ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧЕГО СОСТОЯНИЯ СРЕДСТВА СЦЕПЛЕНИЯ С ГРУНТОМ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2022 года по МПК B62D55/08 G01M17/03 

Описание патента на изобретение RU2780889C2

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к гусеничному транспортному средству, в частности к сельскохозяйственному гусеничному транспортному средству с признаками, раскрытыми в ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, и к способу определения рабочего состояния и/или срока службы по меньшей мере одного средства сцепления с грунтом гусеничного транспортного средства с признаками, раскрытыми в ограничительной части пункта 15 формулы.

Уровень техники

Под гусеничным транспортным средством в смысле изобретения понимают любое транспортное средство на гусеничном ходу и, возможно, с дополнительной колесной ходовой частью. Гусеничное транспортное средство располагает, в частности, собственным приводом для развития тяги, но может также представлять собой транспортное средство без привода, например, прицеп. Хотя существует множество различных областей применения, охватываемых настоящим изобретением, в дальнейшем рассматриваются преимущественно гусеничные транспортные средства, предназначенные для выполнения сельскохозяйственных работ и называемые в тексте данной заявки сельскохозяйственными гусеничными транспортными средствами. Для примера можно упомянуть тракторы и самоходные уборочные машины, в частности зерноуборочные или кормоуборочные комбайны.

Транспортные средства такого типа могут иметь гусеничную или полугусеничную конструкцию. Они содержат гусеничную ходовую часть по меньшей мере с одним гусеничным движителем, в частности по меньшей мере с двумя гусеничными движителями, расположенными напротив друг друга относительно продольной оси транспортного средства (направления движения). В свою очередь, каждый из гусеничных движителей содержит несколько катков, соединенных друг с другом обращающейся гусеничной лентой в форме ходовой ленты или гусеничной цепи (гусеницы). Например, известны гусеничные движители с приводящимся от привода ведущим катком, направляющим катком и расположенными между ними опорными катками. В другом варианте, так называемой треугольной ходовой части, гусеничный движитель содержит два направляющих катка и ведущее колесо, расположенное по центру над ним. В настоящей заявке рассмотрен вариант транспортного средства с гусеничной ходовой лентой.

Гусеничные ходовые части часто устанавливают на сельскохозяйственные транспортные средства с высокой нагрузкой на ось. При движении по дорогам общего пользования наружные выступы гусеничных лент или накладки гусеничных цепей подвержены высокой температурной нагрузке, так как эти выступы или накладки, проходя под опорными катками, многократно сжимаются и разжимаются и, вследствие твердого дорожного покрытия, не могут проникать в грунт. Вследствие приложенной энергии наружные выступы нагреваются. При высоких температурах окружающей среды и длительном движении наружные выступы могут нагреваться до «закипания». Образовавшийся валик приводит к значительному ускорению износа соответствующей гусеничной ленты. Кроме того, наружные выступы сравнительно быстро изнашиваются вследствие контакта с абразивной поверхностью дороги. Высокая температура размягчает резиновый материал и, следовательно, способствует износу. Этот неблагоприятный эффект часто встречается при транспортировке и высокой удельной нагрузке на гусеничные ленты, что значительно увеличивает издержки для конечного пользователя, связанные с устранением износа.

Сельскохозяйственное транспортное средство (US 6,044,313 А), положенное в основу изобретения, выполнено в виде внедорожного большегрузного самосвала для вывоза вынутого грунта. Он имеет колесную ходовую часть, содержащую несколько колес ходовой части с шинами большого объема, выполняющими функции средств сцепления с грунтом. В этом сельскохозяйственном транспортном средстве износ средств сцепления с грунтом определяют по рассчитанным тонно-милям в час, связанным с температурой шин. Сохраняя эти данные за определенный промежуток времени, можно определить износ в динамике, на основании чего можно оценить остаточный срок службы. Кроме того, в патентной заявке DE 11 2008 003 244 Т5 раскрыта адаптация ограничения скорости в целях снижения износа шин, осуществляемая системой управления полезной нагрузкой на основании показаний датчиков силы и скорости, установленных на транспортном средстве. Недостаток этих систем заключается в необходимости наличия или установки датчиков на транспортном средстве и, соответственно, в привязке системы к транспортному средству.

