СПОСОБ КВАЛИМЕТРИИ ВЫДЕРЖИВАНИЯ КУРСА ПОЛЕТА ПРИ ПИЛОТИРОВАНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ Российский патент 2023 года по МПК G01M11/02 G09B19/00 

Описание патента на изобретение RU2797068C1

Изобретение относится к способу квалиметрии пилотирования воздушного судна.

Из уровня техники известен способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе выравнивания перед касанием (патент на изобретение RU №2693392), в соответствии с которым регистрируют параметры самолета и действий летчика штатным бортовым устройством регистрации и передают их в наземное устройство автоматизированной обработки полетной информации, формируют массив данных значений высоты и вертикальной скорости, определяют зависимость скорости снижения от высоты в определенные моменты времени, производят оценку качества пилотирования для каждой посадки в соответствии с принятыми нормативными значениями. Недостатком этого технического решения является то, что с его помощью в оценке качества пилотирования невозможно учесть правильность выбора пилотом способов, которыми он реализует управляющее воздействие по приведению траектории полета самолета к заданной (требуемой) траектории.

Технической задачей заявляемого изобретения является развитие способов квалиметрии пилотирования воздушного судна.

Решение технической задачи обеспечивается тем, что Способ квалиметрии выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме в процессе тренажерной подготовки состоит в том, что в процессе полета в реальном времени случайным образом изменяют курс полета воздушного судна не менее, чем на 10 градусов, затем осуществляют мониторинг действий пилота в течение 10 секунд, и если: при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна; а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или скольжения - то качество выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе -неудовлетворительным.

Технический результат, достигаемый указанной совокупностью признаков, заключается в обеспечении возможности квалиметрии выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме.

Реализация заявляемого способа заключается в следующем.

При проведении тренажерной подготовки пилота по формированию и развитию навыков пилотирования воздушного судна в автоматическом режиме инструктор случайным образом изменяет курс полета на величину не менее, чем на 10 градусов (как правило, на 10-15 градусов) - отклоняют текущий курс от заданного (требуемого).

Затем осуществляют мониторинг действий пилота по коррекции текущего курса полета к заданному (требуемому) курсу.

В соответствии с требованиями Наставления по производству полетов пилот должен выявить отклонение текущего курса полета от заданного и принять меры по коррекции курса полета в течение 10 секунд, при этом его действия должны быть рациональными, обеспечивающими оптимальное (наиболее плавное и быстрое) изменение траектории полета.

По результатам анализа опыта летной практики оптимальное изменение траектории полета при приведении текущего курса полета к заданному при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме, предполагает, что:

при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна;

а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол крена или скольжения.

Если пилот действует в указанной последовательности и начинает действовать в заданное время (не позже чем через 10 секунд после изменения курса), то качество выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным.

Эффективность и корректность предлагаемого способа подтверждена как результатами экспертного опроса 9 пилотов, имеющих стаж безаварийной профессиональной деятельности более 15 лет: реализация заявленного способа в процессе тренажерной подготовки способствует формированию у обучаемого правильного навыка выдерживания высоты полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме, что, в свою очередь, способствует повышению безопасности полетов.

Похожие патенты RU2797068C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КВАЛИМЕТРИИ ВЫДЕРЖИВАНИЯ ТАНГАЖА ПОЛЕТА ПРИ ПИЛОТИРОВАНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ 2022
  • Муравьев Иван Станиславович
RU2801401C1
СПОСОБ КВАЛИМЕТРИИ ВЫДЕРЖИВАНИЯ СКОРОСТИ ПОЛЕТА ПРИ ПИЛОТИРОВАНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ 2022
  • Муравьев Иван Станиславович
RU2797057C1
СПОСОБ КВАЛИМЕТРИИ ВЫДЕРЖИВАНИЯ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА ПРИ ПИЛОТИРОВАНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ 2022
  • Муравьев Иван Станиславович
RU2797058C1
Тренажерное устройство имитации полета с виртуальной визуализацией 2021
  • Горбунов Иван Евгеньевич
  • Усов Олег Сергеевич
  • Тулынкин Олег Леонидович
RU2784513C1
Способ формирования у пилота достоверного образа полета при пилотировании по приборам 2018
  • Кузнецов Игорь Борисович
RU2689086C1
БОРТОВАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА И КОГНИТИВНЫЙ ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭТАПЕ "ВЗЛЕТ" МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА 2013
  • Егоров Валерий Николаевич
  • Архипов Владимир Алексеевич
  • Буркина Ирина Владимировна
  • Олаев Виталий Алексеевич
  • Углов Андрей Александрович
RU2550887C2
СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2016
  • Нараленков Михаил Кириллович
  • Прядкин Сергей Петрович
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Шкурко Николай Константинович
RU2647344C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛЕТНОГО И/ИЛИ ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА ВЕДЕНИЮ РАДИОПЕРЕГОВОРОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 1999
  • Климова Т.Б.
RU2175783C2
УСТРОЙСТВО ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, СИСТЕМА ОБЛЕГЧЕНИЯ ПИЛОТИРОВАНИЯ И СПОСОБ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 2011
  • Ямасаки Коити
RU2544283C2
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ДАННЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ПИЛОТИРОВАНИЯ 2001
  • Найденов И.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Кодола В.Г.
  • Никитин В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
RU2179744C1

Реферат патента 2023 года СПОСОБ КВАЛИМЕТРИИ ВЫДЕРЖИВАНИЯ КУРСА ПОЛЕТА ПРИ ПИЛОТИРОВАНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ

Изобретение относится к способу квалиметрии пилотирования воздушного судна. Способ квалиметрии выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме в процессе тренажерной подготовки состоит в том, что в процессе полета в реальном времени случайным образом изменяют курс полета воздушного судна не менее чем на 10 градусов. Затем осуществляют мониторинг действий пилота в течение 10 секунд, и если: при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна, а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или скольжения - то качество выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным. Обеспечивается возможность квалиметрии выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме.

Формула изобретения RU 2 797 068 C1

Способ квалиметрии выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме в процессе тренажерной подготовки, состоящий в том, что:

в процессе полета в реальном времени случайным образом изменяют курс полета воздушного судна не менее чем на 10 градусов, затем осуществляют мониторинг действий пилота в течение 10 секунд, и если:

при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна,

а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или скольжения - то качество выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2797068C1

Коваленко Г.В., Муравьев И.С., Способ оценки эффективности пилотирования воздушного судна/ "Актуальные проблемы защиты и безопасности" Труды XXIV Всероссийской научно-практической конференции РАРАН
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Москва, 2021, Издательство: ФГБУ "Российская академия ракетных и артиллерийских наук" (Москва)
Джино-прядильная машина 1922
  • Шиварев В.В.
SU173A1
Способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе выравнивания перед касанием 2018
  • Завершинский Владимир Витальевич
RU2693392C1
RU

RU 2 797 068 C1

Авторы

Муравьев Иван Станиславович

Даты

2023-05-31Публикация

2022-11-07Подача