Изобретение относится к медицине, а именно к способам лечения плоскостопия у детей и может быть использовано для реабилитации детей с данной патологией развития.
Плоскостопие у детей - изменение конфигурации скелета стопы, связанное с уплощением ее сводов и приводящее к нарушению механики ходьбы. Это самая распространенная ортопедическая патология в педиатрии, проявляющаяся снижением высоты сводов стопы, может выявляться у ребенка с самого рождения, 3% случаев; к 2-4 годам оно наблюдается у 24-32% детей, к 7 годам - у 40%, к 12 годам - у 50% подростков. Диагноз плоскостопия у детей устанавливается на основании клинического осмотра, данных плантографии, подометрии и рентгенографии стоп. По анатомическому признаку в ортопедии различают продольное, поперечное и комбинированное плоскостопие. У детей чаще встречается продольное плоскостопие с уплощением продольного свода и удлинением стопы, соприкасающейся с полом всей поверхностью подошвы. При поперечном плоскостопии у детей длина стопы уменьшается, ее передний отдел опирается на головки всех плюсневых костей. Плоскостопие у детей проявляется утомляемостью, болями в ногах при движении и статической нагрузке, отечностью и деформацией стопы, изменением походки, затруднением ходьбы. Для лечения плоскостопия у детей используются консервативные методы: массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия, наложение гипсовых повязок и ортезов, оперативное вмешательство проводится в крайних случаях.
Известен способ лечения плоскостопия, включающий проведение сеансов тренировки глубоких мышц голени за счет сгибания стопы с разгибанием колена, при этом перед сеансом регистрируют электромиографическую активность внутренней головки икроножной мышцы при сгибании стопы с максимальным усилием и устанавливают пороги от максимума амплитуды огибающей электромиографической активности, а во время сеанса, продолжая регистрацию электромиографической активности внутренней головки икроножной мышцы, проводят изометрическую тренировку глубоких мышц голени с помощью биологической обратной связи с графикой компьютерной игры (патент РФ на изобретение №2152769).
Известен способ профилактики и лечения плоскостопия, включающий разминание мышц, при котором проводят разогревающий массаж тыльной стороны стопы, разминание мышц, формирующих продольный свод стопы, причем разминание проводят подушечками больших пальцев рук с помощью продольных движений, при этом более интенсивное воздействие оказывают на более ослабленные мышцы, а контроль за восстановлением рессорной функции стопы ведут по величине проседания ладьевидной кости стопы при переходе пациента из положения сидя, в положение стоя до достижения величины проседания ладьевидной кости не более 3-4 мм (патент РФ на изобретения №2185136).
Недостатком этого способа является отсутствие целостного подхода, нет изолирующего воздействия на определенную группу мышц.
Известен комплекс упражнений, направленный на исправление плоскостопия. (https://2stupni.ru/ploskostopie/uprazhneniya.html). Комплекс состоит из следующих упражнений: Выпрямить ноги, попытаться достать пол, не сгибая колени. Свести ступни, разводя колени. Большим пальцем провести от колена до стопы противоположной ноги. Приподнять ступни, свести пальцы, задержаться. Потянуть пальцы вверх, задержать в воздухе. Носки приподнять: сгибать, разгибать пальцы. Выполнить движение вперед со сгибанием пальцев, вернуться в исходное положение. Взять мячик ногами; подбросить вверх. Выполнить круговые движения мяча в обе стороны. Катить шарик от носка к пятке, согнув колени. Катать мяч по сторонам. Соединить ноги, выполнить перекаты с задней части на переднюю. Развести ноги: выполнить перекаты в обе стороны, сгибая колени. Приседать, стараясь не отрываться от пола. Упражнения тренируют полное соприкосновение ступни с поверхностью, выравнивая поперечный, продольный свод и двухстороннее искривление.
Известна вибрационная платформа Галилео (Galileo) - уникальная система, разработанная и запатентованная немецким брендом Novotec medical в 1996 году. Эта технология активно и с доказанным успехом используется для реабилитации детей с ДЦП, для быстрого восстановления после перенесенных травм, развития и совершенствования координации. Принцип действия виброплатформы Галилео основан на естественных движениях человека при ходьбе. Синусоидальное движение Галилео похоже на движение качалки-балансира с изменяющейся амплитудой и частотой, которое таким образом стимулирует модель движения, похожую на походку человека. Быстрое движение тренировочной платформы вызывает наклонные движения таза, такие же, как при ходьбе, но с большей частотой. Для компенсации, тело отвечает ритмичными сокращениями мышц, попеременно с левой и с правой стороны. Вибрация позволяет стимулировать глубинные мышцы, уменьшает спастику мышц, увеличивает силу и работоспособность мышц, повышает устойчивость походки (https://galileofit.ru/nashi-metodiki/nejromyshechnyj-stimulyator-galileo). Упражнения на виброплатформе включены в обязательную программу реабилитации ДЦП в России.
