Изобретение относится к способу квалиметрии пилотирования воздушного судна.
Из уровня техники известен способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе выравнивания перед касанием (патент на изобретение RU №2693392), в соответствии с которым регистрируют параметры самолета и действий летчика штатным бортовым устройством регистрации и передают их в наземное устройство автоматизированной обработки полетной информации, формируют массив данных значений высоты и вертикальной скорости, определяют зависимость скорости снижения от высоты в определенные моменты времени, производят оценку качества пилотирования для каждой посадки в соответствии с принятыми нормативными значениями. Недостатком этого технического решения является то, что с его помощью в оценке качества пилотирования невозможно учесть правильность выбора пилотом способов, которыми он реализует управляющее воздействие по приведению траектории полета самолета к заданной (требуемой) траектории.
Технической задачей заявляемого изобретения является развитие способов квалиметрии пилотирования воздушного судна.
Решение технической задачи обеспечивается тем, что способ квалиметрии выдерживания угла тангажа воздушного судна в полете при его пилотировании в автоматическом режиме в процессе тренажерной подготовки состоит в том, что: в процессе полета в реальном времени случайным образом изменяют тангаж воздушного судна на величину от трех до пяти градусов, затем осуществляют мониторинг действий пилота в течение пяти секунд, и если: при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна; а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или вводит иные параметры режима полета, учитывающие изменение внешних условий полета (изменяет заданную скорость полета или задает новый режим работы силовой установке) - то качество выдерживания угла тангажа воздушного судна при его пилотировании в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным.
Технический результат, достигаемый указанной совокупностью признаков, заключается в обеспечении возможности квалиметрии выдерживания пилотом угла тангажа при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме.
Реализация заявляемого способа заключается в следующем.
При проведении тренажерной подготовки пилота по формированию и развитию навыков пилотирования воздушного судна в автоматическом режиме инструктор случайным образом изменяет тангаж на величину три-пять градусов - отклоняет текущее значение угла тангажа воздушного судна от заданного (требуемого).
Затем осуществляют мониторинг действий пилота по коррекции текущего угла тангажа к заданному (требуемому).
В соответствии с требованиями Наставления по производству полетов пилот должен выявить отклонение текущего тангажа полета от заданного и принять меры по его коррекции в течение 5 секунд, при этом его действия должны быть рациональными, обеспечивающими оптимальное (наиболее плавное и быстрое) изменение траектории полета.
По результатам анализа опыта летной практики оптимальное изменение траектории полета при приведении текущего угла тангажа воздушного судна к заданному при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме, предполагает, что:
при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна;
а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или вводит в автопилот иные параметры режима полета, учитывающие изменение внешних условий полета (изменяет заданную скорость полета или задает новый режим работы силовой установки).
Если пилот действует в указанной последовательности и начинает действовать в заданное время (не позже, чем через 5 секунд после изменения угла тангажа), то качество выдерживания скорости полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным.
Эффективность и корректность предлагаемого способа подтверждена как результатами экспертного опроса 10 пилотов, имеющих стаж безаварийной профессиональной деятельности более 15 лет: реализация заявленного способа в процессе тренажерной подготовки способствует формированию у обучаемого правильного навыка выдерживания угла тангажа воздушного судна при его пилотировании в автоматическом режиме, что, в свою очередь, способствует повышению безопасности полетов.
Изобретение относится к способу квалиметрии пилотирования воздушного судна. Способ квалиметрии выдерживания угла тангажа воздушного судна в полете при его пилотировании в автоматическом режиме в процессе тренажерной подготовки состоит в том, что в процессе полета в реальном времени изменяют тангаж воздушного судна на величину от трех до пяти градусов. Затем осуществляют мониторинг действий пилота в течение пяти секунд. Если при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна; а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или вводит параметры режима полета, учитывающие изменение внешних условий полета, изменяет заданную скорость полета или задает новый режим работы силовой установке, то качество выдерживания угла тангажа воздушного судна при его пилотировании в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным. Обеспечивается возможность квалиметрии выдерживания тангажа при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме.
Способ квалиметрии выдерживания угла тангажа воздушного судна в полете при его пилотировании в автоматическом режиме в процессе тренажерной подготовки, состоящий в том, что:
в процессе полета в реальном времени случайным образом изменяют тангаж воздушного судна на величину от трех до пяти градусов, затем осуществляют мониторинг действий пилота в течение пяти секунд, и если:
при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна;
а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или вводит параметры режима полета, учитывающие изменение внешних условий полета, а именно, изменяет заданную скорость полета или задает новый режим работы силовой установке, то качество выдерживания угла тангажа воздушного судна при его пилотировании в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным.
Коваленко Г.В., Муравьев И.С | |||
Способ оценки эффективности пилотирования воздушного судна / "Актуальные проблемы защиты и безопасности" Труды XXIV Всероссийской научно-практической конференции РАРАН | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Москва, 2021 | |||
Издательство: ФГБУ "Российская академия ракетных и артиллерийских наук" (Москва) | |||
Джино-прядильная машина | 1922 |
|
SU173A1 |
Способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе выравнивания перед касанием | 2018 |
|
RU2693392C1 |
RU |
Авторы
Даты
2023-08-08—Публикация
2022-11-07—Подача