СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ПОТОКА МАСЛА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ЧАСТИЦ МЕТАЛЛА В СРЕДСТВАХ ДИАГНОСТИКИ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ГТД Российский патент 2021 года по МПК F16N29/04 

Описание патента на изобретение RU2749574C1

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способам обнаружения магнитных и немагнитных частиц металла (ЧМ) и определения скорости потока масла в масляной системе работающего газотурбинного двигателя (ГТД), и может быть использовано в авиации, газовой и нефтяной промышленности, электроэнергетике и других отраслях промышленности для диагностики состояния узлов трения и своевременного предотвращения аварийных ситуаций.

Известен способ определения технического состояния двигателей и других машин и механизмов по характеристикам микропримесей металлов, обнаруженных в смазочных маслах, топливах и специальных жидкостях, заключающийся в том, что в спектральный источник вводят пробу анализируемой жидкости в виде аэрозоля путем распыления в плазмотрон, предварительно подготавливают пробу и образцы сравнения, регистрируют оптические сигналы излучения от каждой частицы одновременно по двум или более измерительным каналам, преобразуют оптические сигналы в электрические импульсы, определяют массы отдельных металлов по величине импульсов и градуировочным характеристикам, по соотношению масс соответствующих металлов устанавливают состав частицы, содержание металла в частицах износа, по результатам сравнения пробы с эталонными образцами определяют уровень износа двигателя. (Патент РФ №2194973 «Способ определения технического состояния двигателей и других машин и механизмов по характеристикам микропримесей металлов, обнаруженных в смазочных маслах, топливах и специальных жидкостях», опубликован 20.12.2002).

Недостатком способа является невозможность его применения на работающем двигателе, а также невозможность измерения данным способом скорости потока анализируемой жидкости в трубопроводе масляной системы двигателя.

Известен способ, основанный на регистрации устройством с датчиками проточного типа в виде решетки из проводников такой концентрации ЧМ в потоке масла, при которой одна из пар проводников замыкается, с последующим формированием электронным блоком сигнала о наличии частиц износа в масле. (Патент РФ №2315900 «Сигнализатор наличия металлических частиц в системе смазки», опубликован 27.01.2008).

Недостатком способа является продолжительный промежуток времени между появлением частиц износа в масле и выдачей сигнала о наличии ЧМ, из-за необходимости их накопления, а также невозможность измерения скорости потока масла.

Известен способ контроля состояния узлов трения газотурбинных двигателей, основанный на накоплении частиц металла на магнитной пробке, установленной в маслопроводе системы смазки ГТД, и регистрации электронным блоком момента достижения общей массы выявленных ЧМ заданной величины (Патент РФ №2511971 «Сигнализатор стружки», опубликован 10.04.2014).

Недостатком способа является невозможность обнаружения и вылавливания немагнитных ЧМ, а также продолжительный промежуток времени между появлением частиц износа в масле и выдачей сигнала «стружка в масле» из-за необходимости накопления значительного количества ЧМ на магнитной пробке. Кроме того, с помощью магнитных пробок невозможно определить скорость потока масла.

Наиболее близким по технической сущности является способ обнаружения частиц металла в системе смазки узлов трения и определения скорости потока масла, в котором обнаружение магнитных и немагнитных ЧМ в потоке масла работающего газотурбинного двигателя осуществляют на участке между двумя сечениями потока с помощью охватывающих эти сечения двух удаленных друг от друга на заданное расстояние вихретоковых чувствительных элементов (ЧЭ1 и ЧЭ2), а скорость потока масла определяют по известному расстоянию h и времени tч прохождения частицы металла между чувствительными элементами ЧЭ1 и ЧЭ2. (Патент РФ №2668513 «Способ обнаружения частиц металла в масле системы смазки узлов трения и определения скорости потока масла», опубликован 01.10.2018).

Недостатком данного способа определения скорости потока масла является необходимость наличия двух импульсов напряжения в информационном сигнале измерительной цепи, формируемых при прохождении частицей металла зоны чувствительности ЧЭ1 и ЧЭ2, а также длительность ожидания результата, так как для определения временного интервала частица металла должна пройти путь между ЧЭ1 и ЧЭ2.

