СПОСОБ КВАЛИМЕТРИИ ВЫДЕРЖИВАНИЯ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА ПРИ ПИЛОТИРОВАНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ Российский патент 2023 года по МПК G09B19/00 G06F17/40 

Описание патента на изобретение RU2797058C1

Изобретение относится к способу квалиметрии пилотирования воздушного судна.

Из уровня техники известен способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе выравнивания перед касанием (патент на изобретение RU №2693392), в соответствии с которым регистрируют параметры самолета и действий летчика штатным бортовым устройством регистрации и передают их в наземное устройство автоматизированной обработки полетной информации, формируют массив данных значений высоты и вертикальной скорости, определяют зависимость скорости снижения от высоты в определенные моменты времени, производят оценку качества пилотирования для каждой посадки в соответствии с принятыми нормативными значениями. Недостатком этого технического решения является то, что с его помощью в оценке качества пилотирования невозможно учесть правильность выбора пилотом способов, которыми он реализует управляющее воздействие по приведению траектории полета самолета к заданной (требуемой) траектории.

Технической задачей заявляемого изобретения является развитие способов квалиметрии пилотирования воздушного судна.

Решение технической задачи обеспечивается тем, что способ квалиметрии выдерживания высоты полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме в процессе тренажерной подготовки состоит в том, что в процессе полета в реальном времени случайным образом изменяют высоту полета воздушного судна на величину не менее, чем на 30 метров, затем осуществляют мониторинг действий пилота в течение 30 секунд, и если: при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна; а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или вертикальную скорость полета или мощность двигателя воздушного судна- то качество выдерживания высоты полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным.

Технический результат, достигаемый указанной совокупностью признаков, заключается в обеспечении возможности квалиметрии выдерживания высоты полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме.

Реализация заявляемого способа заключается в следующем.

При проведении тренажерной подготовки пилота по формированию и развитию навыков пилотирования воздушного судна в автоматическом режиме инструктор случайным образом изменяет высоту полета на величину не менее, чем на 30 м (как правило, на 30-50 м) - отклоняют текущую высоту от заданной (требуемой).

Затем осуществляют мониторинг действий пилота по коррекции текущей высоты полета к заданной (требуемой) высоте.

В соответствии с требованиями Наставления по производству полетов пилот должен выявить отклонение текущей высоты полета от заданной и принять меры по коррекции высоты полета в течение 30 секунд, при этом его действия должны быть рациональными, обеспечивающими оптимальное (наиболее плавное и быстрое) изменение траектории полета.

По результатам анализа опыта летной практики оптимальное изменение траектории полета при приведении текущей высоты полета к заданной при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме, предполагает, что:

при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна;

а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или вертикальную скорость полета или мощность двигателя воздушного судна.

Если пилот действует в указанной последовательности и начинает действовать в заданное время (не позже, чем через 30 секунд после изменения высоты), то качество выдерживания высоты полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным.

Эффективность и корректность предлагаемого способа подтверждена как результатами экспертного опроса 7 пилотов, имеющих стаж безаварийной профессиональной деятельности более 15 лет: реализация заявленного способа в процессе тренажерной подготовки способствует формированию у облучаемого правильного навыка выдерживания высоты полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме, что, в свою очередь, способствует повышению безопасности полетов.