Известен комплекс упражнений, проводимых с помощью виброплатформы « Галилео». Во время сеанса ребенок стоит или сидит на виброплатформе, в строго заданной позе либо опирается или прикасается к виброплатформе определенной частью тела. Упражнение 1. Стопы на платформе, ноги полусогнуты в коленях, руки на поручнях. В этом упражнение задействованы мышцы спины, бедер и ног. Упражнение 2. Сидя на платформе, спиной к стойке, ноги сложены по-турецки, руки лежат на поручнях так, чтобы костяшки оказались с внешней стороны поручня. Задействованы мышцы ног, плеч. Упражнение 3. Стопы широко расставлены. Ребенок встает на цыпочки. Ноги слегка согнуты в коленях. Мышцы живота расслаблены. Упражнение 4. Ребенок сидит на платформе спиной к одному из поручней, руки на поручне, ноги выпрямлены. Упражнение 5. Ребенок стоит боком одной ногой на платформе, второй - на полу, руки положите на талию. Задействованы мышцы пресса, бедер и косые мышцы живота. Упражнение 6. Ребенок стоит одной ногой на платформе, нога согнута в колене, другая нога прямая на полу, руки на поручнях. Задействованы мышцы пресса, ног и косые мышцы живота. Упражнение 8. Ребенок стоит на коленях, руки лежат на платформе, мышцы спины расслаблены. Задействованы мышцы ног, рук, плеч и мышцы верхней части тела. Упражнение 9. Ребенок находится в положении лицом вниз, стопы на платформе, вытянутыми руками опирается на пол и удерживает баланс. Задействованы мышцы груди, рук, плеч и мышцы верхней части тела. (https://galileofit.ru/nashi-metodiki/nejromyshechnyj-stimulyator-galileo).
Этот комплекс упражнений выбран нами за прототип.
Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа коррекции свода стопы при плоскостопии.
Технический результат изобретения заключается в увеличении активности мышц сводов стоп, усилении их силовой выносливости и уменьшении уплощения сводов стоп.
Поставленная задача решается тем, что с помощью методиста-реабилитолога проводят комплекс упражнений с выстраиванием стоп в шаговом паттерне, воздействуя на функциональные взаимосвязи мышечных, фасциальных и связачных групп.
Термин паттерн (с англ.) - образец, шаблон, система, используется для обозначения последовательности нервных импульсов, имеющей определенное информационное значение. Паттерн представляет собой повторяющийся образец или шаблон, компоненты которого повторяются предсказуемо. По отношению к движению это - четкая согласованная последовательность вовлечения двигательных единиц. В спортивной тренировке целью является повышение результативности в конкретных упражнениях, а в тренировках для жизни одной из основных целей становится восстановление паттерна шага. Если он будет восстановлен, тело будет эффективно работать в любом движении и упражнении. Выстраивание стоп в шаговом паттерне выполняются на виброплатформе Галилео. Вибрационная терапия платформы заключается в передаче телу вибраций различной частотой.