Кроме того, на уровне техники известна установка в средства сцепления с грунтом датчиков температуры, передающих по беспроводному каналу сигнал температуры, который может использоваться в качестве информации для водителя или для управления машиной с целью предотвращения критического рабочего состояния. Однако установка таких датчиков в средства сцепления с грунтом, например, в гусеничную ленту, связана с дополнительными производственными издержками, учитывая сложность технологии монтажа в резиновый материал. Кроме того, датчики эксплуатируются в критических условиях окружающей среды (экстремальные температуры, вибрации), повышающих риск выхода из строя. Кроме того, условия окружающей среды также не идеальны для беспроводной передачи сигнала датчика.

Раскрытие сущности изобретения

Задачей изобретения является разработка и усовершенствование известного гусеничного транспортного средства с целью оптимизации определения рабочего состояния и/или срока службы средств сцепления с грунтом.

Поставленная задача решена гусеничным транспортным средством согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения с признаками, раскрытыми в отличительной части пункта 1 формулы.

Основная идея предложенного изобретения заключается в том, что определение рабочего состояния одного или нескольких средств сцепления с грунтом осуществляют на основании параметров, которые можно получить независимо от транспортного средства, то есть без необходимости использования датчиков транспортного средства. К ним относятся показатели состояния окружающей среды (параметры окружающей среды) и/или рабочие параметры, которые могут быть определены без использования датчиков транспортного средства, например, скорость транспортного средства или положение по данным GPS или геолокации (перечислены лишь некоторые примеры). Используя такие параметры для определения рабочего состояния, можно распознать рабочее состояние средств сцепления с грунтом независимо от транспортного средства. На основании регулярного определения рабочего состояния можно вычислить остаточный срок службы средств сцепления с грунтом.

В частности, предложено аналитическое устройство, выполненное с возможностью определения рабочего состояния по меньшей мере одного средства сцепления с грунтом на основании по меньшей мере одного или нескольких показателей состояния окружающей среды и/или данных от датчиков устройства, не зависящих от транспортного средства. Рабочее состояние или уровень износа можно определить, например, по покрытию (дорога, поле или иная подобная поверхность), скорости, длительности движения, температуры окружающей среды и т.п. (перечислены лишь некоторые примеры). Под «независимостью от транспортного средства» понимают предоставление данных датчиками не транспортного средства, а датчиками устройства, то есть аналитического устройства.

Предложенное решение применимо ко всем типам ходовых частей, например к гусеничным, колесным или комбинированным ходовым частям, в частности, полугусеничным ходовым частям. Соответственно, под средствами сцепления с грунтом могут пониматься гусеничные ленты (протекторные ленты), гусеничные цепи и/или шины. Ниже преимущественно рассмотрена ходовая часть, включающая в себя гусеничную ходовую часть с гусеничными лентами. Кроме того, соответствующая ходовая часть, в частности гусеничная ходовая часть, может содержать ведущее колесо ходовой части, которое, однако, может быть не ведущим, например, если речь идет о прицепе. Соответственно, гусеничное транспортное средство может быть или не быть оснащено ходовым приводом, развивающим тягу.

В особенно предпочтительном варианте осуществления по пункту 2 аналитическое устройство представляет собой мобильное аналитическое устройство, т.е. такое аналитическое устройство, которое необязательно должно быть жестко связано с гусеничным транспортным средством. Мобильное аналитическое устройство представляет собой, в частности, смартфон, планшетный компьютер, ноутбук или т.п. Существенное преимущество этого варианта заключается в том, что такое аналитическое устройство может находиться при себе у любого пользователя, что, в частности, в случае смартфона общепринято в настоящее время, то есть аналитическое устройство может быть использовано для анализа состояния различных гусеничных транспортных средств, в частности сельскохозяйственных гусеничных транспортных средств.

В следующем предпочтительном варианте осуществления по пункту 3 аналитическое устройство способно непосредственно определять показатель или показатели состояния окружающей среды, например, вызывая их из интернета или баз данных вне транспортного средства (например, с компьютера фермы). Согласно пункту 4, показатели состояния среды представляют собой, в частности, температуру окружающей среды и/или данные о погоде (дождь, засуха и т.д.).

Согласно варианту осуществления по пункту 5, данные датчиков, получаемые независимо от транспортного средства, предоставляются по меньшей мере одним датчиком аналитического устройства. Согласно пункту 6, такие данные датчиков, не зависящие от транспортного средства, представляют собой, например, скорость транспортного средства, положение по данным GPS или геолокации (дорога, поле и т.п.) транспортного средства и/или данные об ускорении (инерционные силы при повороте, трогании с места и/или торможении) транспортного средства. Соответственно, аналитическое устройство может содержать датчик скорости, датчик GPS и/или датчик ускорения.

