Изобретение относится к способу квалиметрии пилотирования воздушного судна.
Из уровня техники известен способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе выравнивания перед касанием (патент на изобретение RU №2693392), в соответствии с которым регистрируют параметры самолета и действий летчика штатным бортовым устройством регистрации и передают их в наземное устройство автоматизированной обработки полетной информации, формируют массив данных значений высоты и вертикальной скорости, определяют зависимость скорости снижения от высоты в определенные моменты времени, производят оценку качества пилотирования для каждой посадки в соответствии с принятыми нормативными значениями. Недостатком этого технического решения является то, что с его помощью в оценке качества пилотирования невозможно учесть правильность выбора пилотом способов, которыми он реализует управляющее воздействие по приведению траектории полета самолета к заданной (требуемой) траектории.
Технической задачей заявляемого изобретения является развитие способов квалиметрии пилотирования воздушного судна.
Решение технической задачи обеспечивается тем, что Способ квалиметрии выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме в процессе тренажерной подготовки состоит в том, что в процессе полета в реальном времени случайным образом изменяют курс полета воздушного судна не менее, чем на 10 градусов, затем осуществляют мониторинг действий пилота в течение 10 секунд, и если: при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна; а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или скольжения - то качество выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе -неудовлетворительным.
Технический результат, достигаемый указанной совокупностью признаков, заключается в обеспечении возможности квалиметрии выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме.
Реализация заявляемого способа заключается в следующем.
При проведении тренажерной подготовки пилота по формированию и развитию навыков пилотирования воздушного судна в автоматическом режиме инструктор случайным образом изменяет курс полета на величину не менее, чем на 10 градусов (как правило, на 10-15 градусов) - отклоняют текущий курс от заданного (требуемого).
Затем осуществляют мониторинг действий пилота по коррекции текущего курса полета к заданному (требуемому) курсу.
В соответствии с требованиями Наставления по производству полетов пилот должен выявить отклонение текущего курса полета от заданного и принять меры по коррекции курса полета в течение 10 секунд, при этом его действия должны быть рациональными, обеспечивающими оптимальное (наиболее плавное и быстрое) изменение траектории полета.
По результатам анализа опыта летной практики оптимальное изменение траектории полета при приведении текущего курса полета к заданному при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме, предполагает, что:
при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна;
а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол крена или скольжения.
Если пилот действует в указанной последовательности и начинает действовать в заданное время (не позже чем через 10 секунд после изменения курса), то качество выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным.
Эффективность и корректность предлагаемого способа подтверждена как результатами экспертного опроса 9 пилотов, имеющих стаж безаварийной профессиональной деятельности более 15 лет: реализация заявленного способа в процессе тренажерной подготовки способствует формированию у обучаемого правильного навыка выдерживания высоты полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме, что, в свою очередь, способствует повышению безопасности полетов.
Изобретение относится к способу квалиметрии пилотирования воздушного судна. Способ квалиметрии выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме в процессе тренажерной подготовки состоит в том, что в процессе полета в реальном времени случайным образом изменяют курс полета воздушного судна не менее чем на 10 градусов. Затем осуществляют мониторинг действий пилота в течение 10 секунд, и если: при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна, а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или скольжения - то качество выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным. Обеспечивается возможность квалиметрии выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме.
Способ квалиметрии выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме в процессе тренажерной подготовки, состоящий в том, что:
в процессе полета в реальном времени случайным образом изменяют курс полета воздушного судна не менее чем на 10 градусов, затем осуществляют мониторинг действий пилота в течение 10 секунд, и если:
при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна,
а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или скольжения - то качество выдерживания курса полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным.
Коваленко Г.В., Муравьев И.С., Способ оценки эффективности пилотирования воздушного судна/ "Актуальные проблемы защиты и безопасности" Труды XXIV Всероссийской научно-практической конференции РАРАН | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Москва, 2021, Издательство: ФГБУ "Российская академия ракетных и артиллерийских наук" (Москва) | |||
Джино-прядильная машина | 1922 |
|
SU173A1 |
Способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе выравнивания перед касанием | 2018 |
|
RU2693392C1 |
RU |
Авторы
Даты
2023-05-31—Публикация
2022-11-07—Подача