Устройство управления курсовым положением вертолета с соосными винтами Российский патент 2021 года по МПК B64C27/10 B64D35/06 

Описание патента на изобретение RU2759228C1

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к вертолетам с соосными винтами.

В тексте заявки в дальнейшем использован термин «курсовое положение вертолета». В рамках данной заявки он означает управления курсовым положением вертолета (поворот вокруг вертикальной оси).

Известен (Загордан A.M. «Элементарная теория вертолета», Военное издательство министерства обороны СССР, 1955 г.) способ управления курсовым положением вертолета (положение относительно вертикальной оси) при помощи рулевого винта, расположенного на хвостовой балке. Рулевой винт создает вращающий момент и разворачивает вертолет относительно вертикальной оси. Недостатком такого решения является увеличение габаритов и массы вертолета.

Известно RU, патент 2136543, опубл. 10.09.1999) устройство управления вертолетом, имеющим несущий винт и хвостовую балку, содержащее расположенную вдоль нее продольную щель управления циркуляцией воздушного потока, обтекающего хвостовую балку вертолета, и реактивный двигатель малой тяги системы управления, ориентированный по одной или обеим плоскостям заднего конца хвостовой балки. Устройство дополнительно снабжено первым каналом, проходящим вдоль хвостовой балки и ведущим к указанной щели управления циркуляцией, первым средством создания давления воздуха, предназначенным для создания первого воздушного потока, протекающего по вышеуказанному первому каналу при заданном давлении, вторым каналом, проходящим вдоль хвостовой балки и ведущим к реактивному двигателю системы управления, и вторым средством создания давления воздуха, предназначенным для создания второго воздушного потока, протекающего по указанному второму каналу под давлением, отличающимся от заданного давления первого воздушного потока.

Устройство не применимо для использования в конструкции вертолета с соосными винтами.

Известна (SU, авторское свидетельство 1826423, опубл. 10.12.1995) система управления соосным вертолетом с системой курсового управления, включающей педали, гидроусилитель путевого управления с золотником, соединенным с проводкой путевого управления качалкой управления золотником, и с системой управления общим шагом, включающей рычаг общего шага, гидроусилитель общего шага с силовым штоком, соединенным посредством качалки силового штока с проводкой управления общим шагом, причем с целью улучшения эксплуатационных характеристик за счет ограничения сближения лопастей несущих винтов, система путевого управления снабжена рычагом, установленным жестко на качалке управления золотником гидроусилителя путевого управления, а система управления общим шагом снабжена ограничителем, жестко установленным на качалке силового штока гидроусилителя общего шага, при этом ограничитель выполнен профилированным с возможностью взаимодействия с рычагом системы путевого управления.

Недостатком известной системы следует признать ее сложность и ненадежность.

Наиболее близким аналогом разработанного технического решения можно (Суриков Н.Ф. и др. Вертолет Ка-26. М.: Транспорт, 1982, с. 107-110) считать систему соосных несущих винтов, служащих для создания подъемной силы и для управления летательным аппаратом, реализованные на вертолетах с соосными винтами Ка-26, Ка-32, имеющий автомат перекоса, изменяющий угол наклона лопастей несущих винтов при вращении и осуществляющий таким образом регулирование положения вертолета, в том числе курсовое регулирование (поворот вокруг вертикальной оси). Недостатком такого решения является сложность конструкции автомата перекоса соосных несущих винтов.

Техническая проблема, решаемая с использованием разработанной системы, состоит в расширении ассортимента способов регулирования курсового положения вертолета с соосными винтами.

Технический результат, достигаемый при реализации разработанной системы, состоит в возможности применения отдельного электродвигателя для курсового регулирования вертолета, выполненного по соосной схеме.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать разработанное устройство управления курсовым положением вертолета. Разработанное устройство содержит систему соосных несущих верхнего и нижнего винтов, установленных с возможностью вращения в противоположные стороны на роторе и статоре тягового электродвигателя, источник электрического питания, к которому подключены средства вращения несущих винтов, при этом оно дополнительно содержит регулировочный электродвигатель, статор которого причем подключен с возможностью разрыва к источнику электрического питания, а также с возможностью разрыва на дополнительно веденный резистор, при этом вал нижнего несущего винта соединен с валом регулирующего электродвигателя, закрепленного на корпусе вертолета с возможностью передачи на корпус вертолета вращающего момента, направление которого противоположно направлению вращения нижнего несущего винта при подаче электропитания на регулирующий электродвигатель и вращающего момента, направление которого совпадает с вращением нижнего несущего винта при замыкании обмоток регулировочного электродвигателя на резистор, то есть работе регулировочного электродвигателя в режиме генератора.

