Способ поворота транспортного средства со всеми управляемыми колесами Российский патент 2019 года по МПК B62D7/14 A01B69/00 

Описание патента на изобретение RU2705413C1

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, а именно к способам поворота трактора со всеми ведущими и управляемыми колесами и может быть использовано в транспортных средствах при их управлении различными конструкциями систем рулевого управления и позволяет обеспечивать перемещение его в различном заданном направлении.

Известен аналог в Тракторы. Теория [Текст] //В. В. Гуськов [и др.]; под общ. ред. В. В. Гуськова. - М.: Машиностроение, 1988. - 376 с. - стр. 211. способы поворотов тракторов со всеми управляемыми колесами: «краб», при котором передние и задние колеса поворачиваются в одну сторону относительно остова трактора и когда поворот передних и задних колес происходит в разные стороны относительно остова.

Недостатки: при первом способе невозможность осуществления поворота на 180°, что необходимо в междурядьях пропашных культур при работе трактора на поворотной полосе при круговом повороте, а при втором - устойчивого движения трактора, особенно при входе в поворот, где особенно проявляются динамические нагрузки, действующие на него.

Известен аналог в Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства [Текст] // Г.М. Кутьков - М.: КолосС, 2004. - 504 с. - стр. 327. способы поворотов тракторов со всеми управляемыми колесами: комбинацией способа поворота передними и задними колес в разные стороны относительно остова и способа бортом за счет создания разности крутящих моментов на ведущих колесах кинематически или торможением и комбинацией способа движения «крабом», при котором передние и задние колеса поворачиваются в одну сторону относительно остова трактора и способа бортом за счет создания разности крутящих моментов на ведущих колесах кинематически или торможением.

Недостатки: повороты сопровождаются сильной деформацией шин, их износом, большими потерями мощности, чрезмерным уплотнением и распылением почвы, а во втором случае невозможностью возврата к входу в междурядья.

Наиболее близким аналогом является способ поворота транспортного средства со всеми управляемыми колесами в описании заявки на изобретение №2005105376, МПК B62D 7/14, от 24.02.2005, опубл. 10.08.2006, заключающийся в том, что используют различные режимы поворота управляемых колес изменением их положения относительно остова, отличающийся тем, что вначале передние и задние управляемые колеса поворачивают синхронно в одну и ту же сторону относительно остова, а при достижении ими максимального значения угла поворота, определенного конструкцией трактора, задние колеса за счет сигнала от передних управляемых колес через гидравлические и механические связи автоматически возвращаются в нейтральное положение, и дальнейший поворот осуществляют передними управляемыми колесами.

Недостатки: во время движения на поворотной полосе, при переходе с прямолинейного участка «вход в поворот» на участок «установившийся поворот» и, в том числе, на самом участке установившегося движения, не удается осуществить достаточно устойчивое движение трактора, устранить динамические нагрузки, вызывающие боковое скольжение и занос, увеличение радиуса поворота и времени маневрирования, и вследствие чего невозможен возврат к входу в междурядья со смещением на величину ширины захвата технологического оборудования.

Технический результат: повышение устойчивости движения трактора при повороте во время движения на поворотной полосе, при переходе с прямолинейного участка «вход в поворот» на участок «установившийся поворот» с обеспечением возможности возврата к входу в междурядья со смещением на величину ширины захвата технологического оборудования.

