Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам идентификации параметров электрических машин, и может найти применение для идентификации параметров двигателей постоянного тока, например, моментных двигателей постоянно тока с возбуждением от постоянных моментов.
Известен способ определения параметров двигателя, реализованный в установке для исследований режимов работы электродвигателей переменного тока (Полезная модель РФ №133321, опубликовано 10.10.2013, бюл. №28), в котором нагрузочный момент для двигателя переменного тока создают высокомоментным двигателем постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, при этом валы двух двигателей соединяют муфтой. Для изменения нагрузки на валу двигателя переменного тока к якорю двигателя постоянного тока подключают электронный блок нагрузки и датчик напряжения.
Недостаток данного способа состоит в том, что для создания нагрузочного момента для исследуемого двигателя применяют дополнительный двигатель, момент на валу которого зависит от многих факторов, что снижает точность определения нагрузочного момента, а, следовательно, и точность определения параметров исследуемого двигателя. Кроме того данный способ не позволяет отдельно испытывать один двигатель.
Известен также способ для исследования двигателей, реализованный в учебно-лабораторном стенде для изучения электрических машин и электроприводов (Патент РФ №2473921, опубликовано 27.01.2013, бюл. №3) в котором нагрузочный момент для двигателя переменного тока создают двигателем постоянного тока и наоборот - нагрузочный момент для двигателя постоянного тока создают двигателем переменного тока. При этом выходные валы двигателей соединяют между собой через промежуточные мотор-редукторы и муфту.
Однако недостатком данного способа является наличие двух двигателей в системе создания момента нагрузки, что не позволяет отдельно испытывать один двигатель, при этом также не указано о методе повышения точности при серии измерений.
Известен способ определения параметров двигателя, принятый за прототип и реализованный в стенде для изучения средств автоматизации испытаний электрических мотор-редукторов (Патент РФ №2334967, опубликовано 27.09.2008, бюл. №27). Способ базируется на создании момента нагрузки для исследуемого двигателя с помощью фрикционного модуля, содержащем тормозной барабан, внутри которого жестко закрепляют вал двигателя. При этом тормозной барабан зажимают между неподвижной и с подвижной фрикционными колодками, усилие сжатия которых регулируют с помощью управляемого тормозного устройства, усилие в котором создают дополнительным электроприводом, вал которого с помощью тягового барабана соединяют с подвижной фрикционной колодкой. Момент нагрузки на валу измеряют по углу поворота тягового барабана. Для определения параметров также измеряют напряжение питания, ток якоря и частоту вращения исследуемого двигателя.
Недостатком данного способа определения параметров двигателя является многозвенность операций создания момента нагрузки фрикционным модулем, что снижает точность формирования момента нагрузки а, следовательно, точность определения параметров двигателя, и является ограничением в применении для исследования маломощных двигателей постоянного тока. При этом также не указано о методе повышения точности при серии измерений.
Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, заключается в упрощении операций создания момента нагрузки на валу двигателя и повышении точности определения параметров двигателя за счет обработки серии измерений методом наименьших квадратов.
Технический результат достигается тем, что в способе определения параметров моментного двигателя постоянного тока, включающем создание относительно оси вращения регулируемого нагрузочного фрикционного момента с помощью обжатия вала двигателя фрикционным модулем с регулируемым усилием, а также измерение напряжения, тока якоря и частоты вращения, новым является то, что фрикционный нагрузочный момент фрикционного модуля измеряют с помощью маятникового груза, который жестко соединяют с фрикционным модулем, а при вращении якоря силы сухого трения между валом двигателя и внутренней поверхностью фрикционного модуля отклоняют маятниковый груз от местной вертикали, создавая момент нагрузки, определяемый по формуле
где - масса маятникового груза; - расстояние от центра масс маятникового груза до оси вращения; - угол отклонения маятникового груза от местной вертикали; частота вращения якоря,
при этом параметры моментного двигателя определяют с помощью процедуры метода наименьших квадратов в соответствии с формулами
где коэффициенты противоэдс и момента, активное сопротивление якоря; напряжение, ток якоря и частота вращения; число измерений.
Сущность изобретения поясняется чертежами, приведенными на фиг.1, на которой представлен вариант кинематической схемы, и фиг.2, на которой показан вариант электро-кинематической схемы.
