Система предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд Российский патент 2022 года по МПК B61L29/00 

Описание патента на изобретение RU2774475C1

Изобретение относится к области обеспечения техники безопасности на железнодорожном транспорте, а именно, к средствам безопасности движения, а также к сигнальным устройствам в местах пересечения железнодорожного и автомобильного движения.

Предупреждению аварийных ситуаций на неохраняемых железнодорожных переездах уделяется большое внимание. Несмотря на это проблема аварийности на них остается актуальной. Для решения этой проблемы используются в основном средства предупреждения, контроля и сигнализации. Так на неохраняемых переездах могут устанавливаться светофор с тремя головками - двумя с огнями красного цвета, расположенными по бокам от головки с огнем лунно-белого цвета. При отсутствии приближающегося поезда красные огни переездного светофора погашены, а лунно-белый огонь мигает, свидетельствуя об отсутствии приближающегося к железнодорожному переезду поезда и исправности устройств сигнализации. Со стороны подъезда автотранспорта устанавливаются (в соответствии с ПДД) дорожные знаки, предупреждающие водителей о приближении к переезду. На подходах к переездам со стороны железнодорожного пути устанавливаются сигнальные знаки, требующие подачи свистка ("Свисток"). На железнодорожных путях, пересекающих регулируемые переезды, на расстоянии не менее 15 м от переезда устанавливаются заградительные светофоры (Устройства безопасности на переездах / [Электронный ресурс] - URL: http://caredenis.ru/resources/srd/html/lcs08.html / (дата обращения 20.12.2021)). Таким образом, использование описанных средств сигнализации представляет собой систему устройств информирования водителей автотранспорта и поездных бригад о приближении к железнодорожному переезду и тем самым содействует предупреждению аварийных ситуаций на переезде. Однако, одного информирования о переезде недостаточно для обеспечения должной безопасности.

Наиболее часто на неохраняемых переездах используют только автоматическую переездную светофорную сигнализацию без автошлагбаумов, а именно используют автоматическую переездную оповестительную сигнализацию, осуществляемую с помощью дистанционно управляемых светофоров, а также звуковой сигнализации. (Могильников Ю.В. Пеганова В.В. Системы обеспечения безопасности на железнодорожных переездах / [Электронный ресурс] - URL:

https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/36272/1/ittsm-2016-48.pdf/ (дата обращения 24.12.2021). Указанное техническое решение является наиболее близким по своей технической сущности к заявляемому, но в большинстве случаев таких мер недостаточно для осуществления достаточно надежного оповещения водителей автотранспорта.

Решаемой задачей заявляемого изобретения является повышение надежности предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд. В данном случае под надежностью следует понимать сохранение или повышение вероятности предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд.

Достижение указанного технического результата в заявляемом изобретении достигается за счет осуществления системы предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд, включающей переездную предупреждающую сигнализацию, а также от одного до двух желобов, располагаемых поперек дороги на ее правой стороне на расстоянии от 10 до 20 м от ближайшего рельса переезда и по своей конструкции имитирующих желоб железнодорожного переезда с рельсом или без него.

Заявляемое изобретение имеет следующие, общие с ближайшим аналогом существенные признаки: переездную предупреждающую сигнализацию. Под переездной предупреждающей сигнализацией здесь следует понимать светофоры, звуковую сигнализацию, устройства голосового оповещения, дорожные и путевые знаки оповещения.

Отличают заявляемое изобретение от прототипа следующие существенные признаки способа:

- наличие от одного до двух желобов,

- расположение желобов поперек дороги, на ее правой стороне,

- расположение желобов на расстоянии от 10 до 20 м от ближайшего рельса,

- конструкция желобов имитирует желоб железнодорожного переезда с рельсом или без него.

Приведенные существенные признаки являются отличительными от прототипа, т.к. каждый из них не содержится в совокупности существенных признаков прототипа, т.е. не присутствует в перечне признаков, осуществляемых в прототипе, и не является их характеристикой.

Для однозначного и более полного понимания описания заявляемого изобретения далее приведены пояснения и уточнения, использованных выше понятий и терминов, а также раскрытие признаков изобретения с указанием причинно-следственных связей их осуществления.

Заявляемая система представляет собой совокупность устройств и конструкций, объединенных единым творческим замыслом и предназначена для предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд, что способствует повышению надежности предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд.