Технический результат в заявляемый способ поворота транспортного средства со всеми управляемыми колесами достигается за счет того, что включает установку на переднем и заднем мосту транспортного средства силовых гидроцилиндров, которые подключают посредством системы трубопроводов высокого давления к гидрораспределителю, в котором размещают цилиндрический золотник, имеющий спиралевидные канавки для подачи масла от насоса гидросистемы в полости силовых гидроцилиндров, установленных на управляемых колесах, переключение с помощью рукоятки золотника в верхнее крайнее положение перед входом в поворот, обеспечивая поворот передних и задних колес в одну сторону, осуществление поворота рулевого колеса в необходимую сторону, подачу масла в гидроцилиндры передних управляемых колес и достижение определенного угла, при котором открывается полость в золотнике со спиральными каналами, обеспечивая поступление масла к гидроцилиндрам задних управляемых колес, которые поворачиваются в туже сторону, что и передние управляемые колеса, поворот рулевого колеса до максимального значения, при котором достигается максимальный угол передних управляемых колес, поворот рулевого колеса до максимального значения, при котором спиралевидные канавки в золотнике перекрываются, происходит сброс масла в гидробак, обеспечивая возврат задних управляемых колес в нейтральное положение, движение транспортного средства по установившейся траектории в поворот, достижение угла передних колес, осуществление дальнейшего поворота рулевого колеса до необходимого значения в соответствии с радиусом поворота, при котором осуществляется открывание полости в золотнике со спиральными каналами, обеспечивая поступление масла к гидроцилиндрам задних управляемых колес и возврат задних колес в прямолинейное положение, автоматическое возвращение задних колес в нейтральное положение и дальнейший поворот передними управляемыми колесами за счет сигнала от передних управляемых колес через гидравлические и механические связи, осуществление дальнейшего поворота передними управляемыми колесами.

На участке «вход поворот» передние и задние управляемые колеса поворачивают в одну и ту же сторону относительно остова, но функции углов поворота по времени, соответственно передних и задних управляемых колес различны. Причем (фиг. 1) - функции таковы, что происходит некоторое запаздывание углов (угловой скорости) поворота задних управляемых колес относительно углов поворота (угловой скорости) передних управляемых колес.

В отличие от аналогов заявляемый способ позволяет плавно «перейти» на поворот передними управляемыми колесами, за счет чего повышается устойчивость движения: уменьшается боковое скольжение, нагребание грунта колесами - «бульдозерный» эффект, переход на новый режим поворота осуществляется более плавно без «рывка» вследствие уменьшения динамической нагруженное™ трактора и почвы, уменьшается радиус поворота, вследствие чего возможен возврат к входу в междурядья со смещением на величину ширины захвата технологического оборудования.

В конце участка «вход в поворот» продольная ось трактора будет находиться под углом к первоначальному положению, то есть трактор уже постепенно «вошел» в поворот, будет находиться на некоторой криволинейной траектории.

При достижении колесами максимального угла поворота, задние колеса автоматически возвращаются в нейтральное положение и дальнейший поворот осуществляется передними управляемыми колесами (фиг. 2).

При достижении передними и задними управляемыми колесами максимального угла поворота, определенного конструкцией трактора, задние колеса автоматически возвращаются в нейтральное положение, и в дальнейшем поворот осуществляется передними управляемыми колесами, но уже находясь на участке установившегося поворота. Это позволяет улучшить устойчивость движения трактора при его повороте.

Наличие отличительных от прототипа существенных признаков позволяет признать заявляемый способ новым.

Из уровня техники не выявлены технические решения, содержащие признаки, совпадающие с отличительными признаками заявляемого способа, поэтому заявляемый способ отвечают критерию изобретательского уровня.

Возможность осуществления заявляемого способа в промышленности позволяет признать способ соответствующими критерию промышленной применимости.

Заявляемый способ поясняется чертежами, где на фиг. 1 показано изменение углов поворота управляемых колес на участок входа в поворот; на фиг. 2 изображена схема движения трактора на повороте, где где αп - средний угол поворота передних управляемых колес; αз - средний угол поворота задних управляемых колес.

Заявляемый способ осуществляется следующим образом.