В дальнейшем конструкция устройства будет рассмотрена с использованием графического материала, при этом использованы следующие обозначения: корпус вертолета 1, источник электроэнергии 2, скользящие контакты 3, вал 4, ротор тягового электродвигателя 5, статор тягового электродвигателя 6, верхний несущий винт 7, нижний несущий винт 8, подшипник 9, ротор регулирующего электродвигателя 10, статор регулирующего электродвигателя 11, резистор 12.

Управление курсовым положением вертолета происходит следующим образом. При подаче электрического тока из расположенного в корпусе 1 источника электроэнергии 2 через скользящие контакты 3 на статор 6 тягового электродвигателя, ротор тягового электродвигателя 5 начинает вращаться вместе с верхним несущим винтом 7. При этом создается реактивный крутящий момент на статоре 6, который раскручивает в противоположном направлении статор 6 вместе с валом 4, нижним несущим винтом 8 и соединенным с ним ротором регулировочного электродвигателя 10.

При полете вертолета статор 6 постоянно подключен к источнику электропитания 2.

В случае, когда обмотки статора регулировочного электродвигателя 11 разомкнуты и отключены от источника электроэнергии 2 и резистора 12, то в обмотках статора регулировочного электродвигателя 11 электрический ток не протекает и магнитное поле не возникает, поэтому ротор регулировочного электродвигателя 10 свободно вращается вместе с валом 4, не передавая никакого вращающего момента на статор регулировочного электродвигателя 11 и соединенный с ним корпус 1.

В случае, когда обмотки статора регулировочного электродвигателя 11 подключены к источнику электроэнергии 2 и отключены от резистора 12, то протекающий по обмоткам статора регулировочного электродвигателя 11 электрический ток создает магнитное поле, которое ускоряет вращение ротора регулировочного электродвигателя 10 вместе с валом 4 и нижним несущим винтом 8, при этом возникает реактивный момент, который закручивает статор регулировочного электродвигателя 11 и соединенный с ним корпус 1 вертолета в направлении, противоположном вращению ротора 10, вала 4 и нижнего несущего винта 8.

Регулировочный электродвигатель подключают к источнику электропитания 2 тогда, когда надо развернуть корпус вертолета 1 в направлении, противоположном вращению вала 4 и нижнего винта 8.

В случае, когда обмотки статора регулировочного электродвигателя 11 отключены от источника электроэнергии 2, но замкнуты на резистор 12, то магнитное поле вращающегося ротора регулировочного электродвигателя 10 генерирует в обмотках статора регулирующего электродвигателя 11 электрический ток, который создает магнитное поле, тормозящее вращение ротора 10, вала 4 и нижнего несущего винта 8, при этом за счет взаимодействия магнитных полей статор регулировочного электродвигателя 11 и соединенный с ним корпус 1 закручивается в направлении, совпадающим с направлением вращения нижнего несущего винта 8.

Регулировочный электродвигатель подключают к резистору 12 тогда, когда надо развернуть корпус вертолета в направлении, совпадающем с вращением вала 4 и нижнего винта 8.

Ток в обмотках статора 11 возникает только в случае, если они замкнуты. Резистор 12 представляет собой электрическое сопротивление, которое замыкает обмотки статора 11. Так как ротор 10 регулировочного электродвигателя постоянно вращается, то при замыкании обмоток статора 11 в обмотках начинает течь ток, который "гаситься" в резисторе, а статор 11 вместе с корпусом вертолета 1 закручивается в ту же сторону, что и ротор и вал 4.

