СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ КАЛИБРОВКИ БЛОКА АКСЕЛЕРОМЕТРОВ Российский патент 2021 года по МПК G01P21/00 

Описание патента на изобретение RU2758891C1

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при тестировании и проверке работоспособности чувствительных элементов инерциальных систем навигации.

Известны способы скалярной калибровки и векторной калибровки, описанные соответственно в статьях «О скалярной калибровке блока акселерометров и гироскопов» В.В. Аврутов, Вестник НТУУ «КПИ», 2010, серия «ПРИКЛАДОБОРУДОВАНИЕ», вып. 40, с. 10-17 (принято за прототип изобретения), и «Сравнение методов оценки параметров погрешностей блока акселерометров трехосной гиростабилизированной платформы» Гребенкин М.Д., Труды ФГУП "НПЦАП". Системы и приборы управления, 2017, No 4, с. 22-31 (принято за аналог изобретения).

В них рассматривается калибровка набора из трех взаимно ортогональных акселерометров. В качестве оцениваемых при калибровке параметров модели ошибок акселерометров рассматриваются отклонения масштабных коэффициентов, нулей и угловые параметры, описывающие ошибку выставки оси чувствительности датчика в приборной системе координат (по одному или по два на каждый из датчиков, в зависимости от метода). Блок акселерометров последовательно приводят угловые положения на неподвижном стенде, снимая измерения. В аналоге (векторный метод калибровки) получают измерения каждого акселерометра в отдельности и сравнивают с ожидаемыми в данном положении и географической точке. В прототипе (скалярный метод калибровки) для каждого момента измерения вычисляется модуль измеренного кажущегося ускорения и результат сравнивается с модулем вектора ускорения силы тяжести в данной географической точке. В обоих методах предполагается, что разности (невязки) между измеренными и ожидаемым величинами обусловлены отклонениями рассматриваемых параметров модели погрешности датчиков. С помощью ряда Тейлора невязки измерений линейно связываются с отклонениями оцениваемых параметров от их номинальных величин. После проведения достаточного количества измерений, получают несовместную систему линейных уравнений, которую можно решить приближенно. Результатом калибровки является получаемое приближенное решение, т.е. коррекция для рассматриваемого набора параметров.

Недостатком аналога является сильное влияние на точность оценки ошибок при выставке калибруемого блока в калибровочные угловые положения. Недостатком прототипа является ненаблюдаемость всех параметров модели погрешностей, описывающих ошибки выставки осей чувствительности акселерометров в приборной системе координат. Следствием этого является необходимость принимать положение оси чувствительности одного из акселерометров идеальным, то есть безошибочно совпадающим с одной из осей приборной системы координат. Это в свою очередь приводит к ошибке в привязке блока акселерометров к системе отсчета объекта управления и формированию дополнительных погрешностей в навигационных данных.

Задачей изобретения является повышение точности калибровки блока акселерометров за счет повышения устойчивости оценки к неучтенным погрешностям в калибровочных измерениях без потери наблюдаемости ряда параметров модели погрешностей акселерометров.

Заявленная задача выполняется в способе комбинированной калибровки блока акселерометров заключающемся в том, что в различных угловых положениях блока производят измерения кажущегося ускорения, обусловленного силой тяжести, а также рассчитывают квадраты абсолютной величины измеренного ускорения, решением калибровочной системы уравнений с помощью фильтра Калмана оценивают вектор отклонения параметров модели акселерометров и выполняют калибровку акселерометров, согласно изобретению, формируют массив невязок между измеренными и соответствующими ожидаемыми значениями проекций ускорения на оси чувствительности акселерометров, и невязок между рассчитанными и ожидаемыми значениями квадрата абсолютной величины кажущегося ускорения, полученный массив линейно связывают с вектором отклонений параметров, формируя комбинированную калибровочную матрицу системы уравнений, включающей в себя уравнения линейной связи вектора отклонения параметров с указанными невязками, а фильтр Калмана применяют с диагональной матрицей ковариации измерительного шума, в которой величина ковариации шума квадрата полученной абсолютной величины ускорения равна единице, а величины ковариаций шума измерений ускорения равны 106.

Для решения задачи результат каждого измерения используется для формирования 4-х уравнений в калибровочной системе уравнений. Три из них формируются по методу векторной калибровки и обеспечивают наблюдаемость всех параметров, необходимых для описания выставки осей чувствительности в приборной системе координат, привязанной к блоку. Четвертое формируется по методу скалярной калибровки и позволяет получить оценку, устойчивую к возмущениям в векторе измерений, вызванных неучтенными факторами.

Векторный метод калибровки позволяет оценить для каждого акселерометра 4 параметра модели погрешностей: смещение нуля, отклонение масштабного коэффициента и два угловых параметра ошибки выставки оси чувствительности в приборной системе координат.