В следующем предпочтительном варианте осуществления по пункту 7 аналитическое устройство позволяет пользователю вводить данные, относящиеся к конкретному транспортному средству, и/или показатели состояния окружающей среды. В качестве дополнения или альтернативы аналитическое устройство может быть выполнено с возможностью получения данных, относящихся к конкретному транспортному средству, и/или показателей состояния окружающей среды. Эти данные могут быть получены, например, системой помощи водителю транспортного средства или определенным мобильным аналитическим устройством, предпочтительно, смартфоном или иным подобным устройством. Для этого на аналитическое устройство можно установить соответствующее прикладное программное обеспечение, в частности мобильное приложение, анализирующее метеорологические данные, GPS-положение, данные геолокации и т.п. Согласно пункту 8, к специфичным для транспортного средства данным, которые могут быть введены через аналитическое устройство и/или получены им, относится, например, тип транспортного средства, соответствующая нагрузка на ось, возраст соответствующего средства сцепления с грунтом, глубина профиля или высота выступов соответствующего средства для сцепления с грунтом и/или ширина внутренних направляющих блоков (направляющих зубьев) соответствующих средств сцепления с грунтом и т.п.

В следующем варианте осуществления по пункту 9, по существу, для определения рабочего состояния соответствующего средства сцепления с грунтом можно использовать данные датчиков транспортного средства. Тем не менее, при определении рабочего состояния предпочтительно максимально опираться на параметры, которые можно определить независимо от датчиков транспортного средства.

В пунктах 10-12 формулы раскрыты предпочтительные варианты использования найденных рабочих состояний. Так, можно выводить водителю информацию, соответствующую найденному рабочему состоянию, и/или осуществлять управление транспортным средством, например, скоростью движения транспортного средства. Система помощи водителю гусеничного транспортного средства осуществляет такое управление, в частности, автоматически, то есть не требует вмешательства оператора. Информация для водителя может также содержать данные о рабочем состоянии или степень износа и/или остаточном сроке службы и/или рекомендации по скорости движения и/или техническому обслуживанию (пункт 11 формулы). В особенно предпочтительном варианте можно графически отображать определенную информацию для водителя, в частности, рабочее состояние или степень износа, что может быть выполнено, в частности, в реальном времени с помощью так называемой дополненной реальности (пункт 12 формулы). Последний вариант позволяет, например, с помощью камеры мобильного аналитического устройства, в частности смартфона, визуально обнаруживать соответствующие средства сцепления с грунтом, причем на отображаемом изображении одновременно визуально отображаются степень износа по принципу дополненной реальности, например, путем окрашивания изображенных средств сцепления с грунтом.

В предпочтительном варианте осуществления по пункту 13 соответствующее найденное рабочее состояние можно записывать в запоминающее устройство. В частности, в запоминающем устройстве могут храниться найденные рабочие состояния, благодаря чему аналитическое устройство может оценить остаточный срок службы.

Предложенное решение позволяет, в частности, отказаться от соответствующих датчиков для определения рабочего состояния, предусмотренных внутри средства сцепления с грунтом (пункт 14 формулы).

Согласно следующему аспекту, раскрытому в имеющем самостоятельное значение пункте 15, предложен способ определения рабочего состояния и/или срока службы по меньшей мере одного средства сцепления с грунтом гусеничного транспортного средства, в частности описанного выше гусеничного транспортного средства, в котором каждому из отдельных колес ходовой части и/или узлов из нескольких колес ходовой части гусеничного транспортного средства назначено средство сцепления с грунтом. При этом предложен вариант, в котором аналитическое устройство, определяет рабочее состояние по меньшей мере одного из средств сцепления с грунтом на основании по меньшей мере одного или нескольких параметров окружающей среды и/или данных от датчиков устройства, не зависящих от транспортного средства.

Краткое описание чертежей

Ниже изобретение разъяснено подробнее на основании вариантов осуществления, изображенных на фигурах:

Фигура 1: предложенное гусеничное транспортное средство, в частности, сельскохозяйственное транспортное средство с полугусеничной ходовой частью и мобильным аналитическим устройством.

Фигура 2: отображение информации для водителя в соответствии с первым вариантом осуществления.

Фигура 3: отображение информации для водителя в соответствии со вторым вариантом осуществления.

Фигура 4: отображение информации для водителя в соответствии с третьим вариантом осуществления.

Фигура 5: отображение информации для водителя в соответствии с четвертым вариантом осуществления.

