Способ нанесения абразивного материала на вал при формировании соединения вал-втулка с гарантированным натягом Российский патент 2022 года по МПК B23P11/02 F16C3/02 B23P19/02 

Описание патента на изобретение RU2782941C1

Изобретение относится к области прессовых соединений, формируемых горячим способом с гарантированным натягом при создании на контактной поверхности вал-втулка шероховатой поверхности с коэффициентом трения близким или равным единице.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении настоящего изобретения, является повышение усталостной прочности вала прессовых соединений. Дополнительным техническим результатом от использования изобретения является повышение надежности прессовых соединений.

Указанный технический результат достигается тем, что осуществление заявленного способа формирования прессового соединения включает в себя создание шероховатости на посадочном или принимающем элементе, нагрев посадочного элемента, последующую его посадку на принимающий элемент, а полученное соединение при этом прочнее, чем таковое при использовании мощных механических средств для запрессовки.

Патентный поиск выявил патент [1], защищающий способ сборки колесной пары локомотива и направленный на снижение трудозатрат при установке, например, подшипника с помощью съемного элемента и не может служить аналогом заявляемого способа.

Источник [2] защищает способ соединения деталей в холодном состоянии и последующей пластической деформации, чем значительно отличается от заявляемого. Более того, нагрев до температур осуществления пластической деформации приведет к значительному снижению прочностных свойств металла, так называемому отпуску.

Еще один аналог [3] предполагает создание неподвижного соединения деталей типа вал-втулка в результате горячей пилигримовой прокатки - прокатки труб в валках с переменным калибром - для «заполнения металлом втулки впадин неровностей наружной поверхности вала». Совершенно очевидно при этом снижение прочности соединяемых деталей.

Некоторым приближением к заявляемому способу с точки зрения нанесения материала на «посадочные места вала» может служить патент [4], защищающий способ закрепления деталей на валу. Заявленный способ включает в себя нанесение слоя функционального «материала, обладающего эффектом памяти формы», при этом полученный «материал покрытия и материал вала не смешиваются». Соединению деталей предшествуют вакуумный отжиг, охлаждение жидким азотом, последующую обкатку. Сложно, затратно, требует сложного оборудования.

В этом же ряду аналогов – не являющихся близким заявляемому способу – находится [5], защищающего технологию неподвижного соединения деталей созданием неровностей 40-160мкм с последующим горячим деформированием.

А.с. [6] выбрано заявителем в качестве аналога. Действительно, способ соединения с натягом деталей типа вал-втулка аналогичен заявляемому способу – создание рельефов на сопрягаемых поверхностях. Заявленную [1] технологию осуществляют нанесением лазерным способом гребней высотой 1мм. Но при этом необходимо нагреть деталь до температуры выше 600°С [7], что значительно выше температуры отпуска всех конструкционных сталей. Учитывая значительную высоту гребней (1мм) технологически сложно нанести упомянутые неровности равномерно. Соединение потребует дополнительной предварительной механической обработки (и термообработки для обеспечения прочностных характеристик) и все равно финишная операция напрессовки не обеспечит достаточной прочности соединения.

Прототипом заявляемого «Способа нанесения абразивного материала на вал при формировании соединения вал-втулка с гарантированным натягом является «Способ формирования прессовых соединений» [8], защищающий порядок формирования соединений, заключающийся в нагреве посадочного элемента, создание шероховатости, посадку нагретого посадочного элемента на принимающий элемент. Для осуществления заявленного «Способа формирования прессовых соединений» [8] специалисту сведений недостаточно: до какой «необходимой» (так в формуле [8]) температуры производят нагрев посадочного элемента; какова гарантия создания калиброванной шероховатости; если электроискровым способом, то каковы режимы, в каком оборудовании, до или после нагрева; если накаткой, то каким инструментом, в каком режиме; нанесением абразивного порошка, то как сохранить слой абразивного материала на гладкой цилиндрической поверхности посадочного элемента; какой величины абразивное зерно и т.д.

Заявляемый «Способ нанесения абразивного материала на вал при формировании соединения вал-втулка с гарантированным натягом» лишен недостатков, неясностей технологии, приведенных выше.

Опытным путем получены варианты технологичного нанесения слоя абразивного порошка на рабочую поверхность посадочного элемента для создания калиброванной шероховатости.

В основу заявляемого «Способа нанесения абразивного материала на вал при формировании соединения вал-втулка с гарантированным натягом» положена задача создания надежного контакта сопрягаемых деталей.

