Изобретение относится к способу получения депрессорной присадки на основе сополимеров альфа-олефинов и малеинового ангидрида. Изобретение может быть использовано для получения депрессорной присадки для дизельного топлива, дистиллятного судового топлива и среднедистиллятных нефтепродуктов. В качестве депрессорных присадок в углеводородные среднедистиллятные топлива могут применяться продукты сополимеризации различных веществ, например сополимеры этилена с винилацетатом, полиалкилметакрилаты, сополимеры альфа-олефинов с малеиновым ангидридом. Данные вещества получают путем радикальной сополимеризации в присутствии пероксидных или металлоценовых катализаторов.
Известен способ получения депрессорной присадки к дизельному топливу (Патент РФ № 2684412, опубл. 09.04.2019), включающий получение в качестве депрессорного компонента присадки по реакции радикальной сополимеризации этиленненасыщенных мономеров малеинового ангидрида и фракции 1-олефинов С8-С24 с участием инициатора дибензоилпероксида с соотношением исходных реагентов от 1:0,92 до 1:3,7 при температуре от 75 до 90°С в течение от 8 до 23 часов в толуоле, ксилоле или дизельном топливе в качестве растворителей, очистку сополимера упариванием растворителя и выделение сополимера.
Недостатками данного способа являются необходимость перевода в раствор твердофазного малеинового ангидрида перед сополимеризацией, а также низкая степень очистки сополимера.
Известен способ получения депрессорной присадки к дизельному топливу (Патент РФ № 2715896, опубл. 04.03.2020), включающий получение в качестве депрессорного компонента полимерное соединение, полученное реакцией радикальной сополимеризации малеинового ангидрида и фракции 1-олефинов С8-С24, выделяемой из продуктов термокаталитической олигомеризации этилена, инициируемое дибензоилпероксидом, с соотношением исходных реагентов 1:1 при температуре от 65 до 75°С в течение от 6 до 8 часов в толуоле, ксилоле, нафте или дизельном топливе в качестве растворителей.
Недостатками данного способа являются необходимость перевода в раствор твердофазного малеинового ангидрида перед сополимеризацией, низкая степень очистки сополимера, а также низкая эффективность полученного сополимера в качестве депрессорной присадки по отношению к топливам различного состава.
Известен способ получения депрессорной присадки для смазочных масел на основе сополимера алкилметакрилата и метилметакрилата (Патент РФ № 2402571, опубл. 27.10.2010), включающий стадию полимеризации алкилметакрилатов фракции C12-C18 или сополимеризации их с метилметакрилатом в присутствии инициатора радикальной полимеризации азобисизобутиронитрила при температуре от 70 до 100°С, отличающийся тем, что процесс полимеризации или сополимеризации алкилметакрилатов фракции C12-C18 с метилметакрилатом в количестве до 9 масс. % от количества алкилметакрилатов проводят в минеральном или синтетическом масле при пониженном давлении от 1 до 50 мм рт.ст., содержании мономерной смеси, включающей метилметакрилат и алкилметакрилаты, в количестве от 40 до 90 масс. % и инициатора от 0,5 до 2,0 масс. % от массы мономеров, которые вводят в процесс сразу или частями до индукционного периода, определяемого по повышению температуры реакционной массы, и после его окончания.
Недостатками данного способа получения сополимера является использование в качестве инициатора азобисизобутиронитрила, синтезируемого из ядовитых веществ, а также проведение стадии синтеза при пониженном давлении.
Известен способ получения сополимеров алкилметакрилатов и бензилметакрилата (Xie M., Chen F., Liu J., Yang T., Yin S., Lin H., Xue Y., Han S. Synthesis and evaluation of benzyl methacrylatemethacrylate copolymers as pour point depressant in diesel fuel // Fuel. Elsevier Ltd, 2019. V. 255), включающий получение сополимеров по реакции радикальной сополимеризации этиленненасыщенных мономеров бензилметакрилата с додецил-, тетрадецил-, гексадецил- и октадециловыми эфирами метакриловой кислоты в соотношении от 1:1 до 1:15 в присутствии инициатора дибензоилпероксида в количестве 1 % в инертной среде азота при температуре 110°С в течение 480 минут, осаждение полученного сополимера избытком метанола и сушку при пониженном давлении в течение 12 часов.
Недостатком данного способа являются длительные стадии процесса синтеза и сушки сополимеров, низкая эффективность действия полученных сополимеров в качестве депрессорной присадки при добавлении в дизельное топливо.
