В настоящее время в различных странах мира получили широкое распространение одно- и двухколесные транспортные средства, приводимые в движение мускульной силой человека или оснащенные различными двигателями - электрическими и двигателями внутреннего сгорания. В России наблюдается эта же тенденция, что связано не только с желанием общества снижать нагрузку на окружающую среду, но также с проблемами парковки, пробок, перенасыщенного уличного движения в мегаполисах и, в конечном счете, с модой. Можно констатировать, что большое число участников дорожного движения передвигается на велосипедах и самокатах, причем с каждым годом увеличивается присутствие моноколес и электросамокатов. В то же время мотоциклы, по ряду причин, распространены меньше.
В условиях городского движения водителям любых транспортных средств, в том числе - моноколес, электросамокатов, велосипедов - необходимо своевременно подавать световые сигналы о поворотах и других предупредительных сигналов (например, «стоп-сигналы», «аварийка» и т.д.). Если на достаточно дорогих моделях двухколесных транспортных средств, особенно оснащенных двигателями внутреннего сгорания, предусмотрены передние и задние оптические сигнальные приборы, в частности, сигналы поворота, то на гораздо более распространенных дешевых моделях участники дорожного движения вынуждены подавать соответствующие сигналы руками. Это представляет большие риски безопасности не только для человека, подающего эти сигналы, но и для находящихся в непосредственной близости от него других участников дорожного движения. Отрывая одну руку от руля, человек тратит дополнительные усилия и внимание на поддержание равновесия. В стремлении восстановить равновесие, он может покачнуться так, что будет сбоку задет автомобилем, что является реальным сценарием в условиях плотного городского движения. Он может даже упасть и в этом случае серьезно пострадать. В любом варианте, подача сигналов поворота руками является провоцированием аварийных дорожно-транспортных ситуаций.
Известен способ размещения и управления оптическими сигнальными приборами, осуществленный в велосипеде, который включает дистанционно включаемый генератор, блок электроники с аккумулятором, задний осветительный блок, а также съемную пассажирскую кабину, в которой размещены пульт управления и указатели поворотов (пат. RU 2026228, опубл. 09.01.1995). По известному решению, задние оптические сигнальные приборы установлены непосредственно на велосипеде, а передние - на съемной кабине. Штатный пульт управления закреплен на руле.
К недостаткам известного решения относится высокая сложность устройства и обусловленная ею, очевидно, высокая цена. Кроме того, наличие многочисленных компонентов системы электрооборудования, в том числе - генератора, и кабины неизбежно увеличивают массу велосипеда, что создает трудности при его ручном транспортировании, например, подъеме по лестнице, переносе через препятствия и т.п.К важным недостаткам известного решения относится необходимость для его осуществления использования руки человека, управляющего транспортным средством, для воздействия на пульт управления.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков - прототипом заявляемого изобретения - является способ размещения и управления оптическими сигнальными приборами, использованный при осуществлении сигнализатора проблескового велосипедного, включающий размещение оптического сигнального прибора в непосредственной близости от тела человека, управляющего упомянутым транспортным средством, и подачу сигналов поворота без воздействия руками человека непосредственно на элементы электрической цепи, связывающей оптические сигнальные приборы и источник их питания (пат. RU 142376, опубл. 27.06.2014. Бюл. №18).
По известному решению, оптический сигнальный прибор, выполненный на базе светодиода, соединен гальванически с пьезоэлектрическим элементом и установленный на раме велосипеда. При этом на ободе колеса велосипеда установлены один или несколько толкателей (зацепов), периодически механически контактирующих, при вращении колеса, со свободным концом эластичного элемента. При вращении колеса толкатель периодически отклоняет эластичный элемент от его устойчивого положения в сторону от пьезоэлектрического элемента. С разрывом механического контакта толкателя с эластичным элементом, последний устремляется в исходное положение, а проходя его, по инерции, бойком, через прокладку импульсно воздействует механически на пьезоэлектрический элемент. Электродвижущая сила пьезоэлектрического элемента преобразуется преобразователем в импульс оптической энергии.
К недостаткам известного решения относится отсутствие взаимосвязи между планируемым поворотом транспортного средства и подачей световых сигналов. Кроме того, наличие кинетически взаимодействующих между собой элементов устройства может быть чувствительно к внешним условиям, например, наличию интенсивных атмосферных осадков, брызгам грязи с дорожного полотна и т.д.
Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является устранение недостатков прототипа, а именно: создание способа размещения и управления оптическими сигнальными приборами одно- и двухколесных транспортных средств с двигателем и без него, обеспечивающего надежную взаимосвязь между планируемыми поворотами транспортного средства и подачей соответствующих световых сигналов, не требующего для подачи световых сигналов отвлечения рук человека, управляющего транспортным средством, нечувствительного к интенсивным атмосферным осадкам и брызгам грязи с дорожного полотна.
Поставленная техническая задача решается за счет совокупного применения двух технических мероприятий:
- размещения оптических сигнальных приборов, выполняющих функции указателей поворота на верхней одежде, элементах защитной экипировки или личных вещах человека, управляющего транспортным средством;
- бесконтактное управление оптическими сигнальными приборами путем подачи голосового сообщения с последующей обработкой и передачей сигнала с помощью известных технологий беспроводной связи.
Для осуществления заявленного в качестве настоящего изобретения способа размещения и управления оптическими сигнальными приборами одно- и двухколесных транспортных средств с двигателем и без него оптические сигнальные приборы - указатели поворота - размещают на верхней одежде или элементах защитной экипировки, или личных вещах человека, управляющего транспортным средством. Указатели поворота и других сигналов (в том числе «стоп сигнала», «сигнал аварийного состояния» и др.) могут быть размещены, в том числе на рукавах куртки, майки, рюкзаке, штанинах, защитном шлеме человека. Указатели поворота и других сигналов могут быть размещены также на руле транспортного средства.
