Способ упрочнения накатыванием радиусной поверхности шкворня локомотива и устройство для его осуществления Российский патент 2021 года по МПК C21D7/04 B24B39/00 

Описание патента на изобретение RU2740127C1

Изобретение относиться к области изменения физических свойств поверхности деталей из металла, например шкворня локомотива, путем деформации.

Известен способ упрочняющего накатывания детали, по которому производят упрочнение нагруженной вдоль оси детали, имеющей перпендикулярно своей оси канавку с минимальным радиусом кривизны, при котором канавку упрочняюще накатывают по множеству расположенных рядом друг с другом вдоль оси нагрузки дорожек, причем каждая дорожка захватывает канавку только частично. (Патент РФ №2128109, МПК В24В 39/00, C21D 7/04, В21Н 7/16, В21Н 5/02, опубл. 27.03.1999).

Недостатком указанного способа является возможность его применения только при упрочении канавок деталей, а также усложнение конструкции устройства за счет необходимости установки роликов на разных уровнях, а в случае применения одного ролика усложнение технологии выполнения упрочнения за счет увеличения количества проходов ролика по множеству дорожек.

Известно устройство для накатывания на станках, содержащее накатную головку с закрепленными посредством оси роликом, соединенную с державкой, выпаленной в виде бруска, одна сторона которой имеет паз, а другая сторона выполнена с возможностью закрепления в резцедержателе станка. (Патент РФ №2517081, МПК В24В 39/00, В23Р 9/02, опубл. 27.05.2014)

Недостатком указанного устройства является его сложность, а также обязательное использование станка, что значительно ограничивает область его применения.

Техническим результатом изобретения является упрочнение накатыванием радиусной поверхности шкворня локомотива, позволяющее снизить трудозатраты на выполнение упрочнения, а также повысить технологичность выполнения работ.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве упрочнения накатыванием радиусной поверхности шкворня локомотива, включающем накатную головку с роликами и силовой элемент для создания усилия прижатия роликов к обрабатываемой поверхности, силовой элемент выполнен в виде пружины, размещенной в корпусе, установленном на пластину с колесами для перемещения с помощью проушин, размещенных в верхней части корпуса, снизу пластины предусмотрены опоры для фиксации упомянутого устройства на опорной поверхности, пружина поджата к пластине через направляющую винтом, выполненным с возможностью вращения приводом, соединенным с винтом, причем винт соединен с накатной головкой с приводом накатной головки для ее вращения, на накатной головке установлены ролики, количество которых выбирается для обеспечения центрирования устройства на накатываемой поверхности шкворня, а для контроля перемещения винта и направляющей установлена линейка, прикрепленная в верхней части корпуса между проушинами.

Также указанный технический результат достигается тем, что в способе упрочнения накатыванием радиусной поверхности шкворня локомотива с использованием устройства, локомотив устанавливают на технологических стойках или домкратах, упомянутое устройство размещают под шкворнем локомотива, накатную головку устройства вращением привода винта поднимают до соприкосновения роликов с упрочняемой поверхностью шкворня, наносят смазочно-охлаждающее технологическое средство на накатываемую радиусную поверхность шкворня, вращением привода винта обеспечивают усилие прижатия роликов посредством сжатия пружины, при этом осуществляют контроль перемещения направляющей и винта с помощью линейки, прикрепленной в верхней части корпуса между проушинами, и неоднократно с необходимым усилием проводят обкатку упомянутыми роликами радиусной поверхности шкворня локомотива, причем усилие прижатия роликов выбирают с учетом геометрии поверхности шкворня, увеличение усилия прижатия роликов проводят в несколько этапов, на последнем этапе выполняют расчетное количество оборотов накатной головки для получения поверхностно пластической деформации материала шкворня, количество роликов выбирают из условия обеспечения центрирования устройства на накатываемой поверхности шкворня локомотива.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображено устройство упрочнения накатыванием радиусной поверхности шкворня локомотива (далее по тексту - устройство).

