Способ переработки отработанного масла Российский патент 2022 года по МПК C10L1/04 C10L5/00 C10G31/00 C10M175/00 

Описание патента на изобретение RU2773466C1

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности, к способу переработки отработанных нефтяных масел с получением судового малосернистого топлива

Известен способ переработки отработанного масла, заключающийся в том, что его нагревают до 70-80°C и подвергают фильтрации с отделением масляной фазы от водно-масляного шлама, который можно использовать при производстве асфальта. Масляную фазу подвергают очистке путем хемосорбционной и адсорбционной фильтрации, после чего добавляют к свежему моторному маслу в количестве не более 30%. [Пат. РФ №2243254, кл. С10М 175/02, опубл. 27.12.2004]

Недостаток этого способа - сложность способа и нерациональное использование образующихся продуктов: производство асфальта из водно-масляного шлама требует испарения всей воды и добавление в его состав не менее 50% нефтяного остатка; масляная фаза при очистке образует отход - отработанный адсорбент, который не находит потребителя.

Наиболее близким к заявляемому объекту является способ переработки отработанного масла, включающий предварительную подготовку отработанного масла: отстаивание при температуре 60-65°C или центрифугирование. При этом из него удаляются механические примеси и вода, которые могут накапливаться в масле при эксплуатации техники, хранении и транспортировке. В некоторых случаях перед отстаиванием или центрифугированием, с целью вымывания оставшихся присадок и, как следствие, снижения зольности готовых продуктов, масла могут предварительно подвергаться промывке водой. Подготовленное масло подвергают вакуумной перегонке, где из него получают два потока I и II. Поток I представляет собой фракцию, выкипающую при температуре до 400°C, которая в своем составе содержит как топливо, попадающее в масло при эксплуатации техники, так и легкие фракции, образующиеся при вакуумной перегонке вследствие разложения углеводородного сырья. Поток II - фракция, выкипающая при температуре более 400°C, которая в своем составе содержит смолисто-асфальтеновые вещества, образующиеся при окислении углеводородов масла при эксплуатации техники [А.Б. Григоров «Комплексная переработка отработанных моторных масел». - Энергосбережение. Энергетика. Энергоаудит, №05 (99) 2012, стр. 40-44].

Недостаток данного способа - сложность процесса переработки отработанного масла, обусловленная, в частности, тем, что вакуумная перегонка отработанного масла требует ректификационную колонну для четкого разделения на дистиллятную фракцию и остаток с последующей атмосферной перегонкой дистиллятной фракции.

Изобретение направлено на упрощение процесса переработки отработанного масла с одновременным получением товарных продуктов, соответствующих нормативным требованиям.

Это достигается тем, что в способе переработки отработанного масла, включающем предварительный его нагрев, отделение от отработанного масла механических примесей фильтрацией, согласно изобретению очищенное от механических примесей отработанное масло нагревают до температуры 180-210°C, после чего из него испарением под атмосферным давлением отделяют воду и легкие углеводороды, обезвоженное и утяжеленное отработанное масло нагревают до температуры 340-360°C и подают в вакуумный испаритель для разделения под глубоким вакуумом на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток. Вакуумный остаток выводят снизу вакуумного испарителя, охлаждают и используют в качестве твердого топлива, а парогазовые продукты подвергают конденсации с получением дистиллята в качестве судового малосернистого топлива.

Предпочтительно разделение в вакуумном испарителе обезвоженного и утяжеленного отработанного масла осуществлять при абсолютном давлении 15-20 мм рт. ст.

Целесообразно охлажденный вакуумный остаток подвергать гранулированию.

На чертеже показана принципиальная схема установки для переработки отработанного масла.

Установка содержит теплообменник 1 для предварительного нагрева отработанного масла, фильтр 2 для фильтрации отработанного масла от механических примесей, теплообменник 3 для нагрева очищенного от механических примесей масла, испаритель 4, работающий под атмосферным давлением, печь 5 для нагрева обезвоженного утяжеленного отработанного масла, вакуумный испаритель 6 для разделения отработанного масла под глубоким вакуумом на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток, конденсатор паров 7, оборудованный слоем регулярной насадки 8, холодильник воздушного охлаждения 9.

Способ осуществляют следующим образом.

Отработанное масло предварительно нагревают в теплообменнике 1 до температуры 80-100°C и подвергают фильтрации для отделения механических примесей при помощи фильтра 2, после чего очищенное от механических примесей отработанное масло нагревают в теплообменнике 3 до температуры 180-210°C с последующим испарением из него воды и легких углеводородов под атмосферным давлением в испарителе 4, затем обезвоженное утяжеленное отработанное масло нагревают в печи 5 до температуры 340-360°C и направляют, в вакуумный испаритель 6 для разделения под глубоким вакуумом на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток. Предпочтительно разделение в вакуумном испарителе 6 обезвоженного и утяжеленного отработанного масла осуществлять при абсолютном давлении 15-20 мм рт. ст.