Осуществление изобретения

Предложенное гусеничное транспортное средство, в данном случае выполненное в виде сельскохозяйственного гусеничного транспортного средства 1, может иметь самые различные конструкции. Например, под сельскохозяйственным транспортным средством 1 может пониматься трактор, самоходная уборочная машина, в частности, зерноуборочный или кормоуборочный комбайн, или прицеп с приводом или без привода. Преимущества предложенного решения наиболее очевидны в отношении гусеничных или полугусеничных транспортных средств с гусеничной ходовой частью. В представленном и, в частности, предпочтительном варианте осуществления сельскохозяйственное транспортное средство 1 представляет собой зерноуборочный комбайн с полугусеничной ходовой частью, как разъяснено ниже.

Ходовая часть 2 сельскохозяйственного транспортного средства 1, описанного здесь в качестве примера, в данном случае и предпочтительно, содержит по меньшей мере два колеса 3-5 ходовой части, расположенные напротив друг друга относительно продольной оси транспортного средства или направления L движения. На фигуре 1 видны только левые колеса 3-5 ходовой части. Относительно продольной оси транспортного средства или направления L движения эти колеса 3-5 ходовой части расположены напротив соответствующих колес 3-5 ходовой части. При этом колеса 3, 4 ходовой части являются частью гусеничной ходовой части 2а, а колеса 5 ходовой части являются частью колесной ходовой части 2b. Соответственно, колеса 3, 4 ходовой части работают в составе соответствующего гусеничного движителя 6, в то время как колеса 5 ходовой части опираются на грунт посредством шин 7. Поэтому термин «колесо ходовой части» в данном случае имеет широкое значение. Под ним понимаются как колеса, соответствующие гусеничной ходовой части 2а и работающие в соответствующих гусеничных движителях 6, так и колеса, соответствующие колесной ходовой части 2b и содержащие (каждое) шину 7. Следует отметить, что хотя здесь упоминается несколько гусеничных движителей 6, также возможен вариант с единственным гусеничным движителем 6.

В данном случае гусеничная ходовая часть 2а содержит два гусеничных движителя 6, расположенных друг напротив друга относительно продольной оси транспортного средства или направления L движения, причем каждый из них в данном случае и предпочтительно содержит переднее колесо 3 ходовой части в качестве направляющего колеса или катка, заднее колесо 4 ходовой части в качестве ведущего колеса или катка и, в данном случае и предпочтительно, два расположенных между ними опорных колеса или катка 8а, 8b. Кроме того, каждый гусеничный движитель 6 содержит гусеничную ленту 9, соединяющую колеса 3, 4 ходовой части и опорные колеса или катки 8а, 8b. Колеса или катки 8а, 8b обеспечивают постоянный контакт нижнего участка соответствующей гусеничной ленты 9 с грунтом, в результате чего масса равномерно распределяется по всей площади контакта грунта и соответствующей гусеничной ленты 9. По существу, возможны и другие типы гусеничных движителей, например, движители треугольной формы с двумя направляющими катками, обеспечивающими постоянный контакт с грунтом, и расположенным по центру над ними приводным катком (треугольная ходовая часть).

В данном варианте шины 7 и гусеничные ленты 9 образуют средство 10 сцепления с грунтом. Предложенное решение является альтернативой гусеничной ленте 9, служащей средством 10 сцепления с грунтом, причем в данном случае предполагается ходовая лента, содержащая нескольких слоев ткани и стали, покрытых резиной; оно также применимо к гусеничным цепям с несколькими стальными элементами ходовой поверхности, которые могут быть снабжены резиновыми накладками.

Далее, в данном случае и предпочтительно, предусмотрен ходовой привод 11 для обеспечения тяги сельскохозяйственного транспортного средства 1, что, однако, не является обязательным в предложенном решении, если оно относится, например, к прицепу без привода. В представленном варианте осуществления колеса 4 ходовой части в любом случае могут приводиться во вращение ходовым приводом 11. По существу, также возможен вариант, в котором в качестве дополнения или альтернативы колеса 3 гусеничной ходовой части 2а или все колеса 3-5 ходовой части сельскохозяйственного транспортного средства 1 могут приводиться во вращение ходовым приводом 11.

