СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Российский патент 2019 года по МПК G01C21/00 

Описание патента на изобретение RU2690203C1

Изобретение относится к способам навигации и может быть использовано для повышения точности определения местоположения транспортных средств, движущихся по известным траекториям.

Известны способы позиционирования транспортных средств на основе приема спутниковых навигационных сигналов [ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / Под ред. А.И. Перова, В.Н. Харисова. 3-е изд., перераб. М.: Радиотехника, 2005. 688 с.], инерциальных измерений [Андреев В.Д. Теория инерциальной навигации: автономные системы / Изд-во "Наука," Глав. ред. физико-математической лит-ры, 1966. 579 с.] и др. Недостатком данных способов является невозможность уменьшения ошибок определения координат транспортных средств, обусловленных инструментальными и методическими погрешностями навигационных систем и их чувствительных элементов.

Заявленный способ направлен на повышение точности определения текущих координат (позиционирования) транспортных средств, движущихся по известным траекториям.

Поставленная задача возникает при необходимости высокоточного позиционирования различных транспортных средств (ТС) - автомобилей, железнодорожных составов и др., движущихся по известным траекториям (автострадам, железным дорогам и т.п.).

Сущность заявленного способа состоит в том, что до начала движения ТС на основании картографической информации известная траектория движения ТС разбивается на участки, аппроксимируемые с заданной точностью ортодромическими отрезками, на которых существует функциональная связь между геоцентрическими координатами, позволяющая выразить две координаты через третью, а при движении ТС по известной траектории измеренные навигационной системой текущие геоцентрические координаты ТС проецируются на истинную ортодромическую траекторию движения ТС, при этом координаты точки проекции определяются с учетом связи между геоцентрическими координатами на ортодромии и решения иррационального уравнения относительно одной из координат, полученного из условия минимума длины ортодромического отрезка между точкой с измеренными координатами ТС и точкой проекции на истинную ортодромическую траекторию его движения, координаты которой принимаются за истинные текущие геоцентрические координаты ТС.

Существо предложенного способа состоит в следующем.

При решении задачи определения текущих координат ТС, движущегося по известной траектории, по зашумленным показаниям навигационной системы (НС) любого типа, точность позиционирования ТС можно существенно повысить путем точного трехмерного проецирования его координат, определенных по измерениям НС, на истинную пространственную траекторию движения ТС. С этой целью на основании картографической информации (например, электронной карты) известная траектория движения ТС разбивается до начала движения на участки, аппроксимируемые с заданной точностью кратчайшими отрезками траектории между точками разбиения (т.н. ортодромическими отрезками).

Это позволяет решить задачу трехмерного проецирования координат ТС как задачу определения геоцентрических координат ξ, η, ζ точки пересечения D кратчайшей линии (ортодромии), проведенной на сфере Земли из точки текущего местоположения ТС С с координатами ξ2, η2, ζ2, определенной по измерениям НС, с ортодромическим траекторным отрезком АВ, аппроксимирующим текущий интервал траектории его движения (фиг. 1). Зависимость длины ортодромии CD (точнее, косинуса длины ортодромии CD) от геоцентрических координат определяется из выражения скалярного произведения векторов ОС ξ2, η2, ζ2 и OD ξ, η, ζ:

где r - радиус Земли.

Данное выражение позволяет решить задачу проецирования координат ТС, определенных по измерениям НС, как задачу минимизации длины дуги CD за счет выбора соответствующих геоцентрических координат. Учитывая, что r2=const, далее вместо полученного выражения косинуса длины ортодромии CD рассматриваем минимизацию только функции ψ=ξξ2+ηη2+ζζ2.

Используя известную связь между геоцентрическими (гринвичскими) координатами на ортодромической траектории, позволяющую выразить две координаты ξ, ξ через третью координату η [Соколов С.В. Синтез аналитических моделей пространственных траекторий и их применение для решения задач спутниковой навигации // Прикладная физика и математика, Т. 1. вып. 2. 2013. С. 3-12]:

где

ξ0, η0, ζ0 - геоцентрические координаты начальной точки ортодромического отрезка,

ξ1, η1, ζ1 - геоцентрические координаты конечной точки ортодромического отрезка,

приведем функцию ψ к функции одной переменной:

A1=cosP0⋅P⋅ξ22+sinP0⋅P⋅ζ2, A2=a02 cosP02 sinP0).

Для определения значения переменной η*, обеспечивающего минимальное значение ψ - т.е. минимальную длину ортодромии CD, продифференцируем ψ по η:

и приравняем к нулю:

Решая полученное иррациональное уравнение относительно искомого значения η*, имеем:

где знак координаты η* выбирается из условия - η0≤η*≤η1.

Остальные координаты ξ, ξ точки D вычисляются по соотношениям (1), определяя, тем самым, координаты ТС на его истинной траектории движения, максимально близкие к координатам, определенным по зашумленным показаниям навигационной системы.

Предложенный способ позиционирования транспортных средств позволяет существенно повысить точность определения текущих координат ТС за счет исключения ошибок измерения, приводящих к отклонению от истинной траектории движения ТС (т.е. приводящих к позиционированию ТС вне истинной траектории).

