Способ получения функциональных антифрикционных покрытий для подшипниковых сопряжений турбокомпрессоров ДВС на основе металлокерамических соединений с низким коэффициентом трения Российский патент 2024 года по МПК C23C26/00 B23K26/342 

Описание патента на изобретение RU2826114C1

Область техники

Изобретение относится к способам нанесения керамических антифрикционных покрытий, а именно карбонитрдных антифрикционных покрытий из порошковых композиций, посредством их короткоимпульсной лазерной наплавки на вал ротора турбокомпрессора ДВС. Заявленный способ может быть использован для повышения физико-механических свойств функциональных поверхностей и их восстановления при ремонте, которые в свою очередь эксплуатируются при повышенных усталостных, износных, термоциклических нагрузках, работают в условиях масляного голодания и граничного трения.

Уровень техники

Известен способ формирования покрытия и установка для его осуществления. (RU № 2497978 C2, МПК C23C 24/08, B22F 3/105 от 22.07.2011.) На рабочей поверхности изделия формируют покрытие посредством последовательно послойного нанесения жидкоподвижной порошковой суспензии на поверхность обрабатываемой части изделия и сканирования ее лазерным лучом. В камеру установки для сканирования через сальник вводят часть изделия для формирования на ней покрытия. Заливают суспензию в камеру до погружения изделия в нее на 2/3-3/4 диаметра. Посредством автоматического управления с помощью привода изделия поворачивают так, что покрытая суспензией краевая полоса оказывается в верхней части в зоне лазерного излучения. Сканируют первую полосу в продольном относительно изделия направлении, затем выполняют поворот на ширину полосы с учетом перекрытия полос и сканируют вторую полосу в обратном направлении и далее до достижения намеченной толщины покрытия. Суспензию используют следующего состава в мас.%: углеродосодержащий жидкий материал (С7Н1 4, CCLI4) - 30-50; медь порошкообразная с дисперсностью частиц 0,5-1,5 мкм - 0,8-3; графитовый порошок - 0,4-0,6; карбонильное железо порошок марки Р-100 с дисперсностью 50-800 нм - остальное. Частицы с дисперсностью 50-300 нм составляют не менее 50%.

Недостатком данного способа является высокое содержание в составе порошковой композиции материала с содержанием углерода, что характерно для сверхтвердых покрытий, но использование покрытия с такими характеристиками в условиях высоких знакопеременных динамических нагрузок в подшипниковом сопряжении турбокомпрессора может привести к отслоению покрытия, а так же его разрушению, особенно из за воздействия частых термических изменений, которые испытывает вал ротора ТКР. Такие дефекты не допустимы, так как это приводит к появлению задиров на поверхности деталей и дальнейшему износу подшипникового сопряжения и его разрушению.

Известен способ получения стойкого композиционного покрытия на металлических деталях. (RU № 2752403 C1, МПК C23C 30/00, C23C 24/08, C23C 4/12 от 16.09.2020.) Изобретение может быть использовано для восстановления и упрочнения деталей машин и инструмента. Способ включает внесение в зону лазерного воздействия порошковой композиции системы Fe-Ni-Cr-Si, легированной бором, ниобием и медью, дисперсностью 60-100 мкм и непрерывную наплавку в контролируемой газовой среде аргона с азотом при мощности лазера 1,8-2 кВт. Техническим результатом изобретения является повышение твердости поверхностного слоя до уровня ≥1400 HV при достижении прочности покрытия 650 МПа на глубину до 1,2 мм за счет формирования железо-никелевой металлической основы с равномерным распределением сложных карбидообразующих включений и устойчивых фаз, повышающих адгезию и твердость покрытия.

Недостатком данного способа является трудность или даже невозможность управления процессом для формирования слоя заданной структуры в диапазоне «плотность - пористость» и равномерной толщины по всей площади, особенно это характерно для тел вращения типа вала ротора турбокомпрессора. Так же довольно трудоемким процессом является обеспечение равномерной подачи порошка в зону спекания.

Раскрытие изобретения

Задачей настоящего изобретения является разработка способа получения антифрикционного керамического покрытия с низким коэффициентом трения на поверхности вала турбокомпрессора.

Задачи, решаемые настоящим способом:

Повышение и улучшение эксплуатационных характеристик турбокомпрессора ДВС при восстановлении или модернизации вала ротора, предлагаемым способом, а конкретно:

- увеличение межремонтного ресурса турбокомпрессора, времени выбега вала ротора;

- повышение износостойкости, термопрочности подшипникового сопряжения;

- снижение коэффициента трения подшипникового сопряжения, времени воздействия эффекта «турбоямы»;

- улучшение технико-экономических показателей при эксплуатации;

- увеличение надежности и эффективности как самого турбокомпрессора, так и ДВС, вместе с которым он эксплуатируется.