Похожие патенты RU2797058C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КВАЛИМЕТРИИ ВЫДЕРЖИВАНИЯ СКОРОСТИ ПОЛЕТА ПРИ ПИЛОТИРОВАНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ 2022
  • Муравьев Иван Станиславович
RU2797057C1
СПОСОБ КВАЛИМЕТРИИ ВЫДЕРЖИВАНИЯ ТАНГАЖА ПОЛЕТА ПРИ ПИЛОТИРОВАНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ 2022
  • Муравьев Иван Станиславович
RU2801401C1
СПОСОБ КВАЛИМЕТРИИ ВЫДЕРЖИВАНИЯ КУРСА ПОЛЕТА ПРИ ПИЛОТИРОВАНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ 2022
  • Муравьев Иван Станиславович
RU2797068C1
Тренажерное устройство имитации полета с виртуальной визуализацией 2021
  • Горбунов Иван Евгеньевич
  • Усов Олег Сергеевич
  • Тулынкин Олег Леонидович
RU2784513C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПИЛОТИРОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С НЕСУЩИМ ВИНТОМ, СОДЕРЖАЩЕГО, ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, ОДИН ТОЛКАЮЩИЙ ВИНТ, УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПИЛОТИРОВАНИЯ И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2012
  • Эглен Поль
RU2513189C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ УСТРОЙСТВА ПИЛОТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА И УСТРОЙСТВО ПИЛОТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2014
  • Антрежю Седрик
RU2671442C2
БОРТОВАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖА И КОГНИТИВНЫЙ ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭТАПЕ "ВЗЛЕТ" МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА 2013
  • Егоров Валерий Николаевич
  • Архипов Владимир Алексеевич
  • Буркина Ирина Владимировна
  • Олаев Виталий Алексеевич
  • Углов Андрей Александрович
RU2550887C2
СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2016
  • Нараленков Михаил Кириллович
  • Прядкин Сергей Петрович
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Шкурко Николай Константинович
RU2647344C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛЕТНОГО И/ИЛИ ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА ВЕДЕНИЮ РАДИОПЕРЕГОВОРОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 1999
  • Климова Т.Б.
RU2175783C2
УСТРОЙСТВО ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, СИСТЕМА ОБЛЕГЧЕНИЯ ПИЛОТИРОВАНИЯ И СПОСОБ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 2011
  • Ямасаки Коити
RU2544283C2

Реферат патента 2023 года СПОСОБ КВАЛИМЕТРИИ ВЫДЕРЖИВАНИЯ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА ПРИ ПИЛОТИРОВАНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ

Изобретение относится к способу квалиметрии пилотирования воздушного судна. Способ квалиметрии выдерживания высоты полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме в процессе тренажерной подготовки состоит в том, что в процессе полета в реальном времени случайным образом изменяют высоту полета воздушного судна на величину не менее чем на 30 метров. Затем осуществляется мониторинг действий пилота в течение 30 секунд, и если при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна, а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или вертикальную скорость полета или мощность двигателя воздушного судна, то качество выдерживания высоты полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным. Обеспечивается возможность квалиметрии выдерживания высоты полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме.

Формула изобретения RU 2 797 058 C1

Способ квалиметрии выдерживания высоты полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме в процессе тренажерной подготовки, состоящий в том, что:

в процессе полета в реальном времени случайным образом изменяют высоту полета воздушного судна на величину не менее чем на 30 метров, затем осуществляют мониторинг действий пилота в течение 30 секунд, и если

при несоответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет режим работы автоматизированных систем воздушного судна;

а при соответствии режима работы автоматизированных систем воздушного судна заданному режиму пилот изменяет угол тангажа или вертикальную скорость полета или мощность двигателя воздушного судна,

то качество выдерживания высоты полета при пилотировании воздушного судна в автоматическом режиме считают удовлетворительным, иначе - неудовлетворительным.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2797058C1

Коваленко Г.В., Муравьев И.С
Способ оценки эффективности пилотирования воздушного судна
"Актуальные проблемы защиты и безопасности" Труды XXIV Всероссийской научно-практической конференции РАРАН
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Москва, 2021
Издательство: ФГБУ "Российская академия ракетных и артиллерийских наук" (Москва)
Джино-прядильная машина 1922
  • Шиварев В.В.
SU173A1
Способ оценивания качества пилотирования самолета летчиком на этапе выравнивания перед касанием 2018
  • Завершинский Владимир Витальевич
RU2693392C1
RU

RU 2 797 058 C1

Авторы

Муравьев Иван Станиславович

Даты

2023-05-31Публикация

2022-08-24Подача