Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока Российский патент 2023 года по МПК G01L5/24 H02K26/00 G01L25/00 G01R31/34 

Описание патента на изобретение RU2796640C1

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам определения параметров электрических машин, и может найти применение при создании установок для идентификации параметров, например, моментных двигателей постоянно тока.

Известна установка для исследований режимов работы электродвигателей переменного тока (Полезная модель РФ №133321, опубликовано 10.10.2013,бюл. №28), в которой нагрузочный момент для двигателя переменного тока создается высокомоментным двигателем постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, для этого валы двух двигателей соединены муфтой. Для изменения нагрузки на валу двигателя переменного тока к якорю двигателя постоянного тока подключен электронный блок нагрузки и датчик напряжения.

Недостатком установки является наличие двух двигателей в системе создания момента нагрузки, что не позволяет отдельно испытывать один двигатель.

Известен также учебно-лабораторный стенд для изучения электрических машин и электроприводов (Патент РФ №2473921, опубликовано 27.01.2013, бюл. №3), в котором нагрузочный момент для двигателя переменного тока создается двигателем постоянного тока и наоборот - нагрузочный момент для двигателя постоянного тока создается двигателем переменного тока. При этом выходные валы двигателей соединены между собой через промежуточные мотор-редукторы и муфту.

Однако недостатком стенда является наличие двух двигателей в системе создания момента нагрузки, что не позволяет отдельно испытывать один двигатель.

Известен стенд, принятый за прототип, для изучения средств автоматизации испытаний электрических мотор-редукторов (Патент РФ №2334967, опубликовано 27.09.2008,  бюл. №27). Управляемое тормозное устройство содержит тормозной барабан, с которым жестко связан вал исследуемого двигателя. Тормозной барабан размещен с небольшим зазором между фрикционными неподвижной и подвижной колодками. К неподвижной колодке подвижно, например, с помощью шарнира, крепится котировочный винт, резьба которого находится в зацеплении с резьбой отверстия в одном из плеч П-образной крепежной скобы. Подвижная колодка жестко закреплена на штоке, например, с помощью гайки с шайбой, который проходит через отверстие во втором плече П-образной крепежной скобы. Другой конец штока взаимосвязан с тяговым барабаном посредством гибкой тяги. Тяговый барабан размещен на валу электропривода, закрепленного на втором плече П-образной крепежной скобы, который создает регулируемое усилие путем перемещения подвижной колодки. На штоке между подвижной колодкой и плечом П-образной крепежной скобы находится цилиндрическая пружина, обеспечивающая возврат подвижной колодки в исходное положение. Электропривод тягового барабана подключен к управляющей ЭВМ через интерфейсный блок.

Недостатком данного фрикционного модуля создания момента нагрузки является сложность и громоздкость конструкции в применении для исследования маломощных двигателей постоянного тока.

Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, заключается в упрощении конструкции фрикционного модуля для создания момента нагрузки на валу двигателя.

Технический результат достигается тем, что в устройстве создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока, содержащем собственно двигатель, статор которого закреплен в корпусе, а ротор кинематически с помощью дополнительного вала соединен с ротором измерителя частоты вращения, закрепленного также на корпусе, регулируемый источник постоянного напряжения, подключенный на вход ротора двигателя, измерители напряжения и тока двигателя, а также функциональный узел создания нагрузочного регулируемого момента относительно оси вращения в виде фрикционного модуля, новым является то, что фрикционный модуль, с которым жестко связан маятниковый груз, представляет собой струбцину с внутренней цилиндрической поверхностью, охватывающей дополнительный вал, сила сжатия которой регулируется перемещением винта, а фрикционный момент нагрузки, создаваемый при вращении дополнительного вала, определяется по формуле

М нi =mglsin α i sign( ω i ) ,

где m – масса маятникового груза; l – расстояние от центра масс маятникового груза до оси вращения; α i – угол отклонения маятникового груза от местной вертикали; ω i частота вращения дополнительного вала.

Сущность изобретения поясняется чертежом, приведенным на фиг.1, на которой представлена кинематическая схема устройства.

