СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА Российский патент 2023 года по МПК G01R31/34 H02K17/00 

Описание патента на изобретение RU2789019C1

Изобретение относится к автоматизированному электроприводу и может быть использовано для построения адаптивных систем управления двигателями постоянного тока.

Известен способ определения параметров электродвигателя постоянного тока [RU 2705939 С1, МПК G01R 31/34 (2006.01), СПК G01R 31/343 (2019.08), опубл. 12.11.2019], выбранный в качестве прототипа, заключающийся в том, что одновременно измеряют мгновенные величины тока и напряжения в якорной обмотке и частоту вращения выходного вала. Измеренные мгновенные величины тока и напряжения в якорной обмотке и частоту вращения выходного вала дифференцируют, получая производные тока и напряжения в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала. Последовательно выполняют две временные задержки мгновенных величин и производных тока и напряжения в якорной обмотке, частоты вращения выходного вала. Полученные текущие и задержанные единожды и дважды мгновенные величины и производные тока и напряжения в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала запоминают и используют для определения активного сопротивления якорной обмотки, индуктивности якорной обмотки, коэффициента, характеризующего связь между током и электромагнитным моментом электродвигателя постоянного тока в режиме реального времени следующим образом:

где R - активное сопротивление якорной обмотки, Ом; L - индуктивность якорной обмотки, Гн;

с - коэффициент, характеризующий связь между током и электромагнитным моментом электродвигателя постоянного тока, В⋅с/рад;

U, Uz1, Uz2 - мгновенные величины напряжения в якорной обмотке без задержки, единожды и дважды задерженные, В;

I, Iz1, Iz2 - мгновенные величины тока в якорной обмотке без задержки, единожды и дважды задерженные, А;

ω, ωz1, ωz2 - мгновенные величины частоты вращения выходного вала без задержки, единожды и дважды задерженные, рад/с;

- мгновенные величины производной тока в якорной обмотке без задержки, единожды и дважды задерженные, А/с.

Полученное значение коэффициента с, характеризующего связь между током и электромагнитным моментом электродвигателя постоянного тока и запомненные мгновенные величины и производные тока и напряжения в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала используют для определения эквивалентного момента инерции, приведенного к валу электродвигателя и момента сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока в режиме реального времени следующим образом:

где J - эквивалентный момент инерции, приведенного к валу электродвигателя, кг⋅м2;

Мс - момент сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока, Н⋅м;

- мгновенные величины производной частоты вращения выходного вала без задержки и единожды задерженные, рад/с2.

С помощью этого способа нельзя одновременно определять активное сопротивление и индуктивность якорной обмотки, эквивалентный момент инерции, приведенный к валу электродвигателя и момент сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока в режиме реального времени.

Техническим результатом изобретения является расширение арсенала средств аналогичного назначения.

Предложенный способ определения параметров электродвигателя постоянного тока, также как в прототипе, включает одновременное измерение в течение пуска и работы электродвигателя мгновенных величин тока и напряжения в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, дифференцирование измеренных мгновенных величин тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, получая производные тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, выполнение двух временных задержек мгновенных величин тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала и выполнение одной временной задержки производных тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, а также мгновенных величин напряжения в якорной обмотке, запоминание полученных текущих и задержанных единожды и дважды мгновенных величин и производных тока и напряжения в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала и их использование для определения активного сопротивления и индуктивности якорной обмотки, эквивалентного момента инерции, приведенного к валу электродвигателя и момента сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока в режиме реального времени.

Согласно изобретению полученные текущие и задержанные мгновенные величины тока и напряжения в якорной обмотке, частоты вращения выходного вала и производные тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала используют для определения активного сопротивления якорной обмотки и индуктивности якорной обмотки электродвигателя постоянного тока в режиме реального времени следующим образом:

где а1=[I(k) DI(k)];

a2=[I(k) DI(k-n)];

R - активное сопротивление якорной обмотки, Ом;

L - индуктивность якорной обмотки, Гн;

с - коэффициент, характеризующий связь между током и электромагнитным моментом электродвигателя постоянного тока, определенный по паспортным данным, В⋅с/рад;

U(k), U(k-n) - мгновенные величины напряжения в якорной цепи без задержки и с задержанные на n шагов, соответственно, В;

I(k), I(k-n) - мгновенные величины тока в якорной обмотке без задержки и задержанные на n шагов, соответственно, А;

ω(k), ω(k-n) - мгновенные величины тока в якорной обмотке без задержки и задержанные на n шагов, соответственно, рад/с;

DI(k), DI(k-n), - мгновенные величины производной тока в якорной обмотке без задержки и задержанные на n шагов, соответственно, А/с;

Т - знак транспонирования;

р(k), р(k-n), р(k-2n) - матрица вычисленных значений на текущем шаге, предыдущем шаге и шаге до него, соответственно;

k - текущий шаг вычислений.

