Способ измерения скорости судна доплеровским лагом Российский патент 2018 года по МПК G01S15/58 

Описание патента на изобретение RU2665345C1

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения скорости судна доплеровским методом.

Одним из условий безопасного кораблевождения является постоянный контроль абсолютной (относительно дна) скорости судна и глубины под килем с использованием гидроакустического доплеровского лага (ДЛ) [1-6].

Глубина под килем измеряется при помощи эхолота [5, 6].

Как ДЛ, так и эхолот являются дорогостоящими устройствами, особенно при плавании в глубоководных районах, когда необходимо использовать относительно низкие частоты и, как следствие, иметь приемно-излучающую антенну больших габаритов. Поэтому было бы целесообразно использовать в качестве измерителя скорости судна и глубины под килем одно универсальное устройство - лаг-эхолот.

Совмещение функций ДЛ и эхолота в одном устройстве известно. Например, в ДЛ, описанном в изобретении [3], сначала измеряется глубина под килем, затем с использованием измеренной глубины рассчитывается допустимая длительность тонального сигнала, применяемого для измерения скорости судна. Недостатком такого технического решения является невозможность отслеживания изменения глубины под килем (т.е. рельефа дна) в процессе движения судна.

Для отслеживания рельефа дна необходимо глубину под килем измерять одновременно с измерением скорости судна. Но для этого нужно разрешить техническое противоречие между ДЛ и эхолотом. Оно состоит в том, что в ДЛ для обеспечения высокой точности измерения скорости судна используется тональный зондирующий сигнал (ЗС) большой длительности, определяемой по приближенной формуле [1]

ТТС - длительность тонального ЗС, с;

Hdno - глубина под килем, м;

Czv - средняя скорость распространения ЗС, м/с.

Обнаружение эхо-сигнала (ЭС) осуществляется либо путем спектрального анализа сигнала с выхода приемной антенны на перекрывающихся интервалах времени длительности ТТС [1], либо путем использования банка фильтров Калмана [3]. И в том и другом случае имеется неопределенность величиной ТТС в определении момента времени прихода ЭС на приемную антенну. С учетом этой неопределенности среднеквадратическая ошибка (СКО) измерения глубины с учетом формулы (1) составит

т.е. 33% от измеряемой глубины. Естественно, такая ошибка для практического использования неприемлема.

Для уменьшения ошибки измерения глубины, как следует из формулы (2), необходимо уменьшить длительность тонального ЗС. Но это не приемлемо, поскольку при этом возрастет ошибка измерения скорости судна.

Другим путем уменьшения ошибки измерения глубины является одновременное обнаружение ЭС на интервалах большой длительности ТТС (для измерения скорости судна) и малой длительности TKC (для измерения глубины).

В качестве прототипа выберем описанный в работе [1] и поясненный условной блок-схемой (фиг. 1) способ измерения скорости судна доплеровским лагом, включающий: излучение под наклоном ψизл тонального зондирующего сигнала с длительностью ТТС (блок 1); формирование характеристики направленности (ХН) приемной антенны для приема сигнала с направления излучения (блок 2); вычисление спектра сигнала, поступающего с выхода сформированной ХН, на следующих друг за другом с перекрытием не менее чем на 50% интервалах времени длительности ТТС (блок 3); выполнение процедуры обнаружения ЭС в каждом вычисленном спектре (блок 4). В случае обнаружения ЭС осуществляется определение его частоты и с ее использованием вычисление скорости судна по формуле [1]

где V - скорость судна, м/с;

ƒЗС - частота тонального ЗС, Гц;

ƒЭС - частота ЭС, Гц;

ψизл - угол между направлением излучения тонального ЗС и направлением вертикально вниз, град (как правило, ψизл=30°);

Процедуры, реализуемые в блоках 3 и 4 повторяются на интервале времени

где Hmax - максимальная глубина под килем, м.

Решаемая техническая проблема - расширение функций ДЛ.

Технический результат - повышение точности измерения расстояния до дна.

Указанный технический результат достигается тем, что сигнал, поступающий с выхода сформированной характеристики направленности, наряду с разбиением на перекрывающиеся интервалы длительности ТТС, на которых вычисляется его спектр и определяется его частота, также разбивается на перекрывающиеся интервалы меньшей длительности TKC, на которых вычисляется мощность сигнала и осуществляется обнаружение эхо-сигнала. Длительность сигнала TKC рассчитывается с учетом формулы (2) по формуле

где σH - заданная СКО измерения глубины, м.

Например, при σH =1 м TKC=4 мс.