Устройство состоит из накатной головки 1 с роликами 2, пружины 3, размещенной в корпусе 4, установленном на пластину 5 с колесами 6. В верхней части корпуса 4 размещены проушины 7. Снизу пластины 5 предусмотрены опоры 8, пружина 3 поджата к пластине 5 через направляющую 9 винтом 10, выполненным с возможностью вращения приводом 11. Винт 10 соединен с накатной головкой 1 с приводом 12 накатной головки 1. Для контроля перемещения винта 10 и направляющей 9 предусмотрена линейка 13, прикрепленная в верхней части корпуса 1 между проушинами 7.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом: тепловоз размещают на технологических стойках или домкратах. Устройство перемещают с помощью пластины с колесами и проушин и устанавливают под шкворнем. Фиксируют устройство на опорной поверхности с помощью опор, прикрепленных снизу пластины. Накатную головку устройства вращением привода винта поднимают до соприкосновения роликов с упрочняемой поверхностью шкворня. Количество роликов выбирают из условия обеспечения центрирования устройства на упрочняемой поверхности шкворня. Наносят смазочно-охлаждающее технологическое средство на накатываемую поверхность. Вращением привода винта создают усилие прижатия роликов путем сжатия пружины и одновременного контроля перемещения направляющей и винта с помощью линейки, прикрепленной в верхней части корпуса между проушинами. Увеличение усилия прижатия проводят в несколько этапов, при этом на каждом этапе выполняют по несколько оборотов накатной головки. На последнем этапе выполняют расчетное количество оборотов накатной головки для получения поверхностной пластической деформации материала шкворня локомотива.

Похожие патенты RU2740127C1

название год авторы номер документа
Устройство для обработки дисков железнодорожных колес 1988
  • Фрайман Натан Яковлевич
  • Алексеев Александр Вольдемарович
  • Школьник Лев Михайлович
  • Староселецкий Михаил Ильич
SU1613231A1
СПОСОБ НАКАТЫВАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАРЕЗАННОЙ РЕЗЬБЫ 2010
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Киричек Андрей Викторович
  • Самойлов Николай Николаевич
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Овсяникова Ирина Васильевна
  • Гаврилин Александр Михайлович
  • Михайлов Геннадий Александрович
RU2448801C2
СПОСОБ ОБРАБОТКИ НЕПОЛНЫХ СФЕРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ ПОВЕРХНОСТНЫМ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ 1992
  • Гаврилин Александр Михайлович
  • Самойлов Николай Николаевич
RU2031770C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАКАТЫВАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАРЕЗАННОЙ РЕЗЬБЫ 2010
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Киричек Андрей Викторович
  • Самойлов Николай Николаевич
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Овсяникова Ирина Васильевна
  • Гаврилин Александр Михайлович
  • Михайлов Геннадий Александрович
RU2438851C1
Устройство для накатывания направляющих лифта 1980
  • Чистосердов Павел Сергеевич
  • Беляй Виктор Георгиевич
  • Волохович Анатолий Михайлович
  • Суворов Владимир Аксенович
  • Литецкий Евгений Антонович
SU944901A1
НАКАТНАЯ ГОЛОВКА 1995
  • Хованов Н.Н.
  • Черный А.П.
  • Веялков А.К.
  • Лычагин В.Р.
RU2076786C1
Роликовая головка для упрочняющего накатывания внутренних цилиндрических поверхностей 1956
  • Кадигробов Л.Я.
SU112468A1
Тангенциальная резьбонакатная головка 1980
  • Степанов Александр Павлович
SU863108A1
РЕЗЬБОФРЕЗЕРНО-НАКАТНАЯ ГОЛОВКА 2004
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Киричек Андрей Викторович
  • Афонин Андрей Николаевич
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Фомин Дмитрий Сергеевич
RU2268117C1
Устройство для накатывания канавок 1980
  • Павлов Виктор Афанасьевич
  • Натапов Леонид Михайлович
  • Шацман Леонид Петрович
  • Шпичак Александр Викторович
SU871951A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 740 127 C1

Реферат патента 2021 года Способ упрочнения накатыванием радиусной поверхности шкворня локомотива и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к устройству и способу упрочнения накатыванием радиусной поверхности шкворня локомотива. Устройство содержит накатную головку с роликами и силовой элемент для обеспечения усилия прижатия роликов к обрабатываемой поверхности. Силовой элемент выполнен в виде пружины, размещенной в корпусе, установленном на пластину с колесами для перемещения с помощью проушин, размещенных в верхней части корпуса. Снизу пластины выполнены опоры для фиксации упомянутого устройства на опорной поверхности, пружина поджата к пластине через направляющую винтом. Винт соединен с накатной головкой с приводом накатной головки для ее вращения. Упомянутый способ характеризуется тем, что локомотив устанавливают на технологических стойках или домкратах, упомянутое устройство размещают под шкворнем локомотива, накатную головку с роликами вращением привода винта поднимают до соприкосновения роликов с упрочняемой поверхностью шкворня. Наносят смазочно-охлаждающее технологическое средство на накатываемую радиусную поверхность шкворня, вращением привода винта обеспечивают усилие прижатия роликов накатной головки посредством сжатия пружины. Усилие прижатия роликов выбирают с учетом геометрии поверхности шкворня, увеличение усилия прижатия роликов проводят в несколько этапов. На последнем этапе выполняют расчетное количество оборотов накатной головки для получения поверхностно пластической деформации материала шкворня. Обеспечивается упрочнение накатыванием радиусной поверхности шкворня локомотива, позволяющее снизить трудозатраты на выполнение упрочнения, а также повысить технологичность выполнения работ. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 740 127 C1