Запомненные текущие и задержанные мгновенные величины тока и производную частоты вращения выходного вала используют для определения эквивалентного момента инерции, приведенного к валу электродвигателя и момента сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока в режиме реального времени следующим образом:

где b1=[1Dω(k)];

b2=[1Dω(k -n)];

Мс - момент сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока, Н⋅м;

J - эквивалентный момент инерции, приведенного к валу электродвигателя, кг⋅м2;

Dω(k), Dω(k-n) - мгновенные величины производной частоты вращения выходного вала без задержки и единожды задерженные, соответственно, рад/с2;

s(k), s(k-n), s(k-2n) - матрица вычисленных значений на текущем шаге, предыдущем шаге и шаге до него, соответственно.

Предложенный способ, в отличие от прототипа, позволяет определять в режиме реального времени активное сопротивление якорной обмотки, индуктивность якорной обмотки, эквивалентный момент инерции, приведенный к валу электродвигателя и момент сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока. Для этого не нужно проводить вторую временную задержку мгновенных величин напряжения, и вычислять их производные, требуется хранить в памяти только по одному значению задержанных значений производных тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала двигателя вместо двух значений, как в прототипе, что в совокупности обеспечивает лучшее быстродействие и меньшие затраты вычислительных ресурсов.

На фиг. 1 показана схема устройства для определения параметров электродвигателя постоянного тока.

На фиг. 2 представлены графики переходных процессов тока I(t) и напряжения U(t) в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала ω(t). Эксперимент проводили в различных режимах работы: I - пуск и работа двигателя на холостом ходу; II - «наброс» нагрузки и работа двигателя под нагрузкой; III - «сброс» нагрузки и работа двигателя на холостом ходу; IV - реверс двигателя и работа на холостом ходу.

На фиг. 3 представлены графики переходных процессов тока, где I(t) - экспериментальная кривая тока в якорной обмотке, - расчетная кривая тока в якорной обмотке (I - пуск и работа двигателя на холостом ходу; II - «наброс» нагрузки и работа двигателя под нагрузкой; III - «сброс» нагрузки и работа двигателя на холостом ходу; IV - реверс двигателя и работа на холостом ходу).

На фиг. 4 приведены графики переходных процессов частоты вращения выходного вала, где ω(t) - экспериментальная кривая частоты вращения выходного вала; - расчетная кривая частоты вращения выходного вала (I - пуск и работа двигателя на холостом ходу; II - «наброс» нагрузки и работа двигателя под нагрузкой; III - «сброс» нагрузки и работа двигателя на холостом ходу; IV - реверс дивгателя и работа на холостом ходу).

В таблице 1 представлены параметры двигателя постоянного тока, определенные с помощью предложенного способа.

Способ определения параметров электродвигателя постоянного тока осуществлен с помощью устройства (фиг. 1), которое содержит датчик напряжения 1 (ДН) и датчик тока 2 (ДТ), подключенные к якорной обмотке электродвигателя постоянного тока, а также датчик частоты вращения выходного вала 3 (ДЧВ), который установлен на валу электродвигателя. К датчику тока 2 (ДТ), и датчику частоты вращения выходного вала 3 (ДЧВ) подключен блок дифференцирования 4 (БД). К датчику напряжения 1 (ДН), датчику тока 2 (ДТ), датчику частоты вращения выходного вала 3 (ДЧВ) и к блоку дифференцирования 4 (БД) последовательно подключены первый блок временной задержки 5 (БВ31), второй блок временной задежки 6 (БВ32), блок памяти 7 (БП), блок определения электрических параметров 8 (БОЭП). К блоку памяти 7 (БП) подключен блок определения механических параметров 9 (БОМП). Датчик напряжения 1 (ДН), датчик тока 2 (ДТ), датчик частоты вращения выходного вала 3 (ДЧВ), блок дифференцирования 4 (БД), первый блок временной задержки 5 (БВ31) и второй блок временной задержки 6 (БВ32) подключены к блоку памяти 7 (БП). Управляющие входы блока памяти 7 (БП), блока определения электрических параметров 8 (БОЭП) и блока определения электромеханических параметров 9 (БОМП) соединены с системой управления электродвигателя постоянного тока (не показана на фиг. 1). Блок определения электрических параметров 8 (БОЭП) и блок определения электромеханических параметров 9 (БОМП) связаны с устройством вывода информации 10 (УВИ).