В гидрораспределитель устанавливают цилиндрический золотник, имеющий спиралевидные канавки для подачи масла от насоса гидросистемы в полости силовых гидроцилиндров, установленных на управляемых колесах. На переднем и заднем мосту трактора устанавливают силовые гидроцилиндры, которые подключают посредством системы трубопровод высокого давления к гидрораспределителю. При выборе траектории поворота - передние и задние колеса в одну сторону, передние и задние колеса в разные стороны переключают на гидрораспределителе рукоятку, которая воздействует на золотник. Масло по спиралевидным канавкам попадает из гидросистемы в полости силовых гидроцилиндров передних и задних колес в зависимости от выбора траектории поворота трактора.

Перед входом в поворот с помощью рукоятки переключения золотника переключают в верхнее крайнее положение, что обеспечивает поворот передних и задних колес в одну сторону, далее осуществляют поворот рулевого колеса в необходимую сторону. При этом происходит подача масла в гидроцилиндры передних управляемых колес и при достижении определенного угла поворота рулевого колеса открывается полость в золотнике со спиральными каналами и масло начинает поступать к гидроцилиндрам задних управляемых колес, которые в свою очередь будут поворачиваться в туже сторону, что и передние управляемые колеса. Значение угла поворота рулевого колеса может составлять 10-12° или 20-25°. Это определено конструкцией самого спиралевидного золотника. При достижении определенного угла поворота рулевого колеса открывается полость, при котором открывается полость в золотнике со спиральными каналами, поступление масла к гидроцилиндрам задних управляемых колес, которые поворачиваться в туже сторону, что и передние управляемые колеса, поворот рулевое колесо до максимального значения, при котором достигается максимальный угол передних управляемых колес, поворот рулевого колеса до максимального значения.

При достижении максимального угла передних управляемых колес, поворачивая рулевое колесо до максимального значения, спиралевидные канавки в золотнике перекрываются и происходит сброс масла в гидробак. В результате этого обеспечивается возврат задних управляемых колес в нейтральное положение и трактор движется по установившейся траектории в поворот, передние колеса достигают угла, при котором золотник гидроцилиндра откроется для приведения в движение устройство поворота задних колес. При этом оператор осуществляет дальнейший поворот рулевого колеса до необходимого значения в соответствии с радиусом поворота, после входа в установившийся поворот задние колеса с помощью золотниковой системы возвращают задние колеса в прямолинейное положение.

Задние колеса автоматически возвращаются в нейтральное положение за счет сигнала от передних управляемых колес через гидравлические и механические связи, и дальнейший поворот осуществляют передними управляемыми колесами.

Пример осуществления заявляемого способа.

При работе трактора в междурядьях пропашных культур при работе на поворотной полосе, где необходим круговой беспетлевой поворот, на участке «вход в поворот» колеса поворачивают в одну и ту же сторону относительно остова, но функции углов поворота по времени, соответственно передних и задних управляемых колес различны. Причем (фиг. 1) - функции таковы, что происходит некоторое запаздывание углов (угловой скорости) поворота задних управляемых колес относительно углов поворота (угловой скорости) передних управляемых колес, где αп - средний угол поворота передних управляемых колес; αз - средний угол поворота задних управляемых колес.

Виды функций и определяются конкретными эксплуатационными режимами и условиями работы (скорость, почвенный фон, вид агрегатирования (задняя, передняя и передняя и задняя навеска орудий), агротехнологические требования и др.).

В конце участка «вход в поворот» продольная ось трактора будет находиться под углом к первоначальному положению, то есть трактор уже постепенно «вошел» в поворот (будет находиться на некоторой криволинейной траектории).

При достижении колесами максимального угла поворота, задние колеса автоматически возвращаются в нейтральное положение и дальнейший поворот осуществляется передними управляемыми колесами (фиг. 2).

Это позволит плавно «перейти» на поворот передними управляемыми колесами, что повышает устойчивость движения, уменьшается боковое скольжение, нагребание грунта колесами - «бульдозерный» эффект, переход на новый режим поворота осуществляется более плавно без «рывка» за счет уменьшения динамической нагруженное™ трактора и почвы.