Существенно наличие аналитического устройства 12, выполненного с возможностью определения рабочего состояния по меньшей мере одного средства 10 сцепления с грунтом, в данном случае и предпочтительно, гусеничной ленты 9, в частности, на основании показателей состояния окружающей среды и/или на основании по меньшей мере данных от датчиков аналитического устройства, не зависящих от транспортного средства. Под «рабочим состоянием» в данном случае и предпочтительно понимают степень износа соответствующего средства 10 сцепления с грунтом. Так как показатели состояния окружающей среды и данные датчиков устройства, то есть аналитического устройства 12, могут быть получены или сгенерированы в отсутствие датчиков транспортного средства, рабочее состояние соответствующего средства 10 сцепления с грунтом можно определять независимо от транспортного средства 1. При этом в особенно предпочтительном варианте под аналитическим устройством 12 понимают мобильное аналитическое устройство 12, например, смартфон 13. Такое аналитическое устройство обычно постоянно находится при операторе 18, что позволяет определять рабочее состояние соответствующего средства 10 сцепления с грунтом на любом сельскохозяйственном транспортном средстве 1, эксплуатируемом оператором 18, в частности, на любом сельскохозяйственном транспортном средстве 1 коллективного хозяйства.

Альтернативой смартфону 13, изображенному на фигуре 1 в качестве аналитического устройства 12, в частности, мобильного аналитического устройства 12, может быть планшетный компьютер, ноутбук и т.п. Предпочтительно, аналитическое устройство 12, в частности мобильное аналитическое устройство 12, содержит клавиатуру и/или экран, причем особенно предпочтителен сенсорный экран, в частности, с виртуальными элементами управления.

Показатель или показатели состояния окружающей среды в данном случае и предпочтительно определяются аналитическим устройством 12, в данном случае смартфоном 13. Показатели состояния определяются, в частности, получением соответствующей информации из интернета, обозначенного в данном случае как «www». В качестве примеров таких показателей состояния окружающей среды можно упомянуть температуру окружающей среды в месте нахождения гусеничного транспортного средства 1 и/или данные о погоде в этом месте. Эти показатели состояния особенно важны для определения рабочего состояния соответствующего средства 10 сцепления с грунтом, поскольку на износ влияет как температура, так и погодные условия, в частности, влажность или сухость. При высоких температурах температура наружных выступов гусеничной ходовой части 2а может повышаться до такой степени, что они вскипают или вулканизируются, особенно при длительном движении по твердому покрытию. Это может привести к образованию валика, дополнительно увеличивающего износ.

Помимо определения показателей состояния окружающей среды, аналитическое устройство 12 в данном случае и предпочтительно содержит датчики 14, 15, позволяющие получать вышеупомянутые данные датчиков устройства. В данном случае речь идет о датчике 14 GPS и датчике 15 ускорения. В данном случае и предпочтительно они позволяют определять скорость транспортного средства, положение GPS, данные геолокации и/или ускорения гусеничного транспортного средства 1. Также может быть предусмотрено аналитическое устройство 12, содержащее собственный датчик скорости, определяющий скорость транспортного средства 1 непосредственно, а не через изменение положения GPS, как это предусмотрено в данном случае. Данные датчика, полученные таким образом, также важны для определения рабочего состояния соответствующего средства 10 сцепления с грунтом, поскольку скорость транспортного средства, покрытие дороги, которое можно определить по положению транспортного средства, и ускорение транспортного средства 1 при пуске или торможении или в повороте также влияет на износ соответствующего средства 10 сцепления с грунтом, в частности, наружных выступов соответствующей гусеничной ленты 9. Так, дорожные покрытия оказывают существенно большее абразивное действие по сравнению с поверхностью почвы сельскохозяйственных дорог или полей. Кроме того, износ увеличивается на высоких скоростях и при высоких ускорениях.

Кроме того, аналитическое устройство 12 в данном случае выполнено с возможностью ввода данных пользователем и, в данном случае и предпочтительно, также с возможностью приема данных, относящихся к данному транспортному средству. Сведения, относящиеся к данному транспортному средству, в частности, тип транспортного средства, нагрузка на ось, возраст соответствующего средства 10 сцепления с грунтом или гусеничной ленты 9, глубина профиля соответствующего средства 10 сцепления с грунтом и/или высота наружных выступов соответствующего средства 10 сцепления с грунтом и/или ширина внутренних направляющих блоков или зубьев соответствующего средства 10 сцепления с грунтом также являются параметрами, характеризующими рабочее состояние соответствующего средства 10 сцепления с грунтом. Соответствующие данные в данном случае и предпочтительно могут быть введены пользователем через аналитическое устройство 12 или смартфон 13 или могут быть получены от системы 16 помощи водителю описываемого сельскохозяйственного гусеничного транспортного средства 1. Такая система 16 помощи водителю способна определять, например, нагрузку на ось при помощи соответствующего датчика 17 и передавать полученные значения в аналитическое устройство 12, в данном случае - смартфон 13. Тип транспортного средства также может передаваться, например, из соответствующей системы 16 помощи водителю на аналитическое устройство 12, в частности, автоматически.