Похожие патенты RU2759228C1

название год авторы номер документа
Электрический привод соосных винтов вертолета (варианты) 2019
  • Коровкин Сергей Викторович
RU2715113C1
Электрический привод соосных винтов вертолета 2020
  • Коровкин Сергей Викторович
RU2739753C1
ВЕРТОЛЁТ 2015
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2583411C1
Устройство компенсации реактивного момента несущего винта вертолета 2021
  • Желваков Владимир Валентинович
RU2788013C1
ПРИВОД ХВОСТОВОГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 2011
  • Хаманн Йенс
  • Кепкен Ханс-Георг
  • Штойбер Дитмар
RU2526331C1
БЕСПИЛОТНЫЙ КОНВЕРТОПЛАН С КАНАЛЬНЫМИ ВИНТАМИ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2629473C1
Устройство компенсации реактивного момента несущего винта вертолета 2021
  • Желваков Владимир Валентинович
RU2796703C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2009
  • Хамин Иван Никифорович
RU2415780C1
Система управления и передачи вращательного момента на винт(ы) в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), стартер-генератор, плата управления стартером-генератором и амортизатор для этой системы 2020
  • Драненков Антон Николаевич
  • Куприн Михаил Николаевич
  • Герасимов Игорь Владимирович
  • Соловьев Евгений Вячеславович
  • Поляков Дмитрий Андреевич
RU2741136C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С НЕСУЩИМ ВИНТОМ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НЕСУЩЕГО ВИНТА И/ИЛИ ХВОСТОВОГО ВИНТА ЭТОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С НЕСУЩИМ ВИНТОМ 2019
  • Хеттенкофер, Йоханнес
  • Думмель, Андреас
  • Эвен, Детлев
  • Лёвенштайн, Андреас
RU2786031C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 759 228 C1

Реферат патента 2021 года Устройство управления курсовым положением вертолета с соосными винтами

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам управления вертолетами с соосными винтами. Устройство управления курсовым положением вертолета, содержащего систему соосных несущих винтов, установленных с возможностью вращения в противоположные стороны на роторе и статоре тягового электродвигателя, источник электрического питания включает регулировочный электродвигатель, статор которого подключен с возможностью разрыва к источнику электрического питания, а также с возможностью разрыва на дополнительно веденный резистор. Вал нижнего несущего винта соединен с валом регулирующего электродвигателя, закрепленного на корпусе вертолета с возможностью передачи на корпус вертолета вращающего момента, направление которого противоположно направлению вращения нижнего несущего винта при подаче электропитания на регулирующий электродвигатель, и возможностью передачи на корпус вертолета вращающего момента, направление которого совпадает с вращением нижнего несущего винта при замыкании регулировочного двигателя на резистор. Обеспечивается упрощение конструкции органов управления по курсу вертолета, выполненного по соосной схеме. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 759 228 C1

Устройство управления курсовым положением вертолета, содержащего систему соосных несущих верхнего и нижнего винтов, установленных с возможностью вращения в противоположные стороны на роторе и статоре тягового электродвигателя, источник электрического питания, к которому подключены средства вращения несущих винтов, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит регулировочный электродвигатель, статор которого подключен с возможностью разрыва к источнику электрического питания, а также с возможностью разрыва на дополнительно введенный резистор, при этом вал нижнего несущего винта соединен с валом регулирующего электродвигателя, закрепленного на корпусе вертолета с возможностью передачи на корпус вертолета вращающего момента, направление которого противоположно направлению вращения нижнего несущего винта при подаче электропитания на регулирующий электродвигатель, и возможностью передачи на корпус вертолета вращающего момента, направление которого совпадает с вращением нижнего несущего винта при замыкании регулировочного двигателя на резистор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2759228C1

Электрический привод соосных винтов вертолета (варианты) 2019
  • Коровкин Сергей Викторович
RU2715113C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ПРИВЯЗНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ И БЕСПИЛОТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 2009
  • Белов Анатолий Петрович
  • Яблоков Владимир Дмитриевич
RU2441809C2
ВИНТОКРЫЛЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2013
  • Арлтон Пол Э.
  • Арлтон Дэвид Дж.
RU2648502C2
DE 102016206551 B4, 22.03.2018
EP 3225541 A1, 04.10.2017.

RU 2 759 228 C1

Авторы

Коровкин Сергей Викторович

Даты

2021-11-11Публикация

2021-04-01Подача