СТЕНД ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ДИНАМОМЕТРОВ ДЛЯ ТЯГОВЫХ ИСПЫТАНИЙ МАШИН Российский патент 2021 года по МПК G01L25/00 

Описание патента на изобретение RU2747090C1

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к устройствам для экспериментальной проверки динамометров для тяговых испытаний мобильных машин. Кроме того, оно может быть использовано в машиностроении при выпуске из производства испытательных стендов и динамометров.

Проверка динамометров на работоспособность и погрешность измерений перед тяговыми испытаниями машин и в процессе их испытаний являются основными условиями обеспечения требуемой точности и достоверности испытаний. Известен стационарный образцовый динамометр ОД-II-5 для поверки динамометров (Лихачев В. С.Испытания тракторов: учеб. пособие для вузов / В.С. Лихачев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1974. - 288 с., с. 157-158) [1].

Основным недостатком указанного устройства является сложность и громоздкость конструкции.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является станок для поверки рабочих динамометров по образцовым. Он состоит из корпуса, размещенного на основании, проверяемого и образцового динамометров, включенных последовательно в одну силовую цепь, и натяжного винта с гайкой (Лихачев В.С. Испытания тракторов: учеб. пособие для вузов / В.С. Лихачев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1974. - 288 с., с. 158-159) [2].

Недостатком данного устройства является то, что оно также имеет сложную и громоздкую конструкцию.

Задачей изобретения является создание простого, компактного и транспортабельного устройства для экспериментальной проверки динамометров для тяговых испытаний машин.

Сущность изобретения заключается в следующем. Корпус стенда выполнен с образованием каркаса, включающего в себя две боковые стойки, переднюю и заднюю, из швеллера, жестко соединенные между собой, по крайней мере, двумя стержнями в виде шпилек и с образованием свободного пространства между указанными стойками и шпильками. Каждая из стоек посредством боковой поверхности одной из полочек швеллера размещена на горизонтальной подставке, причем таким образом, что между собой стойки расположены симметрично, а кромки полочек обращены друг к другу. В центре стоек выполнены отверстия, имеющие общую ось вращения. Проверяемый динамометр на входе и выходе оснащен соответственно передним и задним винтами, оси вращения которых совпадают с вектором силы, воспринимаемой динамометром при его нагружении. В отверстие передней стойки пропущен натяжной винт и на его свободный конец, с внешней стороны этой стойки, установлены с возможностью взаимодействия втулка с шайбой и навинчена гайка. К другому свободному концу натяжного винта посредством соединительной муфты жестко присоединен проверяемый динамометр. Передний винт динамометра скоммутирован с этой муфтой, а его задний винт пропущен через отверстие левой стойки. На свободный конец этого винта установлен образцовый динамометр в виде пружины сжатия, размещенной между направляющими дисками, один из которых имеет возможность контакта своей торцевой поверхностью с внешней поверхностью задней стойки, а другой - с торцевой поверхностью гайки, навинченной на свободный конец заднего винта динамометра. Соединительная муфта включает в себя две балки, переднюю и заднюю, из швеллера, размещенные горизонтально, причем таким образом, что между собой они расположены симметрично, а кромки полочек обращены друг к другу. В центре каждой балки выполнены отверстия, имеющие общую ось вращения и совпадающую с осью вращения отверстий в стойках, отверстие в центре передней балки выполнено под натяжной винт, в задней балке - под передний винт динамометра. Со стороны свободных концов каждой балки также выполнены отверстия одинакового диаметра и имеющие общую ось вращения соответственно для отверстий на одном и другом концах балок. В передней стойке тоже выполнены отверстия и такого же диаметра, как и на концах балок, а оси вращения отверстий в этой стойке совпадают с осями вращения отверстий на концах балок. В отверстия названной стойки и балок на их концах пропущены шпильки. Посредством этих шпилек с гайками к ним балки соединены между собой, а свободные концы шпилек со стороны передней стойки имеют возможность взаимодействия с ней. Кроме того, на боковой поверхности натяжного винта, со стороны прижимной гайки, выполнен продольный паз в виде штриха, а на торцевой поверхности указанной гайки, с ее свободной стороны, выполнена метка в виде точки. В совокупности это позволяет создать на основе пружины сжатия простое, компактное и транспортабельное устройство для экспериментальной проверки динамометров для тяговых испытаний машин.

На фиг. 1 и 2 изображен стенд для экспериментальной проверки динамометров для тяговых испытаний машин, в частности на фиг. 1 показан вид сверху с местными разрезами, на фиг. 2 - вид А.