Основой изобретательского замысла заявляемого технического решения является введение в имеющиеся системы предупреждающей сигнализации на неохраняемых железнодорожных переездах, обладающих дистанционным звуковым и световым воздействием на водителей автотранспорта, нового конструктивного устройства, обладающего функцией опосредованного физического воздействия на водителей.

Раскрытие замысла представляется следующим образом.

Из практики известно, что факторы непосредственного или опосредованного физического воздействия на человека, оказывают на него большее влияние, чем дистанционное световое и звуковое воздействие. Физическое воздействие осуществляется за счет толчков при преодолении желоба и рельса. При этом еще большее значение имеет необходимость принятие ответных действий и решений. Известно также, что преодоление водителями желобов переезда для многих водителей сопряжено с большой концентрацией внимания. Кроме того, желоба переезда для неисправных автомобилей являются препятствием, а их преодоление проверкой технического состояния. Нередки случаи, когда автомобили застревают именно при переезде желоба за счет технических неисправностей или неопытности водителей. Таким образом желоб/желоба на переезде являются тестом на техническую исправность автомобиля и опытность водителя.

Согласно идее изобретения выполнение перед переездом желоба/желобов, имитирующих желоб переезда, будет концентрировать внимание водителя на дорожной обстановке, приведет его к необходимости снижения скорости, будет являться тестом исправности автомобиля и психологического состояния водителя. Все это неизбежно приведет к предупреждению аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд и соответственно к снижению вероятности возникновения аварийной ситуации на переезде. При этом выполнение имитирующих желоба/желобов должно соответствовать следующим правилам:

- количество желобов не должно превышать двух, в противном случае это будет раздражать водителей и сказываться на износе подвески автомобиля,

- желоб/желоба не следует размещать ближе 10 м от первого (ближайшего) рельса переезда, т.к. это может привести к одновременному попаданию колес разных осей автомобиля в желоба, что приведет к повышенной нагрузке на подвеску автомобиля,

- расстояние между имитирующими желобами должно отличаться от расстояния между рельсами реальной колеи, чтобы не имитировать ее, в противном случае водитель может спутать имитацию с самим переездом, поэтому расстояние между имитирующими желобами желательно выполнять от 3,0 до 10 м.

- глубина имитирующего желоба преимущественно составляет 0,05-0,07 м, ширина (без рельса) 0,07-0,08 м,

- имитирующий желоб может быть выполнен только на правой полосе дороги, т.е. до переезда, а не за ним,

- имитирующий желоб может быть выполнен как с размещенным в нем рельсом, так и без него.

Заявляемое изобретение является техническим решением, т.к. представляет собой решение задачи достижения заявленного технического результата путем реализации технической системы, состоящей из технических устройств и компонентов. При этом вся совокупность существенных признаков данного изобретения объединена единым творческим замыслом, а именно реализацией системы предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд за счет осуществления комплекса устройств и элементов, включающего переездную предупреждающую сигнализацию и устройства, имитирующие желоба переезда, что позволяет достичь заявленного технического результата - повысить надежность предупреждения аварийного выезда транспорта на неохраняемый переезд.

Данное техническое решение является промышленно применимым в области обеспечения техники безопасности на железнодорожном транспорте. Его выполнение должно осуществляться специально подготовленными специалистами. Использование изобретения предназначено для обычных водителей автотранспорта. При осуществлении заявляемого технического решения используют устройства, приборы и материалы, выпускаемые промышленностью и находящиеся в открытой продаже. Методами осуществления изобретения являются методы механической обработки дорожного покрытия и методы монтажа железнодорожного пути, монтаж электрооборудования.

Средствами осуществления являются дорожное оборудование, электромонтажное оборудование. Указанная выше совокупность существенных признаков заявляемого изобретения и их раскрытие позволяет сделать вывод о достижении заявленного технического результата путем повышения надежности предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд.

Приведенное выше описание показывает, что осуществление отличительных от прототипа существенных признаков, в том числе их характеристик, обеспечивает достижение технического результата заявляемого изобретения, а именно, повышение надежности предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд.

При этом показано, что совокупность существенных признаков заявляемого изобретения, позволяющая достичь заявленного технического результата, отличается от совокупности существенных признаков аналогов, прототипа, а также и других известных источников данных, т.е. не известно применение данной совокупности существенных признаков с реализацией заявленного назначения или с получением заявленного технического результата. Другими словами, заявляемое изобретение не известно из уровня техники.

