Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета авиационной техники, в частности к безопасности полетов гражданской авиации, и предлагается к использованию на вертолетах одновинтовой схемы.
По различным данным на одновинтовых вертолетах в государственной авиации, а также в авиакомпаниях и авиапредприятиях гражданской авиации произошло 235 авиационных происшествий (АП), 42 (18%) из них - по причине попадания вертолетов в самопроизвольное левое вращение.
Известны рекомендации для пилотов, попадающих в режим непроизвольного непреднамеренного левого вращения вертолета (Беличенко И.А. Самопроизвольный разворот // Вертолет. - 2000. - №1. - С. 24-25). Недостатком рекомендаций является необходимость предварительного обучения экипажа одновинтовых вертолетов, либо на тренажерах, либо в реальных полетах, что требует финансового обеспечения и дальнейшей практики летного дела. Кроме того, в настоящее время отсутствуют тренажеры вертолетов, которые могли бы качественно и количественно воспроизводить указанное явление.
Известна система уменьшения вероятности возникновения непреднамеренного разворота влево одновинтового вертолета - это устройство изменения направления вращения рулевого винта (Методика выбора параметров рулевого винта одновинтового вертолета, соответствующих максимальному коэффициенту весовой отдачи. Вертолеты: Труды ОКБ МВЗ имени М.Л. Миля. Выпуск 3. М., Машиностроение-Полет, 2018, стр. 219-247). Ранее при прежнем направлении вращения (верхняя лопасть рулевого винта движется вперед) вращение рулевого винта, совпадало с направлением циркуляции вихрей от несущего винта при ветре спереди-справа, что приводило к снижению эффективности работы рулевого винта. Устройством изменения направления вращения (верхняя лопасть рулевого винта движется назад) значительно возросла эффективность работы рулевого винта, что позволило улучшить путевую управляемость вертолета одновинтовой схемы на малых скоростях при полете влево и на висении с ветром спереди-справа (5-7 м/с). Недостатком известного решения является отсутствие информации о направлении и скорости бокового ветра, поэтому неопытный летчик не успевает предотвратить бесконтрольное левое вращение (особенно если оно возникает на малых высотах при взлетах и посадках) и вертолет может попасть в аварию.
Известна система автоматического вывода из левого вращения (Dequin А-М, The Myth of Losing Tail Rotor effectiveness. 45th European Rotorcraft Forum, Warsaw, Poland, 17-20 September. 2019. Paper#17. p. 1-15), принятая за прототип. Электродистанционная сложная система управления автоматически определяет команду по скорости разворота. Однако система сложна, перенасыщена дополнительными приборами и для обеспечения ее полноценной работы необходима информация о воздушном потоке, который возникает у рулевого винта.
Техническим результатом предложенного технического решения является получение данных о скорости и направлении разворота балки с рулевым винтом, а также при боковом ветре получение информации о воздушном потоке в области рулевого винта одновинтового вертолета для оповещения пилота об опасной ситуации при различных режимах полета.
Технический результат достигается тем, что система предупреждения летчика о возникновении непреднамеренного разворота влево одновинтового вертолета, характеризующаяся тем, что содержит два приемника воздушной скорости с частотным выходом и два модуля сравнения выходных частот приемников, первый модуль по безопасной частоте скорости бокового ветра связан с расположенным на рулевой балке первым приемником воздушной скорости бокового ветра, второй модуль по безопасной частоте индуктивной скорости рулевого винта связан со вторым приемником воздушной скорости, расположенным на концевой балке в площади рулевого винта, модули связаны сигналами алгоритма одновременного действия сравнения, результирующий сигнал первого модуля отрабатывается сравнением сигналов первого и второго приемников по формуле - (ƒ1Vz/ƒ1Vи)≥0,75, результирующий сигнал второго модуля отрабатывается сравнением сигналов первого и второго приемников по формуле (ƒ2Vz/ƒ2Vи)≥0,75, модули независимо связаны с пилотом сигналом о приближении опасного режима неуправляемое самовращение.
На фиг. 1 на вертолете показана схема расположения приемника 1 истинной воздушной скорости с частотным выходом для измерения окружной скорости разворота фюзеляжа и боковой скорости ветра, а также приемника 2 истинной воздушной скорости с частотным выходом для измерения индуктивной скорости рулевого винта вертолета, оба приемника предназначены для одновременной работы в первом и втором модулях.
На фиг. 2 показана схема сравнения сигналов приемников 1 и 2 воздушной скорости в модулях 1 и 2 при различных режимах - «полет» и «висение».
Работа системы предупреждения летчика о возникновении непреднамеренного разворота влево одновинтового вертолета на двух режимах (полет и висение) происходит следующим образом (фиг. 2).
Режим «Полет». В конце выполненного задания в полете вертолет переводят в режим горизонтального полета Vx≤Vx=10-20 м/с со снижением по высоте и маневре разворота при скорости Vz совместно с боковым ветром. Приемником 1 воздушной скорости Vz (~≥ 5 м/с), подается частотный сигнал ƒ1Vz (например, ≅90 Гц) о величине скорости при развороте в электронный модуль 1 для сравнения с одновременным поступающим сигналом индуктивной скорости Vи из области рулевого винта, расположенным на рулевой балке, с частотным выходом ƒ1Vи. При несоответствии режиму ограничения принятого отношения частотных сигналов по формуле (ƒ1Vz/ƒ1Vи)≥0,75, вычисленного в электронном модуле 1, подается сигнал опасности летчику для изменения режима полета для удовлетворения отношения частотных сигналов скорости разворота и индуктивной скорости равного (ƒ1Vz/ƒ1Vи)<0,75.
Измерения частотным сигналом приемниками воздушной скорости построены на основе проточного струйного автогенератора. Работа струйного автогенератора заключается в следующем.