Стенд состоит из корпуса, размещенного на основании или на подставках 11, проверяемого 22 и образцового (пружины 2) динамометров, включенных последовательно в одну силовую цепь, и натяжного винта 16 с гайкой 12. Корпус выполнен с образованием каркаса, включающего в себя две боковые стойки, переднюю 15 и заднюю 6, из швеллера, жестко соединенные между собой, например, четырьмя стержнями в виде шпилек 7, на которые по их концам для этого навинчены гайки 3 и 4, и с образованием свободного пространства между указанными стойками и шпильками. Каждая из стоек 15 и 6 посредством боковой поверхности одной из полочек швеллера размещена на горизонтальной подставке 11 (прикреплена к ней шурупами 5), причем таким образом, что между собой стойки 15 и 6 расположены симметрично, а кромки полочек обращены друг к другу. В центре стоек 15 и 6 выполнены отверстия, имеющие общую ось вращения. Проверяемый динамометр 22 на входе и выходе оснащен соответственно передним 21 и задним 23 винтами, оси вращения которых совпадают с вектором силы, воспринимаемой динамометром 22 при его нагружении. В отверстие передней стойки 15 пропущен натяжной винт 16 и на его свободный конец, с внешней стороны этой стойки 15, установлены с возможностью взаимодействия втулка 14 с шайбой 13 и навинчена гайка 12. К другому свободному концу винта 16 посредством соединительной муфты жестко присоединен проверяемый динамометр 22. При этом передний винт 21 динамометра 22 скоммутирован с этой муфтой (винт 21 жестко присоединен к ней гайками 19 и 20), а его задний винт 23 пропущен через отверстие задней стойки 6. На свободный конец этого винта 23 установлен образцовый динамометр в виде пружины сжатия 2, размещенной между направляющими дисками 1, один из которых имеет возможность контакта своей торцевой поверхностью с внешней поверхностью задней стойки 6, а другой - с торцевой поверхностью гайки 24, навинченной на свободный конец заднего винта 23 динамометра 22. Соединительная муфта включает в себя две балки, переднюю 17 и заднюю 18, из швеллера, размещенные горизонтально, причем таким образом, что между собой они расположены симметрично, а кромки полочек обращены друг к другу. В центре каждой балки 17 и 18 выполнены отверстия, имеющие общую ось вращения и совпадающую с осью вращения отверстий в стойках 15 и 6. При этом отверстие в центре передней 17 балки выполнено под натяжной винт, в задней 18 балке - под передний 21 винт динамометра 22. Со стороны свободных концов каждой балки 17 и 18 также выполнены отверстия одинакового диаметра и имеющие общую ось вращения соответственно для отверстий на одном и другом концах балок 17 и 18. В передней стойке 15 тоже выполнены отверстия и такого же диаметра, как и на концах балок 17 и 18, а оси вращения отверстий в этой стойке 15 совпадают с осями вращения отверстий на концах балок 17 и 18. В отверстия названной стойки 15 и балок 17 и 18 на их концах пропущены шпильки 10. Посредством этих шпилек 10 с гайками 8 и 9 к ним балки 17 и 18 соединены между собой, а свободные концы шпилек 10 со стороны передней стойки 15 имеют возможность взаимодействия с ней. Кроме того, на боковой поверхности винта 16, со стороны прижимной гайки 12, выполнен продольный паз в виде штриха 26, а на торцевой поверхности указанной гайки 12, с ее свободной стороны, выполнена метка 25 в виде точки.