В качестве датчика тока 1 (ДТ) использован промышленный прибор КЭИ-0,1. В качестве датчика напряжения 2 (ДН) использован датчик напряжения LEM. В качестве датчика частоты вращения выходного вала 3 (ДЧВ) может быть использован тахогенератор. Блок дифференцирования 4 (БД), первый блок временной задержки 5 (БВ31), второй блок временной задержки 6 (БВ32), блок памяти 7 (БП), блок определения электрических параметров 8 (БОЭП), блок определения электромеханических параметров 9 (БОМП) и система управления двигателем постоянного тока выполнены на базе микроконтроллера типа TMS320C28346 фирмы Texas Instruments.

Для проверки работоспособности предложенного способа определения параметров электродвигателя постоянного тока датчик напряжения 1 (ДН) и датчик тока 2 (ДТ) были подключены к якорной обмотке электродвигателя постоянного тока (Uн=220 В, ωн=157 рад/с, с=1,312 В⋅с/рад). Датчик частоты вращения выходного вала 3 (ДЧВ) был установлен на валу электродвигателя постоянного тока. В течение пуска и работы электродвигателя постоянного тока одновременно измерили мгновенные величины тока и напряжения в якорной обмотке и частоту вращения выходного вала (фиг. 2). Мгновенные величины тока в якорной обмотке и частоту вращения выходного вала передали в блок пямяти 7 (БП) и в блок дифференцирования 4 (БД), где получили производные тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала. Мгновенные величины с датчиков напряжения 1 (ДН), тока 2 (ДТ) и частоты вращения выходного вала 3 (ДЧВ), производные тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала с блока дифференцирования 4 (БД) передали в первый блок временной задержки 5 (БВ31), а затем задержанные мгновенные величины тока и частоты вращения вала передали во второй блок временной задержки 6 (БВ32), где последовательно выполнили две временные задержки мгновенных величин тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала и одну временную задержку производных тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, мгновенной величины напряжения в якорной обмотке на 300-10-6 секунд. В результате получили текущие, задержанные единожды и дважды значения мгновенных величин тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, текущие и единожды задержанные значения мгновенных величин напряжения в якорной цепи и производных тока якорной обмотке и частоты вращения выходного вала.

Полученные текущие, задержанные единожды и дважды мгновенные величины тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала I(k), I(k-n), ω(k), ω(k-n), текущие и задержанные единожды мгновенные величины напряжения в якорной обмотке U(k), U(k-n) и производные тока в якорной обмотке DI(k), DI(k-n) передали в блок памяти 7 (БП).

В момент включения в сеть электродвигателя постоянного тока система управления подавала на управляющий вход блока памяти 7 (БП) сигнал о пуске электродвигателя постоянного тока. По этому сигналу в течение пуска и работы электродвигателя постоянного тока с временной задержкой начали запись мгновенных величин и производных тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала. Одновременно в момент включения в сеть электродвигателя постоянного тока система управления подала сигнал на управляющие входы блока определения электрических параметров 8 (БОЭП) и на управляющие входы блока определения механических параметров 9 (БОМП). Передачу сигналов от блока памяти 7 (БП) в блок определения электрических параметров 8 (БОЭП) осуществили с временной задержкой равной 300-10-6. В блоке определения электрических параметров 8 (БОЭП) произвели определение активного сопротивления якорной обмотки, индуктивности якорной обмотки в режиме

где a1=[I(k) DI(k)];

a2=[I(k) DI(k-n)];

R - активное сопротивление якорной обмотки, Ом;

L - индуктивность якорной обмотки, Гн;