Набегающий поток Vz проходит через входной канал в трехкаскадный струйный автогенератор, на выходе которого формируются пневматические автоколебания давления воздушной среды, преобразованные пневмо-пьезо-электро-преобразователем в электрический частотный сигнал. Далее частотные сигналы после сравнения в электронном модуле сравнения передаются в кабину пилота сигналом опасности (звук и свет).
На режиме «висение» при скорости Vz (~≥ 12 м/с) бокового ветра приемником воздушной скорости с частотным выходом ƒ2Vz (например, ≅120 Гц), расположенным на рулевой балке, подается сигнал в электронный модуль 2 для сравнения с одновременным поступающим сигналом индуктивной скорости Vи из области рулевого винта, расположенным на рулевой балке, с частотным выходом ƒ2Vи. При несоответствии режиму ограничения принятого отношения частотных сигналов по формуле (ƒ2Vz/ƒ2Vи)≥0,75, вычисленного в электронном модуле 2, подается сигнал опасности летчику для изменения режима полета для удовлетворения отношения частотных сигналов скорости разворота и индуктивной скорости равного (ƒ2Vz/ƒ2Vи)<0,75.
Включение режимов «полет» или «висение» автоматически определяется штатным прибором скорости на вертолете.
Предложенным способом достигается получение данных о скорости разворота балки с рулевым винтом, а также при боковом ветре получение информации о воздушном потоке в области рулевого винта одновинтового вертолета для оповещения пилота об опасной ситуации при различных режимах полета.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ предупреждения самопроизвольного вращения вертолета | 2022 |
|
RU2782038C1 |
УСТРОЙСТВО КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОГО МОМЕНТА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ ПОЛЕТА | 1990 |
|
SU1762498A1 |
САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ С НЕСУЩИМ ВИНТОМ СО СВОРАЧИВАЮЩИМИСЯ УБИРАЕМЫМИ ЛОПАСТЯМИ | 2019 |
|
RU2727787C1 |
Устройство компенсации реактивного момента несущего винта вертолета | 2021 |
|
RU2788013C1 |
Устройство компенсации реактивного момента несущего винта вертолета | 2021 |
|
RU2796703C2 |
СИСТЕМА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПОЛЕТА И КОГНИТИВНЫЙ ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР ОДНОВИНТОВОГО ВЕРТОЛЕТА | 2012 |
|
RU2497175C1 |
СТАРТОВАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ОДНОВИНТОВОГО ВЕРТОЛЕТА | 2012 |
|
RU2497718C1 |
ВЕРТОЛЕТ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОДНОВИНТОВЫМ ВЕРТОЛЕТОМ | 2002 |
|
RU2238221C2 |
УСТРОЙСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОГО МОМЕНТА НЕСУЩЕГО ВИНТА ОДНОВИНТОВОГО ВЕРТОЛЕТА | 2005 |
|
RU2281227C1 |
СКОРОСТНОЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ВИНТОКРЫЛ | 2016 |
|
RU2610326C1 |
Система предупреждения летчика о возникновении непреднамеренного разворота влево одновинтового вертолета содержит два приемника воздушной скорости с частотным выходом и два электронных модуля сравнения выходных частот приемников, при этом один приемник воздушной скорости расположен на рулевой балке, второй расположен на концевой балке в площади рулевого винта, при этом модули связаны с приемниками определенным образом. Обеспечивается безопасность полета путем оповещения пилота об опасной ситуации. 2 ил.
Система предупреждения летчика о возникновении непреднамеренного разворота влево одновинтового вертолета, характеризующаяся тем, что содержит два приемника воздушной скорости с частотным выходом и два модуля сравнения выходных частот приемников, первый модуль по безопасной частоте скорости бокового ветра связан с расположенным на рулевой балке первым приемником воздушной скорости бокового ветра, второй модуль по безопасной частоте индуктивной скорости рулевого винта связан со вторым приемником воздушной скорости, расположенным на концевой балке в площади рулевого винта, модули связаны сигналами алгоритма одновременного действия сравнения, результирующий сигнал первого модуля отрабатывается сравнением сигналов первого и второго приемников по формуле
(ƒ1Vz/ƒ1Vи)≥0,75,
где ƒ1 - частота первого приемника воздушной скорости;
Vz - скорость бокового ветра;
Vи - индуктивная скорость винта;
результирующий сигнал второго модуля отрабатывается сравнением сигналов первого и второго приемников по формуле
(ƒ2Vz/ƒ2Vи)≥0,75,
где ƒ2 - частота второго приемника воздушной скорости,
при этом модули независимо связаны с пилотом сигналом о приближении опасного режима «неуправляемое самовращение».
СИСТЕМА КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОГО МОМЕНТА НЕСУЩЕГО ВИНТА ОДНОВИНТОВОГО ВЕРТОЛЁТА | 2003 |
|
RU2245821C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИНДУКТИВНЫХ СКОРОСТЕЙ НА МАЛЫХ СКОРОСТЯХ ПОЛЁТА ОДНОВИНТОВОГО ВЕРТОЛЁТА | 2012 |
|
RU2495794C1 |
БОРТОВАЯ СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВЕКТОРА СКОРОСТИ ВЕТРА НА СТОЯНКЕ, СТАРТОВЫХ И ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ РЕЖИМАХ ВЕРТОЛЕТА | 2014 |
|
RU2587389C1 |
БОРТОВАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА ВЕРТОЛЕТА | 2010 |
|
RU2439584C1 |
WO 1997046813 A2, 11.12.1997 | |||
US 11220997 B2, 11.01.2022. |
Авторы
Даты
2022-11-02—Публикация
2022-03-18—Подача