На фиг.1 приняты следующие обозначения:

1 – двигатель постоянного тока;

2 – первая соединительная муфта;

3 – вторая соединительная муфта;

4 – измеритель частоты вращения (тахогенератор);

5 – дополнительный фрикционный вал;

6 – фрикционный модуль;

6.1 – винт;

7 – эталонный груз;

8 – стрелка;

9 – шкала;

10 – стойка левая;

11 – стойка правая;

12 – основание (корпус);

13 – штанга;

14 – окно.

Буквенные обозначения:

С центр масс эталонного груза;

m масса эталонного груза;

g ускорение силы тяжести;

l расстояние между центром масс эталонного груза и осью вращения;

α i угол отклонения эталонного груза от местной вертикали;

М Дi электромагнитный момент на валу двигателя;

М Нi момент нагрузки, создаваемый фрикционным модулем.

Описание устройства.

Исследуемый двигатель постоянного тока 1крепится к левой стойке 10, измеритель частоты вращения 4 крепится к правой стойке 11. Обе стойки выставляются по оси вращения двигателя и крепятся к основанию 12. Для кинематического (жесткого) соединения между собой валов двигателя 1 и измерителя частоты вращения 4 служат первая 2 и вторая 3 соединительные муфты, которые соединяют фрикционный вал 5, соответственно с ротором двигателя и ротором тахогенератора 4. Для создания момента нагрузки на валу двигателя 1и, соответственно, на фрикционном валу служит фрикционный модуль 6, который представляет собой струбцину с внутренней цилиндрической поверхностью, охватывающей фрикционный вал. При этом сила сухого трения, возникающая между струбциной и фрикционным валом, регулируется перемещением винта 6.1. С фрикционным модулем с помощью штанги 13 соединен эталонный груз 7, расстояние lмежду центром масс груза и осью вращения может регулироваться, а сам груз может быть заменяемым. Для измерения угла поворота эталонного груза служит стрелка 8, жестко соединенная с ним, и шкала 9, нанесенная на левой стойке 10. Для перемещения стрелки 8 в левой стойке 10 имеется окно 14.

Работа устройства при испытаниях двигателя.

Устройство предназначено для создания момента нагрузки М Нi при вращении двигателя. Но предварительно для максимального момента двигателя, который равен М Д max = C m I max , где C m коэффициент момента двигателя; I max максимальный ток ротора (якоря) двигателя, необходимо подобрать маятниковость эталонного груза ml, которая определяется максимальным размахом шкалы – максимальным измеряемым углом α max . Для нормальной работы устройства | α max | должен быть меньше 90 . Желательно, чтобы | α max | 60 . Таким образом из условия

mglsin α max = C m I max

определяем маятниковость эталонного груза

(1)

по которой при заданном значении l З подбираем массу эталонного груза

m= C m I max g l З sin α max .

Чтобы пользоваться одной шкалой 9 для различных двигателей при заданном l З , масса груза, выполненного в виде цилиндра, будет варьироваться только за счет его диаметра.

При подаче на ротор двигателя напряжения U i в обмотках ротора в установившемся режиме будет протекать ток I i

I i = U i C e ω R ,

где C e коэффициент противоэдс; ω,R частота е вращения и активное сопротивление ротора двигателя.

Если струбцина 6 не зажата винтом 6.1, то момент сил сухого трения на фрикционном валу практически равен нулю (эталонный груз 7 не отклоняется от вертикали α=0), и момент нагрузки будет определяться только моментом трения в опорах и коллекторах двигателя и тахогенератора, что соответствует режиму холостого хода

I i xx , ω i xx ток и частота вращения ротора двигателя холостого тока для заданного напряжения U i .

Если струбцина 6 зажата винтом 6.1 так, что момент сил сухого трения на фрикционном валу больше пускового момента двигателя (эталонный груз 7 отклоняется от вертикали на максимальный угол α= α max ), то ротор двигателя вращаться не будет, что соответствует режиму торможения (используется в силовых гиростабилизаторах).

I i п , ω i =0 пусковой ток для заданного напряжения U i .

Если струбцина 6 зажата винтом 6.1 так, что ротор двигателя (и соответственно фрикционного вала) вращаются и эталонный груз отклонен от вертикали на угол α i , то момент нагрузки на валу будет формироваться моментом сил сухого трения между фрикционным валом 5 и струбциной 6 фрикционного модуля и определяться выражением

М нi =mglsin α i sign( ω i ) , (1)

а данный режим соответствует режиму управления, например, в следящих системах.