Способ осуществляется проведением комплекса из 6 упражнений, выполняемых с помощью методиста-реабилитолога. Часть упражнений выполняют на виброплатформе «Галилео». 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок стоит на платформе, без использования дополнительной опоры, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу и начинает выстраивать стопы, для чего встает на пятки, затем опускает на платформу внешнюю часть стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног, носки вверх и удерживает стопы в этом положении, затем выпрямляет колени, бедра напряжены, сокращением мышц нижнего пресса ребенок выводит таз в нейтральное положение, при этом отводит плечи назад и сводит лопатки; 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на платформе, без использования дополнительной опоры, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу и начинает выстраивать стопы, для чего встает на пятки, затем опускает на платформу внешнюю часть стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног, носки вверх и удерживает стопы в этом положении, затем выпрямляет колени, бедра напряжены, сокращением мышц нижнего пресса ребенок выводит таз в нейтральное положение, при этом отводит плечи назад и сводит лопатки, в этом положении ребенок выполняет 5-10 приседаний, сохраняя выстроенную ось тела; 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на платформе, без использования дополнительной опоры, напротив методиста, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, под стопами располагается гимнастическая лента, концы ленты равномерной длины ребенок держит в ладонях, руки по бокам, затем ребенок встает на пятки, опускает на пол платформы внешнюю часть стопы, касается пола подушечками под большими пальцами ног, носки вверх, удерживая ноги в этом положении, ребенок выпрямляет колени, бедра напряжены, сокращением мышц нижнего пресса ребенок выводит таз в нейтральное положение, плечи отводит назад, руки сгибает в локтях, натягивая концы гимнастической ленты, напрягая мышцы рук, и удерживает себя в этом положении в течение 2-3 мин. 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, пресс напряжен, руки лежат на коленях тыльной стороной вверх, в руках у ребенка гимнастическая лента, середина ленты зажата в кулаках, из этого положения ребенок поднимает выпрямленные руки на весу перед грудью, с усилием разводит руки в стороны, сводит лопатки, сохраняя мышцы пресса в напряжении, повторяет данное упражнение 5-10 раз. Интенсивность выполнения упражнения варьируется шириной хвата гимнастической ленты в руках у ребенка в зависимости от ростово-массовых показателей. 5-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на стуле, стопы ног стоят на полу, на центральной части гимнастической ленты, свободные концы ленты равной длины ребенок держит в руках. Без использования дополнительной опоры, ребенок начинает упражнение с выстраивания стоп, для этого он встает на пятки, затем опускает на пол внешний край стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног, носки вверх, удерживает стопы ног в этом положении, затем ребенок выпрямляет колени, бедра должны быть напряжены, сокращением мышц нижнего пресса ребенок выводит таз в нейтральное положение, плечи отводит назад и сводит лопатки, далее приподнимает одну стопу от пола, а другой прижимает гимнастическую ленту. Интенсивность выполнения упражнения варьируется силой натяжения ленты в руках ребенка. 6-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит лицом к стене на пятках, носки врозь, носки вверх, сокращением мышц нижнего пресса ребенок напрягает таз, плечи отводит назад и сводит лопатки, затем ребенок упирается руками в стену и задерживается в этом положении 2-3 минуты.
Пример конкретного осуществления способа. Девочка М. 11 лет. Диагноз: плоско-вальгусная установка стоп. С помощью методиста ребенку проведен лечебный курс из 6 реабилитационных упражнений. 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок стоит на платформе, без использования дополнительной опоры, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу и начинает выстраивать стопы, для чего встает на пятки, затем опускает на платформу внешнюю часть стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног, носки вверх и удерживает стопы в этом положении, затем выпрямляет колени, бедра напряжены, сокращением мышц нижнего пресса ребенок выводит таз в нейтральное положение, при этом отводит плечи назад и сводит лопатки; 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на платформе, без использования дополнительной опоры, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу и начинает выстраивать стопы, для чего встает на пятки, затем опускает на платформу внешнюю часть стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног, носки вверх и удерживает стопы в этом положении, затем выпрямляет колени, бедра напряжены, сокращением мышц нижнего пресса ребенок выводит таз в нейтральное положение, при этом отводит плечи назад и сводит лопатки, в этом положении ребенок выполняет 5-10 приседаний, сохраняя выстроенную ось тела; 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на платформе, без использования дополнительной опоры, напротив методиста, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, под стопами располагается гимнастическая лента, концы ленты равномерной длины ребенок держит в ладонях, руки по бокам, затем ребенок встает на пятки, опускает на пол платформы внешнюю часть стопы, касается пола подушечками под большими пальцами ног, носки вверх, удерживая ноги в этом положении, ребенок выпрямляет колени, бедра напряжены, сокращением мышц нижнего пресса ребенок выводит таз в нейтральное положение, плечи отводит назад, руки сгибает в локтях, натягивая концы гимнастической ленты, напрягая мышцы рук, и удерживает себя в этом положении в течение 2-3 мин. 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, пресс напряжен, руки лежат на коленях тыльной стороной вверх, в руках у ребенка гимнастическая лента, середина ленты зажата в кулаках, из этого положения ребенок поднимает выпрямленные руки на весу перед грудью, с усилием разводит руки в стороны, сводит лопатки, сохраняя мышцы пресса в напряжении, повторяет данное упражнение 5-10 раз. Интенсивность выполнения упражнения варьируется шириной хвата гимнастической ленты в руках у ребенка в зависимости от ростово-массовых показателей. 5-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на стуле, стопы ног стоят на полу, на центральной части гимнастической ленты, свободные концы ленты равной длины ребенок держит в руках. Без использования дополнительной опоры, ребенок начинает упражнение с выстраивания стоп, для этого он встает на пятки, затем опускает на пол внешний край стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног, носки вверх, удерживает стопы ног в этом положении, затем ребенок выпрямляет колени, бедра должны быть напряжены, сокращением мышц нижнего пресса ребенок выводит таз в нейтральное положение, плечи отводит назад и сводит лопатки, далее приподнимает одну стопу от пола, а другой прижимает гимнастическую ленту. Интенсивность выполнения упражнения варьируется силой натяжения ленты в руках ребенка. 6-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит лицом к стене на пятках, носки врозь, носки вверх, сокращением мышц нижнего пресса ребенок напрягает таз, плечи отводит назад и сводит лопатки, затем ребенок упирается руками в стену и задерживается в этом положении 2-3 минуты.