За исключением того, что оптические сигнальные приборы должны иметь радиоуправление, их конструкция не является предметом защиты по настоящей заявке.
На шлеме человека, управляющего транспортным средством, должна быть закреплена гарнитура устройства беспроводной связи, включающая микрофон. На шлеме, на куртке или непосредственно на транспортном средстве должно быть закреплено устройство, включающее аппаратные и программные средства, позволяющие преобразовать голосовой сигнал в радиосигнал и передать его на соответствующие оптические сигнальные приборы.
Конструкция упомянутого устройства, программный код, содержание голосового сигнала, параметры радиосигналов для активации оптических сигнальных приборов не являются предметом охраны по настоящей заявке. Распознавание речи, то есть автоматический процесс преобразования речевого сигнала в цифровую информацию (например, текстовые данные), достаточно несложная задача по современным меркам. Например, такая задача решается ПО «Алиса»
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0_(%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE% D0%BC%D0%BE%D 1%89%D0%BD%D0%B8%D0%BA)
Оптические сигнальные приборы могут быть вшиты в верхнюю одежду или закреплены на защитном шлеме на стадии изготовления верхней одежды или защитного шлема. При размещении устройства для преобразования голосовых сигналов человека в радиосигналы на верхней одежде или защитном шлеме, оно также может быть закреплено на стадии изготовления верхней одежды или защитного шлема. Благодаря этому есть возможность снижения цены транспортного средства в состоянии его поставки.
Для отображения на одежде, шлеме, рюкзаке и.т.д. можно использовать технологию LED-дисплея. Например, такая технология используется в рюкзаках «Pixel» (https://www.pixel-bags.ru/led). По основной конструкции рюкзак практически не отличается от традиционных городских моделей премиум-класса. Единственное, но очень веское отличие - в установленном на внешней стороне LED-дисплее, на который можно выводить изображения, гифки, анимацию
Запитывается экран от внешнего аккумулятора, который можно также использовать как внешний источник питания для мобильных гаджетов. Управление картинками осуществляется через специальное мобильное приложение, доступное для смартфонов с операционными системами iOS и Android. Все детали рюкзака отлично переносят непогоду, дисплей нормально функционирует даже при сильном дожде.
В качестве беспроводной технологии могут быть использованы технологии «Bluetooch», «Wi-Fi» и др.
Заявленный в качестве настоящего изобретения способ размещения и управления оптическими сигнальными приборами одно- и двухколесных транспортных средств с двигателем и без него осуществляется в следующем порядке.
Человек, управляющий транспортным средством, заблаговременно, в соответствии с правилами дорожного движения, подает в микрофон голосовой сигнал, который, будучи преобразован в радиосигнал, приводит к активации - срабатыванию - нужного указателя поворота или подачи другого сигнала. Прекращение работы указателя поворота после завершения поворота может быть осуществлено либо соответствующей настройкой программы, либо повторным голосовым сообщением человека, управляющего транспортным средством.
Благодаря предлагаемому изобретению существенно повышается безопасность дорожного движения за счет.
- неиспользования (неотвлечения) рук человека, управляющего транспортным средством для подачи сигналов поворота;
- снижения вероятности (из-за неудобства одновременного использования) разговоров человека, управляющего транспортным средством, по мобильной связи.
Техническим результатом осуществления настоящего изобретения является повышение безопасности дорожного движения, возможность снижения стоимости транспортного средства.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам размещения и управления оптическими сигнальными приборами одно- и двухколесных транспортных средств с двигателем и без него. Способ включает размещение оптических сигнальных приборов в непосредственной близости от тела человека, управляющего транспортным средством. Подачу сигналов поворота и других предупредительных сигналов без воздействия руками человека непосредственно на элементы электрической цепи, связывающей оптические сигнальные приборы и источник их питания. Оптические сигнальные приборы размещены и закреплены на верхней одежде. Управление оптическими сигнальными приборами осуществляется путем подачи голосового сообщения с последующей обработкой голосового сигнала и передачей радиосигнала. Устройство для обработки голосового сигнала и передачи радиосигнала размещено на верхней одежде или защитном шлеме человека, управляющего транспортным средством. Достигается повышение безопасности при езде.
Способ размещения и управления оптическими сигнальными приборами одно- и двухколесных транспортных средств с двигателем и без него, включающий размещение оптических сигнальных приборов в непосредственной близости от тела человека, управляющего транспортным средством, и подачу сигналов поворота и других предупредительных сигналов без воздействия руками человека непосредственно на элементы электрической цепи, связывающей оптические сигнальные приборы и источник их питания, отличающийся тем, что оптические сигнальные приборы размещены и закреплены на верхней одежде и/или элементах защитной экипировки и/или личных вещах человека, управляющего транспортным средством, управление оптическими сигнальными приборами осуществляется путем подачи голосового сообщения с последующей обработкой голосового сигнала и передачей радиосигнала с помощью известных технологий беспроводной связи, причем устройство для обработки голосового сигнала и передачи радиосигнала размещено на верхней одежде или защитном шлеме человека, управляющего транспортным средством.
Замковое соединение звеньев железнодорожных путей | 1959 |
|
SU133903A1 |
Автоматический останов двухцилиндрового чулочного автомата при обрыве, сходе и затяжке нити | 1961 |
|
SU142376A1 |
Способ восстановления спиралей из вольфрамовой проволоки для электрических ламп накаливания, наполненных газом | 1924 |
|
SU2020A1 |
Авторы
Даты
2022-10-31—Публикация
2022-07-18—Подача