Известна депрессорная присадка к дизельному топливу и способ ее получения (Патент РФ №2756770, опубл. 05.10.2021), принятый за прототип, включающий получение в качестве депрессорного компонента присадки модифицированный сополимер малеинового ангидрида и 1-олефинов С6-С30 по реакции радикальной сополимеризации с участием инициатора радикальной полимеризации в толуоле, ксилоле или диэтилбензоле в качестве растворителя при температуре от 90 до 150°С в течение от 2 до 3 часов, и последующей модификацией полученного сополимера жирными аминами или спиртами, или их смесью, с длиной алкила С6-С28 при температуре от 90 до 160°С в течение от 2 до 3 часов.
Недостатками данного способа получения сополимера являются многостадийный синтез, включающий дополнительную стадию модификации сополимера, а также низкая эффективность полученного сополимера в качестве депрессорной присадки по отношению к топливу.
Техническим результатом является получение высокоэффективной депрессорной присадки на основе альфа-олефинов.
Технический результат достигается тем, что для сополимеризации используют альфа-олефины с длиной углеродной цепи от 12 до 18, а мольное соотношение компонентов составляет от 5:1 до 100:1, далее добавляют растворитель, в качестве которого используют орто-ксилол в количестве от 0 до 60 об. %, а затем вводят инициатор, в качестве которого используют пероксид бензоила в количестве от 1,0 до 3,0 масс. % и проводят нагрев при температуре от 100 до 150°С в течение от 100 до 400 минут при постоянном перемешивании, после этого смесь сушат до достижения парами температуры от 220 до 250°С и давлении от 10 до 20 кПа, дают смеси остыть до 50°С, после чего добавляют орто-ксилол в массовом соотношении 1:1 к массе полученного сополимера и перемешивают.
Способ осуществляется следующим образом. Сополимеризации подвергают альфа-олефины с длиной углеводородной цепи от 12 до 18, которые смешивают в реакторе с малеиновым ангидридом, при этом мольное соотношение между альфа-олефинами и малеиновым ангидридом составляет от 5:1 до 100:1. Далее добавляют растворитель, в качестве которого используют орто-ксилол в количестве от 0 до 60 об. %. После этого реакционную смесь нагревают до 70°С при постоянном перемешивании. Далее в смесь вводят инициатор радикальной сополимеризации, в качестве которого используют дибензоилпероксид в количестве от 1 до 3 масс. %. Затем реакционную смесь нагревают до температуры от 100°С до 150°C и поддерживают ее в течение от 100 до 400 минут при постоянном перемешивании. После этого нагрев отключают и дают реакционной смеси остыть до 50 °С. Далее раствор переливают в емкость, снабженную нагревателем и проводят вакуумную сушку при давлении от 10 до 20 кПа до достижения температуры паров 220°С до 250°С. Далее дают смеси остыть до 50°С, после чего добавляют толуол, в массовом соотношении 1:1 к массе полученного сополимера, и перемешивают с помощью верхнеприводной мешалки в течение не менее 10 минут. Полученный продукт является депрессорной присадкой и представляет собой вязкую жидкость от желтого до темно-коричневого цвета.
Способ поясняется следующими примерами.
Пример 1. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 5:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 3 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора. Смесь нагревают до 120°С и поддерживают эту температуру в течение 100 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 20 кПа до достижения парами температуры 235°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 9°С и 16°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 20°С и минус 42°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 2. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 3:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 0,5 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора и 20 об. % орто-ксилола в качестве растворителя. Смесь нагревают до 80°С и поддерживают эту температуру в течение 200 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 40 кПа до достижения парами температуры 210°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 4°С и 9°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 15°С и минус 35°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, не позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 3. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 5:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 3 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора. Смесь нагревают до 140°С и поддерживают эту температуру в течение 400 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 15 кПа до достижения парами температуры 240°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 10°С и 17°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 21°С и минус 43°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 4. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 5:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 3 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора и 30 об. % орто-ксилола в качестве растворителя. Смесь нагревают до 100°С и поддерживают эту температуру в течение 120 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 12 кПа до достижения парами температуры 240°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 9°С и 19°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 20°С и минус 45°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 5. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 10:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 3 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора и 30 об. % орто-ксилола в качестве растворителя. Смесь нагревают до 135°С и поддерживают эту температуру в течение 300 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 17 кПа до достижения парами температуры 250°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 11°С и 15°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 22°С и минус 41°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 6. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 10:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 3 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора. Смесь нагревают до 150°С и поддерживают эту температуру в течение 300 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 18 кПа до достижения парами температуры 230°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 12°С и 20°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 23°С и минус 46°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 7. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 10:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 3 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора и 70 об. % орто-ксилола в качестве растворителя. Смесь нагревают до 110°С и поддерживают эту температуру в течение 300 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 15 кПа до достижения парами температуры 260°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 1°С и 8°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 12°С и минус 34°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, не позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 8. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 10:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 3 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора и 70 об. % орто-ксилола в качестве растворителя. Смесь нагревают до 90°С и поддерживают эту температуру в течение 200 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 15 кПа до достижения парами температуры 210°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 1°С и 6°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 12°С и минус 32°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, не позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 9. