Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к способам изготовления лент из алюминиевого сплава, и может быть использовано в транспортном машиностроении, строительстве и судостроении.
Известен способ прокатки Al-Mg сплавов, содержащий холодную прокатку в несколько проходов, при котором прокатку осуществляют со степенью деформации за проход 40-45 %, при этом между проходами охлаждают металл до 70-80°C (а.с. 878386, В21В 3/0).
К недостаткам аналога можно отнести сложность технологического процесса, пониженную технологическую пластичность, а также низкую производительность изготавливаемой ленты.
Известен способ прокатки ленты из алюминиевых сплавов, включающий холодную прокатку ленты в двух валках при рассогласовании их окружных скоростей до суммарной степени деформации 75-95 % с минимальной единичной степенью деформации 50 %, при этом окружные скорости валков задают из соотношений, а максимальная единичная степень деформации при прокатке не превышает 75 % и после каждого прохода полосу охлаждают до температуры 20-25°C (Пат. РФ 2622195, B21B 1/28).
Недостатком аналога является трудоемкость технологического процесса, энергозатратность, а также пониженная технологическая пластичность при производстве лент.
Наиболее близким аналогом к заявляемому способу является способ асимметричной прокатки холоднокатаной ленты из алюминиевого сплава АМг6, включающий холодную прокатку ленты в двух валках при рассогласовании их окружных скоростей, при этом прокатку осуществляют за один проход с обжатием ɛ=8-65%, а окружную скорость верхнего валка задают равной V1=1,9-2,1 об/мин, а нижнего валка V2=5V1 об/мин (Пат. РФ 2793650, B21B 1/28, B21B 3/00).
Недостатком прототипа является невозможность обеспечения при данных режимах сокращения технологического цикла.
Техническая проблема, решаемая изобретением, заключается в получении тонких лент из алюминиевого сплава АД33 с повышенной технологической пластичностью.
Технический результат, обеспечивающий решение поставленной проблемы, заключается в создании необходимых условий деформации при асимметричной прокатке за один проход, обеспечивающих получение ленты из алюминиевого сплава АД33 с повышенной технологической пластичностью, что позволит сократить технологический цикл.
Поставленная проблема решается тем, что способ асимметричной прокатки холоднокатаной ленты из алюминиевого сплава, включающий холодную прокатку ленты в двух валках при рассогласовании их окружных скоростей за один проход, согласно изменению, прокатку осуществляют с обжатием ɛ=40-50%, при этом окружную скорость верхнего валка задают равной V1=2-4 об/мин, а окружную скорость нижнего валка V2=8-9 об/мин.
Для получения продукции из алюминиевого сплава с повышенной технологической пластичностью осуществлять холодную прокатку полосы за один проход в валках с рассогласованием их окружных скоростей менее чем в 2 раза нецелесообразно, так как при этом снижается интенсивность сдвиговой деформации, следовательно, не происходит достаточного разогрева сплава, что ведет к снижению технологической пластичности. Асимметричная прокатка с обжатием менее 40 % нецелесообразна, так как получаемые показатели твердости соответствуют показателям твердости при симметричной прокатке, что свидетельствует о неизменном показателе технологической пластичности.
При рассогласовании окружных скоростей более чем в 4,5 раза и с обжатием свыше 50 % за один проход происходит появление поверхностных дефектов.
Для получения продукции из алюминиевого сплава с повышенной технологической пластичностью осуществлять холодную прокатку полосы за один проход в валках с рассогласованием их окружных скоростей и со скоростью V1<2 об/мин нецелесообразно, так как за один проход происходит значительная интенсификация сдвиговой деформации, что приводит к чрезмерному разогреву, вплоть до оплавления прокатываемого образца сплава и налипание его на прокатные валки.
Для получения продукции из алюминиевого сплава с повышенной пластичностью осуществлять холодную прокатку полосы за один проход в валках с рассогласованием их окружных скоростей и со скоростью V1˃4 об/мин нецелесообразно, так как при этом снижается интенсивность сдвиговой деформации, следовательно, не происходит достаточного разогрева сплава, что ведет к снижению технологической пластичности сплава.
Совокупность признаков заявляемого способа позволяет обеспечить интенсификацию процесса фрагментирования зерен сплава за счет действия больших сдвиговых деформаций в процессе асимметричной прокатки.
Для обоснования преимуществ заявляемого способа в лабораторных условиях был изготовлен алюминиевый сплав следующего химического состава, мас. %: Mg – 0,8; Mn – 0,15; Fe – 0,7; Si – 0,8; Zn – 0,25; Ti – 0,15; Cu – 0,4; Cr – 0,35; Al – остальное. Листовые заготовки из алюминиевого сплава имели размеры: длину 100,0 мм; ширину 25,0 мм; толщину 2,0 мм.
Способ асимметричной прокатки алюминиевого сплава осуществляли следующим образом. Предварительно, исходя из конечной толщины изделия, задавали степень обжатия заготовки. В соответствии с формулой изобретения нижнему и верхнему валку задавали разные окружные скорости. В рабочие валки подавали заготовку из алюминиевого сплава и прокатывали ее за один проход. Листовые заготовки алюминиевых сплавов подвергались прокатке при комнатной температуре. Прокатку вели без смазки, на сухих валках во всех случаях.