При достижении передними и задними управляемыми колесами максимального угла поворота, определенного конструкцией трактора, задние колеса автоматически возвращаются в нейтральное положение, и в дальнейшем поворот осуществляется передними управляемыми колесами, но уже находясь на участке установившегося поворота. Это позволяет улучшить устойчивость движения трактора при его повороте во время движения на поворотной полосе, при переходе с прямолинейного участка «вход в поворот» на участок «установившийся поворот» с обеспечением возможности возврата к входу в междурядья со смещением на величину ширины захвата технологического оборудования.

Технико-экономический эффект для заявляемого способа.

Использование заявляемого способа обеспечит повышение устойчивости движения трактора при повороте во время движения на поворотной полосе, при переходе с прямолинейного участка «вход в поворот» на участок «установившийся поворот» с обеспечением возможности возврата к входу в междурядья со смещением на величину ширины захвата технологического оборудования.

Похожие патенты RU2705413C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСЕМИ УПРАВЛЯЕМЫМИ КОЛЕСАМИ 2004
  • Беляев Александр Николаевич
  • Калашник Вячеслав Иванович
  • Попов Евгений Михайлович
  • Козлов Дмитрий Геннадьевич
  • Крюков Владимир Иванович
RU2277488C1
СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСЕМИ УПРАВЛЯЕМЫМИ КОЛЕСАМИ 2003
  • Беляев А.Н.
  • Глаголев Д.А.
  • Козлов Д.Г.
RU2240943C1
СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСЕМИ УПРАВЛЯЕМЫМИ КОЛЕСАМИ 1999
  • Беляев А.Н.
  • Поливаев О.И.
  • Попов Е.М.
  • Глаголев Д.А.
RU2164211C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ КРИВОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА 2015
  • Козлов Дмитрий Геннадиевич
  • Беляев Александр Николаевич
RU2600002C1
Колесное транспортное средство для работы на склонах 1987
  • Зарецкий Владимир Павлович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Зеленый Петр Васильевич
SU1463523A1
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО СНИЖЕНИЯ КУРСОВОГО УВОДА ПРИЦЕПА ТРАКТОРНОГО ПОЕЗДА 2004
  • Гамаюнов Павел Петрович
  • Калинников Николай Яковлевич
  • Сивицкий Дмитрий Валерьевич
  • Гамаюнов Алексей Михайлович
  • Алексеев Сергей Александрович
  • Погорелов Сергей Владимирович
  • Лукьянов Анатолий Александрович
RU2270102C2
СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО ВСЕМИ УПРАВЛЯЕМЫМИ КОЛЕСАМИ 1991
  • Поливаев О.И.
  • Беляев А.Н.
  • Гусенко Н.Е.
  • Чупахин А.В.
RU2013269C1
Гидравлический рулевой привод шарнирно-сочлененного транспортного средства с передними управляемыми колесами 1978
  • Левитанус Адольф Давидович
  • Ефименко Николай Степанович
  • Голубчик Семен Фроимович
  • Коганзон Петр Израилевич
  • Яндовский Геннадий Иванович
  • Скрыпник Инна Андреевна
  • Бузенков Гавриил Михайлович
  • Поляк Александр Яковлевич
  • Русанов Вадим Анатольевич
  • Садовников Анатолий Николаевич
  • Хохлин Виктор Яковлевич
SU918157A1
РУЛЕВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАКТОРОМ ПОВОРОТОМ ПОЛУРАМ 2014
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2547966C1
Рулевое управление транспортного средства со всеми управляемыми колесами 1990
  • Гусенко Николай Ефимович
  • Поливаев Олег Иванович
  • Илигорский Сергей Аркадьевич
  • Чаховский Василий Трофимович
  • Дроздов Владимир Александрович
SU1729880A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 705 413 C1

Реферат патента 2019 года Способ поворота транспортного средства со всеми управляемыми колесами

