Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к гусеничному транспортному средству, в частности к сельскохозяйственному гусеничному транспортному средству с признаками, раскрытыми в ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, и к способу определения износа и/или срока службы по меньшей мере одной гусеничной ленты гусеничного транспортного средства согласно ограничительной части пункта 16 формулы.
Уровень техники
Под гусеничным транспортным средством в смысле изобретения понимают любое транспортное средство на гусеничном ходу и, возможно, с дополнительной колесной ходовой частью. Гусеничное транспортное средство располагает, в частности, собственным приводом для развития тяги, но может также представлять собой транспортное средство без привода, например, прицеп. Хотя существует множество различных областей применения, охватываемых настоящим изобретением, в дальнейшем рассматриваются преимущественно гусеничные транспортные средства, предназначенные для выполнения сельскохозяйственных работ и называемые в тексте данной заявки сельскохозяйственными гусеничными транспортными средствами. Для примера можно упомянуть тракторы и самоходные уборочные машины, в частности, зерноуборочные или кормоуборочные комбайны.
Транспортные средства такого типа могут иметь гусеничную или полугусеничную конструкцию. Они содержат гусеничную ходовую часть по меньшей мере с одним гусеничным движителем, в частности по меньшей мере с двумя гусеничными движителями, расположенными напротив друг друга относительно продольной оси транспортного средства (направления движения). В свою очередь, каждый из гусеничных движителей содержит несколько катков, соединенных друг с другом обращающейся гусеничной лентой в форме ходовой ленты или гусеничной цепи. Например, известны гусеничные движители с приводящимся от привода ведущим катком, направляющим катком и расположенными между ними опорными катками. В другом варианте, так называемой треугольной ходовой части, гусеничный движитель содержит два направляющих катка и ведущее колесо, расположенное по центру над ним. В настоящей заявке рассмотрен вариант транспортного средства с гусеничной ходовой лентой.
Гусеничные ходовые части часто устанавливают на сельскохозяйственные транспортные средства с высокой нагрузкой на ось. При этом износ наружных выступов гусеничных лент, которые в случае гусеничных цепей также называются накладками цепей, является одним из определяющих критериев для конечного пользователя, поскольку срок службы гусеничной ходовой части обычно меньше, чем у колесной ходовой части, а стоимость запасных частей сравнительно высока. Как правило, пользователь учитывает линейный износ и обычно меняет гусеничную ленту до начала сезона, чтобы избежать простоев во время сезона. Однако вследствие сужающейся вверх формы наружных выступов износ часто имеет не линейный, а, например, дегрессивный характер, то есть развитие износа замедляется по мере увеличения срока использования. Поэтому может случиться так, что пользователь заменит гусеничную ленту перед наступлением сезона, хотя ее можно было бы эксплуатировать в течение всего сезона.
Поскольку пользователю сложно определить оптимальное время замены гусеничных лент, в уровне техники известен способ определения остаточного срока службы по специальным диаграммам износа, составленным производителем гусеничной ленты. Для этого пользователю необходимо вручную измерить высоту наружных выступов, а затем ввести в номограмму значение в соответствии с количеством отработанных часов. Сравнивая несколько измеренных значений, пользователь сможет спрогнозировать остаточный срок службы. Однако этот процесс является затратным и чреват ошибками.
Кроме того, в уровне техники известна установка в шины датчиков температуры, передающих по беспроводному каналу сигнал температуры, который может использоваться в качестве информации для водителя, позволяющей избежать критического износа. Интеграция соответствующих датчиков в гусеничную ленту связана с большими затратами и издержками. Кроме того, такие датчики подвергаются значительным нагрузкам при эксплуатации и, следовательно, могут выходить из строя или передавать ошибочные показатели.
Раскрытие сущности изобретения
Задачей изобретения является разработка и усовершенствование известного гусеничного транспортного средства с целью оптимизации определения износа и/или срока службы гусеничных лент.
Поставленная задача решена гусеничным транспортным средством согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения с признаками, раскрытыми в отличительной части пункта 1 формулы.
Идея предложенного решения заключается в том, что гусеничное транспортное средство помимо компонентов гусеничной ленты, сравнительно сильно изнашивающихся в ходе эксплуатации, в частности наружных выступов, содержит также компоненты, подвергающиеся меньшему износу или вообще не изнашивающиеся по сравнению с ними, в частности, катки или другие компоненты гусеничной ходовой части или гусеничного транспортного средства. Кроме того, сама гусеничная лента состоит из различных компонентов, которые неизбежно изнашиваются по-разному. Например, высота и/или ширина наружных выступов в течение срока службы изменяется сравнительно сильно, в то время как толщина и/или ширина гусеничного ремня за этот период не меняется или по меньшей мере не меняется существенно.