Принцип работы стенда и порядок проверки динамометра заключаются в следующем. Монтируют испытываемый динамометр на стенд. Для этого из динамометра, например, ДОР-3-И предварительно вывинчивают аналогичные винты с проушинами и вместо них ввинчивают винты 21 и 23. Смещают в сторону передней стойки 15, по отверстиям в ней, соединительную муфту (детали 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 17, 16 в сборе). В отверстие задней 6 стойки пропускают задний 23 винт динамометра 22 и на свободный конец этого винта 23 устанавливают пружину 2 с ее направляющими дисками 1. После чего на винт 23 навинчивают гайку 24. На передний 21 винт динамометра 22 навинчивают гайку 20. Перемещают соединительную муфту в исходное положение - присоединяют ее к переднему 21 винту динамометра 22 и навинчивают на этот винт гайку 19. Выбирают зазоры в соединениях стенда, навинчивая гайку 12 на винт 16. К динамометру 22 присоединяют электронную приставку с цифровым табло (не показано). Стенд готов к работе. Приступают к экспериментальной проверке динамометра 22. Для этого затягивают гайку 12 и наблюдают за показаниями на табло. Если в процессе затяжки гайки 12 появляются показания на табло, причем с возрастанием их значений, то предварительно считают, что динамометр 22 функционирует. Затем производят поверку динамометра 22 в следующем порядке. Ослабляют гайку 12 до нулевого значения силы на табло динамометра 22. Затем ввинчивают гайку 12 на винт 16 до положения, при котором метка 25 на гайке 12 совпадает с осью симметрии штриха 26 на винте 16. После чего навинчивают гайку 12 на винт 16 на заданное равное число оборотов, также ориентируясь на положение метки 25 на гайке 12 относительно штриха 26 на винте 16. Зная число оборотов гайки, шаг резьбы на винте 16 и жесткость пружины 2, вычисляют значение силы, приложенной к динамометру 22. При этом фиксируют силу на табло динамометра 22. По разности вычисленных значений силы и показаний силы, снятых с табло, определяют погрешность динамометра 22. Такие же данные аналогичным образом получают и в других точках - при дальнейшем навинчивании гайки 12 на винт 16 на такое же число оборотов. По полученным результатам делают вывод о погрешности динамометра 22. В процессе проверки динамометра 22 (при завинчивании гайки 12 на винт 16) винт 16 не провертывается вокруг своей оси вращения - он жестко соединен с передней 17 балкой соединительной муфты, которая в свою очередь также не имеет возможности вращения за счет взаимодействия шпилек 10 с передней стойкой 15. При этом шпильки 10 перемещаются в сторону передней стойки 15 вместе с соединительной муфтой и деталями, скоммутированными с ней.

Таким образом, на основе пружины сжатия представляется возможным создать простое, компактное и транспортабельное устройство для экспериментальной проверки динамометров для тяговых испытаний машин.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Лихачев В.С. Испытания тракторов: учеб. пособие для вузов / В.С. Лихачев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1974. - 288 с., с. 157-158.

2. Лихачев В.С. Испытания тракторов: учеб. пособие для вузов / В.С. Лихачев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1974. - 288 с., с. 158-159. - прототип.

Похожие патенты RU2747090C1

название год авторы номер документа
НАГРУЗОЧНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ТЯГОВЫХ ИСПЫТАНИЙ МАШИН 2019
  • Хабардин Сергей Васильевич
  • Агафонов Сергей Викторович
RU2729894C1
СПОСОБ СТАТИЧЕСКОЙ ПОВЕРКИ ТЯГОВОГО ДИНАМОМЕТРА 2021
  • Хабардин Сергей Васильевич
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2763440C1
СТЕНД ДЛЯ ГРАДУИРОВКИ ТЕНЗОЭЛЕМЕНТОВ 2012
  • Ганжа Владимир Александрович
  • Ковалевич Павел Васильевич
  • Малышева Наталья Николаевна
  • Каптюк Иван Викторович
RU2500983C1
Стенд для испытаний гусеничных транспортных средств 1976
  • Беккер Исаак Григорьевич
  • Воскобойников Игорь Васильевич
  • Гуткин Владимир Семенович
  • Смоляницкий Лев Матвеевич
  • Цецевинский Лев Николаевич
  • Погорелый Владимир Иванович
SU667851A1
СВАЙНОЕ НАГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЯГОВЫХ ИСПЫТАНИЙ МАШИН 2020
  • Хабардин Сергей Васильевич
  • Хабардин Василий Николаевич
RU2750900C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ БАЛОЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 2004
  • Ерышев В.А.
  • Колганов Ю.А.
  • Горшенина Е.В.
RU2262698C1
Стенд для испытания велосипедов 1987
  • Скворцов Владимир Сергеевич
SU1437724A1
Стенд для испытания гусеничных транспортных средств 1987
  • Кацаев Эдуард Сергеевич
  • Беленький Геннадий Аркадьевич
  • Ленциус Евгений Евгеньевич
  • Щепет Виктор Иванович
SU1495664A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТРУБ 2006
  • Виноградов Сергей Валентинович
  • Жупиев Сергей Леонидович
  • Климов Виктор Владимирович
  • Рожемберская Галина Юрьевна
  • Волчков Василий Дмитриевич
  • Самсонов Валерий Викторович
  • Лившиц Владимир Исаакович
  • Кузнецов Кирилл Анатольевич
RU2327129C9
Стенд для испытания гусеничныхТРАНСпОРТНыХ СРЕдСТВ 1979
  • Беккер Исаак Григорьевич
  • Воскобойников Игорь Васильевич
  • Смоляницкий Лев Матвеевич
  • Цецевинский Лев Николаевич
  • Погорелый Владимир Иванович
SU842013A2

Иллюстрации к изобретению RU 2 747 090 C1

Реферат патента 2021 года СТЕНД ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ДИНАМОМЕТРОВ ДЛЯ ТЯГОВЫХ ИСПЫТАНИЙ МАШИН