Как указано выше - техническим результатом, достигаемым при осуществлении настоящего изобретения, является повышение усталостной прочности вала прессовых соединений и повышение надежности прессовых соединений.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе формирования прессовых соединений, включающем в себя нагрев посадочного элемента с последующей посадкой нагретого посадочного элемента на принимающий элемент. Перед нагревом посадочного элемента, создают шероховатость на контактирующей поверхности посадочного или принимающего элемента.

Осуществление заявленного способа

На предварительно обезжиренную поверхность вала в месте посадки втулки (колеса) наносят слой клейкого полимеризующегося вещества, например, БФ-2 [9], причем нанесение слоя не нуждается в отдельной детализации и не представляет трудностей – вручную, механически и т.д. После этого сразу же наносят путем напыления или насыпи при вращении вала абразивный материал с зерном размером 10-40мкм [10]. В этом случае абразивный материал прилипает равномерно в один слой на поверхности вала и после полимеризации (читай: загустевании) клея в течение 1-5 мин. на вал горячим способом насаживают втулку, в частности, железнодорожное колесо, нагретое до температуры 200-300°С. Учитывая, что абразивный материал имеет строго калиброванный размер [10] (ГОСТ !), вал под посадку втулки, в частности, железнодорожного колеса, будет идеально геометрически отцентрован. И эта операция будет финишной в формировании соединения с гарантированным натягом.

Нагретая втулка, в частности, железнодорожное колесо, насаженное на ось, при остывании, сжимает упомянутую ось в радиальном направлении, а также за счет созданной шероховатости на контактной поверхности, сжимает ось и в осевом направлении.

Таким образом, сжатие оси втулкой, в частности, железнодорожным колесом, создаёт на оси остаточные напряжения сжатия в осевом и радиальном направлениях, обеспечивающие повышение усталостной прочности вала и надежности созданного прессового соединения.

Стоит отметить, что данное сочленение приобретает прочность монолитной конструкции, что исключает возможность схода колеса с оси во время эксплуатации.

Способ нанесения абразивного материала на вал при формировании соединения вал-втулка с гарантированным натягом может быть широко применен при формировании колесных пар в вагоностроении, машиностроении соединений вал-шестерня, вал-втулка. Способ характеризуется последовательностью действий, направленных на повышение усталостной прочности вала прессовых соединений и надежности прессовых соединений.

Заявителю и автору неизвестен подобный способ осуществления соединений, являющийся технологичным и промышленно применимым.

Список литературных источников.

1. Бардышова Л.П. и др. Способ сборки колесной пары локомотива. А.с.1129047. Приоритет от 30.07.1982г. МПК В 23Р 19/02. Производственное объединение «Ворошиловградский тепловозостроительный завод им.Октябрьской революции». Ворошиловград (ныне - Луганск), Украина.

2. Орро П.И. и др. Способ соединения деталей. А.с.206537. Приоритет от 04.03.1966г. МПК В 21D. Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт трубной промышленности. Москва.

3. Козловский А.И. и др. Способ неподвижного соединения деталей типа вал-втулка. А.с. 1792818. Приоритет от 12.05.1991г. МПК В23Р 11/02. Нижнеднепровский трубопрокатный завод им.Карла Либкнехта. Днепропетровск (ныне -Днепр), Украина.

4. Бледнова Ж.М. и др. Патент 2393370. Способ закрепления на валу сопрягаемых цилиндрических деталей. Приоритет от 04.08.2008г. МПК F16C 3/02, C23C 4/08, C23C 4/12. Кубанский гос.технологический универститет. Краснодар.

5. Шевченко А.И. и др. Патент UA 19861. Способ неподвижного соединения деталей типа вал-втулка. Приоритет от 25.12.1997г. МПК В23Р 11/02. Нижнеднепровский трубопрокатный завод им.Карла Либкнехта. Днепропетровск (ныне – Днепр), Украина.

6. Ходаковский В.М. и др. Способ соединения с натягом деталей типа вал-втулка. А.с. 1199558. Приоритет от 05.12.1983г. МПК В 23Р 11/02.

Дальневосточное высшее инженерное училище им.адм.Г.И.Невельского. Владивосток.

7. Детали машин. Расчет и конструирование. Справочник, т.I. М., Машиностроение, 1968г. С.71, табл.1.

8. Постовалов В.П. Способ формирования прессовых соединений. Патент № 2751724, приоритет от 06.11.2020г. МПК В23Р 11/02, F16C 3/02. Опубл. 16.07.2021, бюлл.№ 20. Патентообладатель ООО «Финансовое партнерство», г.Екатеринбург.

9. ГОСТ 12172-74. Клеи феноло-поливинил-ацетальные. Издательство стандартов. М., 2003г.