По существу, помимо упомянутого здесь дополнительного датчика 17 нагрузки на ось, можно предусмотреть другие датчики транспортного средства (не показанные на фигурах), данные которых могут быть учтены при определении рабочего состояния соответствующего средства 10 сцепления с грунтом. В особенно предпочтительном варианте сами средства 10 сцепления с грунтом не имеют собственных датчиков, служащих для определения соответствующего рабочего состояния. Наконец, данные можно получать из внешних баз данных, например, данных с компьютера фермы или иного подобного устройства.

Опираясь на найденное рабочее состояние соответствующего средства 10 сцепления с грунтом, аналитическое устройство 12, в данном случае и предпочтительно, может выводить водителю один или несколько параметров, что показано в различных вариантах осуществления на фигурах 2-5. Аналитическое устройство 12 может быть выполнено с возможностью отображения такой информации для водителя в системе 16 помощи водителю. Кроме того, аналитическое устройство 12 может инициировать, в частности, автоматическое управление гусеничным транспортным средством 1, в частности, его скоростью, что также может быть реализовано с помощью системы 16 помощи водителю гусеничного транспортного средства 1. Для этого, в частности, мобильное аналитическое устройство 12 может обмениваться данными с системой 16 помощи водителю транспортного средства 1, предпочтительно, по беспроводному каналу.

На фигуре 2 показана, например, основанная на дополненной реальности визуализация рабочего состояния или степени износа соответствующего средства 10 сцепления с грунтом, в данном случае гусеничной ленты 9, на смартфоне 13, изображенном на фигуре 1. Визуализация степени износа осуществляется, в данном случае и предпочтительно, путем окрашивания реального изображения соответствующего средства 10 сцепления с грунтом или гусеничной ленты 9 в реальном времени. В данном случае визуализацию осуществляют с помощью камеры аналитического устройства 12 или смартфона 13. Оператору 18, после открытия соответствующей компьютерной программы или соответствующего мобильного приложения для определения рабочего состояния и/или срока службы на аналитическом устройстве 12, достаточно направить камеру устройства на соответствующее средство 10 сцепления с грунтом или гусеничную ленту 9, после чего программа выполнит соответствующее окрашивание средства 10 сцепления с грунтом или гусеничной ленты 9 в реальном времени. В данном случае и предпочтительно окраску выбирают в зависимости от степени износа. Например, если износ отсутствует или не критичен, выбирают зеленый цвет, в то время как при высоком или критическом износе выбирают красный цвет. Также возможен по меньшей мере один промежуточный этап, например, с окрашиванием в желтый цвет, если износ еще не достиг критического уровня, но уже рекомендовано текущее техническое обслуживание. В варианте осуществления, показанном на фигуре 2, сверху, например, показана критическая степень износа правой гусеничной ленты 9, в то время как снизу показана средняя степень износа левой гусеничной ленты 9.

Альтернативные или дополнительные сведения для водителя детально показаны на фигурах 3-5.

На фигуре 3, например, также в реальном времени, хотя и не на реальном изображении, графически отображается степень износа правой гусеничной ленты 9, а именно: глубина профиля наружных выступов (вид Профиль), с одной стороны, и ширина радиальных внутренних направляющих блоков или зубьев (вид Направляющие), с другой стороны. В данном случае износ наружных выступов имеет среднюю величину, в то время как износ направляющих блоков или зубьев некритичен. Кроме того, предусмотрен вид Погода, на котором отображается температура окружающей среды и погодные условия в текущем местоположении. На следующем виде i может отображаться дополнительная информация, в частности, текстовая информация, например, рекомендации по предпочтительной скорости движения и/или предстоящем техническом обслуживании. По существу, помимо степени износа можно отображать информацию об остаточном сроке службы.

На фигуре 4 в качестве дополнительной информации для водителя отображается GPS-положение сельскохозяйственного гусеничного транспортного средства 1 (в данном случае) на сельскохозяйственном поле, причем в этом случае в качестве карты используют, в частности, карту, свободно доступную в сети интернет. Кроме того, здесь отображается расстояние, пройденное по сельскохозяйственному полю. Расстояние, пройденное по сельскохозяйственному полю, также учитывают при определении рабочего состояния. На фигуре 5 в качестве информации для водителя показано GPS-положение сельскохозяйственного транспортного средства 1 на дороге общего пользования. Здесь также дополнительно показано расстояние, пройденное по этой дороге. Это расстояние также используют при определении рабочего состояния.