При этом параметрами установившегося режима будут следующие

U i , I i п , ω i , М нi напряжение управления, ток ротора, частота вращения и момент нагрузки.

Данное устройство рационально применять для определения параметров маломощных приборных двигателей постоянного тока корпусных, типа ДПР-32, ДПР-42, ДПР-52 и т.п. и бескорпусных плоских, типа моментных двигателей постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов марки ДМ различных серий, применяемых в качестве безредукторных приводов, например, в качестве стабилизирующих моторов в гиростабилизаторах.

В качестве примера выбора параметров устройства создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока рассмотрим выбор параметров для бескорпусного двигателя типа ДМ-20.

Элементарная площадь сцепления струбцины с фрикционным валом

dS=Bdx=B D 2 dφ,

где D диаметр фрикционного вала; ширина струбцины; dφэлементарный угол.

Элементарная сила сухого трения сцепления струбцины с фрикционным валом

d F Т =fdSp=fB D 2 pdφ,

где f коэффициент трения между фрикционным валом и струбциной; p давление, создаваемое винтом 6.1.

Элементарный момент силы сухого трения сцепления струбцины с фрикционным валом

d M Т =d F Т D 2 =fB D 2 4 pdφ.

Суммарный момент силы сухого трения сцепления струбцины с фрикционным валом

M Т = 0 2π fB D 2 4 pdφ =fπB D 2 2 p, (2)

который и является нагрузочным моментом M н для двигателя и определяется формулой (1).

Выражение (2) можно использовать для определения параметров фрикционного модуля, если известен максимальный момент нагрузки

fπB D 2 2 p= M н max . (3)

С другой стороны по максимальному моменту нагрузки и заданному максимальному углу α max отклонения груза можно определить маятниковость груза

ml= М н max gsin α max .(4)

Если α max = 45 и М н max =0,1Нм, f=0,4;D=0,01м;B=0,02м, то

1). В соответствии с (3) максимальное давление, развиваемое винтом 6.1 в струбцине будет равно

p= 2 M н max fπB D 2 = 20,1Нм 0,43,140,02м0 ,01 2 м 2 =79617 Н м 2 =796 Г см 2 .

2). В соответствии с (4) маятниковость будет равна

ml= М н max gsin α max = 0,1Нм 9,81 м с 2 0,707 =0,01442кгм .

Задавая из конструктивных соображений l, по маятниковости определяем массу груза, а с учетом плотности материала и его размеры.

Например, если l=0,08м, то m= (ml) l = 0,01442 0,08 =0,18кг.

Размеры груза (материал латунь, ρ=8500 кг м 3 )

m=π R 2 hρ . Если R=0,01м, h= m π R 2 ρ = 0,18 3,14 0,01 2 8500 =0,067м,

где Rиh радиус и высота цилиндрического груза.

Похожие патенты RU2796640C1

название год авторы номер документа
Способ определения параметров моментного двигателя постоянного тока 2022
  • Кривошеев Сергей Валентинович
  • Андреев Павел Владимирович
  • Львов Данил Анатольевич
  • Муллагалиев Динар Радикович
  • Шилин Дмитрий Андреевич
RU2796641C1
ГИРОИНЕРЦИАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ГИРОСКОПИЧЕСКОГО ИНКЛИНОМЕТРА 2012
  • Кривошеев Сергей Валентинович
  • Стрелков Александр Юрьевич
RU2499224C1
СТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2013
  • Меньших Олег Фёдорович
RU2542711C1
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МАГНИТНОЙ ВЯЗКОСТИ ФЕРРОМАГНЕТИКОВ 2007
  • Меньших Олег Федорович
RU2338216C1
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРОМ 2013
  • Меньших Олег Фёдорович
RU2537394C1
СТЕНД ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИОННЫХ РЕАКТИВНЫХ МОМЕНТОВ ГИРОМОТОРА 2012
  • Калдымов Николай Алексеевич
  • Седышев Владимир Антонович
  • Нахов Сергей Федорович
  • Депутатова Екатерина Александровна
  • Полушкин Алексей Викторович
  • Межирицкий Ефим Леонидович
  • Сапожников Александр Илариевич
RU2518975C2
Способ измерения пульсаций пускового момента трехфазного вентильного двигателя 1982
  • Дубских Николай Иванович
  • Титаренко Галина Ивановна
SU1069084A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРИ КВАЗИЛИНЕЙНОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫХ ТОРМОЗАХ БУРОВЫХ ЛЕБЕДОК 2010
  • Вольченко Александр Иванович
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Скрипник Василий Степанович
  • Кашуба Николай Васильевич
RU2507423C2
ШИРОКОДИАПАЗОННЫЙ СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ 1996
  • Калихман Л.Я.
  • Калихман Д.М.
  • Калдымов Н.А.
  • Улыбин В.И.
  • Андрейченко К.П.
  • Сновалев А.Я.
RU2142643C1
ФЕРРОМАГНИТОВЯЗКИЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • Меньших Олег Федорович
RU2359398C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 796 640 C1