Таким образом, с помощью графического способа, например, съемки крупным планом участка транспортного средства, содержащего гусеничную ленту или по меньшей мере наружные выступы, можно сравнить высоту и/или ширину наружных выступов с протяженностью компонентов, подвергающихся меньшему износу или вообще не изнашивающихся (эталонная геометрия), в частности, с толщиной и/или шириной гусеничного ремня, и на основании этого определить уровень износа и, в частности, на основании электронной модели износа, остаточный срок службы гусеничной ленты.
В частности, предложенное аналитическое устройство может сравнивать результат сравнения двух радиальных размеров (высоты наружных выступов, с одной стороны, и толщины гусеничного ремня, с другой стороны) или двух размеров по ширине (ширины наружных выступов в направлении движения или поперек направления движения, с одной стороны, и ширины гусеничного ремня, с другой стороны) с сохраненными в базе данных заданными значениями (модель износа) и определять на этом основании текущий уровень износа. Также возможен вариант, в котором аналитическое устройство информирует пользователя, дополнительно или альтернативно, о найденном соотношении измеренных значений, то есть, например, об отношении высоты или ширины наружных выступов к толщине или ширине гусеничного ремня, и/или о найденной на основании соотношения измеренных значений абсолютной высоте или ширине наружных выступов, выраженной в численном виде. Если предложенное определение уровня износа (измерение) выполнено несколько раз в течение срока эксплуатации гусеничной ленты, и соответствующие результаты сравнения сохранены, модель износа может быть автоматически адаптирована на основании измерений. Остаточный срок службы гусеничной ленты может быть определен особенно точно, так как для этого может быть учтен индивидуальный износ.
В частности, предложено аналитическое устройство, выполненное с возможностью определения уровня износа по меньшей мере одной гусеничной ленты гусеничной ходовой части посредством графического сравнения по меньшей мере двух компонентов транспортного средства, из которых по меньшей мере один компонент является компонентом гусеничной ленты. Такое определение уровня износа выполняется, в частности, автоматически после того, как мобильная камера пользователя или стационарно установленная на транспортное средство камера делает снимок гусеничной ленты, например, снимок крупным планом сбоку или сверху.
В предпочтительном варианте осуществления по пункту 2 формулы аналитическое устройство выполнено с возможностью определения уровня износа по меньшей мере одной из гусеничных лент путем графического сравнения по меньшей мере двух компонентов гусеничной ленты.
Пункты 3 и 4 формулы раскрывают подробнее сравниваемые компоненты. В особенно предпочтительном варианте осуществления по пункту 4 в случае гусеничной ленты речь идет о ходовой ленте, содержащей в качестве компонентов гусеничный ремень и расположенные на наружной стороне гусеничного ремня наружные выступы. Такая гусеничная лента может содержать расположенные на внутренней стороне гусеничного ремня направляющие блоки или зубцы, которые, по существу, также образуют компонент, который можно учитывать при графическом сравнении. Полноты ради следует указать, что предложенный способ позволяет определять уровень износа также гусеничных цепей и, в частности, накладок цепей.
Пункт 5 формулы определяет особенно предпочтительный вариант осуществления, согласно которому толщину гусеничного ремня сравнивают с высотой по меньшей мере одного из наружных выступов. Как было указано выше, по существу, можно сравнивать между собой и другие компоненты транспортного средства или соответствующей гусеничной ленты. В особенно предпочтительном варианте под компонентами, сравниваемыми с наружными выступами, понимают гусеничный ремень и/или направляющие блоки, поскольку их размеры могут быть легко определены, и эти компоненты не подвергаются износу или по меньшей мере не подвергаются значительному износу относительно своей протяженности в радиальном направлении, в направлении движения и/или поперек направления движения.
В варианте осуществления согласно пункту 6 аналитическое устройство выполнено с возможностью выполнения графического сравнения на основании изображения, например снимка сбоку, выполненного камерой и содержащего изображения по меньшей мере двух подлежащих сравнению компонентов. При этом камера, в частности, является компонентом аналитического устройства.
В особенно предпочтительном варианте осуществления по пункту 7 аналитическое устройство представляет собой мобильное аналитическое устройство, т.е. такое аналитическое устройство, которое необязательно должно быть жестко связано с гусеничным транспортным средством. Мобильное аналитическое устройство представляет собой, в частности, смартфон, планшетный компьютер, ноутбук и т.п. Существенное преимущество этого варианта заключается в том, что такое аналитическое устройство может находиться при себе у любого пользователя, что, в частности, в случае смартфона общепринято в настоящее время, то есть аналитическое устройство можно использовать для анализа состояния различных гусеничных транспортных средств, в частности сельскохозяйственных гусеничных транспортных средств. Тем не менее, по существу, аналитическое устройство может быть компонентом бортовой системы помощи водителю и, следовательно, не может быть мобильным, причем в этом случае мобильной является камера.