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 25:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 4 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора. Смесь нагревают до 165°С и поддерживают эту температуру в течение 100 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 35 кПа до достижения парами температуры 220°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 3°С и 10°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 14°С и минус 36°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, не позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 10. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 20:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 2 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора. Смесь нагревают до 140°С и поддерживают эту температуру в течение 300 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 12 кПа до достижения парами температуры 245°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 9°С и 16°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 20°С и минус 42°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 11. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 20:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 2 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора и 40 об. % орто-ксилола в качестве растворителя. Смесь нагревают до 125°С и поддерживают эту температуру в течение 300 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 12 кПа до достижения парами температуры 250°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 10°С и 21°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 21°С и минус 47°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 12. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 20:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 2 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора и 50 об. % орто-ксилола в качестве растворителя. Смесь нагревают до 100°С и поддерживают эту температуру в течение 240 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 12 кПа до достижения парами температуры 230°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 10°С и 22°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 21°С и минус 48°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 13. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 50:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 1 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора и 80 об. % орто-ксилола в качестве растворителя. Смесь нагревают до 80°С и поддерживают эту температуру в течение 60 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 50 кПа до достижения парами температуры 230°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 5°С и 9°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 16°С и минус 35°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, не позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 14. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 50:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 1,5 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора и 15 об. % орто-ксилола в качестве растворителя. Смесь нагревают до 90°С и поддерживают эту температуру в течение 120 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 30 кПа до достижения парами температуры 260°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 3°С и 8°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 14°С и минус 34°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, не позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 15. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 50:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 2 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора и 10 об. % орто-ксилола в качестве растворителя. Смесь нагревают до 100°С и поддерживают эту температуру в течение 200 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 40 кПа до достижения парами температуры 250°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 9°С и 19°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 20°С и минус 45°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 16. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 50:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 2 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора и 20 об. % орто-ксилола в качестве растворителя. Смесь нагревают до 110°С и поддерживают эту температуру в течение 300 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 20 кПа до достижения парами температуры 240°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 10°С и 17°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 21°С и минус 43°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 17. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 100:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 2 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора и 30 об. % орто-ксилола в качестве растворителя. Смесь нагревают до 120°С и поддерживают эту температуру в течение 300 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 16 кПа до достижения парами температуры 230°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 9°С и 18°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 20°С и минус 44°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 18. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 100:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 2 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора и 30 об. % орто-ксилола в качестве растворителя. Смесь нагревают до 130°С и поддерживают эту температуру в течение 200 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 15 кПа до достижения парами температуры 210°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 1°С и 5°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 12°С и минус 31°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, не позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 19. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 100:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 2 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора. Смесь нагревают до 140°С и поддерживают эту температуру в течение 200 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 15 кПа до достижения парами температуры 245°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 8°С и 16°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 19°С и минус 42°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Пример 20. В реактор, снабженный перемешивающим устройством и обратным холодильником, вводят в мольном соотношении 100:1 соответственно альфа-олефины C12-C18 и малеиновый ангидрид. В реактор также добавляют 3 масс. % дибензоилпероксида в качестве инициатора. Смесь нагревают до 150°С и поддерживают эту температуру в течение 200 минут. Далее проводят сушку сополимеров при давлении 15 кПа до достижения парами температуры 240°С. Для оценки качества полученную депрессорную присадку вводят в дизельное топливо в количестве 2000 ppm и определяют его низкотемпературные свойства - ПТФ и ТЗ в чистом виде и с добавлением присадки. Таким образом для чистого топлива ПТФ и ТЗ составили минус 11°С и минус 26°С, а максимальная депрессия ПТФ и ТЗ при добавлении присадки составила 9°С и 15°С соответственно. Значения ПТФ и ТЗ топлива с добавлением присадки составили минус 20°С и минус 41°С соответственно. На основании данных об эффективности действия депрессорной присадки на низкотемпературные свойства топлива можно сделать вывод, что параметры синтеза и очистки, описанные в примере, позволяют достичь необходимых свойств продукта.
Таким образом, путем сополимеризации альфа-олефинов и малеинового ангидрида была успешно получена депрессорная присадка, добавление которой в топливо приводит к значительному снижению предельной температуры фильтруемости и температуры застывания. Технический результат достигается за счет применения оптимальных технологических параметров синтеза и использования процесса вакуумной сушки.