Технической проблемой является информационная избыточность вследствие необходимости двух импульсных сигналов измерительной цепи, а также дополнительные затраты времени на определение скорости потока масла.

Технический результат, заключающийся в снижении информационной избыточности и сокращении времени на определение скорости потока масла, достигается тем, что в известный способ, заключающийся в прокачке масла через проходной канал датчика, регистрации магнитных и немагнитных металлических частиц в потоке масла, формировании информационных сигналов о наличии частиц металла, преобразовании информации о ЧМ в электрический сигнал с помощью дифференциальной измерительной цепи, в которую включены два одновитковых вихретоковых ЧЭ (ЧЭ1 и ЧЭ2), смещенных относительно друг друга по направлению потока на заданное расстояние, введены следующие дополнительные операции:

На этапе градуировки:

- снимают экспериментально зависимость сигнала на выходе дифференциальной измерительной цепи с включенными в нее двумя одновитковыми вихретоковыми чувствительными элементами ЧЭ1 и ЧЭ2 при движении ЧМ заданного размера D через контур ЧЭ1 в направлении оси X, ортогональной плоскости ЧЭ1 и проходящей через ее центр соответственно для магнитных (сталь) и для немагнитных (медь, латунь и др.) ЧМ;

- нормируют экспериментальную зависимость относительно размера D соответственно для магнитных

и немагнитных ЧМ

Где Х0 - центр плоскости, ограниченной контуром ЧЭ1, в котором сигнал на выходе измерительной цепи принимает минимальное значение при прохождении магнитной ЧМ и максимальное значение при прохождении немагнитной ЧМ;

- определяют величину ΔΧΜ и ΔΧнΜ по общему для магнитных и немагнитных ЧМ заданному нормированному пороговому значению UНП, соответствующую перемещению ЧМ от точки х0 до точки, в которой для магнитной ЧМ или для немагнитной ЧМ.

На этапе измерения:

- измеряют экстремальное (минимальное для магнитной и максимальное для немагнитной ЧМ) значение напряжения на выходе измерительной цепи при прохождении контура ЧЭ1 ЧМ не известного размера;

- вычисляют абсолютное значение порогового уровня для сигнала на выходе ИЦ при прохождении ЧМ неизвестного размера контура ЧЭ1 соответственно для магнитной

и немагнитной ЧМ

С учетом

- измеряют время Δt с момента фиксации U1(x0) до момента достижения задним фронтом импульса напряжения U1 соответствующих пороговых значений для магнитной и немагнитной ЧМ.

- определяют скорость потока масла Vm по вычисленному ΔΧ при градуировке и измеренному Δt по формуле .

Принцип действия предлагаемого способа поясняется фигурами 1 и 2. Поток масла 1 в системе смазки подшипниковых узлов ГТД поступает в масляный канал датчика 2. Одновитковые вихретоковые чувствительные элементы ЧЭ1 (3) и ЧЭ2 (4), охватывающие канал датчика сечением 5, удаленны друг от друга на заданное расстояние по потоку (Фиг. 1). Выходной информационный сигнал с измерительной цепи в виде последовательности двух импульсов напряжения U1 и U2, соответствующих прохождению ЧМ чувствительных элементов ЧЭ1 и ЧЭ2, поступает в блок обработки данных, в котором формируется информация о материале ЧМ.

Скорость потока масла определяется с помощью одного (первого) импульса информационного сигнала измерительной цепи следующим образом. В момент прохождения ЧМ чувствительного элемента ЧЭ1, измерительной цепью формируется информационный сигнал в виде импульса напряжения U1, который может быть как положительной (Фиг. 2), так и отрицательной полярности, в зависимости от типа металла (немагнитный или магнитный). Фиксируется экстремальное значение импульса напряжения в момент прохождения ЧМ плоскости контура ЧЭ1 и вычисляется пороговый уровень напряжения

UпорН⋅U1(x0)

После достижения обратным фронтом импульса напряжения значения U1=Uпор, вычисляется время Δt от момента, когда U1=U(x0), до момента, когда U1=Uпор.

Скорость потока масла Vm определяют по вычисленному ΔΧ при градуировке и измеренному Δt по формуле .