Калибровочная система уравнений для векторного метода имеет вид:

где:

Δai, i=1..3n - отклонение полученного измерения одного акселерометра от ожидаемой величины;

δpj, j=1..k - оцениваемые отклонения параметров модели погрешностей от номинальных значений (всего к параметров для векторного метода);

dij, i=1..3n, j=1..k - элементы матрицы калибровки D, представляющие собой производные выходной величины акселерометра по величине параметра pj при его номинальном значении; n - количество моментов снятия измерений.

При этом система уравнений будет делиться на блоки по 3 уравнения, соответствующие единовременному снятию измерений с тройки акселерометров в момент времени ti:

Для скалярного метода решаемая система будет иметь вид:

где Δsi, i=1..n - отклонение измеренного модуля кажущегося ускорения от ожидаемой величины. При этом вектор оцениваемых параметров р для скалярного метода будешь меньше чем в случае векторного метода, так как три из шести угловых параметров одного акселерометра будут ненаблюдаемы.

Получение комбинированной модели в виде новой матрицы калибровки Dкомб может быть выполнено совмещением двух систем уравнений в одну. При этом приближенный вектор решения должен удовлетворять одновременно уравнениям обеих моделей по условию несмещенного вектора невязки (с нулевым средним).

Из за разницы рангов матриц скалярного и векторного методов, матрицу системы скалярного метода необходимо дополнить новыми столбцами, соответствующими трем ненаблюдаемым параметрам угловых ошибок выставки осей чувствительности ругл1, ругл2, ругл3 по применяемой схеме линеаризации:

Итоговая система уравнений будет строиться блоками по четыре уравнения, три из которых описывают влияние отклонений параметров на показания каждого акселерометра по отдельности, а четвертое описывает влияние отклонений на сумму квадратов этих показаний:

Три уравнения, соответствующих векторному способу калибровки, позволят сформировать оценки отклонений 6 угловых параметров по отдельности, а четвертое уравнение, соответствующее скалярной калибровке, не позволит получить их сильно смещенную оценку, так как определяет величины их линейных комбинаций и при этом является устойчивым к ошибке изначальной угловой выставки платформы в пространстве.

Для того, чтобы получаемая оценка в равной степени соответствовала как векторной, так и скалярной части системы, оценку необходимо проводить со взвешиванием. Для этого удобно использовать алгоритм фильтра Калмана, где взвешивание можно произвести, задавая нужный вид матрице ковариации измерительного шума R:

Результатом калибровки является полученное с помощью алгоритма фильтра Калмана приближенное решение калибровочного уравнения, составленного описанным способом.

Таким образом, заявлен способ комбинированной калибровки блока акселерометров заключающийся в том, что в различных угловых положениях блока производят измерения кажущегося ускорения, обусловленного силой тяжести, а также рассчитывают квадраты абсолютной величины измеренного ускорения, решением калибровочной системы уравнений с помощью фильтра Калмана оценивают вектор отклонения параметров модели акселерометров и выполняют калибровку акселерометров. Отличительная особенность способа заключается в том, что формируют массив невязок между измеренными и соответствующими ожидаемыми значениями проекций ускорения на оси чувствительности акселерометров, и невязок между рассчитанными и ожидаемыми значениями квадрата абсолютной величины кажущегося ускорения, полученный массив линейно связывают с вектором отклонений параметров, формируя комбинированную калибровочную матрицу системы уравнений, включающей в себя уравнения линейной связи вектора отклонения параметров с указанными невязками, а фильтр Калмана применяют с диагональной матрицей ковариации измерительного шума, в которой величина ковариации шума квадрата полученной абсолютной величины ускорения равна единице, а величины ковариаций шума измерений ускорения равны 106.

Техническим результатом изобретения является повышение точности калибровки блока акселерометров за счет повышения устойчивости оценки к неучтенным возмущениям в калибровочных измерениях без потери наблюдаемости ряда параметров модели погрешностей акселерометров.

