Способ измерения скорости судна доплеровским лагом Российский патент 2018 года по МПК G01S15/58 

Описание патента на изобретение RU2655019C1

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения скорости судна доплеровским методом.

Одним из условий безопасного кораблевождения является постоянный контроль абсолютной (относительно дна) скорости судна.

Измерение абсолютной скорости судна обеспечивается с помощью доплеровского лага [1-6]. И хотя на надводных кораблях и судах вместо доплеровского лага все чаще используется спутниковая навигационная система, на подводных лодках и подводных аппаратах (обитаемых и необитаемых) доплеровский лаг продолжает оставаться основным средством измерения абсолютной скорости.

В качестве прототипа выбран описанный в работе [1] и поясненный на фиг. 1 способ измерения скорости судна доплеровским лагом, включающий циклическое излучение под наклоном к дну тонального зондирующего сигнала, формирование на каждом цикле излучения - приема характеристики направленности для приема сигнала с направления излучения; обнаружение эхосигналов на каждом цикле излучения - приема на выходе сформированной характеристики направленности; определение частоты обнаруженного эхосигнала; вычисление средней частоты эхосигналов, полученных на разных циклах излучения; вычисление скорости судна по формуле:

где V - скорость судна, м/с;

ƒЗC - частота зондирующего сигнала (ЗС), Гц;

ƒЭС/ср - средняя частота эхосигналов (ЭС), полученных на разных циклах излучения, Гц;

ψизл - угол между направлением излучения ЗС и направлением вертикально вниз, град (как правило, ψизл=30°);

Сzv - скорость звука в воде, м/с.

Недостатком описанного способа является низкая точность определения скорости судна при наличии течения и водных звукорассеивающих слоев (далее - звукорассеивающий слой). Объясняется это тем, что при наличии течения и водных звукорассеивающих слоев на одном цикле излучения может быть обнаружено несколько эхосигналов с разными частотами. В результате при осреднении частот всех ЭС, обнаруженных на разных циклах излучения, полученная средняя частота будет смещена относительно фактической частоты ЭС, отраженного от дна. Как следствие, будет смещена и оценка скорости судна, вычисляемая по формуле (1).

Решаемая техническая проблема - повышение эксплуатационных характеристик доплеровского лага.

Достигаемый технический результат - повышение надежности обнаружения эхосигналов, отраженных от морского дна, при наличии во входном сигнале, кроме эхосигналов, отраженных от дна, также эхосигналов, отраженных от звукорассеивающих слоев.

Заявляемый способ достигается следующими действиями, отличающими его от прототипа:

1) при обнаружении каждого эхосигнала дополнительно к определению его частоты определяется время его обнаружения относительно времени излучения зондирующего сигнала;

2) оценки частот и времен обнаружения эхосигналов, обнаруженных на разных циклах излучения зондирующего сигнала, перед осреднением подвергаются траекторному анализу, реализуемому, например, с использованием алгоритма последовательного анализа Вальда [7]. В результате траекторного анализа эхосигналы, отраженные от дна, отделяются от эхосигналов, отраженных от звукорассеивающих слоев;

3) осреднение частот эхосигналов выполняется отдельно для эхосигналов, отраженных от дна, и эхосигналов, отраженных от каждого звукорассеивающего слоя.

Блок схема заявляемого способа изображена на фиг. 2.

В блоке 1 осуществляется циклическое излучение под наклоном к дну тонального зондирующего сигнала.

В блоке 2 на каждом цикле излучения зондирующего сигнала выполняется формирование характеристики направленности для приема сигнала с направления излучения.

В блоке 3 на каждом цикле излучения выполняется процедура обнаружения эхосигналов. Для каждого обнаруженного эхосигнала определяются его частота и время его обнаружения относительно времени излучения зондирующего сигнала.

В блоке 4 осуществляется траекторный анализ оценок частот и времен обнаружения эхосигналов, обнаруженных на разных циклах излучения, в результате чего эхосигналы, отраженные от дна, отделяются от эхосигналов, отраженных от звукорассеивающих слоев.

В блоке 5 выполняется усреднение частот эхосигналов отдельно для эхосигналов, отраженных от дна, и эхосигналов, отраженных от каждого звукорассеивающего слоя.

В блоке 6 по формуле (1) вычисляются скорости судна относительно дна и относительно каждого звукорассеивающего слоя.

Таким образом, обеспечивается повышение надежности обнаружения ЭС от морского дна при наличии во входном сигнале, кроме эхосигналов, отраженных от дна, также эхосигналов, отраженных от звукорассеивающих слоев, за счет применения блока траекторного анализа принятых ЭС, позволяющего производить межцикловую идентификацию и корректное усреднение параметров ЭС.

Технический результат подтвержден имитационным моделированием и экспериментально.

Источники информации:

1. Виноградов К.А., Кошкарев В.Н., Осюхин Б.А., Хребтов А.А. Абсолютные и относительные лаги, - Л.: Судостроение, 1990.

2. Хребтов А.А., Виноградов К.А., Кошкарев В.Н. и др. Судовые измерители скорости.- Л.: Судостроение, 1978.

3. Патент РФ №2439613. Гидроакустический доплеровский лаг с алгоритмом многоальтернативной фильтрации эхосигнала, основанным на использовании банка фильтров Калмана.

4. Богородский В.В. Гидроакустическая техника исследования и освоения океана.- Л.: Гидрометиздат, 1984.

5. Гидроакустические навигационные средства. Под ред. В.В. Богородского. - Л.: Судостроение, 1983, 262 с.

6. Виноградов К.А., Новиков И.А. Гидроакустические навигационные системы и средства // Навигация и гидрография, ГНИИНГИ МО РФ, 1999, №7.

7. Ширяев А.Н. Статистический последовательный анализ. - М.: Наука, 1969.