Эти задачи решаются методом нанесения покрытия на поверхность вала турбокомпрессора путем короткоимпульсной лазерной наплавки порошковой композиции в виде суспензии внутри герметичной защитной камеры. Перед этим проводят предварительную механическую обработку зоны наплавки на станке круглошлифовального типа 3У131. В последующем (см. фиг. 1) вал турбокомпрессора 1 погружается на глубину 3/4 от диаметра в порошковую суспензию 7 внутри специальной защитной камеры 3, заполненной аргоном. Ролик 5, за счет вращения относительно вала турбокомпрессора 1 на заданном расстоянии, выравнивает поверхность обмазки на валу турбокомпрессора 1 после каждого его поворота. При достижении области вала 1 с нанесенной обмазкой в зону действия лазерного луча 6 производится короткоимпульсная лазерная обработка по заранее установленным режимам, что приводит к сплавлению порошковой обмазки с валом турбокомпрессора 1. Поворот вала турбокомпрессора 1 осуществляется при помощи интегрированного в лазерную установку шагового электродвигателя 8. После оплавления покрытие подвергается очистке и механической обработке в виде алмазного выглаживания поверхности с последующей шлифовкой до номинального размера и полировкой. Для формирования покрытия используют порошковую композицию следующего состава (по массе):

а) Нитрид бора ВN – 40 %;

b) Карбид бора В4С – 37 %;

с) Оксид лития LiOH – 23 %;

Предлагаемое техническое решение позволяет получать покрытия с высокой изностойкостью и низким коэффициентом трения.

Список источников, принятых во внимание при составлении заявки

1. RU № 2214897 C2 Российская Федерация, МПК B23P 6/00. способ восстановления изношенных шеек роторов турбокомпрессоров : № 2002101342/02 : заявл. 10.01.2002 : опубл. 27.10.2003 / В. В. Вашковец, А. С. Сипин ; заявитель Хабаровский государственный технический университет.

2. Патент № 2497978 C2 Российская Федерация, МПК C23C 24/08, B22F 3/105. Способ формирования покрытия и установка для его осуществления : № 2011130871/02 : заявл. 22.07.2011 : опубл. 10.11.2013 / А. Г. Ипатов, С. М. Стрелков, С. С. Стрелков, Е. В. Харанжевский ; заявитель Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевская государственная сельскохозяйственная академия".

3. Патент № 2752403 C1 Российская Федерация, МПК C23C 30/00, C23C 24/08, C23C 4/12. Способ получения стойкого композиционного покрытия на металлических деталях : № 2020130409 : заявл. 16.09.2020 : опубл. 27.07.2021 / С. П. Оплеснин, С. Е. Крылова, В. А. Завьялов [и др.] ; заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Технология".

Похожие патенты RU2826114C1

название год авторы номер документа
Способ получения износостойкого антифрикционного покрытия на подложке из стали, никелевого или титанового сплава 2023
  • Харанжевский Евгений Викторович
  • Ипатов Алексей Геннадьевич
  • Макаров Алексей Викторович
RU2826632C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕРХТВЕРДЫХ ИЗНОСОСТОЙКИХ ПОКРЫТИЙ С НИЗКИМ КОЭФФИЦИЕНТОМ ТРЕНИЯ 2019
  • Харанжевский Евгений Викторович
  • Ипатов Алексей Геннадьевич
  • Кривилев Михаил Дмитриевич
RU2718793C1
Способ получения стойкого композиционного покрытия на металлических деталях 2020
  • Оплеснин Сергей Петрович
  • Крылова Светлана Евгеньевна
  • Завьялов Владимир Александрович
  • Михайлов Александр Васильевич
  • Стрижов Артем Олегович
  • Плесовских Алексей Юрьевич
  • Курноскин Иван Александрович
RU2752403C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ФАСКИ КЛАПАНА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2021
  • Ипатов Алексей Геннадьевич
  • Харанжевский Евгений Викторович
  • Волков Кирилл Георгиевич
RU2772481C1
Способ формирования антифрикционного покрытия с помощью автоматизированного устройства подачи порошкового материала в зону лазерной обработки 2017
  • Матвеева Юлия Юрьевна
  • Ипатов Алексей Геннадьевич
  • Харанжевский Евгений Викторович
RU2652335C1
СПОСОБ ЛАЗЕРНОГО ЛЕГИРОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ СТАЛИ ПОРОШКАМИ КАРБИДА БОРА И АЛЮМИНИЯ 2022
  • Лупсанов Андрей Борисович
  • Мишигдоржийн Ундрах Лгагвасуренович
  • Номоев Андрей Валерьевич
  • Южаков Илья Андреевич
  • Лысых Степан Леонтьевич
RU2786263C1
СПОСОБ БОРИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ УГЛЕРОДИСТОЙ СТАЛИ 2022
  • Семенов Александр Петрович
  • Милонов Александр Станиславович
  • Дашеев Доржо Эрдэмович
  • Смирнягина Наталья Назаровна
RU2784536C1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ КЕРАМИЧЕСКОГО ПОКРЫТИЯ НА ДЕТАЛИ ИЗ ЧУГУНОВ И СТАЛЕЙ 2011
  • Гурьев Алексей Михайлович
  • Иванов Сергей Геннадьевич
  • Гурьев Михаил Алексеевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Зобнев Виктор Викторович
RU2482215C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКРЫТИЯ НА МЕТАЛЛЕ ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОЙ НАПЛАВКОЙ КЕРАМИЧЕСКОГО ПОРОШКА 2020
  • Бакеев Илья Юрьевич
RU2735688C1
СПОСОБ ЛАЗЕРНОЙ НАПЛАВКИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ 2020
  • Сычев Александр Павлович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Лапицкий Валентин Александрович
  • Бардушкин Владимир Валентинович
  • Сычев Алексей Александрович
  • Яковлев Виктор Борисович
  • Колесников Игорь Владимирович
RU2735481C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 826 114 C1