с - коэффициент, характеризующий связь между током и электромагнитным моментом электродвигателя постоянного тока, определенный по паспортным данным, В⋅с/рад;

U(k), U(k-n) - мгновенные величины напряжения в якорной цепи без задержки и задержанные на n шагов, соответственно, В;

I(k), I(k-n) - мгновенные величины тока в якорной обмотке без задержки и задержанные на n шагов, соответственно, А;

ω(k), ω(k-n) - мгновенные величины тока в якорной обмотке без задержки и задержанные на n шагов, соответственно, рад/с;

DI(k), DI(k-n) - мгновенные величины производной тока в якорной обмотке без задержки и задержанные на n шагов, соответственно, А/с;

Т - знак транспонирования;

p(k), р(k-n), р(k-2n) - матрица вычисленных значений на текущем шаге, предыдущем и шаге до него, соответственно;

k - текущий шаг вычислений.

Из блока памяти 7 (БП) запомненные текущие задержанные единожды и дважды мгновенные величины тока в якорной обмотке, текущие и задержанные единожды производные частоты вращения выходного вала Dω(k), Dω(k-n) передали на блок определения электромеханических параметров 9 (БОМП), где определили эквивалентный момент инерции, приведенный к валу электродвигателя и момент сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока в режиме реального времени следующим образом:

где b1=[1Dω(k)];

b2=[lDω(k-n)];

Мс - момент сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока, Н⋅м;

J - эквивалентный момент инерции, приведенного к валу электродвигателя, кг⋅м2;

Dω(k), Dω(k - n) - мгновенные величины производной частоты вращения выходного вала без задержки и единожды задерженные, соответственно, рад/с2;

s(k), s(k-n), s(k-2n) - матрица вычисленных значений на текущем шаге, предыдущем шаге и шаге до него, соответственно.

Результаты определения электрических и электромеханических параметров, поступившие в устройство вывода информации 10 (УВИ) показаны в таблице 1.

Проверку правильности определения параметров электродвигателя постоянного тока осуществляли:

1. Путем сравнения определенных значений параметров двигателя постоянного тока с реальными значениями параметров, указанных в паспортных данных двигателя постоянного тока (таблица 1). Определили относительную погрешность между реальными значениями параметров асинхронного электродвигателя и параметрами, найденными заявленным способом. Относительная погрешность каждого из параметров составила менее 1%, что является допустимым в электроприводах общего назначения.

2. Путем сравнения переходных процессов расчетного тока и экспериментального тока I(t) в якорной обмотке (фиг. 3), сравнения переходных процессов расчетной частоты вращения выходного вала и экспериментальной частотой вращения выходного вала ω(t) (фиг. 4). Для расчета переходных процессов использовали математическую модель электродвигателя постоянного тока [Проектирование и исследование автоматизированных электроприводов. Часть 3. Электрические машины постоянного тока в системах автоматизированного электропривода / Л.С. Удут, О.П. Мальцева, Н.В. Кояин. - Томск: Изд. ТПУ, 2007. - С. 17-37]. После расчета переходных процессов тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала электродвигателя постоянного тока с идентифицированными параметрами были определены критерии соответствия, которые показали относительные отклонения оценок тока в якорной обмотке σI=1,14% и частоты вращения выходного вала σω=1,05% от экспериментальных значений. Из приведенного сравнения видно, что расчетные графики переходных процессов тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала соответствуют экспериментальным, следовательно, погрешность определения параметров незначительна.

3. Момент сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока Мс невозможно измерить, и данная величина имеет переменный характер, связанный с режимом работы двигателя. Однако Мс влияет на внешний вид переходных характеристик тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала электродвигателя постоянного тока.

Проверку правильности определения момента сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока осуществили путем сравнения переходных процессов расчетного тока и экспериментального тока I(t) в якорной обмотке (фиг. 3) и сравнения переходных процессов расчетной частоты вращения выходного вала и экспериментальной частотой вращения выходного вала ω(t) (фиг. 4) в различных режимах работы двигателя: пуск и работа двигателя на холостом ходу; «наброс» нагрузки и работа двигателя под нагрузкой; «сброс» нагрузки и работа двигателя на холостом ходу; реверс двигателя и работа на холостом ходу. Из приведенного сравнения видно, что расчетные графики переходных процессов тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала соответствуют экспериментальным как по значениям, так и по знаку, следовательно, момент сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока Мс определен верно на всех участках работы двигателя.