Изобретение относится к стенду для экспериментальной проверки динамометров для тяговых испытаний машин. Стенд состоит из корпуса, размещенного на основании и выполненного в виде каркаса из двух стоек, соединенных посредством шпилек с гайками, и образцового динамометра, включенных последовательно в одну силовую цепь, и натяжного винта с прижимной гайкой. На боковой поверхности натяжного винта, со стороны прижимной гайки, выполнен продольный паз в виде штриха, а на торцевой поверхности указанной гайки, с ее свободной стороны, выполнена метка в виде точки. Достигается упрощение конструкции для экспериментальной проверки динамометров для тяговых испытаний машин. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 747 090 C1

Стенд для экспериментальной проверки динамометров для тяговых испытаний машин, состоящий из корпуса, размещенного на основании, проверяемого и образцового динамометров, включенных последовательно в одну силовую цепь, и натяжного винта с гайкой, отличающийся тем, что корпус выполнен с образованием каркаса, включающего в себя две боковые стойки, переднюю и заднюю, из швеллера, жестко соединенные между собой по крайней мере двумя стержнями в виде шпилек с образованием свободного пространства между указанными стойками и шпильками, каждая из стоек посредством боковой поверхности одной из полочек швеллера размещена на горизонтальной подставке, причем таким образом, что между собой стойки расположены симметрично, а кромки полочек обращены друг к другу, в центре стоек выполнены отверстия, имеющие общую ось вращения, проверяемый динамометр на входе и выходе оснащен соответственно передним и задним винтами, оси вращения которых совпадают с вектором силы, воспринимаемой динамометром при его нагружении, в отверстие передней стойки пропущен натяжной винт и на его свободный конец с внешней стороны этой стойки установлены с возможностью взаимодействия втулки с шайбой и навинчена гайка, к другому свободному концу натяжного винта посредством соединительной муфты жестко присоединен проверяемый динамометр, при этом передний винт динамометра скоммутирован с этой муфтой, а его задний винт пропущен через отверстие левой стойки, на свободный конец этого винта установлен образцовый динамометр в виде пружины сжатия, размещенной между направляющими дисками, один из которых имеет возможность контакта своей торцевой поверхностью с внешней поверхностью задней стойки, а другой - с торцевой поверхностью гайки, навинченной на свободный конец заднего винта динамометра, соединительная муфта включает в себя две балки, переднюю и заднюю, из швеллера, размещенные горизонтально, причем таким образом, что между собой они расположены симметрично, а кромки полочек обращены друг к другу, в центре каждой балки выполнены отверстия, имеющие общую ось вращения и совпадающую с осью вращения отверстий в стойках, отверстие в центре передней балки выполнено под натяжной винт, в задней балке - под передний винт динамометра, со стороны свободных концов каждой балки также выполнены отверстия одинакового диаметра и имеющие общую ось вращения соответственно для отверстий на одном и другом концах балок, в передней стойке тоже выполнены отверстия и такого же диаметра, как и на концах балок, а оси вращения отверстий в этой стойке совпадают с осями вращения отверстий на концах балок, в отверстия названной стойки и балок на их концах пропущены шпильки, посредством этих шпилек с гайками к ним балки соединены между собой, а свободные концы шпилек со стороны передней стойки имеют возможность взаимодействия с ней, кроме того, на боковой поверхности натяжного винта, со стороны прижимной гайки, выполнен продольный паз в виде штриха, а на торцевой поверхности указанной гайки, с ее свободной стороны, выполнена метка в виде точки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2747090C1

Устройство динамической тарировки динамометров 1979
  • Щупак Петр Леонидович
  • Черепащук Альберт Васильевич
SU773467A1
Устройство для тарировки и проверки динамометрических приборов 1974
  • Винокурский Сергей Аронович
  • Эдлис Сусанна Лазаревна
  • Будник Вячеслав Михайлович
SU493685A1
Устройство для динамической градуировки динамометров 1982
  • Тарбеев Юрий Васильевич
  • Герасимов Николай Петрович
  • Чаленко Николай Степанович
SU1067379A1
Устройство для тарирования и проверки динамометров, весов и т п 1957
  • Перчихин К.И.
  • Хансуваров К.И.
SU112480A2
Способ изготовления резинометаллических элементов 1982
  • Лобузнов Виктор Степанович
  • Нефедов Александр Степанович
  • Кондауров Алексей Петрович
SU1075032A1
CN 209656205 U, 19.11.2019.

RU 2 747 090 C1

Авторы

Хабардин Сергей Васильевич

Агафонов Сергей Викторович

Даты

2021-04-26Публикация

2020-04-03Подача