Как видно, по сравнению с прототипом, для определения скорости потока предложенный способ предусматривает использование всего одного (первого) импульса информационного сигнала измерительной цепи. Таким образом, уменьшается время, необходимое для определения скорости Vm.

Похожие патенты RU2749574C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ И ОЦЕНКИ РАЗМЕРОВ ЕДИНИЧНЫХ ЧАСТИЦ МЕТАЛЛА В СИСТЕМЕ СМАЗКИ ПАР ТРЕНИЯ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК 2019
  • Белопухов Валентин Николаевич
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Коршиков Игорь Геннадьевич
  • Секисов Юрий Николаевич
RU2724309C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ЧАСТИЦ МЕТАЛЛА В МАСЛЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ УЗЛОВ ТРЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ПОТОКА МАСЛА 2017
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Коршиков Игорь Геннадьевич
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Белослудцев Виктор Александрович
RU2668513C1
Способ обнаружения с повышенной чувствительностью, определения вида и оценки размера частиц металла в процессе изнашивания подшипников в проточных системах смазки силовых установок 2023
  • Белопухов Валентин Николаевич
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Коршиков Игорь Геннадьевич
  • Подлипнов Пётр Евгеньевич
  • Секисов Юрий Николаевич
RU2814854C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МНОГОМЕРНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ И ОБНАРУЖЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ ТОРЦОВ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2002
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
  • Тулупова Виктория Владимировна
RU2272990C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КООРДИНАТНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СМЕЩЕНИЙ ТОРЦОВ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2008
  • Беленький Лев Борисович
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
  • Тулупова Виктория Владимировна
RU2390723C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ЧАСТИЦ МЕТАЛЛА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ПОТОКА МАСЛА В ПРОТОЧНОЙ СИСТЕМЕ СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ЭНЕРГОСИЛОВЫХ УСТАНОВОК 2023
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Заякин Олег Александрович
  • Коршиков Игорь Геннадьевич
  • Секисов Юрий Николаевич
RU2806666C1
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ КООРДИНАТНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СМЕЩЕНИЙ ТОРЦОВ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2010
  • Беленький Лев Борисович
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
  • Тулупова Виктория Владимировна
RU2454626C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КООРДИНАТНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СМЕЩЕНИЙ ТОРЦОВ ЛОПАТОК РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2009
  • Беленький Лев Борисович
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Райков Борис Константинович
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Скобелев Олег Петрович
  • Тулупова Виктория Владимировна
RU2431114C2
ВИХРЕТОКОВЫЙ ДАТЧИК СО СМЕЩЕННЫМ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ 2021
  • Белослудцев Виктор Александрович
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Коршиков Игорь Геннадьевич
  • Секисов Юрий Николаевич
RU2778031C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЧАСТИЦ ИЗНОСА В ПОТОКЕ МАСЛА РАБОТАЮЩЕГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Коршиков Игорь Геннадьевич
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Белослудцев Виктор Александрович
RU2646520C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 749 574 C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ПОТОКА МАСЛА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ЧАСТИЦ МЕТАЛЛА В СРЕДСТВАХ ДИАГНОСТИКИ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ГТД

Использование: для определения скорости потока масла при обнаружении частиц металла в средствах диагностики узлов трения газотурбинного двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что обнаруживают частицы металла с помощью двух удаленных друг от друга одновитковых вихретоковых чувствительных элементов (ЧЭ), расположенных в двух поперечных сечениях масляного потока; скорость потока масла определяют путем фиксации моментов времени, соответствующих экстремальному и заранее заданному пороговому значениям напряжения на выходе измерительной цепи при прохождении частицей металла контура первого ЧЭ на основании заранее снятых градуировочных характеристик в виде нормированных зависимостей сигнала на выходе измерительной цепи от размера и положения частицы на оси, ортогональной плоскости первого ЧЭ и проходящей через ее центр. Технический результат: обеспечение возможности снижения информационной избыточности и сокращение времени при определении скорости потока масла. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 749 574 C1