Похожие патенты RU2655019C1

название год авторы номер документа
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом 2018
  • Машошин Андрей Иванович
  • Тимофеев Виталий Николаевич
RU2702696C1
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом 2017
  • Жуменков Сергей Васильевич
  • Машошин Андрей Иванович
  • Тимофеев Виталий Николаевич
  • Юхта Павел Валерьевич
RU2672464C1
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом 2017
  • Жуменков Сергей Васильевич
  • Машошин Андрей Иванович
  • Тимофеев Виталий Николаевич
  • Юхта Павел Валерьевич
RU2659710C1
Способ измерения частоты эхосигнала в доплеровском лаге 2017
  • Гучмазов Виталий Анатольевич
  • Жуменков Сергей Васильевич
  • Машошин Андрей Иванович
  • Тимофеев Виталий Николаевич
  • Юхта Павел Валерьевич
RU2670714C9
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом 2017
  • Жуменков Сергей Васильевич
  • Машошин Андрей Иванович
  • Тимофеев Виталий Николаевич
  • Юхта Павел Валерьевич
RU2665345C1
Способ измерения скорости судна доплеровским лагом 2017
  • Гучмазов Виталий Анатольевич
  • Жуменков Сергей Васильевич
  • Машошин Андрей Иванович
  • Тимофеев Виталий Николаевич
  • Юхта Павел Валерьевич
RU2677102C1
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ДОПЛЕРОВСКИЙ ЛАГ С АЛГОРИТМОМ МНОГОАЛЬТЕРНАТИВНОЙ ФИЛЬТРАЦИИ ЭХОСИГНАЛА, ОСНОВАННЫМ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ БАНКА ФИЛЬТРОВ КАЛМАНА 2010
  • Дмитриев Сергей Петрович
  • Соколов Анатолий Игоревич
  • Юхта Павел Валерьевич
RU2439613C1
Способ определения параметров цели гидролокатором 2017
  • Тимошенков Валерий Григорьевич
RU2650835C1
Многочастотный доплеровский способ измерений скорости течений в водной среде 2022
  • Волощенко Вадим Юрьевич
  • Волощенко Елизавета Вадимовна
RU2795579C1
Способ определения скорости звука 2021
  • Консон Александр Давидович
  • Тимошенков Валерий Григорьевич
RU2776959C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 655 019 C1

Реферат патента 2018 года Способ измерения скорости судна доплеровским лагом

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Достигаемый технический результат - повышение надежности обнаружения эхосигналов, отраженных от морского дна, при наличии во входном сигнале, кроме эхосигналов, отраженных от дна, также эхосигналов, отраженных от водных звукорассеивающих слоев. Заявляемый способ достигается следующими действиями: при обнаружении каждого эхосигнала дополнительно к определению его частоты определяется время его обнаружения относительно времени излучения зондирующего сигнала; оценки частот и времен обнаружения эхосигналов, обнаруженных на разных циклах излучения зондирующего сигнала, перед осреднением подвергаются траекторному анализу, реализуемому, например, с использованием алгоритма последовательного анализа Вальда. В результате траекторного анализа эхосигналы, отраженные от дна, отделяются от эхосигналов, отраженных от звукорассеивающих слоев; осреднение частот эхосигналов выполняется отдельно для эхосигналов, отраженных от дна, и эхосигналов, отраженных от каждого звукорассеивающего слоя. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 655 019 C1

1. Способ измерения скорости судна доплеровским лагом, включающий циклическое излучение под наклоном к дну тонального зондирующего сигнала, формирование на каждом цикле излучения - приема характеристики направленности для приема сигнала с направления излучения, обнаружение на каждом цикле излучения - приема эхосигналов на выходе сформированной характеристики направленности с определением их частот, вычисление средней частоты всех эхосигналов, обнаруженных на всех циклах излучения - приема, с использованием которой вычисляется скорость судна, отличающийся тем, что при обнаружении каждого эхосигнала дополнительно к определению его частоты определяется время его обнаружения относительно времени излучения зондирующего сигнала.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что оценки частот и времен обнаружения эхосигналов, обнаруженных на разных циклах излучения - приема, перед осреднением подвергаются траекторному анализу, в результате которого эхосигналы, отраженные от дна, отделяются от эхосигналов, отраженных от звукорассеивающих слоев.

3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что осреднение частот эхосигналов выполняется отдельно для эхосигналов, отраженных от дна, и эхосигналов, отраженных от каждого водного звукорассеивающего слоя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2655019C1

Способ образования вихревой воронки в верхнем бьефе гидротехнических сооружений 1947
  • Фокеев В.С.
SU75062A1
Устройство для передачи распорядительных сигналов из центрального пункта нескольким установкам 1931
  • Плинк Я.А.
SU27863A1
ПРИЕМНЫЙ ТРАКТ ИМПУЛЬСНОГО ВЫСОКОТОЧНОГО ДОПЛЕРОВСКОГО ЛАГА 1997
  • Матвиенко Ю.В.
  • Кулинченко С.И.
  • Макаров В.Н.
  • Кузьмин А.В.
RU2120131C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СУДНА ОТНОСИТЕЛЬНО ДНА 1992
  • Сапрыкин Вячеслав Алексеевич
  • Павликов Сергей Николаевич
  • Убанкин Евгений Иванович
RU2037847C1
Устройство для придания блеска завитым целлюлозным волокнам 1931
  • Мишель Жан Дассонвиль
SU38959A1
US 20070233389 A1, 04.10.2007.

RU 2 655 019 C1

Авторы

Жуменков Сергей Васильевич

Машошин Андрей Иванович

Тимофеев Виталий Николаевич

Юхта Павел Валерьевич

Даты

2018-05-23Публикация

2017-08-25Подача