Вакуумный остаток выводят снизу вакуумного испарителя 6, охлаждают и используют в качестве твердого топлива. Целесообразно после охлаждения твердое топливо подвергать гранулированию.

Полученную дистиллятную фракцию подают в конденсатор 7 под слой регулярной насадки 8, где за счет подачи охлажденного продукта происходит конденсация паров с образованием конденсата и несконденсировавшихся парогазовых продуктов. Процесс конденсации происходит при подаче на верхнюю часть слоя насадки 8 охлаждающей жидкости, в качестве которой используют охлажденный до температуры 50°C в холодильнике воздушного охлаждения 9 конденсат. Жидкий конденсат выводят с низа конденсатора для использования в качестве судового малосернистого топлива.

Несконденсировавшиеся парогазовые продукты отсасываются вакуум-насосом (не показано) сверху конденсатора 7.

Способ иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Отработанное масло, представляющее собой смесь отработанных автомобильных моторных масел, нагрели до температуры 80°C и отфильтровали от механических примесей, после чего нагрели до 200°C и отогнали испарением при атмосферном давлении воду и легкие углеводороды. Обезвоженное утяжеленное отработанное масло нагрели до температуры 350°C и подали в вакуумный испаритель, где при абсолютном давлении 15 мм рт. ст. произошло разделение отработанного масла на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток. Образовавшийся вакуумный остаток откачали насосом снизу вакуумного испарителя и охладили. Указанный вакуумный остаток, предназначенный для использования в качестве твердого топлива, подвергали гранулированию.

Полученную дистиллятную фракцию подали в конденсатор смешения под слой регулярной насадки, где образовался конденсат и несконденсировавшиеся парогазовые продукты. Для обеспечения процесса конденсации паров на верхнюю часть слоя насадки подавали охлаждающую жидкость, в качестве которой был использован конденсат, охлажденный до температуры 50°C в холодильнике воздушного охлаждения. Полученный в конденсаторе смешения конденсат служит для использования в качестве малосернистого судового топлива.

Пример 2. Смесь отработанных индустриальных масел былы переработана с получением судового топлива и твердого топлива, с той лишь разницей, что обезвоженное утяжеленное отработанное масло нагревали до температуры 360°C и разделение на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток в вакуумном испарителе осуществляли при абсолютном давлении 20 мм рт. ст.

Качество полученного по примерам 1 и 2 малосернистого судового топлива представлено в таблице 1, качество коксового остатка для использования в качестве твердого топлива - в таблице 2.

Как видно из таблицы 1, по предлагаемому способу (примеры 1 и 2) получено малосернистое судовое топливо по ГОСТ Р 5429-2010, которое соответствует судовому топливу марки RMB 30, из таблицы 2 - твердое топливо, соответствующее нефтяному топливному коксу по СТО 78689379-03-2016. При этом, по сравнению с наиболее близким аналогом, характеризующимся многостадийностью, предлагаемым способом достигнуто упрощение технологии переработки отработанного масла вследствие уменьшения количества стадий, а также исключения четкого разделения на дистиллятную фракцию и остаток в процессе вакуумной перегонки утяжеленного отработанного масла.

Таким образом, предлагаемый способ позволит по сравнению с наиболее близким аналогом упростить технологию переработки отработанного масла с одновременным получением ценных товарных продуктов высокого качества из дешевого исходного сырья.

