • Кольченко Иван Викторович
RU2679271C1
МОБИЛЬНАЯ СТАНЦИЯ НАЗЕМНОЙ ПОДВИЖНОЙ СЛУЖБЫ 2008
  • Добычин Борис Михайлович
  • Липатов Александр Анатольевич
  • Пенкин Михаил Эдуардович
  • Вергелис Николай Иванович
  • Липатов Александр Александрович
  • Новиковский Дмитрий Александрович
RU2371850C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ МЕСТООПРЕДЕЛЕНИЯ НАЗЕМНОГО ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2015
  • Акперов Акперов Имран Гурру Оглы
  • Крамаров Сергей Олегович
  • Храмов Владимир Викторович
  • Ковтун Ольга Геннадьевна
  • Лукасевич Виктор Иванович
RU2638358C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УКЛОНОВ, КРИВИЗНЫ, НЕРОВНОСТИ И КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Ачильдиев В.М.
  • Дрофа В.Н.
  • Рублев В.М.
  • Сорокин В.Е.
  • Цуцаев Д.А.
RU2162202C1
Система управления огнем боевой машины 2022
  • Закаменных Георгий Иванович
  • Бебенин Алексей Николаевич
  • Радзинский Геннадий Дмитриевич
  • Романов Александр Викторович
  • Хахин Василий Васильевич
  • Бенсон Валерий Вилнисович
RU2785804C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МАРШРУТОВ СЛЕДОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2001
  • Ценных К.М.
  • Турков С.К.
  • Криштал А.М.
  • Пащенко Е.С.
RU2194250C1
РОБОТИЗИРОВАННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПЛАТФОРМА 2018
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2701592C1
БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА СРЕДНЕЙ ТОЧНОСТИ ДЛЯ МОБИЛЬНОГО НАЗЕМНОГО ОБЪЕКТА 2013
  • Салычев Олег Степанович
RU2539131C1
РОБОТИЗИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОБИЛЬНОГО РОБОТИЗИРОВАННОГО РЕМОНТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2023
  • Ларькин Валентин Викторович
  • Шиль Владимир Владимирович
  • Шиль Владимир Иванович
  • Елисеев Алексей Петрович
RU2806129C1
СПОСОБ НАЧАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ ГИРОСКОПИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ НАЗЕМНЫХ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2016
  • Короп Василий Яковлевич
  • Лебедев Владимир Вячеславович
  • Орленко Владимир Васильевич
  • Устинов Владимир Васильевич
RU2617147C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 664 978 C2

Реферат патента 2018 года ОДОМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ

Изобретение относится к области устройств для определения координат местоположения наземного транспортного средства, в частности к одометрическим системам навигации, и может быть применено для осуществления сухопутной навигации многоосных подвижных объектов. Одометрическая система навигации отличается от аналогов датчиком линейного перемещения, корпус которого прикреплен к кузову транспортного средства, ползунок датчика линейного перемещения жестко соединен с валом колеса транспортного средства, выход датчика линейного перемещения соединен с входом вычислительного устройства. Благодаря этому, при движении многоосного транспортного средства по местности, имеющей неровности, высота которых не превышает хода амортизаторов подвески, и расстояние между которыми меньше его колесной базы (микрорельеф), будет обеспечиваться компенсация погрешности измерения горизонтальной составляющей пройденного пути наземным транспортным средством, обусловленной микрорельефом местности. Технический результат - повышение точности измерения горизонтальной составляющей пройденного наземным транспортным средством пути. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 664 978 C2

Одометрическая система навигации, содержащая механический датчик пути, курсовую систему, вычислительное устройство, курсоуказатель и планшет индикаторный, отличающаяся от аналогов тем, что в ее состав включается датчик дополнительного линейного перемещения, корпус которого прикреплен к кузову транспортного средства, ползунок датчика жестко соединен с валом колеса транспортного средства, выход датчика линейного перемещения соединен с входом вычислительного устройства, что, в свою очередь, позволяет повысить точность измерения горизонтальной составляющей пройденного пути за счет исключения погрешности, обусловленной микрорельефом местности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2664978C2

ПСАРЁВ А.А
И др
"ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ"
М.: "ВОЕНИЗДАТ", 1986 г., стр
Тепловой измеритель силы тока 1921
  • Гордеев П.П.
SU267A1
Контактное устройство 1944
  • Розенштейн Б.Г.
SU65501A1
Отсадочная машина для обогащения углей 1948
  • Зимин А.П.
SU77963A1
US 9488480 B2, 08.01.2016.

RU 2 664 978 C2

Авторы

Смирнов Василий Анатольевич

Черных Вячеслав Сергеевич

Пшеничных Евгений Викторович

Кольченко Иван Викторович

Даты

2018-08-24Публикация

2016-09-27Подача