На фиг.1 и фиг.2 приняты следующие обозначения:
1 - двигатель постоянного тока;
2 - первая соединительная муфта;
3 - вторая соединительная муфта;
4 - измеритель частоты вращения (тахогенератор);
5 - дополнительный фрикционный вал;
6 - фрикционный модуль;
6.1 - винт;
7 - эталонный груз;
8 - стрелка;
9 - шкала;
10 - стойка левая;
11- стойка правая;
12 - основание (корпус);
13 - штанга;
14 - окно.
Буквенные обозначения:
центр масс эталонного груза;
масса эталонного груза;
ускорение силы тяжести;
расстояние между центром масс эталонного груза и осью вращения;
угол отклонения эталонного груза от начального положения, когда
якорь не вращается (с большой степенью точности относительно местной вертикали);
электромагнитный момент на валу двигателя;
момент нагрузки, создаваемый фрикционным модулем;
напряжение регулируемого источника питания (на схеме не указан);
ток якоря двигателя;
вольтметр, измеряющий напряжение питания;
амперметр, измеряющий ток якоря двигателя;
вольтметр, измеряющий напряжение тахогенератора;
напряжение на выходе тахогенератора;
ключ, подключает источник питания к двигателю;
ключ, шунтирующий резистор R.
Описание способа.
1). Описание установки, на которой реализуется предлагаемый способ.
В соответствии с фиг.1 исследуемый двигатель постоянного тока 1 крепится к левой стойке 10, измеритель частоты вращения 4 крепится к правой стойке 11. Обе стойки выставляются по оси вращения двигателя и крепятся к основанию 12. Для кинематического (жесткого) соединения между собой валов двигателя 1 и измерителя частоты вращения (тахогенератора) 4 служат первая 2 и вторая 3 соединительные муфты, которые соединяют фрикционный вал 5, соответственно с ротором двигателя и ротором тахогенератора 4. Для создания момента нагрузки на валу двигателя 1и, соответственно, на фрикционном валу служит фрикционный модуль 6, который представляет собой струбцину с внутренней цилиндрической поверхностью, охватывающей фрикционный вал. При этом сила сухого трения, возникающая между струбциной и фрикционным валом, регулируется перемещением винта 6.1. С фрикционным модулем с помощью штанги 13 соединен эталонный груз 7, расстояние между центром масс груза и осью вращения может регулироваться, а сам груз может быть заменяемым. Для измерения угла поворота эталонного груза служит стрелка 8, жестко соединенная с ним, и шкала 9, нанесенная на левой стойке 10. Для перемещения стрелки 8 в левой стойке 10 имеется окно 14.
В соответствии с фиг.2 напряжение управления , измеряемое вольтметром V1, подается на якорную обмотку двигателя 1от регулируемого источника питания (на фиг.2 не показан). При замыкании ключа K1 по якорю двигателя потечет ток , измеряемый амперметром А1. Якорь двигателя1, тахогенератор 4 и фрикционный вал 5, их соединяющий начнут вращаться с частотой вращения , которая измеряется вольтметром V2, подключенным к выходным клеммам тахогенератора либо непосредственно при замыкании ключа K2, либо через резистор R при размыкании ключа K2 (для изменения масштаба шкалы вольтметра V2). При этом
,
где масштабный коэффициент тахогенератора.
2). Математическое описание существа способа определения параметров двигателя.
Постановка задачи.
Измеряя электрические параметры и , механические параметры и , где ( число измерений), определить: коэффициент момента двигателя; коэффициент противо-ЭДС двигателя и - активное сопротивление обмотки якоря с минимальными погрешностями.
Для этого составим математическую модель вращения якоря двигателя с учетом воздействия фрикционного модуля в виде системы трёх уравнений в установившемся режиме.
Уравнение моментов относительно оси вращения
, (1)
где - угловая скорость вращения вала относительно статора двигателя; электромагнитный момент, развиваемый двигателем; коэффициент момента двигателя; ток обмотки якоря; номер измерения.
- суммарный момент сил сухого трения, действующих на валу (трение в подшипниках и т.д.); - модуль момента сил сухого трения в моментном двигателе; - модуль момента сил сухого трения тахогенератора; - модуль момента сил сухого трения фрикционного модуля; - момент сил аэродинамического сопротивления, действующих на вращающуюся часть системы.
Моменты являются постоянными величинами и их можно учесть в расчетах, момент мал по величине, так как моментные двигатели постоянного тока являются низкооборотными. Поэтому в алгоритмах их можно не учитывать.
Уравнение электрической цепи моментного двигателя:
,(2)
где активное сопротивление обмотки якоря; противо-ЭДС, наводимая в обмотке якоря; коэффициент противо-ЭДС двигателя; напряжение на зажимах цепи якоря (напряжение управления).