В варианте осуществления по пункту 8 аналитическое устройство может отображать полученное изображение, например, боковое изображение крупным планом. В качестве дополнения или альтернативы аналитическое устройство может отображать информацию для водителя графически и/или посредством дополненной реальности. Последнее позволяет, например, с помощью камеры стационарно установленного на транспортном средстве или, в частности, мобильного аналитического устройства, например смартфона, визуально захватывать соответствующую гусеничную ленту, причем одновременно по принципу дополненной реальности отображается уровень износа и/или графические вспомогательные средства, например, виртуальные вспомогательные линии для определения уровня износа. Кроме того, уровень износа может быть выражен, например, окраской изображенных наружных выступов.
В предпочтительном варианте осуществления по пункту 9 на изображении в качестве информации для водителя высвечиваются, в частности, параллельные виртуальные линии, причем первая линия проходит вдоль нижней стороны гусеничного ремня, вторая линия - вдоль верхней стороны гусеничного ремня, а третья линия - вдоль верхней стороны одного или нескольких наружных выступов.
Эти линии могут использоваться аналитическим устройством в качестве вспомогательных линий для определения отношения толщины ремня к высоте выступов, на основании которого можно определить уровень износа и, в частности, фактическую высоту выступов.
Пункты 10-12 раскрывают различные варианты графического сравнения по меньшей мере двух компонентов гусеничной ленты. Сравнение согласно пункту 12 может выполняться на основе пикселей, то есть путем расчета соотношения количества пикселей, благодаря чему соблюдение точного расстояния между камерой и гусеничной лентой не требуется.
В варианте осуществления по пункту 13 через аналитическое устройство можно вводить и/или принимать данные гусеничной ленты, которые содержат исходную и/или текущую толщину и/или ширину гусеничного ремня или позволяют аналитическому устройству определить толщину и/или ширину. Например, возможен вариант, в котором пользователь, в частности, через мобильное аналитическое устройство, например смартфон, вводит тип гусеничной ленты, что позволяет аналитическому устройству определить исходную толщину и/или ширину гусеничного ремня по соответствующей базе данных. Также возможен вариант, в котором пользователь вводит в аналитическое устройство отдельные исходные размеры гусеничной ленты, например, исходную высоту и/или ширину выступов и/или общую толщину гусеничного ремня и наружных выступов. С помощью абсолютного значения толщины и/или ширины гусеничного ремня, введенного или определенного таким образом, аналитическое устройство сможет вычислить абсолютное значение высоты и/или ширины выступов на основании результата графического сравнения.
В варианте осуществления по пункту 14 предусмотрена возможность отображения дополнительной информации для водителя, например, по меньшей мере одного графического изображения радиального поперечного сечения соответствующей гусеничной ленты, причем это изображение содержит по меньшей мере один наружный выступ и соответствующий участок гусеничного ремня. Кроме того, в качестве информации для водителя виртуальные линии могут отображаться не только на изображении, но и в целях дополнительной ориентации пользователя на графическом изображении радиального поперечного сечения. В рамках дополнительной информации для водителя может отображаться найденная высота и/или ширина наружных выступов, в частности, в абсолютном выражении. Также возможно отображать уровень износа, остаточный срок службы и/или дату ввода в эксплуатацию и/или долю движения по дорогам общего пользования для соответствующей гусеничной ленты. При этом, по существу, можно одновременно отображать один или несколько из вышеприведенных параметров для двух гусеничных лент, расположенных друг напротив друга относительно продольной оси транспортного средства, что позволяет легко сравнивать уровень износа обеих гусеничных лент.
В следующем предпочтительном варианте осуществления согласно пункту 15 соответствующее найденное расстояние между верхней стороной гусеничного ремня и верхней стороной наружного выступа или выступов и/или соответствующее найденное расстояние между второй и третьей вспомогательной линией, и/или найденный уровень износа, и/или найденная высота наружных выступов могут быть записаны в запоминающее устройство. В частности, эти данные могут быть сохранены в запоминающем устройстве, что позволит аналитическому устройству точно определять срок службы.
В независимом пункте 16 формулы раскрыт способ определения износа и/или срока службы по меньшей мере одной гусеничной ленты гусеничного транспортного средства, причем по меньшей мере один гусеничный движитель гусеничной ходовой части транспортного средства содержит по меньшей мере два колеса ходовой части и направляемую ими гусеничную ленту. Согласно изобретению, посредством аналитического устройства определяют уровень износа по меньшей мере одной гусеничной ленты путем графического сравнения по меньшей мере двух компонентов гусеничного транспортного средства, из которых по меньшей мере один компонент является компонентом гусеничной ленты.
Краткое описание чертежей
Изобретение детально рассмотрено ниже на основании чертежей, отображающих исключительно примеры вариантов осуществления. На фигурах изображено:
Фигура 1: предложенное гусеничное транспортное средство в виде сельскохозяйственного транспортного средства с полугусеничной ходовой частью и мобильным аналитическим устройством.
Фигура 2: отображение информации для водителя в соответствии с первым вариантом осуществления в первый момент времени.
Фигура 3: отображение информации для водителя в соответствии с первым вариантом осуществления в следующий момент времени.