В результате лечения у ребенка значительно снизилась утомляемость при ходьбе на длительные расстояния. При анализе показателей миографии выявлено, что биоэлектрическая активность мышц сводов стоп после проведенного курса реабилитации увеличилась статистически значимо.
Использование предлагаемого способа позволяет увеличить активность мышц сводов стоп, усилить их силовую выносливость и уменьшить уплощение сводов стоп.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ коррекции двигательного стереотипа у детей с несовершенным остеогенезом | 2017 |
|
RU2682813C1 |
Способ снижения болевого синдрома при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом | 2020 |
|
RU2726466C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом | 2020 |
|
RU2728423C1 |
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна | 2018 |
|
RU2698444C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни | 2020 |
|
RU2726464C1 |
Способ активной вертикализации у детей с иммобилизационным синдромом в отделении реанимации | 2020 |
|
RU2726467C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2018 |
|
RU2698215C1 |
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна | 2021 |
|
RU2774037C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2021 |
|
RU2774832C1 |
Способ лечения миофасциального синдрома у детей при патологии опорно-двигательной системы | 2020 |
|
RU2740854C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии, травматологии и реабилитологии, и может быть использовано при реабилитации детей с плоскостопием. Для этого с помощью методиста-реабилитолога проводят комплекс из 6 упражнений с выстраиванием стоп в шаговом паттерне на виброплатформе Галилео. 1-е упражнение: ребенок стоит на платформе, ноги на ширине плеч без использования дополнительной опоры, затем он выстраивает стопы и удерживает в этом положении, выпрямляет колени, напрягает бедра, сокращением мышц нижнего пресса выводит таз в нейтральное положение, плечи отводит назад и сводит лопатки. 2-е упражнение: ребенок стоит на платформе, после выстраивания стоп ребенок выпрямляет колени, бедра напряжены, выводит таз в нейтральное положение, отводит назад и сводит лопатки, в этом положении ребенок выполняет 5-10 приседаний, сохраняя выстроенную ось тела. 3-е упражнение: ребенок встает в стойку ноги врозь на ширине плеч, под стопами располагается гимнастическая лента, концы ленты равномерной длины ребенок держит в ладонях, руки по бокам, сгибает руки в локтях, натягивая концы гимнастической ленты, напрягая мышцы рук и удерживает себя в этом положении в течение 2-3 минуты. 4-е упражнение: ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, пресс напряжен, в руках у ребенка гимнастическая лента, середина ленты зажата в кулаках, из этого положения ребенок поднимает выпрямленные руки на весу перед грудью, с усилием разводит их в стороны, сводит лопатки, сохраняя мышцы пресса в напряжении, повторяет данное упражнение 5-10 раз. 5-е упражнение: ребенок сидит на стуле, стопы ног стоят на полу, на центральной части гимнастической ленты, свободные концы ленты равной длины ребенок держит в руках, затем приподнимает стопу от пола и нажимает стопой на гимнастическую ленту. 6-е упражнение: ребенок стоит лицом к стене на пятках, носки врозь, сокращением мышц нижнего пресса ребенок напрягает таз, плечи отводит назад и сводит лопатки, затем ребенок упирается руками в стену и задерживается в этом положении 2-3 минуты. Способ обеспечивает эффективную коррекцию стопы при плоскостопии за счет увеличения активности мышц сводов стоп, усиления их силовой выносливости и уменьшения уплощения сводов стоп, обусловленное подобранными упражнениями. 1 пр.