Измерение усилия и моментов прокатки осуществлялось с помощью системы управления лабораторно-промышленного стана дуо 400, обеспечивающей запись количественного изменения параметров технологического процесса. В ходе экспериментов выполнялось условие повторяемости (сходимости) результатов (с 95 %-ной доверительной вероятностью) измерения усилия и моментов прокатки [1. ГОСТ 9012-59 Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю. - М.: Стандартинформ, 1960. – 39 с.; 2. Румянцев М.И. Статистические методы для обработки и анализа числовой информации, контроля и управления качеством: учебное пособие / М.И. Румянцев, Н.А. Ручинская // Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова». – 2008. – 210 с.].
Измерение толщины лент, полученных после прокатки, производили цифровым микрометром 06-11-44. В ходе экспериментов выполнялось условие повторяемости (сходимости) результатов (с 95 %-ной доверительной вероятностью) измерения толщины полученных после прокатки лент, при этом расхождение между результатами составило от 0,001 мм (для толщины 0,5 мм) до 0,005 мм (для толщины 5,3 мм). [1, 2].
Замер твердости полученных алюминиевых лент осуществляли на твердомере EMCO TEST M4C/R G3 методом Бринелля. В ходе экспериментов выполнялось условие повторяемости (сходимости) результатов (с 95 %-ной доверительной вероятностью) измерения твердости полученных после прокатки лент [1, 2]. В ходе экспериментов выполнялось условие повторяемости (сходимости) результатов (с 95 %-ной доверительной вероятностью) измерения толщины полученных после прокатки лент.
Результаты проведенных экспериментов прокатки лент из заявляемого сплава с различным отношением скоростей рабочих валков представлены в таблице.
Увеличение отношения скоростей валков до V2/V1 = 4,5 приводило к возможности увеличения обжатия образца до 50 % при более низких показателях твердости по сравнению с симметричной прокаткой. При обжатии 70 % происходило разрушение образцов.
Результаты проведения испытаний показали, что при симметричной прокатке (V2/V1= 5/5) термически не упрочняемого алюминиевого сплава образец разрушался при попытке продеформировать его до толщины 1,2 мм (относительная степень обжатия 50 %), усилие прокатки при этом составило 350 кН.
Введение асимметрии за счет увеличения отношения скоростей рабочих валков до 4,5 (V2/V1 = 9/2) приводит к уменьшению значений усилия прокатки. Указанная выше величина рассогласования валков позволяет за один проход увеличить относительную степень обжатия до 50 %. При этом, несмотря на увеличение степени обжатия (до 50 %), наблюдается резкое снижение усилия прокатки в 2,8 раза при рассогласовании скоростей валков, равном: твердость при этом снижается на 5 %.
Результаты опытов показали, что полученные режимы позволят получить ленту, обладающую высокой технологической пластичностью, что даст возможность исключить дополнительную термическую обработку (отжиг), а также сократить количество циклов прокатки.
Таким образом, при создании необходимых условий деформации при асимметричной прокатке появляется возможность проведения процесса прокатки за один проход с повышенными значениями степени обжатия, при этом величины усилия прокатки и твердости полученной ленты снижаются, что позволяет проводить дальнейшую технологическую обработку полосы из заявляемого сплава без дополнительной термической обработки.
Таблица
Параметры прокатки лент из алюминиевого сплава АД33
экспери-мента
кН
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ асимметричной прокатки холоднокатаной ленты из алюминиевого сплава АМг6 | 2022 |
|
RU2793650C1 |
Способ асимметричной прокатки полосы из алюминиевого сплава Д16 (варианты) | 2022 |
|
RU2794211C1 |
Способ комбинированного процесса асимметричной и симметричной прокатки полосы из алюминиевого сплава | 2023 |
|
RU2800640C1 |
Способ производства ленты из высокоуглеродистых и легированных сталей | 2023 |
|
RU2795066C1 |
Способ производства ленты из низкоуглеродистых сталей | 2023 |
|
RU2821127C1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ХОЛОДНОКАТАНОЙ ПОЛОСЫ | 2013 |
|
RU2542212C1 |
СПОСОБ ТОНКОЛИСТОВОЙ ПРОКАТКИ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 2016 |
|
RU2622195C1 |
Способ получения листа из алюминиево-магниевых сплавов | 2018 |
|
RU2677196C1 |
Способ производства тонкой полосы | 2019 |
|
RU2701322C1 |
Способ асимметричной криогенной прокатки | 2019 |
|
RU2699432C1 |
Изобретение относится к способу асимметричной прокатки холоднокатаной ленты из алюминиевого сплава АД33. Осуществляют холодную прокатку ленты в двух валках при рассогласовании их окружных скоростей за один проход. Прокатку осуществляют с обжатием 40-50%. Окружную скорость верхнего валка задают равной V1=2-4 об/мин, а окружную скорость нижнего валка V2=8-9 об/мин. В результате сокращается технологический цикл прокатки и усилия при прокатке металла. 1 табл.
Способ асимметричной прокатки холоднокатаной ленты из алюминиевого сплава АД33, включающий холодную прокатку ленты в двух валках при рассогласовании их окружных скоростей за один проход, отличающийся тем, что прокатку осуществляют с обжатием 40-50%, при этом окружную скорость верхнего валка задают равной V1=2-4 об/мин, а окружную скорость нижнего валка V2=8-9 об/мин.
Способ асимметричной прокатки холоднокатаной ленты из алюминиевого сплава АМг6 | 2022 |
|
RU2793650C1 |
СПОСОБ ТОНКОЛИСТОВОЙ ПРОКАТКИ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 2016 |
|
RU2622195C1 |
Способ производства тонкой полосы | 2019 |
|
RU2701322C1 |
JP 58192614 A, 10.11.1983. |
Авторы
Даты
2024-06-11—Публикация
2023-12-15—Подача