Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для диагностики состояния подшипников роторного оборудования, примерами которого являются редукторы, турбины, двигатели и генераторы.
Неразрушающая диагностика для такого рода изделий обычно выполняется на основе регистрации и последующего анализа сигналов, получаемых с виброакустического датчика или с датчика частоты вращения (ДЧВ) вала, установленных на контролируемом оборудовании. В результате анализа регистрируемых сигналов выявляются информативные признаки дефектов, позволяющие судить о состоянии исследуемого изделия.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу является способ, базирующийся на оценивании вариабельности межимпульсных интервалов импульсной последовательности, получаемой от ДЧВ (Колоколов А.С., Любинский И.А. Способ диагностики механизмов, агрегатов и машин на основе оценки микровариаций вращения вала: Патент на изобретение №2626388 РФ; Зарег. 26.07.2017).
Для реализации этого способа на валу контролируемого изделия устанавливают ДЧВ, генерирующий при вращении вала импульсы при значениях угла ϕ=(360/N)i, где N - целое число, определяющее количество импульсов на обороте вала, i=1, 2, 3, … - номер импульса, в импульсной последовательности, генерируемой ДЧВ, производят измерение временных интервалов между импульсами последовательности. По результатам измерений находят среднеквадратичное отклонение межимпульсных интервалов от среднего значения и, если полученное значение σ выше определенного порога, то делают заключение о наличии дефекта у контролируемого изделия. Таким образом, величина σ является информативным признаком наличия дефекта. Недостатком рассмотренного способа является его весьма низкая чувствительность. Поскольку для исправного и дефектного подшипников относительное изменение величины σ составляет величину около 1,8.
Техническим результатом изобретения является повышение чувствительности рассмотренного выше способа применительно к задаче диагностики подшипников за счет фильтрации последовательности межимпульсных интервалов в импульсной последовательности, регистрируемой с ДЧВ, и последующей оценке информативного параметра σ для отфильтрованной последовательности. Целью фильтрации является усиление в полученной последовательности межимпульсных интервалов высокочастотных микровариаций, связанных с дефектами в подшипниках и ослаблении микровариаций создаваемых другими элементами роторного оборудования, например, ротора, который при развитии его дисбаланса порождает сравнительно низкочастотные вариации межимпульсных интервалов.
Технический результат обеспечивается установкой на валу контролируемого изделия ДЧВ, генерирующего в моменты времени tt импульсы стандартной формы при значениях угла вала ϕ=(360/N)i, где N - число импульсов на полном обороте вала, i=1, 2, 3 …. - номер импульса, получении последовательности межимпульсных интервалов {Ti}, где Ti=ti+1-ti, оценке вариабельности Ti с помощью нахождения среднеквадратичного отклонения σ значений Ti от среднего значения ; отличающийся тем, что с целью повышения чувствительности диагностики производят фильтрацию последовательности p(i)={Ti), для отфильтрованной последовательности находят среднеквадратичное отклонение σ значений от среднего значения и, если зафиксированное σ выше определенной величины, то делают заключение о наличии дефекта подшипников у контролируемого изделия.
На фиг. 1 приведена блок схема, поясняющая процесс оценивания микровариаций вращения вала.
1 - ДЧВ вала, 2 - блок оценки моментов возникновения импульсов, создаваемых ДЧВ, 3 - блок построения последовательности межимпульсных интервалов, 4 - цифровой фильтр с конечной импульсной характеристикой, 5 - блок фильтрации последовательности интервалов, 6 - блок оценки среднего межимпульсного интервала и среднеквадратичного отклонения межимпульсного интервала а от среднего значения.
На фиг. 2 представлены четыре графика, представляющие вариации относительно среднего значения величин межимпульсных интервалов в исходной и отфильтрованной последовательностях p(i) и рф (i), для исправного и дефектного подшипников.
1 и 2 - вариации интервала в исходных последовательностях межимпульсных интервалов р(i) для исправного и дефектного подшипников, 3 и 4 - вариации интервала в отфильтрованных последовательностях межимпульсных интервалов рф(i) для исправного и дефектного подшипников.
Технический результат достигается выполнением следующей последовательности операций обработки сигнала s(t) с ДЧВ.
1. Находятся моменты времени ti (i=0, 1, 2, …) пересечения s(t) порогового уровня θ0 при ds/dt>0. В результате получается последовательность p0(i)={ti}. В случае оцифрованного сигнала s(kΔt), где k=0, 1, 2, …, Δt - интервал дискретизации, для обеспечения точности оценивания ti следует использовать линейную интерполяцию s(kΔt).
2. На основе последовательности p0(i) производят измерение межимпульсных интервалов Ti=ti+1-ti и формируется последовательность межимпульсных интервалов p(i)={Ti}.