Похожие патенты RU2690203C1

название год авторы номер документа
Способ повышения точности позиционирования подвижных объектов 2019
  • Соколов Сергей Викторович
  • Погорелов Вадим Алексеевич
  • Щесняк Кирилл Евгеньевич
  • Шаталов Андрей Борисович
  • Гашененко Игорь Николаевич
RU2705733C1
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2018
  • Альбеков Адам Умарович
  • Вовченко Наталья Геннадьевна
  • Полуботко Анна Александровна
  • Соколов Сергей Викторович
  • Тищенко Евгений Николаевич
RU2690521C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБЪЕКТА 2020
  • Соколов Сергей Викторович
  • Погорелов Вадим Алексеевич
  • Шаталов Андрей Борисович
  • Гашененко Игорь Николаевич
RU2754087C1
Устройство позиционирования транспортных средств 2018
  • Дзюба Юрий Владимирович
  • Охотников Андрей Леонидович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Соколов Сергей Викторович
  • Уманский Владимир Ильич
RU2689840C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ НАВИГАЦИОННЫХ СПУТНИКОВ 2015
  • Акперов Имран Гурру Оглы
  • Каменский Владислав Валерьевич
  • Крамаров Сергей Олегович
  • Лукасевич Виктор Иванович
  • Соколов Сергей Викторович
  • Тищенко Евгений Николаевич
RU2584541C1
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2018
  • Альбеков Адам Умарович
  • Вовченко Наталья Геннадьевна
  • Полуботко Анна Александровна
  • Соколов Сергей Викторович
  • Тищенко Евгений Николаевич
RU2683584C1
КОМПЛЕКС БОРТОВЫХ ТРАЕКТОРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ 1995
  • Климов В.Т.
  • Харин Е.Г.
  • Саблев В.А.
  • Поликарпов В.Г.
  • Миримов Б.И.
  • Копылов И.А.
  • Калинин Ю.И.
  • Масленников В.Г.
  • Вавилова Н.Б.
RU2116666C1
Бортовое устройство для диагностики состояния рельсового пути 2019
  • Дзюба Юрий Владимирович
  • Охотников Андрей Леонидович
  • Павловский Андрей Александрович
RU2704692C1
СПОСОБ АВТОНОМНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРБИТЫ И ОРИЕНТАЦИИ КОРПУСА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА В ПРОСТРАНСТВЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ АПРИОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2013
  • Кузнецов Владислав Иванович
  • Данилова Тамара Валентиновна
  • Косулин Дмитрий Михайлович
  • Архипова Марина Александровна
RU2542599C2
УНИФИЦИРОВАННЫЙ НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ЛА 2015
  • Никулин Александр Степанович
  • Джанджгава Гиви Ивлианович
  • Алексеев Алексей Николаевич
  • Бареев Фаниль Халимович
  • Бражник Валерий Михайлович
  • Герасимов Геннадий Иванович
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Курдин Василий Викторович
  • Орехов Михаил Ильич
RU2590934C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 690 203 C1

Реферат патента 2019 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к способам навигации и может быть использовано для повышения точности определения местоположения транспортных средств (ТС), движущихся по известным траекториям. Способ позиционирования транспортных средств заключается в том, что до начала движения ТС на основании картографической информации известная траектория движения ТС разбивается на участки, аппроксимируемые с заданной точностью ортодромическими отрезками, на которых существует функциональная связь между геоцентрическими координатами, позволяющая выразить две координаты через третью. При движении ТС по известной траектории измеренные навигационной системой текущие геоцентрические координаты ТС проецируются на истинную ортодромическую траекторию движения ТС. При этом координаты точки проекции определяются с учетом связи между геоцентрическими координатами на ортодромии и решения иррационального уравнения относительно одной из координат, полученного из условия минимума длины ортодромического отрезка между точкой с измеренными координатами ТС и точкой проекции на истинную ортодромическую траекторию его движения, координаты которой принимаются за истинные текущие геоцентрические координаты ТС. Технический результат – повышение точности определения текущих координат ТС за счет исключения ошибок измерения, приводящих к отклонению от истинной траектории движения ТС. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 690 203 C1

Способ позиционирования транспортных средств, заключающийся в том, что до начала движения транспортного средства (ТС) на основании картографической информации известная траектория движения ТС разбивается на участки, аппроксимируемые с заданной точностью ортодромическими отрезками, на которых существует функциональная связь между геоцентрическими координатами, позволяющая выразить две координаты через третью, а при движении ТС по известной траектории измеренные навигационной системой текущие геоцентрические координаты ТС проецируются на истинную ортодромическую траекторию движения ТС, при этом координаты точки проекции определяются с учетом связи между геоцентрическими координатами на ортодромии и решения иррационального уравнения относительно одной из координат, полученного из условия минимума длины ортодромического отрезка между точкой с измеренными координатами ТС и точкой проекции на истинную ортодромическую траекторию его движения, координаты которой принимаются за истинные текущие геоцентрические координаты ТС.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2690203C1

СПОСОБ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПУТИ 2015
  • Вольфсон Давид Анатольевич
  • Гайдуков Валерий Дмитриевич
  • Гельфгат Александр Григорьевич
  • Ермаков Вячеслав Михайлович
  • Ермаков Евгений Вячеславович
  • Попов Олег Юрьевич
  • Уманский Владимир Ильич
  • Якушев Дмитрий Алексеевич
RU2579606C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ГЛОБАЛЬНЫХ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОЙ РАЗМЕТКИ УЧАСТКОВ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ 2016
  • Куликов Дмитрий Анатольевич
  • Котов Сергей Николаевич
RU2633093C1
US 7610146 B2, 27.10.2009
СОКОЛОВ С.В
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ТРАЕКТОРИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НАВИГАЦИИ
ЖУРНАЛ "ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА", т
Цилиндрический сушильный шкаф с двойными стенками 0
  • Тринклер В.В.
SU79A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 690 203 C1

Авторы

Альбеков Адам Умарович

Вовченко Наталья Геннадьевна

Полуботко Анна Александровна

Соколов Сергей Викторович

Тищенко Евгений Николаевич

Даты

2019-05-31Публикация

2018-04-24Подача