1. Устройство для упрочнения накатыванием радиусной поверхности шкворня локомотива, включающее накатную головку с роликами и силовой элемент для создания усилия прижатия роликов к обрабатываемой поверхности, отличающееся тем, что силовой элемент выполнен в виде пружины, размещенной в корпусе, установленном на пластину с колесами для перемещения с помощью проушин, размещенных в верхней части корпуса, снизу пластины предусмотрены опоры для фиксации упомянутого устройства на опорной поверхности, пружина поджата к пластине через направляющую винтом, выполненным с возможностью вращения приводом, соединенным с винтом, причем винт соединен с накатной головкой с приводом накатной головки для ее вращения, на накатной головке установлены ролики, количество которых выбрано для обеспечения центрирования устройства на накатываемой поверхности шкворня, а для контроля перемещения винта и направляющей установлена линейка, прикрепленная в верхней части корпуса между проушинами.

2. Способ упрочнения накатыванием радиусной поверхности шкворня локомотива с использованием устройства по п.1, характеризующийся тем, что локомотив устанавливают на технологических стойках или домкратах, упомянутое устройство размещают под шкворнем локомотива, накатную головку упомянутого устройства вращением привода винта поднимают до соприкосновения роликов с упрочняемой поверхностью шкворня, наносят смазочно-охлаждающее технологическое средство на накатываемую радиусную поверхность шкворня, вращением привода винта обеспечивают усилие прижатия роликов накатной головки посредством сжатия пружины, при этом осуществляют контроль перемещения направляющей и винта с помощью линейки, прикрепленной в верхней части корпуса между проушинами, и неоднократно с необходимым усилием прижатия проводят обкатку упомянутыми роликами радиусной поверхности шкворня локомотива, причем усилие прижатия роликов выбирают с учетом геометрии поверхности шкворня, увеличение усилия прижатия роликов проводят в несколько этапов, на последнем этапе выполняют расчетное количество оборотов накатной головки для получения поверхностно пластической деформации материала шкворня, количество роликов накатной головки выбирают из условия обеспечения центрирования упомянутого устройства на накатываемой радиусной поверхности шкворня локомотива.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2740127C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАКАТЫВАНИЯ НА СТАНКАХ 2012
  • Марков Андрей Михайлович
  • Разгуляев Алексей Олегович
  • Ишутин Евгений Анатольевич
  • Гайст Сергей Валерьевич
RU2517081C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ СТАЛЬНЫХ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ 2004
  • Петряков Владимир Константинович
  • Сафонов Валентин Владимирович
  • Скорбов Максим Владимирович
  • Левушкин Сергей Николаевич
  • Нестеров Алексей Леонидович
RU2277596C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛЕЙ 1998
  • Забродин В.А.
  • Шайбеков В.Р.
  • Федотов Я.А.
RU2150367C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРОЧНЯЮЩЕЙ ОБКАТКИ РОЛИКАМИ НАРУЖНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ 2005
  • Буканов Виктор Иванович
  • Борцов Юрий Владимирович
  • Борисов Геннадий Алексеевич
  • Кобяков Александр Иванович
  • Мисковец Павел Николаевич
RU2316419C2
US 5095727 A1, 17.03.1992
EP 3609649 A1, 19.02.2020.

RU 2 740 127 C1

Авторы

Чунин Сергей Владимирович

Фазлиахметов Дамир Муратович

Муравлев Евгений Владимирович

Оганьян Эдуард Сергеевич

Гасюк Александр Сергеевич

Щербаков Владимир Викторович

Лобачев Олег Александрович

Скляр Андрей Валентинович

Павленко Мария Михайловна

Даты

2021-01-11Публикация

2020-06-18Подача