3. Выполняется цифровая фильтрация последовательности p(i) фильтром с конечной импульсной характеристикой h(m), где m=0, 1, 2, …. Целью фильтрации является выявление в полученной последовательности p(i) межимпульсных интервалов сравнительно высокочастотных микровариаций, связанных с дефектами в подшипниках, и ослабление низкочастотных микровариаций, порождаемых другими элементами роторного оборудования, например, ротором при развитии его дисбаланса. Фиг. 2 поясняет результаты фильтрации. На ней графики 1 и 2 представляют вариации интервала в исходных последовательностях межимпульсных интервалов p(i) для исправного и дефектного подшипников, а 3 и 4 - вариации интервала в отфильтрованных последовательностях межимпульсных интервалов рф(i) для исправного и дефектного подшипников.
4. Для отфильтрованной последовательности рф(i) определяют средний межимпульсный интервал и среднеквадратичное отклонение σ ее интервалов от среднего значения .
5. При превышении величин σ определенного значения делается вывод о наличии дефекта в подшипнике.
Применение предлагаемого способа к реальной задаче диагностики роликовых подшипников на стенде при регистрации s(t) с помощью 16-разряного АЦП с частотой дискретизации 50 кГц, на примере применения индукционного ДЧВ с N=24 и трехточечного фильтра высоких частот с импульсной характеристикой h(1)=-0,25, h(2)=0,5, h(3)=-0,25 подтвердило его эффективность. Установлено, что при использовании фильтрации величина σ для подшипников с дефектами была примерно в 4,2 раза больше, чем у исправных подшипников, что свидетельствует о более чем двукратном повышении чувствительности предлагаемого способа по сравнению с его прототипом.
Таким образом, приведенные выше данные позволяют заключить, что предложенный способ может быть использован для повышения качества диагностики подшипников роторного оборудования, а также для мониторинга развития дефекта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ диагностики механизмов, агрегатов и машин на основе оценки микровариаций вращения вала | 2016 |
|
RU2626388C1 |
Способ диагностики технического состояния агрегата авиационного привода | 2017 |
|
RU2667830C1 |
Способ неразрушающего контроля поршневых машин на основе регистрации изменения углового ускорения вала | 2024 |
|
RU2826838C1 |
Способ акустико-эмиссионной диагностики динамического промышленного оборудования | 2018 |
|
RU2684709C1 |
Способ контроля технического состояния подшипников качения | 2015 |
|
RU2623177C2 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ | 2008 |
|
RU2470280C2 |
Способ контроля подшипника роторной системы | 1990 |
|
SU1719953A1 |
СПОСОБ АНАЛОГО-ЦИФРОВОЙ ОБРАБОТКИ СИГНАЛА РАДИОМЕТРИЧЕСКОГО ДАТЧИКА | 2009 |
|
RU2386209C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЗУБЬЕВ ШЕСТЕРЁН ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ | 2016 |
|
RU2631493C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МЕЖРОТОРНОГО ПОДШИПНИКА ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2537669C1 |
Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для диагностики состояния подшипников роторного оборудования, примерами которого являются редукторы, турбины, двигатели и генераторы. Заявлен способ диагностики подшипников роторного оборудования на основе регистрации микровариаций вращения вала с помощью установки на валу контролируемого изделия датчика частоты вращения (ДЧВ), генерирующего в моменты времени ti импульсы стандартной формы при значениях угла вала ϕ=(360/N)i, где N - число импульсов на полном обороте вала, i=1, 2, 3, … - номер импульса, получении последовательности межимпульсных интервалов {Ti}, где Ti=ti+1-ti, оценке вариабельности Ti с помощью нахождения среднеквадратичного отклонения σ значений Ti от среднего значения . Причем производят фильтрацию последовательности {Ti}, для отфильтрованной последовательности находят среднеквадратичное отклонение σ значений от среднего значения и, если зафиксированное σ выше определенной величины, то делают заключение о наличии дефекта подшипников у контролируемого изделия. Технический результат - повышения чувствительности диагностики. 2 ил.
Способ диагностики подшипников роторного оборудования на основе регистрации микровариаций вращения вала с помощью установки на валу контролируемого изделия датчика частоты вращения (ДЧВ), генерирующего в моменты времени ti импульсы стандартной формы при значениях угла вала ϕ=(360/N)i, где N - число импульсов на полном обороте вала, i=1, 2, 3, … - номер импульса, получении последовательности межимпульсных интервалов {Ti}, где Ti=ti+1-ti оценке вариабельности Ti с помощью нахождения среднеквадратичного отклонения σ значений Ti от среднего значения ; отличающийся тем, что с целью повышения чувствительности диагностики производят фильтрацию последовательности {Ti}, для отфильтрованной последовательности находят среднеквадратичное отклонение σ значений от среднего значения и, если зафиксированное σ выше определенной величины, то делают заключение о наличии дефекта подшипников у контролируемого изделия.
Способ диагностики механизмов, агрегатов и машин на основе оценки микровариаций вращения вала | 2016 |
|
RU2626388C1 |
CN 101047368 A 03.10.2007 | |||
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ БУКСОВЫХ УЗЛОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2438900C1 |
Устройство для создания высокотемпературного газового потока | 1961 |
|
SU143182A1 |
Устройство для контроля состояния подшипников качения | 1983 |
|
SU1174814A1 |
CN 104931262 A 23.09.2015. |
Авторы
Даты
2022-02-08—Публикация
2020-08-20—Подача