Способ коррекции свода стопы при плоскостопии, включающий комплекс упражнений, направленный на исправление плоскостопия, проводимых в том числе и на вибрационной платформе Галилео, отличающийся тем, что с помощью методиста с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из шести упражнений: 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок стоит на платформе, без использования дополнительной опоры, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу и начинает выстраивать стопы, для чего встает на пятки, затем опускает на платформу внешнюю часть стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног, носки вверх и удерживает стопы в этом положении, затем выпрямляет колени, бедра напряжены, сокращением мышц нижнего пресса ребенок выводит таз в нейтральное положение, при этом отводит плечи назад и сводит лопатки; 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на платформе, без использования дополнительной опоры, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу и начинает выстраивать стопы, для чего встает на пятки, затем опускает на платформу внешнюю часть стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног, носки вверх и удерживает стопы в этом положении, затем выпрямляет колени, бедра напряжены, сокращением мышц нижнего пресса ребенок выводит таз в нейтральное положение, при этом отводит плечи назад и сводит лопатки, в этом положении ребенок выполняет 5-10 приседаний, сохраняя выстроенную ось тела; 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на платформе, без использования дополнительной опоры, напротив методиста, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, под стопами располагается гимнастическая лента, концы ленты равномерной длины ребенок держит в ладонях, руки по бокам, затем ребенок встает на пятки, опускает на пол платформы внешнюю часть стопы, касается пола подушечками под большими пальцами ног, носки вверх, удерживая ноги в этом положении, ребенок выпрямляет колени, бедра напряжены, сокращением мышц нижнего пресса ребенок выводит таз в нейтральное положение, плечи отводит назад, руки сгибает в локтях, натягивая концы гимнастической ленты, напрягая мышцы рук, и удерживает себя в этом положении в течение 2-3 мин; 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на стуле, ноги касаются пола, пресс напряжен, руки лежат на коленях тыльной стороной вверх, в руках у ребенка гимнастическая лента, середина ленты зажата в кулаках, из этого положения ребенок поднимает выпрямленные руки на весу перед грудью, с усилием разводит руки в стороны, сводит лопатки, сохраняя мышцы пресса в напряжении, повторяет данное упражнение 5-10 paз; 5-е упражнение: (и.п.) - ребенок сидит на стуле, стопы ног стоят на полу, на центральной части гимнастической ленты, свободные концы ленты равной длины ребенок держит в руках, без использования дополнительной опоры, ребенок начинает упражнение с выстраивания стоп, для этого он встает на пятки, затем опускает на пол внешний край стоп, касается пола подушечками под большими пальцами ног, носки вверх, удерживает стопы ног в этом положении, затем ребенок выпрямляет колени, бедра должны быть напряжены, сокращением мышц нижнего пресса ребенок выводит таз в нейтральное положение, плечи отводит назад и сводит лопатки, далее приподнимает одну стопу от пола, а другой прижимает гимнастическую ленту; 6-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит лицом к стене на пятках, носки врозь, носки вверх, сокращением мышц нижнего пресса ребенок напрягает таз, плечи отводит назад и сводит лопатки, затем ребенок упирается руками в стену и задерживается в этом положении 2-3 минуты.
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ | 2014 |
|
RU2592778C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ | 1999 |
|
RU2152769C1 |
Способ оценки двигательного развития ребенка с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2016 |
|
RU2622636C1 |
Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС | 2016 |
|
RU2615869C1 |
WO 9008486 A1, 09.08.1990 | |||
ИСАНОВА В.А и др | |||
Опыт использования нейродинамических методов реабилитации в восстановлении двигательных функций// Неврол | |||
вестник | |||
Ж | |||
им | |||
В.М | |||
Бехтерева | |||
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок | 1923 |
|
SU2008A1 |
Т | |||
XL, номер 3, с | |||
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям | 1919 |
|
SU105A1 |
SCHLOUGH К, et al | |||
The effects of aerobic exercise on endurance, strength, function and self-perception in adolescents with spastic cerebral palsy: a report of three case studies.: Pediatr Phys Ther | |||
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор | 1923 |
|
SU2005A1 |
Авторы
Даты
2019-07-30—Публикация
2018-11-07—Подача