Подводный планер-глайдер Российский патент 2018 года по МПК B63G8/00 B63C11/48 

Описание патента на изобретение RU2669244C1

Изобретение относится к судостроению, конкретно к автономным необитаемым подводным самоходным аппаратам (планерам-глайдерам) и может быть использовано для исследования водных акваторий.

Известен подводный планер, состоящий из корпуса, крыла из двух шарнирно прикрепленных к корпусу консолей, киля и системы изменения углов атаки консолей (пат. RU №2490164, опубл. 20.08.2013, МПК: B63G 8/00). Консоли установлены на оси вращения, проходящей за центром давления крыла с возможностью саморегуляции угла атаки крыла в зависимости от скорости и направления набегающего потока без использования дополнительных энергоресурсов.

Недостатки данного подводного планера связаны с трудностями в реализации механизма отклонения консолей на значительных глубинах из-за высокого забортного давления, что снижает его надежность и живучесть.

Известно погружное транспортное средство, разработанное в США (US 2009241826 A1, 01.10.2009). Погружное транспортное средство оборудовано системой управления движением каждой из консолей крыла, обеспечивающей движение консолей крыла вверх, когда транспортное средство опускается вниз и вниз, когда транспортное средство идет вверх. Такое устройство подводного транспортного средства за счет V образности крыла приводит к увеличению его поперечной устойчивости и дает возможность управления курсом за счет удержания электромагнитом или другим устройством одной из консолей в противоположном положении.

Недостатки данного погружного транспортного средства связаны с дополнительными затратами энергии для перемещения консолей крыла, а также достаточно сложным механизмом перемещения консолей крыла, что снижает его надежность и живучесть.

Известен подводный планер-глайдер Slocum, разработанный американской корпорацией Teledyne, принимаемый за прототип (см. Лопота А.В., Николаев А.Б. Морские робототехнические комплексы военного и специального назначения / А.В. Лопота. - СПб.: Издательство ЦНИИ РТК, 2016, стр. 16-17). Перемещение планера-глайдера в водной среде по глубине осуществляется за счет изменения остаточной плавучести. Для этого вместо силовой установки с гребным винтом планер-глайдер оснащают системой автоматического управления плавучестью (САУП), которая формирует управляющие воздействия в виде изменения величины и знака остаточной плавучести глайдера. Исполнительный тракт САУП состоит из балластной цистерны, размещенной в прочном корпусе глайдера, и эластомерной емкости в проницаемой части, распределительных электромагнитных клапанов, гидронасоса рабочей жидкости (обычно минеральное масло). При постоянном массовом водоизмещении объемное водоизмещение аппарата может управляемо меняться при откачке рабочей жидкости из балластной цистерны в эластичную емкость или, наоборот, подаче жидкости из емкости в цистерну, приводя к изменению плавучести. Так как исполнительный тракт САУП является основным потребителем энергии от бортового источника, автономность глайдера в значительной степени зависит как от принятого алгоритма работы САУП, так и от типа исполнительного тракта. При спуске на воду планер-глайдер Slocum постепенно погружается по пологой наклонной траектории со средней скоростью 0,8 узла. Затем он всплывает по восходящей к поверхности траектории и далее цикл повторяется. Управление курсом планера-глайдера осуществляют за счет отклонения кормового вертикального руля за стабилизатором.

Недостатки данного устройства управления планером-глайдером по курсу связаны с трудностями в реализации механизма отклонения кормового вертикального руля на значительных глубинах из-за высокого забортного давления, что снижает его надежность и живучесть.

Задачей изобретения является разработка нового устройства маневрирования подводного планера-глайдера по курсу без перекладок вертикального руля, которое позволяет устранить недостатки прототипа и защитить исполнительные механизмы и конструкции от агрессивного воздействия морской воды и, тем самым, повышает надежность и живучесть подводного планера-глайдера.

Технический результат изобретения заключается в отсутствии необходимости перекладок вертикального кормового руля при маневрировании планера-глайдера по курсу, что устраняет возможные протечки в исполнительных механизмах перекладки кормового вертикального руля и позволяет полностью отказаться от его использования, защищает конструкции от агрессивного воздействия морской воды и повышает его надежность и живучесть.

Сущность изобретения заключается в том, что подводный планер-глайдер, включает систему управления плавучестью, состоящую из балластных цистерн, распределительных электромагнитных клапанов, гидронасосов рабочей жидкости, размещенных в прочном корпусе подводного планера-глайдера, эластомерных емкостей, размещенных в проницаемой части подводного планера-глайдера. Система управления плавучестью разделена на два независимо работающих исполнительных тракта, расположенных симметрично относительно диаметральной плоскости подводного планера-глайдера, а эластомерные емкости выполнены с изменяемым объемом для осуществления смещения точки приложения равнодействующей силы избыточной плавучести относительно диаметральной плоскости, с возможностью накренения и, соответственно, маневрирования подводного планера-глайдера по курсу.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где

на фиг. 1 показана схема, отражающая работу двух исполнительных трактов системы управления плавучестью.

Подводный планер-глайдер состоит их прочного корпуса 1, проницаемой части 2 и системы управления плавучестью 3-10, которая разделена на два независимо работающих исполнительных тракта 3, 5, 7, 9 и 4, 6, 8, 10, расположенных симметрично относительно диаметральной плоскости подводного планера-глайдера. Исполнительные тракты системы управления плавучестью состоят из балластных цистерн 3 и 4, гидронасосов рабочей жидкости (обычно минеральное масло) 5, 6, распределительных электромагнитных клапанов 7, 8, размещенных в прочном корпусе 1, а также эластомерных емкостей 9, 10, размещенных в проницаемой части 2.