10. ГОСТ Р 52381-2005г. Материалы абразивные. Стандартинформ. М., 2020г.

Похожие патенты RU2782941C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ С НАТЯГОМ ДЕТАЛЕЙ ВАЛ-ВТУЛКА 2010
  • Лебедев Анатолий Тимофеевич
  • Павлюк Роман Владимирович
  • Магомедов Рабазан Алиевич
  • Макаренко Дмитрий Иванович
RU2428295C1
Способ формирования прессовых соединений 2020
  • Постовалов Валерий Петрович
RU2751724C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НЕПОДВИЖНОГО СОЕДИНЕНИЯ ТИПА ВАЛ-СТУПИЦА СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Тарельник Вячеслав Борисович
  • Братущак Максим Петрович
RU2501986C2
Способ соединения с натягом деталей типа вал-втулка 1989
  • Ходаковский Владимир Михайлович
SU1632725A1
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ НАПРЕССОВКИ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ НА ШЕЙКЕ ОСИ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Сенько Вениамин Иванович
  • Чернин Игорь Леонидович
  • Чернин Ростислав Игоревич
  • Сенько Надежда Григорьевна
RU2329478C1
Способ соединения с натягом деталей типа вал - втулка 1988
  • Мулин Юрий Иванович
  • Довгий Владимир Иванович
SU1556857A1
СПОСОБ ИНДУКЦИОННОЙ РАСПРЕССОВКИ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛ-ВТУЛКА 2009
  • Верник Юрий Александрович
  • Маслов Виктор Николаевич
  • Митберг Борис Яковлевич
  • Чекулаев Александр Валентинович
RU2399474C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВАЛА 2009
  • Зуев Анатолий Алексеевич
  • Зуев Алексей Анатольевич
RU2420386C2
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ С НАТЯГОМ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА 2020
  • Симанин Николай Алексеевич
  • Голубовский Виталий Вадимович
  • Колодяжный Максим Владимирович
RU2742371C1
СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НА ВАЛУ СОПРЯГАЕМЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2008
  • Бледнова Жесфина Михайловна
  • Русинов Петр Олегович
RU2393370C2

Реферат патента 2022 года Способ нанесения абразивного материала на вал при формировании соединения вал-втулка с гарантированным натягом

Изобретение относится к области прессовых соединений, формируемых горячим способом с гарантированным натягом при создании на контактной поверхности вал-втулка шероховатой поверхности с коэффициентом трения, близким или равным единице. Способ включает равномерное нанесение клеящего полимеризующегося вещества на посадочное место вала и последующее равномерное нанесение абразивного материала с зерном 10-40 мкм. Нанесение клеящего полимеризующегося вещества и абразивного материала осуществляют при вращении вала. Повышается усталостная прочность вала прессовых соединений.

Формула изобретения RU 2 782 941 C1

Способ нанесения абразивного материала на вал при формировании соединения вал-втулка с гарантированным натягом, характеризующийся тем, что осуществляют равномерное нанесение клеящего полимеризующегося вещества на посадочное место вала и последующее равномерное нанесение абразивного материала с зерном 10-40 мкм, при этом нанесение клеящего полимеризующегося вещества и абразивного материала осуществляют при вращении вала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2782941C1

Способ формирования прессовых соединений 2020
  • Постовалов Валерий Петрович
RU2751724C1
Способ соединения с натягом деталей типа вал-втулка 1983
  • Ходаковский Владимир Михайлович
  • Седых Вячеслав Иванович
SU1199558A1
Способ сборки колесной пары локомотива 1982
  • Бардышова Людмила Петровна
  • Колесников Валентин Петрович
  • Литвинов Алексей Тимофеевич
SU1129047A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА 2009
  • Заярный Сергей Леонидович
RU2450904C2
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕННОГО КОНСОЛЬНОГО ИЗГИБА 1991
  • Чувашенков Сергей Сергеевич
RU2167754C2
ТРЕХРЯДНЫЙ СПОСОБ ТЕРМОШАХТНОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ВЫСОКОВЯЗКОЙ НЕФТИ 2015
  • Коноплев Юрий Петрович
  • Герасимов Игорь Витальевич
  • Чикишев Геннадий Федорович
  • Кольцов Евгений Валерьевич
  • Гуляев Владимир Энгельсович
  • Ямсков Иван Николаевич
  • Цгоев Кирилл Николаевич
RU2580341C1

RU 2 782 941 C1

Авторы

Постовалов Валерий Петрович

Даты

2022-11-07Публикация

2021-10-28Подача