Реферат патента 2023 года Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам определения параметров электрических машин, и может найти применение при создании установок для идентификации параметров, например, моментных двигателей постоянного тока. Технический результат заключается в упрощении конструкции фрикционного модуля для создания момента нагрузки на валу двигателя. Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока содержит двигатель 1, статор которого закреплен в корпусе, а ротор кинематически с помощью фрикционного вала 5 соединен с ротором измерителя частоты вращения 4, закрепленного также на корпусе. Также содержит регулируемый источник постоянного напряжения, подключенный на вход ротора двигателя, измерители напряжения и тока двигателя. Для создания нагрузочного регулируемого момента относительно оси вращения применен фрикционный модуль 6, с которым жестко с помощью штанги 13 связан маятниковый груз 7. Фрикционный модуль 6 представляет собой струбцину с внутренней цилиндрической поверхностью, охватывающей фрикционный вал 5. Сила сжатия струбцины регулируется перемещением винта 6.1, а фрикционный момент нагрузки, создаваемый при вращении фрикционного вала 5, определяется по формуле

М нi =mglsin α i sign( ω i ) ,

где m – масса маятникового груза; l – расстояние от центра масс маятникового груза до оси вращения; α i – угол отклонения маятникового груза от местной вертикали; ω i частота вращения фрикционного вала. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 796 640 C1

Устройство создания нагрузочного момента двигателя постоянного тока, содержащее собственно двигатель, статор которого закреплен в корпусе, а ротор кинематически с помощью фрикционного вала соединен с ротором измерителя частоты вращения, закрепленного также на корпусе, регулируемый источник постоянного напряжения, подключенный на вход ротора двигателя, измерители напряжения и тока двигателя, а также функциональный узел создания нагрузочного регулируемого момента относительно оси вращения в виде фрикционного модуля, отличающееся тем, что фрикционный модуль, с которым жестко связан маятниковый груз, представляет собой струбцину с внутренней цилиндрической поверхностью, охватывающей фрикционный вал, сила сжатия которой регулируется перемещением винта, а фрикционный момент нагрузки, создаваемый при вращении фрикционного вала, определяется по формуле

М нi = m г glsin α i sign( ω i ) ,

где m г – масса маятникового груза; l – расстояние от центра масс маятникового груза до оси вращения; α i – угол отклонения маятникового груза от местной вертикали; ω i частота вращения фрикционного вала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2796640C1

СТЕНД ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МОТОР-РЕДУКТОРОВ 2007
  • Ройтбург Юрий Семенович
  • Чепелев Владимир Иванович
  • Ведерников Дмитрий Анатольевич
RU2334967C1
CN 113910145 A, 11.01.2022
CN 112179539 A, 05.01.2021
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕДУКТОРА 2003
  • Твердохлебов В.А.
  • Степанов А.Е.
RU2257560C1
CN 102589785 A, 18.07.2012.

RU 2 796 640 C1

Авторы

Кривошеев Сергей Валентинович

Шилин Дмитрий Андреевич

Тарасов Егор Игоревич

Даты

2023-05-29Публикация

2022-12-21Подача