Реферат патента 2024 года Способ получения функциональных антифрикционных покрытий для подшипниковых сопряжений турбокомпрессоров ДВС на основе металлокерамических соединений с низким коэффициентом трения

Изобретение относится к способу формирования антифрикционного керамического покрытия на поверхности стального изделия в виде вала ротора турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания. Проводят механическую обработку, наносят порошковую суспензию, выравнивают ее прокатным валиком и осуществляют лазерную короткоимпульсную наплавку указанной суспензии. Упомянутая порошковая суспензия содержит порошковую композицию, содержащую нитрид бора – 40 мас.%, карбид бора – 37 мас.% и оксид лития – 23 мас.%. Обеспечивается получение антифрикционного керамического покрытия на поверхности указанного вала, что приводит к повышению времени выбега вала, увеличению интенсивности его раскручивания, снижению эффекта турбоямы и времени его продолжительности. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 826 114 C1

1. Способ формирования антифрикционного керамического покрытия на поверхности стального изделия в виде вала ротора турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания, включающий проведение механической обработки, нанесение порошковой суспензии и ее лазерную короткоимпульсную наплавку, отличающийся тем, что нанесенную порошковую суспензию выравнивают прокатным валиком, при этом порошковая суспензия содержит порошковую композицию, содержащую, мас.%

нитрид бора 40 карбид бора 37 оксид лития 23

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что после упомянутой наплавки проводят алмазное выглаживание.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что упомянутое антифрикционное покрытие имеет коэффициент трения 0,03-0,09.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2826114C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕРХТВЕРДЫХ ИЗНОСОСТОЙКИХ ПОКРЫТИЙ С НИЗКИМ КОЭФФИЦИЕНТОМ ТРЕНИЯ 2019
  • Харанжевский Евгений Викторович
  • Ипатов Алексей Геннадьевич
  • Кривилев Михаил Дмитриевич
RU2718793C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФНОЙ ПОВЕРХНОСТИ НА СТАЛЬНОМ ТИСНИЛЬНОМ ВАЛЕ 2012
  • Бёльи, Шарль
  • Вайссмантель, Штеффен
  • Райссе, Гюнтер
  • Ликшат, Петер
  • Штеффен, Вернер
RU2614502C2
СПОСОБ ЛАЗЕРНОГО ЛЕГИРОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ СТАЛИ ПОРОШКАМИ КАРБИДА БОРА И АЛЮМИНИЯ 2022
  • Лупсанов Андрей Борисович
  • Мишигдоржийн Ундрах Лгагвасуренович
  • Номоев Андрей Валерьевич
  • Южаков Илья Андреевич
  • Лысых Степан Леонтьевич
RU2786263C1
Способ получения стойкого композиционного покрытия на металлических деталях 2020
  • Оплеснин Сергей Петрович
  • Крылова Светлана Евгеньевна
  • Завьялов Владимир Александрович
  • Михайлов Александр Васильевич
  • Стрижов Артем Олегович
  • Плесовских Алексей Юрьевич
  • Курноскин Иван Александрович
RU2752403C1
CN 101524784 B, 12.06.2013
ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ 2008
  • Жингель Владимир Иосифович
RU2393559C2

RU 2 826 114 C1

Авторы

Ипатов Алексей Геннадьевич

Харанжевский Евгений Викторович

Малинин Александр Васильевич

Даты

2024-09-04Публикация

2024-01-16Подача