В результате обнаружение ЭС осуществляется одновременно как на каждом интервале длительности ТТС, так и на каждом интервале длительности TKC. Обнаружение ЭС на интервале времени длительности ТТС осуществляется путем поиска максимума в вычисленном спектре сигнала методом двустороннего контраста; обнаружение ЭС на интервале времени длительности TKC осуществляется путем сравнения мощности сигнала на текущем интервале времени длительности TKC с мощностью сигнала на предыдущем интервале времени длительности TKC.

По ЭС, обнаруженному на интервале времени длительности ТТС, осуществляется определение его частоты, с использованием которой по формуле (3) вычисляется скорость судна, а по первому обнаружению ЭС на интервале времени длительности TKC, определяется разность моментов времени ΔТ обнаружения ЭС и излучения ЗС, которая используется для определения расстояния до дна по формуле:

Перекрытие интервалов в обоих случаях должно быть не менее 50%.

Блок-схема заявляемого способа изображена на фиг. 2.

В блоке 1 осуществляется излучение тонального зондирующего сигнала с длительностью ТТС.

В блоке 2 выполняется формирование характеристики направленности приемной антенны для приема сигнала с направления излучения.

В блоке 3 осуществляется вычисление спектра сигнала на текущем интервале времени длительности ТТС.

В блоке 4 выполняется процедура обнаружения ЭС в спектре, вычисленном на текущем интервале времени длительности ТТС. В случае обнаружения ЭС определяется его частота и с ее использованием по формуле (3) вычисляется скорость судна.

В блоке 5, реализуемом одновременно с блоком 3, осуществляется вычисление мощности сигнала на текущем интервале времени длительности TKC (TKC<<ТТС).

В блоке 6 вычисляется разность мощностей сигнала, измеренных на текущем и предыдущем интервалах времени длительности TKC. Если эта разность превышает заданное пороговое значение, то:

- вычисляется разность времен ΔТ между левой границей текущего интервала времени длительности TKC и моментом начала излучения тонального ЗС;

- с использованием вычисленной разности времен ΔТ по формуле (6) вычисляется расстояние до дна;

- формируется признак, по которому дальнейшая обработка сигнала в блоках 5 и 6 не производится.

Процедуры, реализуемые в блоках 3-6, повторяются на интервале времени Tmax, вычисляемом по формуле (4).

Таким образом, обеспечивается одновременное измерение скорости судна и глубины под килем и при этом повышается точность измерения глубины под килем.

Технический результат подтвержден имитационным моделированием.

Источники информации

1. Виноградов К.А., Кошкарев В.Н., Осюхин Б.А., Хребтов А.А. Абсолютные и относительные лаги // Л.: Судостроение, 1990.

2. Хребтов А.А., Виноградов К.А., Кошкарев В.Н., и др. Судовые измерители скорости // Л.: Судостроение, 1978.

3. Патент РФ №2439613. Гидроакустический доплеровский лаг с алгоритмом многоальтернативной фильтрации эхо-сигнала, основанным на использовании банка фильтров Калмана.

4. Богородский В.В. и др. Гидроакустическая техника исследования и освоения океана // Л.: Гидрометиздат, 1984, 264 с.

5. Гидроакустические навигационные средства. Под ред. В.В. Богородского // Л.: Судостроение, 1983, 262 с.

6. Виноградов К.А., Новиков И.А. Гидроакустические навигационные системы и средства // Навигация и гидрография, 1999, №7.

Похожие патенты RU2665345C1

название год авторы номер документа
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом 2017
  • Жуменков Сергей Васильевич
  • Машошин Андрей Иванович
  • Тимофеев Виталий Николаевич
  • Юхта Павел Валерьевич
RU2672464C1
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом 2017
  • Жуменков Сергей Васильевич
  • Машошин Андрей Иванович
  • Тимофеев Виталий Николаевич
  • Юхта Павел Валерьевич
RU2659710C1
Способ измерения частоты эхосигнала в доплеровском лаге 2017
  • Гучмазов Виталий Анатольевич
  • Жуменков Сергей Васильевич
  • Машошин Андрей Иванович
  • Тимофеев Виталий Николаевич
  • Юхта Павел Валерьевич
RU2670714C9
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом 2018
  • Машошин Андрей Иванович
  • Тимофеев Виталий Николаевич
RU2702696C1
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом 2017
  • Гучмазов Виталий Анатольевич
  • Жуменков Сергей Васильевич
  • Машошин Андрей Иванович
  • Тимофеев Виталий Николаевич
  • Юхта Павел Валерьевич
RU2677102C1
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом 2017
  • Жуменков Сергей Васильевич
  • Машошин Андрей Иванович
  • Тимофеев Виталий Николаевич
  • Юхта Павел Валерьевич
RU2655019C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ КОРАБЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ДНА МОРЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1977
  • Бородин Владимир Иванович
  • Ковалев Виктор Николаевич
  • Фомин Юрий Поликарпович
  • Яковлев Геннадий Васильевич
SU1840287A1
Способ позиционирования подводных аппаратов при плавании по постоянному маршруту 2022
  • Машошин Андрей Иванович
  • Пашкевич Иван Владимирович
RU2785215C1
СПОСОБ СЪЕМКИ РЕЛЬЕФА ДНА АКВАТОРИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Курсин Сергей Борисович
  • Добротворский Александр Николаевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Ставров Константин Георгиевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Воронин Василий Алексеевич
  • Тарасов Сергей Павлович
RU2434246C1
Устройство для определения поправок к глубинам, измеренным эхолотом при съемке рельефа дна акватории 2018
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Бирюк Николай Иванович
  • Чубыкин Алексей Алексеевич
RU2694084C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 665 345 C1