Фигура 4: отображение информации для водителя в соответствии со вторым вариантом осуществления.
Осуществление изобретения
Предложенное гусеничное транспортное средство, в данном случае выполненное в виде сельскохозяйственного гусеничного транспортного средства 1, может иметь самые различные конструкции. Например, под сельскохозяйственным транспортным средством 1 может пониматься самоходная уборочная машина, в частности зерноуборочный или кормоуборочный комбайн, трактор или даже прицеп. Преимущества предложенного решения наиболее очевидны в отношении гусеничных или полугусеничных транспортных средств с гусеничной ходовой частью. В представленном и, в частности, предпочтительном варианте осуществления сельскохозяйственное транспортное средство 1 представляет собой зерноуборочный комбайн с гусеничной ходовой частью, как разъяснено ниже.
Ходовая часть 2 сельскохозяйственного транспортного средства 1, описанного здесь в качестве примера, в данном случае и предпочтительно, содержит по меньшей мере два колеса 3-5 ходовой части, расположенные напротив друг друга относительно продольной оси транспортного средства или направления L движения. На фигуре 1 видны только левые колеса 3-5 ходовой части. Относительно продольной оси транспортного средства или направления L движения эти колеса 3-5 ходовой части расположены напротив соответствующих колес 3-5 ходовой части. При этом колеса 3, 4 ходовой части являются частью гусеничной ходовой части 2а, а колеса 5 ходовой части являются частью колесной ходовой части 2b. Соответственно, колеса 3, 4 ходовой части работают в составе соответствующего гусеничного движителя 6, в то время как колеса 5 ходовой части опираются на грунт посредством шин 7. Поэтому термин «колесо ходовой части» в данном случае имеет широкое значение. Под ним понимаются как колеса, относящиеся к гусеничной ходовой части 2а и работающие в соответствующих гусеничных движителях 6, так и колеса, относящиеся к колесной ходовой части 2b и содержащие (каждое) шину 7. Следует отметить, что хотя здесь упоминается несколько гусеничных движителей 6, также возможен вариант с единственным гусеничным движителем 6.
В данном случае гусеничная ходовая часть 2а содержит два гусеничных движителя 6, расположенных друг напротив друга относительно продольной оси транспортного средства или направления L движения, причем каждый из них в данном случае и предпочтительно содержит переднее колесо 3 ходовой части в качестве направляющего колеса или катка, заднее колесо 4 ходовой части в качестве ведущего колеса или катка и, в данном случае и предпочтительно, два расположенных между ними опорных колеса или катка 8а, 8b. Кроме того, каждый гусеничный движитель 6 содержит гусеничную ленту 9, соединяющую колеса 3, 4 ходовой части и опорные колеса или катки 8а, 8b. Колеса или катки 8а, 8b обеспечивают постоянный контакт нижнего участка соответствующей гусеничной ленты 9 с грунтом, в результате чего масса равномерно распределяется по всей площади контакта грунта и соответствующей гусеничной ленты 9. Гусеничная лента 9, в данном случае выполнена в виде гусеничной ходовой ленты, которая содержит гусеничный ремень 10 из нескольких слоев ткани и стали, покрытых резиной, и ориентированные радиально наружу наружные выступы 11 и радиально внутрь направляющие блоки (не показанные на фигуре). Тем не менее, предложенное решение также применимо к гусеничным цепям с несколькими стальными элементами ходовой поверхности, снабженными наружными резиновыми накладками, соответствующими наружным выступам. По существу, возможны и другие типы гусеничных движителей, например, движители треугольной формы с двумя направляющими катками, обеспечивающими постоянный контакт с грунтом, и расположенным по центру над ними приводным катком (треугольная ходовая часть).
Далее, в данном случае и предпочтительно, предусмотрен ходовой привод 12 для обеспечения тяги сельскохозяйственного транспортного средства 1, что, однако, не является обязательным в предложенном решении, если оно относится, например, к прицепу без привода. В представленном варианте осуществления колеса 4 ходовой части в любом случае могут приводиться во вращение ходовым приводом 12. По существу, также возможен вариант, в котором в качестве дополнения или альтернативы колеса 3 гусеничной ходовой части 2а или все колеса 3-5 ходовой части сельскохозяйственного транспортного средства 1 могут приводиться во вращение ходовым приводом 12.
Существенно наличие аналитического устройства 13, выполненного с возможностью определения уровня износа по меньшей мере одной из гусеничных лент 9 путем графического сравнения по меньшей мере двух компонентов 10, 11 транспортного средства 1, из которых по меньшей мере один является компонентом 10, 11 гусеничной ленты 9. Например, в случае гусеничной ленты 9 один из компонентов 10, 11, а именно гусеничный ремень 10, подвергается значительно меньшему износу, чем другой компонент, а именно наружный выступ 11. В данном случае и предпочтительно гусеничный ремень 10 вообще не испытывает заметного износа. Под «износом» понимают уменьшение размеров соответствующих компонентов 10, 11, обусловленное эксплуатацией, то есть обусловленное эксплуатацией уменьшение толщины и/или ширины гусеничного ремня 10 и уменьшение высоты наружных выступов 11. В случае сужающихся к наружной стороне ленты наружных выступов 11 с уменьшением высоты наружных выступов 11, обусловленной износом, может увеличиваться их ширина.