Таблица 1 - Параметры синтеза, сушки сополимеров и показатели эффективности их применения
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СОПОЛИМЕРИЗАЦИИ ЭТИЛЕННЕНАСЫЩЕННЫХ МОНОМЕРОВ | 2023 |
|
RU2799210C1 |
Компонент депрессорно-диспергирующей присадки для топлив | 2024 |
|
RU2827543C1 |
ДИСПЕРГИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ И КОМПОЗИЦИЯ СРЕДНЕГО НЕФТЯНОГО ДИСТИЛЛЯТА ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ | 2007 |
|
RU2330875C1 |
Способ получения депрессорной присадки к дизельному топливу и депрессорная присадка к дизельному топливу | 2017 |
|
RU2635107C1 |
ДИСПЕРГАТОР ПАРАФИНОВ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕГО СОДЕРЖАЩАЯ | 2014 |
|
RU2561279C1 |
ДЕПРЕССОРНО-ДИСПЕРГИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2020 |
|
RU2756770C1 |
Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельному топливу, способ ее получения и способ получения депрессорного и диспергирующего компонентов депрессорно-диспергирующей присадки | 2017 |
|
RU2684412C1 |
ДЕПРЕССОРНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ НА ОСНОВЕ СОПОЛИМЕРОВ ЭТИЛЕНА И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО НА ОСНОВЕ ЭТОЙ ПРИСАДКИ | 2014 |
|
RU2599778C2 |
Депрессорно-диспергирующая присадка к дизельным топливам и способ ее получения | 2019 |
|
RU2715896C1 |
СПОСОБ И УСТАНОВКА ПОЛУЧЕНИЯ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДЕПРЕССОНАЯ ПРИСАДКА И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2006 |
|
RU2337944C2 |
Настоящее изобретение относится к способу депрессорной присадки на основе сополимеров альфа-олефинов и малеинового ангидрида. Описан способ получения депрессорной присадки на основе альфа-олефинов, включающий получение сополимеров по реакции радикальной сополимеризации альфа-олефинов и малеинового ангидрида в присутствии инициатора, отличающийся тем, что для сополимеризации используют альфа-олефины с длиной углеродной цепи от 12 до 18, а мольное соотношение компонентов составляет от 5:1 до 100:1, далее добавляют растворитель, в качестве которого используют орто-ксилол в количестве от 0 до 60 об. %, а затем вводят инициатор, в качестве которого используют пероксид бензоила в количестве от 1,0 до 3,0 масс. %, и проводят нагрев при температуре от 100 до 150°С в течение от 100 до 400 минут при постоянном перемешивании, после этого смесь сушат до достижения парами температуры от 220 до 250°С и давления от 10 до 20 кПа, дают смеси остыть до 50°С, после чего добавляют орто-ксилол в массовом соотношении 1:1 к массе полученного сополимера и перемешивают. Технический результат – получение высокоэффективной присадки на основе альфа-олефинов. 1 табл., 20 пр.
Способ получения депрессорной присадки на основе альфа-олефинов, включающий получение сополимеров по реакции радикальной сополимеризации альфа-олефинов и малеинового ангидрида в присутствии инициатора, отличающийся тем, что для сополимеризации используют альфа-олефины с длиной углеродной цепи от 12 до 18, а мольное соотношение компонентов составляет от 5:1 до 100:1, далее добавляют растворитель, в качестве которого используют орто-ксилол в количестве от 0 до 60 об. %, а затем вводят инициатор, в качестве которого используют пероксид бензоила в количестве от 1,0 до 3,0 масс. %, и проводят нагрев при температуре от 100 до 150°С в течение от 100 до 400 минут при постоянном перемешивании, после этого смесь сушат до достижения парами температуры от 220 до 250°С и давления от 10 до 20 кПа, дают смеси остыть до 50°С, после чего добавляют орто-ксилол в массовом соотношении 1:1 к массе полученного сополимера и перемешивают.
ДЕПРЕССОРНО-ДИСПЕРГИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2020 |
|
RU2756770C1 |
А.А | |||
ЖУБАНОВ и др | |||
"СИНТЕЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕПРЕССОРНОЙ ПРИСАДКИ ДЛЯ ПАРАФИНИСТЫХ НЕФТЕЙ НА ОСНОВЕ α-ОЛЕФИНОВ И МАЛЕИНОВОГО АНГИДРИДА", ХИМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ КАЗАХСТАНА, 1(69), 2020, стр | |||
Счетная линейка для вычисления объемов земляных работ | 1919 |
|
SU160A1 |
Способ получения депрессорной присадки к дизельному топливу и депрессорная присадка к дизельному топливу | 2017 |
|
RU2635107C1 |
ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ | 2006 |
|
RU2407224C2 |
US 5427690 A1, 27.06.1995. |
Авторы
Даты
2024-10-14—Публикация
2024-04-04—Подача