Уравнение движения груза фрикционного модуля (см. фиг.1):
,(3)
где момент сил сухого трения, действующих на груз со стороны вала; - момент маятниковости, возникающий при отклонении груза от вертикали.
Для определения параметров двигателя при проведении измерений воспользуемся методом наименьших квадратов, в котором формируется функция невязки и минимизируется по искомым параметрам.
Определение и .
Функция невязки в этом случае строится на основании уравнения (2) и имеет вид:
(4)
Минимум выражение (4) достигает при выполнении условий
; ,
которые принимают вид и представляют систему двух алгебраических уравнений относительно параметров и :
(5)
(6)
решение которой определяет искомые параметры
(7)
(8)
Для нахождения обратимся теперь к уравнению (1) с учётом (3).
. (9)
Функция невязки для выражения (9) имеет вид:
Минимум это выражение достигает при
из которого определяем :
(10)
Варианты реализации алгоритмов.
1). Полуавтоматический.
Исходные параметры , и результаты измерений ,,, записывают в файл, например, программы Excel и по формулам (7), (8) и (10) вычисляют искомые параметры.
2). Автоматический.
В этом случае измеряемые параметры через преобразователи «аналог-код» записывают в ЭВМ и по формулам (7), (8) и (10) вычисляют искомые параметры.
Независимо от вариантов реализации существо предлагаемого способа содержится в особенности создания нагрузочного момента с помощью фрикционного модуля и обработки результатов измерений с применением метода наименьших квадратов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока | 2022 |
|
RU2796640C1 |
Устройство управления электроприводом | 1983 |
|
SU1161920A1 |
УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С ПОВЕРХНОСТЬЮ АЭРОДРОМНЫХ И ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2008 |
|
RU2369856C1 |
Способ контроля скользящего контакта электромашинного преобразователя с электродвигателем постоянного тока | 1982 |
|
SU1073714A1 |
Устройство управления электроприводом | 1985 |
|
SU1305640A2 |
Машина для определения усталостно-фрикционных свойств материалов | 2020 |
|
RU2743496C1 |
Установка для определения коэффициента трения материалов | 1960 |
|
SU142069A1 |
ГИРОИНЕРЦИАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ГИРОСКОПИЧЕСКОГО ИНКЛИНОМЕТРА | 2012 |
|
RU2499224C1 |
Способ контроля многополюсных машин постоянного тока с волновой обмоткой якоря | 1980 |
|
SU918900A1 |
Ротационный вискозиметр | 1981 |
|
SU960581A1 |
Изобретение относится к области электротехники. Технический результат - повышение точности определения параметров двигателя. Заявленный способ базируется на создании нагрузочного момента силами сухого трения фрикционным модулем, которым обжимают вал двигателя с регулируемым усилием, а величину фрикционного момента определяют по измеренному углу отклонения маятникового груза, который жестко соединяют с фрикционным модулем. Определение параметров моментного двигателя осуществляют при помощи процедуры метода наименьших квадратов в соответствии с заданными формулами. 2 ил.
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока, включающий создание относительно оси вращения регулируемого нагрузочного фрикционного момента с помощью обжатия вала двигателя фрикционным модулем с регулируемым усилием, а также измерение напряжения, тока якоря и частоты вращения, отличающийся тем, что фрикционный нагрузочный момент фрикционного модуля измеряют с помощью маятникового груза, который жестко соединяют с фрикционным модулем, а при вращении якоря силы сухого трения между валом двигателя и внутренней поверхностью фрикционного модуля отклоняют маятниковый груз от местной вертикали, создавая момент нагрузки, определяемый по формуле
где – масса маятникового груза; – расстояние от центра масс маятникового груза до оси вращения; – угол отклонения маятникового груза от местной вертикали; частота вращения якоря,
при этом параметры моментного двигателя определяют с помощью процедуры метода наименьших квадратов в соответствии с формулами
где коэффициенты противоэдс и момента, активное сопротивление якоря; напряжение, ток якоря и частота вращения; число измерений.
СТЕНД ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МОТОР-РЕДУКТОРОВ | 2007 |
|
RU2334967C1 |
УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН И ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ | 2011 |
|
RU2473921C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2019 |
|
RU2705939C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2019 |
|
RU2718708C1 |
CN 103048620 A, 17.04.2013 | |||
CN 109975705 A, 05.07.2019. |
Авторы
Даты
2023-05-29—Публикация
2022-12-21—Подача