НАДПАЛУБНАЯ СУДОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ Российский патент 2002 года по МПК B63B17/04 

Описание патента на изобретение RU2180302C2

Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструкции корпуса судна, и может найти себе применение на судах неограниченного и ограниченного района плавания с широким раскрытием палубы в надпалубной судовой конструкции.

Известна надпалубная судовая конструкция, включающая переходную кницу надстройки, палубный настил, фальшборт, содержащий планширь, лист фальшборта, контрофорс (стойку), подвижное соединение в стойках фальшборта, предназначенное для соединения с переходной кницей надстройки (см. Н.В.Барабанов. Конструкция корпуса морских судов. - Л.: Судостроение, 1993, рис. 156, стр. 195).

К недостаткам такой конструкции следует отнести сложность и трудоемкость изготовления большого количества подвижных соединений.

Известна также надпалубная судовая конструкция, включающая переходные кницы надстроек, ширстрек и фальшборт, содержащий лист, планширь и контрофорсы, скрепленные с палубным стрингером (см. Н.Л.Сиверс. Расчет и конструирование судовых надстроек. - Л.: Судостроение, 1966, рис. 144, стр. 255).

Недостаток этой конструкции в том, что появляются трещины в крайних элементах конструкции фальшборта в связи с недостаточной прочностью конструкции.

Задача, на выполнение которой направлено заявляемое решение, выражается в повышении общей и местной прочности за счет включения фальшборта в общий продольный изгиб судна наряду с продольными комингсами и предупреждении образования точек с максимальной концентрацией напряженности за счет перенесения их на более низкий уровень напряженности.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, выражается в исключении появления трещин по концам фальшборта и упрощении технологии изготовления и сборки конструкции фальшборта.

Поставленная задача решается тем, что надпалубная судовая конструкция, включающая переходные кницы надстроек, ширстрек и фальшборт, содержащий лист, планширь и контрофорсы, скрепленные с палубным стрингером, отличается тем, что присоединенный фальшборт сдвинут от ширстрека к продольной оси судна с нахлестом и зазором относительно плоскости переходных книц надстроек, при этом на участке нахлеста плоскость переходных книц надстроек и лист фальшборта скреплены стяжками, не менее чем двумя, предпочтительно выполненными в виде металлических пластин, размещенных вертикально в зазоре между переходными кницами надстроек и фальшбортом, и жестко скрепленными своими вертикальными кромками с плоскостями переходных книц надстроек и листа фальшборта.

Сравнение существенных признаков отличительной части формулы изобретения заявленного решения с существенными признаками прототипа свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию "новизна".

Признаки отличительной части формулы изобретения решают следующие функциональные задачи.

Признак ". ..присоединенный фальшборт сдвинут от ширстрека к продольной оси судна. .." позволяет в составе корпуса наряду с непрерывными комингсами играть роль надежной продольной связи в обеспечении общей прочности корпуса судна и одновременно выполнять свое функциональное назначение; также сдвиг фальшборта от борта дает возможность создать барьер для беспрепятственного распространения трещин, возникающих в верхних кромках фальшборта.

Признак "...с нахлестом и зазором относительно плоскости переходных книц надстроек. .." позволяет увеличить площадь расчетного сечения эквивалентного бруса в районах соединения конструкции фальшборта с надстройками, баком и ютом, и избежать трещин в концевых участках фальшборта.

Признак ". . .на участке нахлеста плоскость переходных книц надстроек и лист фальшборта скреплены стяжками, не менее чем двумя, предпочтительно выполненными в виде металлических пластин, размещенных вертикально в зазоре между переходными кницами надстроек и фальшбортом, и жестко скрепленными своими вертикальными кромками с плоскостями переходных книц надстроек и листа фальшборта" позволяет образовывать объемную конструкцию из участка фальшборта, выходящего за район перехлеста с переходной кницей надстройки с целью лучшего вовлечения фальшборта в общий продольный изгиб, а также для обеспечения стока воды. Стяжки будут более устойчивыми в виде толстых и маленьких пластин: на сжатии при действии нагрузок со стороны моря и груза и при участии конструкции фальшборта в общем продольном изгибе они дадут возможность конструкции свободно смещаться в продольном направлении. Стяжки будут более податливыми на действия сдвигающих усилий от общего продольного изгиба при их вертикальном расположении.

На фиг.1 показана заявляемая надпалубная судовая конструкция.

На фиг.2 показано сечение по стяжке (вид сверху).

Надпалубная судовая конструкция состоит из листов (фальшборта) 1, контрофорсов 2, планширей 3, ширстрека 4, палубного стрингера 5, стяжек 6, переходной кницы надстройки 7. На фиг.2 показан односторонний тавровый шов Т1.