В ходе изучения уровня техники способов предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд не выявлены технические решения, существенные признаки которых по отдельности или в какой-либо совокупности совпадают с отличительными существенными признаками заявляемого изобретения и позволяют достичь заявляемого технического результата. Таким образом, подтверждено отсутствие известности влияния отличительных существенных признаков заявляемого изобретения на заявленный технический результат.

Следует также обратить внимание, что использование всей заявленной совокупности существенных признаков, в том числе совокупности отличительных признаков, для получения заявленного технического результата не следует явным образом для специалистов из уровня техники, т.к. не является объединением, изменением или совместным использованием сведений, содержащихся в уровне техники, и/или общих знаний специалиста.

Действительно, использование всей совокупности существенных признаков заявляемого изобретения для целей реализации назначения не следует для специалистов явным образом из уровня техники за счет использования следующих технических решений:

- наличие от одного до двух желобов,

- расположение желобов поперек дороги, на ее правой стороне,

- расположение желобов на расстоянии от 10 до 20 м от ближайшего рельса,

- конструкция желобов имитирует желоб железнодорожного переезда с рельсом или без него.

Здесь следует заметить, что указанные отличительные существенные признаки заявляемого изобретения взаимосвязаны и дополняют друг друга, вследствие чего повышают надежность предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд.

Заявляемое изобретение осуществляют следующим образом.

Сначала неохраняемый переезд оснащают штатными средствами сигнализации, а именно светофорами с тремя головками - двумя с огнями красного цвета, расположенными по бокам от головки с огнем лунно-белого цвета и звуковой сигнализацией, а также штатными дорожными и сигнальными знаками. Затем со стороны подъезда автотранспорта на правой полосе дороги, поперек ее, на расстоянии 10-20 м от ближайшего рельса переезда выполняют желоб, по своей конструкции имитирующих желоб железнодорожного переезда с рельсом или без него. При этом дополнительными характеристиками выполнения желоба являются:

- количество желобов не должно превышать двух, в противном случае это будет раздражать водителей и сказываться на износе подвески автомобиля,

- желоб/желоба не следует размещать ближе 10 м от первого (ближайшего) рельса переезда, т.к. это может привести к одновременному попаданию колес разных осей автомобиля в желоба, что приведет к повышенной нагрузке на подвеску автомобиля,

- расстояние между имитирующими желобами должно отличаться от расстояния между рельсами реальной колеи, чтобы не имитировать ее, в противном случае водитель может спутать имитацию с самим переездом, поэтому расстояние между имитирующими желобами желательно выполнять от 3,0 до 10 м.

- глубина имитирующего желоба преимущественно составляет 0,05-0,07 м, ширина (без рельса) 0,07-0,08 м,

- имитирующий желоб может быть выполнен только на правой полосе дороги, т.е. до переезда, а не за ним,

- имитирующий желоб может быть выполнен как с размещенным в нем рельсом, так и без него.

Результатом функционирования заявленного изобретения является снижение скорости автотранспорта перед переездом, повышение внимания водителей автотранспорта к дорожной обстановке, тестирование технической исправности автомобиля и психического состояния водителя.

Пример 1.

Сначала переезд оборудуют штатной световой и звуковой сигнализацией, а также дорожными и сигнальными знаками. После этого на полосе дороги, ведущей к переезду, поперек ее, на расстоянии 10 м от ближайшего рельса переезда выполняют желоб, по своей конструкции имитирующих желоб железнодорожного переезда с рельсом. Глубина имитирующего желоба составляет 0,05 м, ширина (без рельса) 0,07 м. При подъезде к имитирующему желобу водители снижают скорость до 5-10 км/час и повышают внимание к дорожной обстановке, одновременно происходит техническое тестирование автомобиля.

Пример 2.

Сначала переезд оборудуют штатной световой и звуковой сигнализацией, а также дорожными и сигнальными знаками. После этого на полосе дороги, ведущей к переезду, поперек ее, на расстоянии 17 м от ближайшего рельса переезда выполняют первый желоб, а через 3 м еще один, по своей конструкции оба желоба имитируют желоб железнодорожного переезда без рельса. Глубина имитирующих желобов составляет 0,07 м, ширина (без рельса) 0,08 м. При подъезде к имитирующему желобу водители снижают скорость до 5-7 км/час и значительно повышают внимание к дорожной обстановке, одновременно происходит техническое тестирование автомобиля. Количество нарушителей режима скорости снижается.