Похожие патенты RU2789019C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2019
  • Глазырин Александр Савельевич
  • Боловин Евгений Владимирович
  • Антяскин Дмитрий Ильич
  • Дмитрий Сергеевич
  • Раков Иван Витальевич
  • Слепнёв Иван Георгиевич
  • Кладиев Сергей Николаевич
RU2718708C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2019
  • Глазырин Александр Савельевич
  • Боловин Евгений Владимирович
  • Антяскин Дмитрий Ильич
RU2705939C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Боловин Евгений Владимирович
  • Глазырин Александр Савельевич
  • Глазырина Татьяна Анатольевна
  • Полищук Владимир Иосифович
RU2570363C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Глазырин Александр Савельевич
  • Ткачук Роман Юрьевич
  • Глазырина Татьяна Анатольевна
  • Тимошкин Вадим Владимирович
  • Афанасьев Кирилл Сергеевич
  • Гречушников Дмитрий Васильевич
  • Ланграф Сергей Владимирович
RU2476983C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СИГНАЛА ОЦЕНКИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА И СИГНАЛА ОЦЕНКИ МОМЕНТА СОПРОТИВЛЕНИЯ НА ВАЛУ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2023
  • Глазырин Александр Савельевич
  • Боловин Евгений Владимирович
  • Кладиев Сергей Николаевич
  • Копырин Владимир Анатольевич
  • Ковалев Владимир Захарович
  • Филипас Александр Александрович
  • Тимошкин Вадим Владимирович
  • Архипова Ольга Владимировна
  • Попов Семен Семенович
  • Попов Евгений Игоревич
  • Набунский Иван Альбертович
  • Раков Иван Витальевич
RU2822608C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Боловин Евгений Владимирович
  • Глазырин Александр Савельевич
  • Глазырина Татьяна Анатольевна
  • Полищук Владимир Иосифович
RU2564692C1
УСТРОЙСТВО ПОЛУЧЕНИЯ СИГНАЛА ОЦЕНКИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА И СИГНАЛА ОЦЕНКИ МОМЕНТА СОПРОТИВЛЕНИЯ НА ВАЛУ СИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ 2024
  • Глазырин Александр Савельевич
  • Боловин Евгений Владимирович
  • Кладиев Сергей Николаевич
  • Копырин Владимир Анатольевич
  • Ковалев Владимир Захарович
  • Филипас Александр Александрович
  • Тимошкин Вадим Владимирович
  • Архипова Ольга Владимировна
  • Попов Семен Семенович
  • Попов Евгений Игоревич
  • Набунский Иван Альбертович
  • Кузнецов Максим Сергеевич
  • Раков Иван Витальевич
RU2825800C1
УСТРОЙСТВО ОЦЕНИВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Афанасьев Анатолий Юрьевич
  • Собх Мазен Ибрагим
RU2366070C1
Электропривод для подъемной машины 1983
  • Хилов Виктор Сергеевич
  • Крюков Дмитрий Кузьмич
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Таранов Михаил Дмитриевич
SU1159138A1
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1998
  • Белов А.В.
  • Головин М.В.
  • Олейник Н.И.
  • Пугачев В.В.
  • Солошенко Д.Л.
  • Чижов О.А.
RU2152120C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 789 019 C1

Реферат патента 2023 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к автоматизированному электроприводу и может быть использовано для построения адаптивных систем управления двигателями постоянного тока. Способ определения параметров электродвигателя постоянного тока заключается в том, что в течение пуска и работы электродвигателя одновременно измеряют мгновенные величины тока и напряжения в якорной обмотке и частоту вращения выходного вала, затем дифференцируют измеренные мгновенные величины тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, получая производные тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, выполняют две временные задержки мгновенных величин тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала и одну временную задержку производных тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, а также мгновенных величин напряжения в якорной обмотке. Полученные текущие и задержанные единожды и дважды мгновенные величины тока и напряжения в якорной обмотке, частоты вращения выходного вала и производные тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала используют для определения активного сопротивления якорной обмотки и индуктивности якорной обмотки электродвигателя постоянного тока в режиме реального времени. Для определения эквивалентного момента инерции, приведенного к валу электродвигателя, и момента сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока в режиме реального времени используют запомненные текущие и задержанные мгновенные величины тока и производную частоты вращения выходного вала. Техническим результатом при реализации заявленного решения является расширение арсенала средств аналогичного назначения. 4 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 789 019 C1