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, а именно к способам поворота трактора со всеми ведущими и управляемыми колесами. На переднем и заднем мостах транспортного средства устанавливаются силовые гидроцилиндры, которые подключают посредством системы трубопроводов высокого давления к гидрораспределителю, в котором размещают цилиндрический золотник, имеющий спиралевидные канавки для подачи масла от насоса гидросистемы в полости силовых гидроцилиндров, установленных на управляемых колесах. Переключение осуществляется с помощью рукоятки золотника перед входом в поворот, обеспечивая поворот передних и задних колес в одну сторону. Подача масла в гидроцилиндры передних управляемых колес происходит до достижения определенного угла, при котором открывается полость в золотнике со спиральными каналами, обеспечивая поступление масла к гидроцилиндрам задних управляемых колес. При максимальном угле поворота передних управляемых колес спиралевидные канавки в золотнике перекрываются, обеспечивая автоматический возврат задних управляемых колес в нейтральное положение и движение транспортного средства по установившейся траектории. Дальнейший поворот осуществляется передними управляемыми колесами за счет сигнала от передних управляемых колес через гидравлические и механические связи. Обеспечивается повышение устойчивости движения трактора при повороте во время движения на поворотной полосе, при переходе с прямолинейного участка «вход в поворот» на участок «установившийся поворот» с обеспечением возможности возврата к входу в междурядья со смещением на величину ширины захвата технологического оборудования. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 705 413 C1

Способ поворота транспортного средства со всеми управляемыми колесами, отличающийся тем, что включает в себя установку на переднем и заднем мосту транспортного средства силовых гидроцилиндров, которые подключают посредством системы трубопроводов высокого давления к гидрораспределителю, в котором размещают цилиндрический золотник, имеющий спиралевидные канавки для подачи масла от насоса гидросистемы в полости силовых гидроцилиндров, установленных на управляемых колесах, переключение с помощью рукоятки золотника в верхнее крайнее положение перед входом в поворот, обеспечивая поворот передних и задних колес в одну сторону, осуществление поворота рулевого колеса в необходимую сторону, подачу масла в гидроцилиндры передних управляемых колес и достижение определенного угла, при котором открывается полость в золотнике со спиральными каналами, обеспечивая поступление масла к гидроцилиндрам задних управляемых колес, которые поворачиваются в ту же сторону, что и передние управляемые колеса, поворот рулевого колеса до максимального значения, при котором достигается максимальный угол передних управляемых колес, поворот рулевого колеса до максимального значения, при котором спиралевидные канавки в золотнике перекрываются, происходит сброс масла в гидробак, обеспечивая возврат задних управляемых колес в нейтральное положение, движение транспортного средства по установившейся траектории в поворот, достижение угла передних колес, осуществление дальнейшего поворота рулевого колеса до необходимого значения в соответствии с радиусом поворота, при котором осуществляется открывание полости в золотнике со спиральными каналами, обеспечивая поступление масла к гидроцилиндрам задних управляемых колес и возврат задних колес в прямолинейное положение, автоматическое возвращение задних колес в нейтральное положение и дальнейший поворот передними управляемыми колесами за счет сигнала от передних управляемых колес через гидравлические и механические связи, осуществление дальнейшего поворота передними управляемыми колесами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2705413C1

RU 2005105376 A, 10.08.2006
CN 106741158 A, 31.05.2017
СЕТЬ, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ УСИЛИТЕЛИ МОЩНОСТИ СИГНАЛОВ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ И ДВУХРЕЖИМНОЕ УСТРОЙСТВО СВЯЗИ 1993
  • Дейл Дж.Швент
  • Рашид М.Османи
  • Роберт Н.Вайсшаппель
RU2144260C1
JP S60179369 A, 13.09.1985.

RU 2 705 413 C1

Авторы

Беляев Александр Николаевич

Козлов Дмитрий Геннадиевич

Высоцкая Ирина Алевтиновна

Тришина Татьяна Владимировна

Даты

2019-11-07Публикация

2019-01-09Подача