Рабочие состояния, определенные с помощью предложенного решения, записывают и, в частности, хранят в запоминающем устройстве (не показанном на фигуре). Запоминающее устройство может быть компонентом аналитического устройства 12 или системы 16 помощи водителю гусеничного транспортного средства 1 или представлять собой внешнее запоминающее устройство, например, компьютер фермы. В частности, под запоминающим устройством понимают запоминающее устройство коллективного хозяйства, которое также содержит соответствующие данные о рабочем состоянии других сельскохозяйственных транспортных средств.

СПИСОК ССЫЛОЧНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

1 - гусеничное транспортное средство

2 - ходовая часть

2а - гусеничная ходовая часть

2b - колесная ходовая часть

3-5 - колеса ходовой части

6 - гусеничные движители

7 - шины

8а, 8b - опорные колеса

9 - гусеничная лента

10 - средство сцепления с грунтом

11 - ходовой привод

12 - аналитическое устройство

13 - смартфон

14 - датчик GPS

15 - датчик ускорения

16 - система помощи водителю

17 - датчик нагрузки на ось

18 - оператор

L - направление движения.

Похожие патенты RU2780889C2

название год авторы номер документа
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ИЗНОСА ГУСЕНИЧНОЙ ЛЕНТЫ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2018
  • Моравиц, Мартин
  • Мейер, Петер
  • Верхорст, Ян-Виллем
RU2773560C2
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2017
  • Кун Михель
  • Франкенхаузер Клаус
  • Юнгингер Бернд
RU2683037C2
СЪЕМНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Фулиди Александр Васильевич
RU2308396C1
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2017
  • Кун Михель
  • Юнгингер Бернд
  • Рамик Мухамед
RU2683210C2
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И ПАРК ГУСЕНИЧНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2018
  • Кирхмайр, Мартин
  • Казартелли, Рихард
RU2754877C2
Гусеничный движитель транспортного средства 2016
  • Павлов Олег Владиславович
  • Шкапров Виталий Максимович
RU2677357C2
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2015
  • Обермайер-Хартманн Роберт
  • Цумклей Хендрик Шульце
  • Шульте Томас
  • Зацлер Рональд Л.
  • Янцен Дэвид С.
  • Хаммахер Каролин
RU2687400C2
ВЕДУЩЕЕ КОЛЕСО ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ 2018
  • Обермайер-Хартманн, Роберт
  • Раков, Саша
  • Ример, Андре
  • Шульте, Томас
RU2714795C2
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1990
  • Харлов Н.М.
  • Харлов С.Н.
RU2040426C1
Гусеничное транспортное средство 1981
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Котлобай Анатолий Яковлевич
SU1110705A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 780 889 C2

Реферат патента 2022 года ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧЕГО СОСТОЯНИЯ СРЕДСТВА СЦЕПЛЕНИЯ С ГРУНТОМ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к гусеничному транспортному средству и способу определения рабочего состояния и/или срока службы средства сцепления с грунтом. Сельскохозяйственное гусеничное транспортное средство содержит аналитическое устройство, выполненное с возможностью определения рабочего состояния по меньшей мере одного средства сцепления с грунтом на основании по меньшей мере одного или нескольких показателей состояния окружающей среды и/или данных от датчиков устройства, не зависящих от транспортного средства. Достигается повышение срока службы средства сцепления с грунтом. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 780 889 C2

1. Гусеничное транспортное средство, в частности сельскохозяйственное гусеничное транспортное средство, содержащее ходовую часть (2) по меньшей мере с двумя колесами (3, 4, 5) ходовой части, причем отдельным колесам (5) ходовой части и/или узлам из нескольких колес (3, 4) ходовой части назначены средства (10) сцепления с грунтом, отличающееся тем, что предусмотрено аналитическое устройство (12), выполненное с возможностью определения рабочего состояния по меньшей мере одного средства (10) сцепления с грунтом на основании по меньшей мере одного или нескольких показателей состояния окружающей среды и данных от датчиков устройства, не зависящих от транспортного средства, причем аналитическое устройство (12) выполнено с возможностью определения по меньшей мере одного показателя состояния окружающей среды, причем указанный по меньшей мере один показатель состояния окружающей среды содержит температуру окружающей среды и/или данные о погоде, причем рабочее состояние представляет собой степень износа средства (10) сцепления с грунтом.

