Изобретение относится к процессам нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения летнего дизельного топлива.
Известен способ получения дизельного топлива (патент RU 2535492), включающий перегонку нефти с выделением керосина, легкого и тяжелого дизельного топлива, каталитическую гидроочистку и депарафинизацию дизельного топлива, компаундирование, введение присадок, при этом при перегонке нефти выделяют фракции прямогонных легкого дизельного топлива и тяжелого дизельного топлива, обладающих определенными качественными параметрами, и далее их обрабатывают определенным образом. Так, фракцию прямогонного легкого дизельного топлива выделяют с температурой помутнения, находящейся в интервале температур от 5°С выше до 5°С ниже нормативного значения этого показателя для получаемого товарного зимнего дизельного топлива, и далее подвергают процессу гидроочистки. Выделенную прямогонную фракцию тяжелого дизельного топлива в полном объеме подвергают гидроочистке и последующей каталитической депарафинизации. Товарное зимнее дизельное топливо заданного класса получают компаундированием гидроочищенной фракции легкого дизельного топлива и балансового количества прошедшей гидроочистку и каталитическую депарафинизацию фракции тяжелого дизельного топлива.
Однако в результате в сырье установок каталитической депарафинизации вовлекается значительное количество (от 30 до 60%) фракций, не требующих депарафинизации и пригодных для получения компонента как дизельного топлива зимнего, так и летнего. Наличие этих балластных фракций в сырье, при ограниченной пропускной способности установок каталитической депарафинизации, уменьшает время контактирования тяжелых фракций, ведет к увеличению энергетических затрат на нагрев сырья и последующее разделение продуктов, снижает суммарный выход товарных дизельных топлив из-за ненужного крекинга балластных фракций, требует очень жесткого технологического режима в реакторе депарафинизации и увеличения расхода дефицитного водорода, что в свою очередь приводит к частой регенерации катализатора и значительным эксплуатационным издержкам, приводит к ускоренному износу катализатора.
Наиболее близким к предлагаемому является способ получения дизельного топлива, включающий перегонку нефти с выделением керосина, прямогонных тяжелой и легкой дизельных фракций, гидроочистку прямогонных тяжелой и легкой дизельных фракций при давлении водорода 4,0-4,5 МПа, депарафинизацию, введение присадок. При этом тяжелое дизельное топливо после гидроочистки подвергают ректификации с выделением дизельного топлива зимнего и дизельного топлива летнего, а на депарафинизацию направляют кубовый остаток (патент RU 2675853).
Однако данный способ не позволяет получить много дешевого летнего топлива для летнего периода, так как в процессе гидроочистки прямогонной тяжелой фракции дизельного топлива остаются много фракций, требующих дорогого процесса депарафинизации.
Целью настоящего изобретения является повышение эффективности способа получения летнего дизельного топлива и увеличение выпуска летнего дизельного топлива.
Поставленную цель достигают использованием способа получения летнего дизельного топлива, включающего перегонку нефти с выделением керосина, прямогонных фракций тяжелого и легкого дизельного топлива, гидроочистку прямогонных фракций тяжелого и легкого дизельного топлива, введение присадок, при этом гидроочистку прямогонной фракции тяжелого дизельного топлива осуществляют при давлении 6,0-8,5 МПа.
Способ осуществляют следующим образом:
На фиг. 1 представлена принципиальная схема получения летнего дизельного топлива.
Подготовленную к перегонке частично отбензиненную нефтесмесь (1) подают в основную ректификационную колонну (2), где осуществляют отбор керосиновой фракции в отпарную колонну (8), прямогонной легкой фракции дизельного топлива в отпарную колонну (9), прямогонной тяжелой фракции дизельного топлива (6) в отпарную колонну (10). С верха ректификационной колонны (2) осуществляют отбор бензина (3), с низа ректификационной колонны (2) выводят мазут (7).
С низа отпарной колонны (8) выводят керосиновую фракцию (4). Прямогонную фракцию легкого дизельного топлива (5) из отпарной колонны (9) направляют на установку гидроочистки (11), на которой при давлении водорода 4,0-4,5 МПа и температуре 400°С, получают гидроочищенную фракцию легкого дизельного топлива (12). Фракцию тяжелого дизельного топлива (6) из отпарной колонны (10) направляют на установку гидроочистки (13), на которой процесс проводят при давлении водорода 6,0-8,5 МПа, с получением гидроочищенной фракции тяжелого дизельного топлива (14), 95% объемных которой выкипает при температуре на 10 градусов ниже, чем получаемая при давлении водорода 4,0-4,5 Мпа. Полученные фракции гидроочищенного легкого дизельного топлива (12) и гидроочищенного тяжелого дизельного топлива (14), смешивают, чтобы температура помутнения смеси не превышала минус 5°С и 95% объема не выкипало выше 360°С, вводят присадки (15) и получают товарное дизельное топливо летнее (16).
Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что температура выкипания 95% по объему и температура помутнения гидроочищенной тяжелой дизельной фракции снижаются, выход товарного летнего дизельного топлива увеличивается на 8-10% в результате проведения процесса гидроочистки тяжелой фракции дизельного топлива при повышенных значениях давления водорода 6,0-8,5 МПа, эффективность способа получения увеличивается за счет исключения стадий ректификации и гидродепарафинизации тяжелой фракции дизельного топлива (затраты в процессе гидродепарафинизации: электроэнергии 18,7 кВт*час/т, водяного пара 0,02 Гкал/т, топлива 0,00077 τ условного топлива/т продукта. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. ИТС 30-2017, Москва, Бюро НДТ 2017).
Таким образом, применение предложенного способа получения дизельного летнего топлива позволяет максимально использовать тяжелую фракцию прямогонного дизельного топлива, исключить стадию ректификации и депарафинизации гидроочищенной тяжелой дизельной фракции, минимизируя при этом эксплуатационные затраты и аппаратурное оформление, уменьшить коксообразование катализатора на стадии гидроочистки и тем самым увеличить срок службы катализатора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2017 |
|
RU2675853C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2018 |
|
RU2664653C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2013 |
|
RU2535492C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 1998 |
|
RU2126437C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 1997 |
|
RU2141505C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ЕВРО | 2011 |
|
RU2464299C1 |
СПОСОБ ПРЯМОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ НА МАЛОГАБАРИТНОЙ УСТАНОВКЕ | 2004 |
|
RU2269372C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА ДЛЯ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ | 2021 |
|
RU2774182C1 |
Способ получения дизельных топлив с улучшенными низкотемпературными свойствами и уменьшенным содержанием серы и устройство для его реализации | 2018 |
|
RU2685550C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА ДЛЯ БУРОВЫХ РАСТВОРОВ | 2021 |
|
RU2775651C1 |
Изобретение относится к процессам нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения летнего дизельного топлива. Изобретение касается способа получения летнего дизельного топлива, включающего перегонку нефти с выделением керосина, прямогонных фракций тяжелого и легкого дизельного топлива, гидроочистку прямогонной фракции легкого дизельного топлива при давлении 4,0-4,5 МПа, гидроочистку прямогонной фракции тяжелого дизельного топлива при повышенном давлении водорода, введение присадок. Гидроочистку прямогонной фракции тяжелого дизельного топлива осуществляют при давлении 6,0-8,5 МПа, а полученные фракции гидроочищенного легкого дизельного топлива и гидроочищенного тяжелого топлива перед введением присадок смешивают, чтобы температура помутнения смеси не превышала минус 5°С и 95% объема выкипало не выше 360°С. Технический результат - повышение эффективности способа получения летнего дизельного топлива и увеличение выпуска летнего дизельного топлива. 1табл., 1 ил.
Способ получения летнего дизельного топлива, включающий перегонку нефти с выделением керосина, прямогонных фракций тяжелого и легкого дизельного топлива, гидроочистку прямогонной фракции легкого дизельного топлива при давлении 4,0-4,5 МПа, гидроочистку прямогонной фракции тяжелого дизельного топлива при повышенном давлении водорода, введение присадок, отличающийся тем, что гидроочистку прямогонной фракции тяжелого дизельного топлива осуществляют при давлении 6,0-8,5 МПа, а полученные фракции гидроочищенного легкого дизельного топлива и гидроочищенного тяжелого топлива перед введением присадок смешивают, чтобы температура помутнения смеси не превышала минус 5°С и 95% объема выкипало не выше 360°С.
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2017 |
|
RU2675853C1 |
СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДИСТИЛЛЯТОВ | 2008 |
|
RU2381258C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2013 |
|
RU2535492C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ЕВРО | 2011 |
|
RU2464299C1 |
Способ гидроочистки дизельного топлива | 2019 |
|
RU2691965C1 |
EP 0003339401 B1, 30.10.2019. |
Авторы
Даты
2021-11-17—Публикация
2020-11-06—Подача