Таким образом, согласно изобретению, износ компонента 11 гусеничной ленты 9 определяют, в частности автоматически, путем графического сравнения этого компонента 11 с другим компонентом 10 гусеничного транспортного средства или, в данном случае и предпочтительно, гусеничной ленты 9, не подвергающимся или в значительно меньшей степени подвергающемся износу. Последний служит эталонной геометрической формой для сравнения.
Таким образом, уменьшающийся размер, например, радиальный размер относительно сильно изношенного компонента 11, в данном случае наружных выступов 11, можно сравнить с эталонной геометрической формой, например радиальным размером не изношенного или практически не изношенного компонента 10, в данном случае гусеничного ремня 10. Зная исходное соотношение между изношенным компонентом и эталонной геометрической формой (в данном случае между высотой выступа и толщиной ремня), можно определить уровень или степень износа. Кроме того, уровень износа можно определять на основании ряда подобных графических сравнений в течение срока эксплуатации соответствующей гусеничной ленты 9. Аналитическое устройство 13 даже при известном абсолютном значении эталонной геометрической формы, в данном случае одного из размеров гусеничной ленты, например, текущей или исходной высоты гусеничного ремня 10, может вычислить на основании найденного соотношения между изношенным компонентом и эталонной геометрической формой, в данном случае между толщиной гусеничного ремня и высотой выступа, и при необходимости отобразить, текущее абсолютное значение размера изношенного компонента, в данном случае высоты или ширины выступов.
Аналитическое устройство 13, в данном случае и предпочтительно на основании найденного размера изношенного компонента, в данном случае высоты или ширины выступов, позволяет рассчитать остаточный срок службы соответствующей гусеничной ленты 9, в частности, с использованием модели износа, которая может быть записана в аналитическом устройстве 13, или к которой можно получить доступ. В такой модели износа в зависимости от типа используемой гусеничной ленты значения остаточного срока службы назначаются различной высоте и/или ширине выступов.
Также следует отметить, что в описываемом здесь примерном варианте осуществления уровень износа наружных выступов 11 определяют путем сравнения наружных выступов 11 с гусеничным ремнем 10. Тем не менее, по существу, наружные выступы 11 можно сравнивать с другими компонентами гусеничного транспортного средства 1 или гусеничной ленты 9, например, с внутренними направляющими блоками соответствующей гусеничной ленты 9, не показанными на фигуре, так как другие компоненты, в частности, направляющие блоки не подвергаются в течение срока эксплуатации значительному износу, влияющему на их размеры, служащие эталонной геометрической формой, например, радиальные размеры или высоту.
В сельскохозяйственном гусеничном транспортном средстве 1, изображенном на фигуре 1, в качестве аналитического устройства 13 предусмотрен смартфон 14. Альтернативой может быть планшетный компьютер, ноутбук и т.п. Кроме того, аналитическое устройство 13 не обязательно должно быть мобильным, но может быть стационарно установлено в транспортном средстве 1 или на нем, в частности, в составе системы 17 помощи водителю или в другом месте, например, во дворе фермы. Разумеется, необходимо гарантировать передачу на аналитическое устройство 13 изображения гусеничной ленты 9 или ее участка, позволяющего аналитическому устройству 13 выполнить предложенное сравнение по меньшей мере двух компонентов 10, 11.
Предпочтительно, предусмотрена камера 15, позволяющая снимать гусеничную ленту 9, например, крупным планом сбоку или сверху, причем на изображении должны присутствовать по меньшей мере два подлежащие сравнению компонента. В варианте осуществления, показанном на фигуре 1, камера 15 является частью смартфона 14 и, следовательно, мобильного аналитического устройства 13. По существу, камера 15 может быть стационарно установлена на транспортном средстве 1. Как показано на фигуре 1, камера 15 может легко захватывать часть транспортного средства 1 с гусеничной лентой 9 и выполнять снимок, на котором различимы два компонента 10, 11 в полном размере, необходимом для сравнения, например, радиальном размере.
Как показано на фигурах 2-4, аналитическое устройство 13 может иметь компьютерную программу или соответствующее мобильное приложение для определения уровня износа и/или срока службы, посредством которого можно отображать полученное изображение. В данном случае и предпочтительно на аналитическое устройство 13 можно выводить различную информацию для водителя в графическом виде и/или посредством дополненной реальности.