Приведенные в примерах данные наряду с изложенным выше описанием убедительно показывают достижение технического результата и реализацию назначения заявляемого изобретения при осуществлении совокупности всех заявленных существенных признаков.

Приведенные примеры не следует рассматривать как ограничивающие объем изобретения. Напротив, возможны также варианты и модификации описанных примеров в пределах объема прав, изложенных в формуле изобретения.

Похожие патенты RU2774475C1

название год авторы номер документа
Система предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд 2021
  • Питов Вадим Александрович
RU2774906C1
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АВАРИЙНОГО ВЫЕЗДА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД НА ОСНОВЕ НАСТИЛА, ОБОРУДОВАННОГО ДАТЧИКАМИ ДАВЛЕНИЯ 2023
  • Жуков Александр Олегович
  • Белов Павел Юрьевич
  • Окунев Евгений Владимирович
  • Наседкин Иван Кириллович
  • Судаков Владимир Анатольевич
RU2816332C1
Способ контроля проезда транспорта через железнодорожный переезд 2021
  • Кутень Иван Александрович
  • Саломатов Егор Максимович
  • Манаков Алексей Леонидович
  • Невежин Вячеслав Сергеевич
RU2774127C1
Система предупреждения нештатных ситуаций на неохраняемых железнодорожных переездах 2022
  • Дремин Владимир Валентинович
  • Ахмедзянов Гаяз Гумарович
  • Литвинова Артем Валерьевич
  • Филиппова Ксения Геннадьевна
  • Галиакберов Дмитрий Романович
  • Бартель Данил Алексеевич
RU2798589C1
Система автоматизированного регулирования скорости локомотива в зоне сближения с неохраняемыми и необслуживаемыми переездами 2018
  • Демьянов Владислав Владимирович
  • Имарова Ольга Борисовна
RU2696046C1
СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕЕЗДЕ 2015
  • Ожерельев Виктор Николаевич
RU2600286C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕЕЗДЕ 2018
  • Ефанов Дмитрий Викторович
  • Плотников Дмитрий Георгиевич
  • Осадчий Герман Владимирович
RU2681451C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАЖДЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕЕЗДА 2011
  • Величко Дмитрий Валерьевич
  • Карпущенко Николай Иванович
  • Колмогорова Татьяна Валентиновна
RU2489292C2
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ 2013
  • Гуревич Владимир Леонидович
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Кучук Валерий Анатольевич
  • Зольников Антон Вячеславович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Ларионов Олег Евгеньевич
  • Чермных Павел Александрович
RU2565159C2
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ЗОНЫ ПЕРЕЕЗДА 2020
  • Гуревич Владимир Леонидович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Зольников Антон Вячеславович
  • Власов Сергей Федорович
  • Кучук Валерий Анатольевич
  • Щиголев Сергей Александрович
RU2751041C1

Реферат патента 2022 года Система предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд

Изобретение относится к области обеспечения техники безопасности на железнодорожном транспорте. Система предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд включает переездную предупреждающую сигнализацию и содержит от одного до двух желобов, располагаемых поперек дороги на ее правой стороне на расстоянии от 10 до 20 м от ближайшего рельса переезда и по своей конструкции имитирующих желоб железнодорожного переезда с рельсом или без него. Достигается повышение надежности предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд.

Формула изобретения RU 2 774 475 C1

Система предупреждения аварийного выезда автомобильного транспорта на неохраняемый железнодорожный переезд, включающая переездную предупреждающую сигнализацию, отличающаяся тем, что содержит от одного до двух желобов, располагаемых поперек дороги на ее правой стороне на расстоянии от 10 до 20 м от ближайшего рельса переезда и по своей конструкции имитирующих желоб железнодорожного переезда с рельсом или без него.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2774475C1

Настил железнодорожного переезда 1984
  • Конюхов Михаил Иванович
SU1237728A1
US 5899379 A1, 04.05.1999
US 6726116 B2, 27.04.2004.

RU 2 774 475 C1

Авторы

Питов Вадим Александрович

Даты

2022-06-21Публикация

2021-12-28Подача