Похожие патенты RU2758891C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СКАЛЯРНОЙ КАЛИБРОВКИ БЛОКА АКСЕЛЕРОМЕТРОВ 2020
  • Гребенкин Михаил Дмитриевич
RU2753150C1
Адаптивный корректор углов ориентации для БИНС 2020
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Заец Виктор Федорович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Ахмедова Сабина Курбановна
RU2749152C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА 2014
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Гришин Дмитрий Викторович
RU2555496C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ МОДЕЛИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРЕНИЙ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ИЗМЕРЕНИЯМ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ 2012
  • Дишель Виктор Давидович
  • Межирицкий Ефим Леонидович
  • Немкевич Виктор Андреевич
  • Сапожников Александр Илариевич
  • Соколова Наталья Викторовна
  • Быков Андрей Константинович
  • Сулимов Виктор Григорьевич
RU2504734C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ ОБЪЕКТА И БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА 2017
  • Черенков Сергей Анатольевич
  • Лисин Алексей Анатольевич
  • Худяков Александр Александрович
RU2661446C1
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ПОЛЕТЕ 2012
  • Макарченко Федор Иванович
  • Межирицкий Ефим Леонидович
  • Румянцев Геннадий Николаевич
  • Шкода Валерия Аршаковна
RU2486472C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ НАВИГАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НАБЛЮДЕНИЯ 2015
  • Перро, Тьерри
RU2701194C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ 2005
  • Захарин Александр Викторович
  • Шепеть Игорь Петрович
  • Хабаров Алексей Николаевич
  • Демчук Анжела Анатольевна
  • Онуфриенко Валерий Васильевич
  • Напольский Виктор Петрович
  • Кучевский Семён Викторович
RU2300081C1
Способ измерения ошибок начальной выставки инерциальной навигационной системы без привязки к внешним ориентирам 2021
  • Колбас Юрий Юрьевич
  • Черемисенов Геннадий Викторович
  • Иванов Максим Алексеевич
  • Люфанов Виктор Евгеньевич
RU2779274C1
БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА СРЕДНЕЙ ТОЧНОСТИ ДЛЯ МОБИЛЬНОГО НАЗЕМНОГО ОБЪЕКТА 2013
  • Салычев Олег Степанович
RU2539131C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ КАЛИБРОВКИ БЛОКА АКСЕЛЕРОМЕТРОВ

Изобретение относится к области приборостроения. Способ комбинированной калибровки блока акселерометров заключается в том, что по полученным измерениям формируется единый массив невязок полученных и ожидаемых измерений вектора кажущегося ускорения и его абсолютного значения. Полученный массив линейно связывается с калибруемыми параметрами модели погрешностей акселерометров. Влияние невязок по отдельным измерениям и по абсолютной величине вектора ускорения на получаемую оценку балансируется настройкой алгоритма фильтра Калмана для стационарной системы, с помощью которого и производится оценка вектора коррекции параметров измерительной модели акселерометров, то есть их уточнение. Технический результат – повышение точности калибровки блока акселерометров.

Формула изобретения RU 2 758 891 C1

Способ комбинированной калибровки блока акселерометров, заключающийся в том, что в различных угловых положениях блока производят измерения акселерометрами кажущегося ускорения, обусловленного силой тяжести, а также рассчитывают квадраты абсолютной величины измеренного ускорения, решением калибровочной системы уравнений с помощью фильтра Калмана оценивают вектор отклонения параметров модели акселерометров и выполняют калибровку акселерометров, отличающийся тем, что формируют массив невязок между измеренными и соответствующими ожидаемыми значениями проекций ускорения на оси чувствительности акселерометров и невязок между рассчитанными и ожидаемыми значениями квадрата абсолютной величины кажущегося ускорения, полученный массив линейно связывают с вектором отклонений параметров, формируя комбинированную калибровочную матрицу системы уравнений, включающей в себя уравнения линейной связи вектора отклонения параметров с указанными невязками, а фильтр Калмана применяют с диагональной матрицей ковариации измерительного шума, в которой величина ковариации шума квадрата полученной абсолютной величины ускорения равна единице, а величины ковариаций шума измерений ускорения равны 106.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2758891C1

Аврутов В.В
"О скалярной калибровке блока гироскопов и акселерометров"
Теорія та практика навігаційних приладів і систем
Вісник НТУУ "КПІ"
Серія Приладобудування
Приспособление для суммирования отрезков прямых линий 1923
  • Иванцов Г.П.
SU2010A1
- Вип
Приспособление с иглой для прочистки кухонь типа "Примус" 1923
  • Копейкин И.Ф.
SU40A1
Стр
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ 2002
  • Андреев А.Г.
  • Ермаков В.С.
  • Мафтер М.Б.
  • Морозов В.А.
RU2249793C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БЛОКА ИНЕРЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ 2016
  • Кутовой Валерий Матвеевич
  • Кутовой Денис Алексеевич
  • Перепелкина Светлана Юрьевна
  • Федотов Андрей Анатольевич
RU2626288C1
СПОСОБ ГРАДУИРОВКИ ПЪЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА НА НИЗКИХ ЧАСТОТАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Смирнов Владимир Васильевич
  • Симчук Александр Анатольевич
  • Кирпичев Алексей Александрович
RU2519833C2
CN 108593965 A, 28.09.2018
US 2014372063 A1, 18.12.2014.

RU 2 758 891 C1

Авторы

Гребенкин Михаил Дмитриевич

Даты

2021-11-02Публикация

2020-11-27Подача