Например, на фигурах 2 и 3 видно, что в качестве информации для водителя на изображении могут быть высвечены несколько параллельных виртуальных линий 16a, 16b, 16 с. Это осуществляется, в частности, посредством дополненной реальности, то есть виртуальные линии 16а, 16b, 16с высвечиваются в реальном времени на изображении камеры, в частности в прямой трансляции. Первая линия 16а проходит в данном случае и предпочтительно вдоль показанной на изображении нижней стороны гусеничного ремня 10 соответствующей гусеничной ленты 9. Вторая линия 16b проходит вдоль показанной на изображении верхней стороны гусеничного ремня 10 гусеничной ленты. Наконец, третья линия 16 с проходит вдоль верхней стороны одного или нескольких наружных выступов 11, показанных на изображении. На основании линий 16а, 16b, 16с или соответствующих расстояний между ними пользователь может одним взглядом определить соотношение между толщиной гусеничного ремня и высотой наружных выступов, а аналитическое устройство 13 может точно рассчитать это соотношение и определить с его помощью уровень износа. При сравнении фигур 2 и 3 легко заметить, что соотношение между толщиной гусеничного ремня и наружной высотой выступов увеличилось по истечении определенного срока эксплуатации. Так, в момент времени, выбранный на фигуре 2, отношение составляло порядка 1:3, в то время как в момент времени, выбранный на фигуре 3, оно равнялось примерно 1:2.
Следует отметить, что аналитическое устройство 13, по существу, также может выполнять графическое сравнение в отсутствие упомянутых виртуальных линий 16а, 16b, 16с. Тем не менее, виртуальные линии удобны тем, что позволяют аналитическому устройству 13 определять расстояния в пикселях между линиями 16а, 16b, 16с и/или сравнивать соответствующие пиксельные расстояния друг с другом. Таким образом, при выполнении снимка нет необходимости в выдерживании определенного расстояния между камерой 15 и гусеничной лентой 9 и/или определенного угла к гусеничной ленте 9.
Как показано на фигурах 2 и 3, аналитическое устройство 13 в данном случае и предпочтительно способно сравнивать расстояние между линиями 16а и 16b, соответствующее толщине гусеничного ремня 10, с расстоянием между линиями 16b и 16с, соответствующим высоте наружных выступов 11, с целью определения высоты наружных выступов 11 в абсолютном выражении. Так, высота наружных выступов 11 в момент времени, в который выполнен снимок на фигуре 2, равна 67 мм, а в момент выполнения снимка на фигуре 3-41 мм. Для определения абсолютного значения аналитическое устройство 13, в данном случае и предпочтительно, позволяет пользователю вводить и/или получать данные гусеничной ленты, содержащие информацию об исходной и/или текущей толщине гусеничного ремня 10 или позволяющие определить эту толщину с помощью аналитического устройства 13. Например, в аналитическое устройство 13 можно ввести тип соответствующей гусеничной ленты 9. Кроме того, точные размеры, в частности, измеренную вручную толщину гусеничного ремня и/или высоту выступа, можно ввести или передать в аналитическое устройство 13.
На указанный снимок гусеничной ленты 9, выполненный мобильной камерой 15, накладывают упомянутые виртуальные линии, в частности, в реальном времени с помощью дополненной реальности. Соответственно, определение уровня износа на основании отношения толщины гусеничного ремня к высоте наружного выступа также может выполняться в реальном времени. Уровень износа можно визуализировать, например, посредством дополненной реальности с помощью окрашивания наружных выступов 11, показанных на полученном изображении.
Помимо отображения снимка гусеничной ленты 9, аналитическое устройство 13 может выводить дополнительную информацию для водителя. На изображениях со смартфона 14, показанных на фигурах 2 и 3, в верхней строке нижней части экрана выведены три графических изображения радиального поперечного сечения гусеничной ленты 9, на каждом из которых имеется одна из виртуальных линий. Кроме того, пользователь получает информацию о том, какая из высвеченных на изображении виртуальных линий соответствует нижней стороне гусеничного ремня 10, верхней стороне гусеничного ремня 10 и верхней стороне наружных выступов 11. Кроме того, в нижней строке в качестве виртуального органа управления отображается кнопка сброса (левая кнопка) и кнопка запуска процесса сравнения (средняя кнопка). Справа отображается абсолютная высота выступов.
На фигуре 4 изображен другой вариант экрана смартфона 14, на котором в верхней части экрана сельскохозяйственное транспортное средство 1 показано спереди и, в данном случае и предпочтительно, без навесного оборудования, что позволяет наблюдать гусеничные ленты 9, расположенные напротив друг друга относительно продольной оси транспортного средства. Ниже водителю выводится, например, номер транспортного средства («А»), дата первого использования («В») каждой из двух гусеничных лент 9, доля движения транспортного средства по дорогам общего пользования, определенная по GPS («С») для каждой из двух гусеничных лент 9, найденное для каждой из двух гусеничных лент 9 абсолютное значение высоты выступа («D») и остаточный срок службы и уровень износа («Е») для каждой из двух гусеничных лент 9. Кроме того, в нижней части экрана может отображаться дополнительная информация для водителя, например текстовая информация.