Эластомерные емкости 9, 10 выполнены с изменяемым объемом для осуществления смещения точки приложения равнодействующей силы избыточной плавучести относительно диаметральной плоскости, с возможностью накренения и, соответственно, маневрирования подводного планера-глайдера по курсу.

Устройство для маневрирования подводного планера-глайдера по курсу работает следующим образом. Задают независимую работу трактов системы управления плавучестью, что приводит к различному объему эластомерных емкостей 9 и 10 в проницаемой части 2. Это, в свою очередь, смещает точку приложения равнодействующей силы избыточной плавучести относительно диаметральной плоскости, что приводит к накренению и, соответственно, маневрированию глайдера по курсу.

Отсутствует необходимость перекладок кормового вертикального руля при маневрировании глайдера по курсу, что устраняет возможные протечки в исполнительных механизмах перекладки кормового вертикального руля и позволяет полностью отказаться от его использования, защищает конструкции от агрессивного воздействия морской воды и, тем самым, повышает надежность и живучесть подводного планера-глайдера.

Похожие патенты RU2669244C1

название год авторы номер документа
Необитаемый подводный аппарат для глубоководных погружений 2020
  • Сухоруков Андрей Львович
  • Торопов Евгений Евгеньевич
  • Семенов Вячеслав Борисович
RU2733190C1
Планирующий подводный аппарат 2020
  • Сухоруков Андрей Львович
  • Торопов Евгений Евгеньевич
  • Семенов Вячеслав Борисович
RU2731590C1
Подводный аппарат планирующего типа 2020
  • Сухоруков Андрей Львович
  • Семенов Вячеслав Борисович
  • Торопов Евгений Евгеньевич
RU2747106C1
Планирующий подводный аппарат 2020
  • Сухоруков Андрей Львович
  • Семенов Вячеслав Борисович
  • Торопов Евгений Евгеньевич
RU2747522C1
Подводный планер-глайдер 2021
  • Лычев Валерий Викторович
  • Савина Людмила Николаевна
RU2763456C1
Автономное устройство обнаружения нарушителей на морском участке границы 2022
  • Бердников Александр Юрьевич
  • Куканков Сергей Николаевич
RU2785655C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОДВОДНОГО ПЛАНЕРА 2018
  • Щеглов Сергей Георгиевич
RU2680678C1
ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ 2003
  • Бабахин Анатолий Иванович
  • Коновалов Валентин Иванович
  • Манеев Мукаддяс Нетфуллович
  • Медведев Михаил Михайлович
  • Смирнов Константин Станиславович
  • Толмачёв Александр Николаевич
RU2271301C2
САМОТРАНСПОРТИРУЮЩАЯСЯ МИНА-ГЛАЙДЕР И СПОСОБ ЕЕ ПОСТАНОВКИ 2016
  • Поленин Владимир Иванович
  • Новиков Александр Владимирович
  • Быстров Борис Васильевич
  • Попов Андрей Михайлович
RU2668021C2
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ 2022
  • Серебренников Александр Святославович
  • Новиков Сергей Сергеевич
  • Сальников Егор Владимирович
  • Сидоренков Дмитрий Владимирович
  • Кургин Федор Федорович
  • Петров Борис Анатольевич
RU2779768C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 669 244 C1

Реферат патента 2018 года Подводный планер-глайдер

Изобретение относится к судостроению, а именно к автономным необитаемым подводным самоходным аппаратам (планерам-глайдерам) для исследования водных акваторий. Подводный планер-глайдер включает в себя систему управления плавучестью, состоящую из балластных цистерн, распределительных электромагнитных клапанов, гидронасосов рабочей жидкости, размещенных в прочном корпусе подводного планера-глайдера, эластомерных емкостей, размещенных в проницаемой части подводного планера-глайдера. Система управления плавучестью разделена на два независимо работающих исполнительных тракта, расположенных симметрично относительно диаметральной плоскости подводного планера-глайдера. Эластомерные емкости выполнены с изменяемым объемом для осуществления смещения точки приложения равнодействующей силы избыточной плавучести относительно диаметральной плоскости, с возможностью накренения и, соответственно, маневрирования подводного планера-глайдера по курсу. Достигается повышение надежности и живучести планера-глайдера. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 669 244 C1

Подводный планер-глайдер, включающий систему управления плавучестью, состоящую из балластных цистерн, распределительных электромагнитных клапанов, гидронасосов рабочей жидкости, размещенных в прочном корпусе подводного планера-глайдера, эластомерных емкостей, размещенных в проницаемой части подводного планера-глайдера, отличающийся тем, что система управления плавучестью разделена на два независимо работающих исполнительных тракта, расположенных симметрично относительно диаметральной плоскости подводного планера-глайдера, а эластомерные емкости выполнены с изменяемым объемом для осуществления смещения точки приложения равнодействующей силы избыточной плавучести относительно диаметральной плоскости, с возможностью накренения и, соответственно, маневрирования подводного планера-глайдера по курсу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2669244C1

ПОДВОДНЫЙ ПЛАНЕР (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Щеглов Сергей Георгиевич
RU2490164C1
Грузозахватное приспособление 1956
  • Моисеев Г.С.
  • Толорая Д.Ф.
SU106880A1
JP 2007276609 A, 25.10.2007
JP 2008018899 A, 31.01.2008.

RU 2 669 244 C1

Авторы

Сухоруков Андрей Львович

Лускин Борис Анатольевич

Даты

2018-10-09Публикация

2017-11-20Подача