Способ определения параметров электродвигателя постоянного тока, включающий одновременное измерение в течение пуска и работы электродвигателя мгновенных величин тока и напряжения в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, дифференцирование измеренных мгновенных величин тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, получая производные тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, выполнение двух временных задержек мгновенных величин тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала и выполнение одной временной задержки производных тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, а также мгновенных величин напряжения в якорной обмотке, запоминание полученных текущих и задержанных единожды и дважды мгновенных величин и производных тока и напряжения в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала и их использование для определения активного сопротивления и индуктивности якорной обмотки, эквивалентного момента инерции, приведенного к валу электродвигателя, и момента сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока в режиме реального времени, отличающийся тем, что полученные текущие и задержанные мгновенные величины тока и напряжения в якорной обмотке, частоты вращения выходного вала и производные тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала используют для определения активного сопротивления якорной обмотки и индуктивности якорной обмотки электродвигателя постоянного тока в режиме реального времени следующим образом:

где а1=[I(k) DI(k)];

a2=[I(k) DI(k-n)];

R - активное сопротивление якорной обмотки, Ом;

L - индуктивность якорной обмотки, Гн;

с - коэффициент, характеризующий связь между током и электромагнитным моментом электродвигателя постоянного тока, определенный по паспортным данным, В⋅с/рад;

U(k), U(k-n) - мгновенные величины напряжения в якорной цепи без задержки и задержанные на n шагов, соответственно, В;

I(k), I(k-n) - мгновенные величины тока в якорной обмотке без задержки и задержанные на n шагов, соответственно, А;

ω(k), ω(k-n) - мгновенные величины тока в якорной обмотке без задержки и задержанные на n шагов, соответственно, рад/с;

DI(k), DI(k-n) - мгновенные величины производной тока в якорной обмотке без задержки и задержанные на n шагов, соответственно, А/с;

Т - знак транспонирования;

р(k), р(k-n), р(k-2n) - матрица вычисленных значений на текущем шаге, предыдущем шаге и шаге до него, соответственно;

k - текущий шаг вычислений, а для определения эквивалентного момента инерции, приведенного к валу электродвигателя, и момента сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока в режиме реального времени используют запомненные текущие и задержанные мгновенные величины тока и производную частоты вращения выходного вала следующим образом:

где b1=[1 Dω(k)];

b2=[1 Dω(k-n)];

Мс - момент сопротивления нагрузки на валу электродвигателя постоянного тока, Н⋅м;

J - эквивалентный момент инерции, приведенный к валу электродвигателя, кг⋅м2;

Dω(k), Dω(k-n) - мгновенные величины производной частоты вращения выходного вала без задержки и единожды задерженные, соответственно, рад/с2;

s(k), s(k-n), s(k-2n) - матрица вычисленных значений на текущем шаге, предыдущем шаге и шаге до него, соответственно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2789019C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2019
  • Глазырин Александр Савельевич
  • Боловин Евгений Владимирович
  • Антяскин Дмитрий Ильич
RU2705939C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Боловин Евгений Владимирович
  • Глазырин Александр Савельевич
  • Глазырина Татьяна Анатольевна
  • Полищук Владимир Иосифович
RU2564692C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Глазырин Александр Савельевич
  • Глазырина Татьяна Анатольевна
  • Тимошкин Вадим Владимирович
  • Ткачук Роман Юрьевич
  • Полищук Владимир Иосифович
RU2502079C1
Статья: "Алгоритм идентификации параметров двигателей постоянного тока с использованием метода динамического расширения регрессора и смешивания", Ж
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики, том 21, номер 1, 2021
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2019
  • Глазырин Александр Савельевич
  • Боловин Евгений Владимирович
  • Антяскин Дмитрий Ильич
  • Дмитрий Сергеевич
  • Раков Иван Витальевич
  • Слепнёв Иван Георгиевич
  • Кладиев Сергей Николаевич
RU2718708C1

RU 2 789 019 C1

Авторы

Антяскин Дмитрий Ильич

Боловин Евгений Владимирович

Глазырин Александр Савельевич

Даты

2023-01-27Публикация

2022-05-05Подача