Реферат патента 2018 года Способ измерения скорости судна доплеровским лагом

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Одним из условий безопасного кораблевождения является постоянный контроль абсолютной (относительно дна) скорости судна и расстояния до дна. Указанный технический результат достигается тем, что сигнал, поступающий с выхода сформированной характеристики направленности приемной гидроакустической антенны, наряду с разбиением на перекрывающиеся интервалы времени длительности ТТС, равной длительности тонального зондирующего сигнала, также разбивается на перекрывающиеся интервалы времени меньшей длительности TKC, рассчитываемой исходя из заданной точности измерения глубины. Обнаружение эхо-сигнала (ЭС) осуществляется одновременно как на каждом интервале длительности ТТС, так и на каждом интервале длительности TKC. При обнаружении ЭС на интервале времени длительности ТТС определяется его частота, с использованием которой вычисляется скорость судна, а при первом обнаружении эхо-сигнала на интервале длительности TKC определяется интервал времени ΔТ между моментом времени этого обнаружения и моментом времени начала излучения тонального зондирующего сигнала. С использованием интервала времени ΔТ вычисляется глубина под килем. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 665 345 C1

Способ измерения скорости судна гидроакустическим доплеровским лагом, включающий излучение под наклоном к дну тонального зондирующего сигнала большой длительности, рассчитанной с учетом наклонного расстояния до дна, формирование характеристики направленности приемной антенны для приема сигнала с направления излучения, обнаружение отраженного от дна эхо-сигнала на выходе сформированной характеристики направленности на последовательных перекрывающихся интервалах времени, равных длительности тонального зондирующего сигнала, определение частоты обнаруженного эхо-сигнала, используемой для вычисления скорости судна, отличающийся тем, что сигнал с выхода характеристики направленности приемной антенны одновременно с разбиением на интервалы времени большой длительности разбивают на перекрывающиеся интервалы времени малой длительности, рассчитанной исходя из заданной точности измерения расстояния до дна, измеряют мощность сигнала на каждом из этих интервалов времени, вычисляют разность мощностей сигнала, измеренных на текущем и предыдущем интервалах времени малой длительности, вычисленную разность мощностей сигнала сравнивают с заданным пороговым значением, при превышении которого вычисляют разность времен между началом текущего интервала времени малой длительности и моментом времени начала излучения тонального зондирующего сигнала, с использованием вычисленной разности времен вычисляют расстояние до дна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2665345C1

Способ образования вихревой воронки в верхнем бьефе гидротехнических сооружений 1947
  • Фокеев В.С.
SU75062A1
Устройство для передачи распорядительных сигналов из центрального пункта нескольким установкам 1931
  • Плинк Я.А.
SU27863A1
СПОСОБ СЪЕМКИ РЕЛЬЕФА ДНА АКВАТОРИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Денесюк Евгений Андреевич
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Опарин Александр Борисович
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2340916C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ КОРАБЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ДНА МОРЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1977
  • Бородин Владимир Иванович
  • Ковалев Виктор Николаевич
  • Фомин Юрий Поликарпович
  • Яковлев Геннадий Васильевич
SU1840287A1
US 3603920 A1, 07.09.1971
US 7542374 B2, 02.06.2009.

RU 2 665 345 C1

Авторы

Жуменков Сергей Васильевич

Машошин Андрей Иванович

Тимофеев Виталий Николаевич

Юхта Павел Валерьевич

Даты

2018-08-29Публикация

2017-11-17Подача