Найденные в соответствии с предложенным решением расстояния между верхней стороной гусеничного ремня 10 и верхней стороной наружного выступа или выступов 11 или расстояния между второй линией 16b и третьей линией 16с и/или уровни износа и/или значения высоты наружных выступов 11 в данном случае и предпочтительно записываются и сохраняются в запоминающем устройстве (не показанном на фигуре). Запоминающее устройство может быть компонентом аналитического устройства 13 или системы 17 помощи водителю сельскохозяйственного транспортного средства 1. Кроме того, оно может представлять собой внешнее запоминающее устройство, например, компьютер фермы. В частности, запоминающее устройство представляет собой запоминающее устройство фермы, хранящее также соответствующие данные других сельскохозяйственных транспортных средств.
Сравнение текущей высоты и/или ширины выступов с высотой или шириной выступов, спрогнозированной по предыдущим расчетам, можно использовать для корректировки модели износа по отдельным поправочным коэффициентам, что позволяет более точно определять срок службы. В частности, этот процесс выполняется автоматически. В частности, речь идет о самообучающейся системе, использующей центральную нейронную сеть и базу данных.
СПИСОК ССЫЛОЧНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
1 - гусеничное транспортное средство
2 - ходовая часть
2а - гусеничная ходовая часть
2b - колесная ходовая часть
3-5 - колеса ходовой части
6 - гусеничные движители
7 - шины
8а, 8b - опорные колеса
9 - гусеничная лента
10 - гусеничный ремень
11 - наружные выступы
12 - ходовой привод
13 - аналитическое устройство
14 - смартфон
15 - камера
16а-16с - вспомогательные линии
17 - система помощи водителю
L - направление движения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧЕГО СОСТОЯНИЯ СРЕДСТВА СЦЕПЛЕНИЯ С ГРУНТОМ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2018 |
|
RU2780889C2 |
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2017 |
|
RU2683210C2 |
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2017 |
|
RU2683037C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ С ИЗМЕНЯЕМОЙ КОЛЕЕЙ | 2004 |
|
RU2310574C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1990 |
|
RU2040426C1 |
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2017 |
|
RU2749541C2 |
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ЛЫЖНЫХ ТРАСС И СПОСОБ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ТАКОГО СНЕГОХОДНОГО ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2019 |
|
RU2799094C2 |
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2017 |
|
RU2786425C2 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
Движитель гусеничного транспортного средства | 2021 |
|
RU2773207C1 |
Изобретение относится к сельскохозяйственному гусеничному транспортному средству. Гусеничное транспортное средство содержит гусеничную ходовую часть по меньшей мере с одним гусеничным движителем. Гусеничный движитель содержит по меньшей мере два колеса ходовой части и направляемую колесами ходовой части гусеничную ленту. Аналитическое устройство выполнено с возможностью определения уровня износа по меньшей мере одной гусеничной ленты гусеничной ходовой части посредством графического сравнения по меньшей мере двух компонентов гусеничного транспортного средства, из которых по меньшей мере один компонент является компонентом гусеничной ленты. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Гусеничное транспортное средство, в частности сельскохозяйственное гусеничное транспортное средство (1), содержащее гусеничную ходовую часть (2a) по меньшей мере с одним гусеничным движителем (6), причем соответствующий гусеничный движитель (6) содержит по меньшей мере два колеса (3, 4) ходовой части и направляемую колесами (3, 4) ходовой части гусеничную ленту, отличающееся тем, что предусмотрено аналитическое устройство (13), выполненное с возможностью определения уровня износа по меньшей мере одной гусеничной ленты (9) гусеничной ходовой части (2a) посредством графического сравнения по меньшей мере двух компонентов (10, 11) гусеничного транспортного средства (1), из которых по меньшей мере один компонент является компонентом (11) гусеничной ленты (9), причем соответствующая гусеничная лента (9) представляет собой ходовую ленту, которая в качестве компонентов (10, 11) содержит гусеничный ремень (10) и расположенные на наружной стороне гусеничного ремня (10) наружные выступы (11).
2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что аналитическое устройство (13) выполнено с возможностью определения уровня износа по меньшей мере одной гусеничной ленты (9) гусеничной ходовой части (2a) посредством графического сравнения по меньшей мере двух компонентов (10, 11) гусеничной ленты (9).
3. Транспортное средство по п. 1 или 2, отличающееся тем, что один из по меньшей мере двух компонентов (10, 11) подвержен меньшему износу относительно своей протяженности в радиальном направлении, в направлении (L) движения и/или поперек направления (L) движения по сравнению с другим компонентом (11) и/или не подвержен износу относительно своей протяженности в радиальном направлении, в направлении (L) движения и/или поперек направления (L) движения.
4. Транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что аналитическое устройство (13) выполнено с возможностью графического сравнения толщины и/или ширины гусеничного ремня (10) с высотой и/или шириной по меньшей мере одного из наружных выступов (11).
5. Транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что аналитическое устройство (13) выполнено с возможностью осуществления графического сравнения на основании снятого камерой (15) изображения, на котором изображены по меньшей мере два подлежащих сравнению компонента (10, 11).
6. Транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что аналитическое устройство (13) представляет собой мобильное аналитическое устройство (13), и/или смартфон (14), планшетный компьютер, ноутбук или т.п., и/или аналитическое устройство (13) содержит клавиатуру, и/или экран, и/или сенсорный экран.
7. Транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что аналитическое устройство (13) выполнено с возможностью отображения полученного изображения и/или вывода информации для водителя в графическом виде и/или посредством дополненной реальности.
8. Транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что на изображении в качестве информации для водителя предусмотрена возможность высвечивания виртуальных линий (16a, 16b, 16c), причем первая линия (16a) проходит вдоль показанной на изображении нижней стороны гусеничного ремня (10) соответствующей гусеничной ленты (9), вторая линия (16b) проходит вдоль показанной на изображении верхней стороны гусеничного ремня (10) соответствующей гусеничной ленты (9), а третья линия (16c) проходит вдоль верхней стороны одного или нескольких изображенных наружных выступов (11) соответствующей гусеничной ленты (9).
9. Транспортное средство по п. 8, отличающееся тем, что аналитическое устройство (13) выполнено с возможностью нахождения расстояния между нижней стороной гусеничного ремня (10) соответствующей гусеничной ленты (9) и верхней стороной гусеничного ремня (10) соответствующей гусеничной ленты (9) и расстояния между верхней стороной соответствующего гусеничного ремня (10) и верхней стороной одного или нескольких наружных выступов (11) соответствующей гусеничной ленты (9), и сравнения найденных расстояний между собой и/или с возможностью нахождения расстояния между первой и второй линией (16a, 16b) и расстояния между второй и третьей линией (16b, 16c) и сравнения найденных расстояний между собой.
10. Транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что аналитическое устройство (13) выполнено с возможностью, на основании указанного сравнения, нахождения высоты и/или ширины наружных выступов (11) соответствующей гусеничной ленты (9).
11. Транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что нахождение соответствующего расстояния предусмотрено на основе пикселей и/или соответствующие расстояния сравнивают между собой на основе пикселей.
12. Транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что через аналитическое устройство (13) предусмотрена возможность введения и/или приема данных гусеничной ленты, которые содержат исходную и/или текущую толщину и/или ширину гусеничного ремня (10) соответствующей гусеничной ленты (9) или позволяют аналитическому устройству (13) их найти.
13. Транспортное средство по одному из предыдущих пунктов, отличающееся тем, что в качестве информации для водителя предусмотрена возможность отображения по меньшей мере одного графического изображения радиального поперечного сечения соответствующей гусеничной ленты (9), содержащего по меньшей мере один наружный выступ (11) и соответствующий участок гусеничного ремня (10), и/или по меньшей мере одну из виртуальных линий, и/или в качестве информации для водителя предусмотрена возможность отображения найденной высоты и/или ширины наружных выступов (11), уровня износа, остаточного срока службы, даты первого использования и/или доли движения по дорогам общего пользования.
14. Транспортное средство по п. 9, отличающееся тем, что предусмотрена возможность записи в запоминающем устройстве и сохранения в нем соответствующего найденного расстояния между верхней стороной гусеничного ремня (10) соответствующей гусеничной ленты (9) и верхней стороной одного или нескольких наружных выступов (11) соответствующей гусеничной ленты (9), и/или найденного расстояния между второй и третьей линией (16b, 16c), и/или найденного уровня износа, и/или соответствующей найденной высоты наружных выступов (11).
15. Способ определения уровня износа и/или срока службы по меньшей мере одной гусеничной ленты (9) гусеничного транспортного средства, в частности гусеничного транспортного средства (1) по одному из пп. 1-14, причем по меньшей мере один гусеничный движитель (6) гусеничной ходовой части (2a) транспортного средства (1) содержит по меньшей мере два колеса (3, 4) ходовой части и направляемую колесами (3, 4) ходовой части гусеничную ленту (9), отличающийся тем, что посредством аналитического устройства (13) определяют уровень износа по меньшей мере одной гусеничной ленты (9) гусеничной ходовой части (2a) путем графического сравнения по меньшей мере двух компонентов (10, 11) гусеничного транспортного средства (1), из которых по меньшей мере один компонент является компонентом (11) гусеничной ленты (9).
US 20120306916 A1, 06.12.2012 | |||
US 20140105481 A1, 17.04.2014 | |||
Устройство для испытаний шарниров гусениц | 1988 |
|
SU1622792A2 |
Устройство для испытания шарниров гусениц | 1976 |
|
SU573734A1 |
Способ определения износа гусенич-ной цепи машины | 1971 |
|
SU508722A1 |
Авторы
Даты
2022-06-06—Публикация
2018-10-30—Подача