Конструкцию собирают целиком в виде отдельной секции или нескольких, концевых и средних, если судно имеет большую длину. Для этого изготавливают узлы и детали: сваренные листы 1, контрофорсы 2, планширь 3. Затем закрепляют сваренные листы (фальшборта) 1 на сборочном стенде, размечают сдвинутые от ширстрека 4 к продольной оси судна места установки контрофорсов 2, планширя 3, устанавливают по разметке и закрепляют контрофорсы 2 и планширь 3 на прихватках, проверяют и сдают ОТК под сварку, после чего сваривают всю конструкцию в виде секции. Во время стапельной сборки производят установку секций на палубном стрингере 5, раскрепление и подготовку кромок сваренных листов (фальшборта) 1 и контрофорсов 2 под сварку. Приваривают готовую конструкцию (фальшборт), состоящую из сваренных листов (фальшборта) 1, контрофорсов 2, планширей 3, к палубному стрингеру 5 с проведением мероприятий по предупреждению сварочных деформаций. Работы по приварке конструкции фальшборта производят при растянутой палубе, т. е. корпус должен быть в состоянии перегиба. Устанавливают стяжки 6 по концевым сечениям конструкции фальшборта. Сварку производят односторонним тавровым швом (см. фиг.2) с переходной кницей надстройки 7 и концевым участком конструкции фальшборта.

Похожие патенты RU2180302C2

название год авторы номер документа
ФАЛЬШБОРТ СУДНА 1994
  • Никешин К.Н.
  • Харитонов В.В.
RU2078710C1
СОЕДИНЕНИЕ ПАЛУБНОГО И БОРТОВОГО ПЕРЕКРЫТИЙ 1998
  • Шемендюк Г.П.
  • Павлов Д.Б.
  • Гутник А.А.
  • Рожков В.Е.
RU2137658C1
Судовая корпусная конструкция в районе окончания надстройки 1989
  • Головешкин Юрий Валентинович
  • Карпов Анатолий Александрович
  • Тузлукова Наталия Ильинична
SU1654112A1
Корпус судна 1989
  • Царенко Анатолий Иванович
SU1763284A1
Фальшборт 2017
  • Бураковский Павел Евгеньевич
  • Тимофеев Владимир Константинович
  • Хирамагомедов Магомед Магомедович
RU2678145C1
Узел соединения палубного и бортового перекрытия корпуса судна 1980
  • Шемендюк Геннадий Петрович
  • Васильев Алексей Леонидович
  • Любушин Николай Петрович
SU927625A1
СУДОВОЙ КОРПУС 1992
  • Царенко Анатолий Иванович[Ua]
  • Царенко Любовь Ильинична[Ua]
  • Царенко Александр Анатольевич[Ua]
  • Царенко Татьяна Анатольевна[Ua]
  • Шевченко Мария Платоновна[Ua]
RU2068366C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ БАЛОК ОСНОВНОГО НАБОРА КОРПУСА СУДНА 1991
  • Братухин О.И.
  • Кулеш В.А.
RU2057676C1
МЕЛКОСИДЯЩИЙ ТАНКЕР 2004
  • Кузнецова Татьяна Александровна
RU2286282C2
Расширительное соединение частейСудОВОй НАдСТРОйКи 1979
  • Одинцов Борис Григорьевич
  • Шах Дмитрий Михайлович
SU800017A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 180 302 C2

Реферат патента 2002 года НАДПАЛУБНАЯ СУДОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования фальшборта судна в районе установки переходной кницы надстройки корпуса судна. Надпалубная судовая конструкция имеет переходные кницы надстройки, ширстрек и фальшборт. Фальшборт содержит лист, планширь и контрфорсы, скрепленные с палубным стрингером. Присоединенный фальшборт сдвинут от ширстрека к продольной оси судна с нахлестом и зазором относительно плоскости переходных книц надстроек. На участке нахлеста плоскость переходных книц надстроек и лист фальшборта скреплены стяжками, не менее чем двумя. Стяжки предпочтительно выполнены в виде металлических пластин. Пластины размещены вертикально в зазоре между переходными кницами надстроек и фальшбортом и жестко скреплены своими вертикальными кромками с плоскостями переходных книц надстроек и листа фальшборта. Технический результат реализации изобретения заключается в исключении появления трещин по концам фальшборта и в упрощении технологии изготовления и сборки конструкции фальшборта. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 180 302 C2

Надпалубная судовая конструкция, включающая переходные кницы надстроек, ширстрек и фальшборт, содержащий лист, планширь и контрфорсы, скрепленные с палубным стрингером, отличающаяся тем, что присоединенный фальшборт сдвинут от ширстрека к продольной оси судна с нахлестом и зазором относительно плоскости переходных книц надстроек, при этом на участке нахлеста плоскость переходных книц надстроек и лист фальшборта скреплены стяжками, не менее чем двумя, предпочтительно выполненными в виде металлических пластин, размещенных вертикально в зазоре между переходными кницами надстроек и фальшбортом, и жестко скрепленными своими вертикальными кромками с плоскостями переходных книц надстроек и листа фальшборта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2180302C2

СИВЕРС Н.Л
Расчет и конструирование судовых надстроек
- Л.: Судостроение, 1966, с.255, рис.144
Носовая оконечность корпуса судна 1976
  • Богданов Борис Владимирович
SU796048A1
US 4966092 А, 30.10.1990.

RU 2 180 302 C2

Авторы

Шевелева К.В.

Шемендюк Г.П.

Даты

2002-03-10Публикация

2000-04-20Подача