Похожие патенты RU2773466C1

название год авторы номер документа
Способ переработки отработанных технических жидкостей и масел 2023
  • Чередниченко Иван Родионович
  • Чередниченко Родион Олегович
  • Чередниченко Олег Андреевич
  • Станьковски Лешек
RU2805550C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ ОТХОДОВ 2014
  • Курочкин Андрей Владиславович
RU2544649C1
Способ переработки стабильного газового конденсата 2017
  • Сафаров Динар Оптелохатович
  • Горшков Евгений Михайлович
  • Нигматуллин Ильшат Ришатович
  • Теляшев Эльшад Гумерович
RU2644772C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ И СУДОВЫХ ТОПЛИВ 2000
  • Тараканов Г.В.
  • Нурахмедова А.Ф.
  • Попадин Н.В.
  • Бердников В.М.
  • Прохоров Е.М.
  • Мельниченко А.В.
RU2176263C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЗУТА ИЗ ПРОПАРОЧНО-ПРОМЫВОЧНЫХ СМЕСЕЙ НЕФТЕПРОДУКТОВ 2020
  • Джангулян Эдуард Сергеевич
RU2732242C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ОТРАБОТАННЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ 2013
  • Зызо Александр Борисович
  • Круглов Владимир Сергеевич
  • Топал Андрей Иванович
  • Стахеев Сергей Георгиевич
RU2572518C2
Способ комплексной переработки остатка атмосферной дистилляции газового конденсата и установка для его осуществления 2018
  • Хаджиев Саламбек Наибович
  • Мельниченко Андрей Викторович
  • Кадиев Хусаин Магамедович
  • Павлюковская Ольга Юрьевна
  • Кадиева Малкан Хусаиновна
  • Каратун Ольга Николаевна
  • Татаянц Олег Владимирович
  • Кубрин Никита Александрович
RU2672254C1
СПОСОБ И УСТАНОВКА ПЕРЕРАБОТКИ ПТИЧЬЕГО ПОМЕТА 2012
  • Башкиров Владимир Николаевич
  • Грачёв Андрей Николаевич
  • Забелкин Сергей Андреевич
  • Макаров Александр Александрович
  • Тунцев Денис Владимирович
  • Халитов Айдар Зуфарович
  • Пушкин Сергей Альбертович
  • Файзрахманова Гузелия Мансуровна
  • Гильфанов Марат Фанильевич
  • Шаймуллин Алмаз Тагирович
RU2508280C2
СПОСОБ И УСТАНОВКА ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ ПТИЧЬЕГО ПОМЕТА 2010
  • Шаповалов Юрий Николаевич
  • Ульянов Андрей Николаевич
  • Корчагин Владимир Иванович
  • Протасов Артем Викторович
RU2447045C1
СПОСОБ ГИДРОГЕНИЗАЦИОННОГО ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ОСТАТОЧНОГО НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ 2018
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Никульшин Павел Анатольевич
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Битиев Георгий Владимирович
  • Юсовский Алексей Вячеславович
  • Минаев Павел Петрович
RU2699226C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 773 466 C1

Реферат патента 2022 года Способ переработки отработанного масла

Изобретение относится к области нефтепереработки. В частности, к способу переработки отработанного масла, включающему предварительный его нагрев, отделение от отработанного масла механических примесей фильтрацией. Способ характеризуется тем, что очищенное от механических примесей отработанное масло нагревают до температуры 180-210°C, после чего из него испарением под атмосферным давлением отделяют воду и легкие углеводороды, обезвоженное и утяжеленное отработанное масло нагревают до температуры 340-360°С и подают в вакуумный испаритель для разделения под глубоким вакуумом на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток, при этом вакуумный остаток выводят снизу вакуумного испарителя, охлаждают и используют в качестве твердого топлива, а парогазовые продукты подвергают конденсации с получением дистиллята в качестве судового малосернистого топлива. Использование позволяет упростить процесс переработки отработанного масла с одновременным получением товарных продуктов, соответствующих нормативным требованиям. 2 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 табл., 2 пр.

Формула изобретения RU 2 773 466 C1

1. Способ переработки отработанного масла, включающий предварительный его нагрев, отделение от отработанного масла механических примесей фильтрацией, отличающийся тем, что очищенное от механических примесей отработанное масло нагревают до температуры 180-210°C, после чего из него испарением под атмосферным давлением отделяют воду и легкие углеводороды, обезвоженное и утяжеленное отработанное масло нагревают до температуры 340-360°С и подают в вакуумный испаритель для разделения под глубоким вакуумом на дистиллятную фракцию и вакуумный остаток, при этом вакуумный остаток выводят снизу вакуумного испарителя, охлаждают и используют в качестве твердого топлива, а парогазовые продукты подвергают конденсации с получением дистиллята в качестве судового малосернистого топлива.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что разделение в вакуумном испарителе обезвоженного и утяжеленного отработанного масла осуществляют при абсолютном давлении 15-20 мм рт. ст.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что охлажденный вакуумный остаток подвергают гранулированию.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2773466C1

СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ ПУТЕМ ДЕМЕТАЛЛИЗАЦИИ И ДИСТИЛЛЯЦИИ 2004
  • Ангуло Арамбуру Херонимо
RU2356939C2
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ 1994
  • Хосе Антонио Гомез Минано[Es]
  • Ренато Кьеппати[It]
  • Фабио Далла Джованна[It]
RU2099397C1
Приспособление к рычажному вентильному затвору для промывных устройств 1929
  • Бродский Г.А.
  • Гресерман Н.И.
SU21048A1
СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ 1994
  • Меркулов Олег Андреевич
  • Жеребцов Владимир Леонидович
  • Тимофеева Татьяна Витальевна
  • Пеганова Марина Милетивна
RU2061741C1
US 5141628 A1, 25.08.1992
DE 3876245 D1, 07.01.1993
US 5306419 A, 26.04.1994.

RU 2 773 466 C1

Авторы

Нестеров Игорь Донатович

Даты

2022-06-06Публикация

2021-10-04Подача