Способ определения скорости потока масла при обнаружении частиц металла в средствах диагностики узлов трения газотурбинного двигателя (ГТД), заключающийся в том, что для обнаружения частиц износа подшипниковых узлов прокачивают масло через проходной канал датчика, регистрируют магнитные и немагнитные частицы металла в потоке масла, формируют информационные сигналы о наличии металлических частиц, преобразуют информацию о частицах металла в электрический сигнал с помощью дифференциальной измерительной цепи, в которую включены два одновитковых вихретоковых чувствительных элемента ЧЭ1 и ЧЭ2, смещенных относительно друг друга по направлению потока на заданное расстояние, отличающийся тем, что вводят дополнительные операции: на этапе градуировки снимают экспериментально зависимость сигнала на выходе дифференциальной измерительной цепи с включенными в нее двумя одновитковыми вихретоковыми чувствительными элементами ЧЭ1 и ЧЭ2 при движении частиц металла (ЧМ) заданного размера D через контур ЧЭ1 в направлении оси X, ортогональной плоскости ЧЭ1 и проходящей через ее центр соответственно для магнитных (сталь) и для немагнитных (медь, латунь и др.) ЧМ, нормируют экспериментальную зависимость относительно размера D соответственно для магнитных и немагнитных ЧМ , где Х0 - центр плоскости, ограниченной контуром ЧЭ1, в котором сигнал на выходе измерительной цепи принимает минимальное значение при прохождении магнитной ЧМ и максимальное значение при прохождении немагнитной ЧМ, определяют величину ΔΧΜ и ΔХнМ по общему для магнитных и немагнитных ЧМ заданному нормированному пороговому значению UНП, соответствующую перемещению ЧМ от точки х0 до точки, в которой для магнитной ЧМ или для немагнитной ЧМ; на этапе измерения измеряют экстремальное (минимальное для магнитной и максимальное для немагнитной ЧМ) значение напряжения на выходе измерительной цепи при прохождении контура ЧЭ1 ЧМ неизвестного размера, вычисляют абсолютное значение порогового уровня для сигнала на выходе ИЦ при прохождении ЧМ неизвестного размера контура ЧЭ1 соответственно для магнитной

и немагнитной ЧМ (с учетом : , ), измеряют время Δt с момента фиксации U1(x0) до момента достижения задним фронтом импульса напряжения U1 соответствующих пороговых значений для магнитной и немагнитной ЧМ, определяют скорость потока масла Vm по вычисленному ΔΧ для магнитных и немагнитных частиц при градуировке и измеренному Δt по формуле .

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2749574C1

СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ЧАСТИЦ МЕТАЛЛА В МАСЛЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ УЗЛОВ ТРЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ПОТОКА МАСЛА 2017
  • Боровик Сергей Юрьевич
  • Коршиков Игорь Геннадьевич
  • Секисов Юрий Николаевич
  • Белослудцев Виктор Александрович
RU2668513C1
СИГНАЛИЗАТОР НАЛИЧИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЧАСТИЦ В СИСТЕМЕ СМАЗКИ 2006
  • Бекренев Игорь Анатольевич
  • Береснева Татьяна Александровна
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Островский Михаил Лазаревич
  • Сорокин Кирилл Юрьевич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2315900C1
СИГНАЛИЗАТОР СТРУЖКИ 2012
  • Марюшин Анатолий Викторович
  • Трулин Алексей Олегович
  • Баско Сергей Николаевич
  • Володченко Николай Николаевич
  • Галанов Вячеслав Алексеевич
  • Привалов Евгений Григорьевич
  • Шведова Светлана Юрьевна
  • Чугунов Владимир Ильич
  • Галёмина Людмила Юрьевна
RU2511971C1
СИГНАЛИЗАТОР СТРУЖКИ 2011
  • Марюшин Анатолий Викторович
  • Галанов Вячеслав Алексеевич
  • Галёмин Александр Анатольевич
  • Володченко Николай Николаевич
  • Баско Сергей Николаевич
  • Хренина Галина Анатольевна
  • Шведова Светлана Юрьевна
RU2460006C1
US 9316630 B2, 19.04.2016
US 2016370275 A1, 22.12.2016.

RU 2 749 574 C1

Авторы

Боровик Сергей Юрьевич

Коршиков Игорь Геннадьевич

Секисов Юрий Николаевич

Даты

2021-06-15Публикация

2020-06-26Подача