2. Гусеничное транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что аналитическое устройство (12) представляет собой мобильное аналитическое устройство (12) и/или смартфон (13), планшетный компьютер, ноутбук или иное подобное устройство, и/или аналитическое устройство (12) содержит клавиатуру, и/или экран, и/или сенсорный экран.

3. Гусеничное транспортное средство по п. 1 или 2, отличающееся тем, что аналитическое устройство (12) содержит по меньшей мере один датчик (14, 15) для выработки данных датчика устройства, не зависящих от транспортного средства.

4. Гусеничное транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что в качестве данных от датчиков устройства, не зависящих от транспортного средства, предусмотрена возможность определения скорости транспортного средства, положения транспортного средства (1) по данным GPS или геолокации и/или данных об ускорении транспортного средства (1), и/или аналитическое устройство (12) содержит датчик скорости, датчик (14) GPS и/или датчик (15) ускорения.

5. Гусеничное транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что аналитическое устройство (12) выполнено с возможностью ввода пользователем и/или получения данных, относящихся к транспортному средству, и/или по меньшей мере одного показателя состояния окружающей среды.

6. Гусеничное транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что в качестве данных, относящихся к транспортному средству, предусмотрена возможность ввода пользователем и/или получения типа транспортного средства, нагрузки на ось транспортного средства (1), возраста соответствующего средства (10) сцепления с грунтом, глубины профиля соответствующего средства (10) для сцепления с грунтом и/или ширины внутренних направляющих блоков соответствующего средства (10) сцепления с грунтом.

7. Гусеничное транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что для определения рабочего состояния дополнительно предусмотрена возможность учета данных от датчиков транспортного средства.

8. Гусеничное транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что аналитическое устройство (12) выполнено с возможностью вывода информации для водителя на основании определенного рабочего состояния и/или вывода информации для водителя в системе (16) помощи водителю транспортного средства (1), и/или осуществления управления транспортным средством (1) посредством системы (16) помощи водителю транспортного средства (1).

9. Гусеничное транспортное средство по п. 8, отличающееся тем, что информация для водителя включает в себя рабочее состояние и/или остаточный срок службы, и/или рекомендации по скорости движения и/или техническому обслуживанию соответствующего средства (10) сцепления с грунтом.

10. Гусеничное транспортное средство по п. 8 или 9, отличающееся тем, что предусмотрена возможность отображения информации для водителя графически и/или посредством дополненной реальности.

11. Гусеничное транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что предусмотрена возможность записи или сохранения в запоминающем устройстве каждого определенного рабочего состояния.

12. Гусеничное транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что средство или средства (10) сцепления с грунтом, рабочее состояние которого или которых подлежит определению, не содержит или не содержат датчиков.

13. Способ определения рабочего состояния и/или срока службы по меньшей мере одного средства (10) сцепления с грунтом гусеничного транспортного средства (1), в частности гусеничного транспортного средства (1), по одному из предыдущих пунктов, причем каждому отдельному колесу (5) ходовой части и/или узлу из нескольких колес (3, 4) ходовой части назначено средство (10) сцепления с грунтом, отличающийся тем, что посредством аналитического устройства (12) определяют рабочее состояние по меньшей мере одного средства (10) сцепления с грунтом на основании по меньшей мере одного или нескольких показателей состояния окружающей среды и данных от датчиков устройства, не зависящих от транспортного средства, причем аналитическое устройство (12) выполнено с возможностью определения по меньшей мере одного показателя состояния окружающей среды, причем указанный по меньшей мере один показатель состояния окружающей среды содержит температуру окружающей среды и/или данные о погоде, причем рабочее состояние представляет собой степень износа средства (10) сцепления с грунтом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2780889C2

WO 2017049393 A1, 30.03.2017
WO 2017000068 A1, 05.01.2017
Тензометрический шарнир гусеницы с резино-металлическими шарнирами 1976
  • Толчинский Наум Абрамович
  • Стародубцев Владимир Филиппович
  • Барсуков Юрий Николаевич
SU575470A1
Проволочный тензометрический датчик 1958
  • Васильев А.В.
  • Гула Ф.Г.
  • Уткин-Любовцев О.Л.
SU122683A1

RU 2 780 889 C2

Авторы

Моравиц Мартин

Верхорст Ян-Виллем

Мейер Петер

Даты

2022-10-04Публикация

2018-10-30Подача