СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Российский патент 2025 года по МПК A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2832818C1

Изобретение относится к области медицины, а именно, к восстановительной медицине, медицинской реабилитации, и может быть использовано для реабилитации двигательных нарушений у больных детским церебральным параличом (ДЦП).

Известен способ комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом (патент РФ №2805019, опубл. 10.10.2023 г.), включающий использование экзоскелета ЭкзоАтлет на фоне санаторно-курортного лечения, при этом предварительно перед занятиями с экзоскелетом оценивают выраженность спастичности по шкале Эшворта и оценивают мышечную силу по шкале MRS, и при уровне спастичности 3-4 балла и показателях мышечной силы 2-3 балла дополнительно применяют грязевые аппликации на пораженные конечности в виде «брюк» при температуре грязи 38°С, экспозицией 15 минут, курсом 10 процедур через день, причем первые 2 аппликации осуществляют в течение 10 минут, после процедуры пеллоидотерапии проводят занятие лечебной гимнастикой, включающее пассивно-активные и активные упражнения в течение 30 минут, курсом 20 ежедневных занятий; при снижении уровня спастичности мышц до 2 баллов и увеличении мышечной силы до уровня 4 баллов начинают занятия пациента в экзоскелете ЭкзоАтлет курсом 10 ежедневных тренировок, причем время ходьбы в экзоскелете в первый день составляет 20 минут, со второго и по последний дни - 30 минут.

Недостатком известного решения является его громоздкость в применении на больных пациентах. Данный способ не позволяет выявить потенциал двигательных возможностей ребёнка, использует пассивный тренажер только для осуществления ходьбы; работа пациента минимизирована, так как устройство ЭкзоАтлет само выполняет шаговые движения, без участия пациента.

Известен способ реабилитации пациента с нарушением постурального баланса (патент РФ №2626912, опубл. 02.08.2017г.). Способ включает процедуру с чередованием вестибулярной и дыхательной гимнастики и последующие упражнения на системе для восстановления динамического и статического равновесия «Balance tutor», составляющие курс реабилитации из 16 процедур.

Недостатком известного решения является его громоздкость и возможность применения только в стационарном помещении. Способ не позволяет в полной мере выявить весь потенциал двигательных возможностей ребёнка и подходит в основном тем пациентам, которые уже владеют ходьбой.

Настоящее изобретение направлено на реабилитацию детей с двигательными нарушениями, улучшение координации ребенка в пространстве, стабилизацию вертикального положения, улучшение двигательных возможностей.

Технический результат изобретения заключается в обеспечении активации и развития мышечно-суставного чувства ребенка, развития реакций выпрямления и равновесия, ощущения своего тела в пространстве, укрепления ослабленных мышц туловища и конечностей.

Технический результат достигается тем, что способ реабилитации больных детским церебральным параличом включает первый этап упражнений с использованием эластичных лент и утяжелителей и второй этап упражнений с использованием нестабильных платформ, при этом на первом этапе осуществляют пассивные и/или активные перемещения нижних конечностей с преодолением нагрузки, обеспечиваемой эластичными лентами и утяжелителями, а на втором этапе осуществляют пассивные и/или активные перемещения на нестабильной платформе, при этом отклоняют положение тела от средней линии и побуждают к возврату в серединное положение.

Занятия делятся на две части. В первой части происходит работа с отягощением в преодолевающем режиме. К ним относятся нагрузочные упражнения для стимуляции сгибателей и разгибателей коленного, тазобедренного суставов, сгибателей и разгибателей верхних конечностей, мышц поясницы и кора с применением эластичных лент разной плотности и грузов разных весов, выполненных с возможностью закрепления на теле ребенка. При помощи этих упражнений ребенок начинает лучше ощущать свои части тела, изолированно напрягать или расслаблять конечности, чувствовать темп и силу давления.

Во второй части занятия идет работа на развитие координации и работы вестибулярной системы. Ребенку создают условия выведения его из равновесия при помощи различных валиков, фитболов и специальных нестабильных опор. В упражнениях на балансе, непрерывно изменяя положение тела от средней линии и затем побуждая возвратиться в серединное положение, направляют ребенка на включение тех групп мышц, которые непосредственно осуществляют данное движение.

На фиг. 1-16 представлены фотографии, иллюстрирующие этапы реабилитации с использованием различных вспомогательных средств.

Подробное описание изобретения

1 этап

Для первого этапа занятия применяют утяжелители и эластичные ленты (резинки) различной плотности. Первый этап направлен на стимуляцию мышц ребенка и подготовку мышечно-суставного аппарата для выполнения упражнений второго основного этапа.

Выбор плотности эластичной ленты зависит от тренируемой группы мышц. Плотность лент может увеличиваться по достижении определенного прогресса.

Наложение эластичных лент осуществляется методистом ЛФК.

Утяжелители выполнены в виде груза, размещенного в мягкой тканевой оболочке, и имеют средства закрепления на талии или конечностях ребенка посредством застежки (например, велкро). Наложение утяжелителей и выбор их веса осуществляет методист ЛФК, исходя из двигательных возможностей ребенка. По весу утяжелители применяются по 0,5кг и по 1 кг. Смысл этих упражнений создать правильный двигательный ответ в работе мышц у ребенка.

Далее представлены примеры упражнений, которые могут быть применены на 1 этапе занятия в различных сочетаниях. Упражнения 1.1-1.7 иллюстрируют применение эластичных лент, упражнения 1.6 и 1.8, 1.9 - применение утяжелителей.

Упражнение 1.1. Ребенка размещают в положении лежа на спине на ровной горизонтальной поверхности. Осуществляют наложение широкой эластичной ленты на подошвенную часть стопы ребенка (фиг. 1), удерживая при этом концы лент в области верхней части туловища ребенка, а вторую ногу удерживая в горизонтальном положении, и осуществляют активные и/или пассивные сгибания и разгибания нижних конечностей, поочередно меняя левую и правую ногу. Упражнение осуществляют в несколько подходов. Наиболее предпочтительно 3 подхода по 10-15 раз. Упражнение обеспечивает стимуляцию сгибательных и разгибательных движений нижних конечностей.

Упражнение 1.2. Ребенка размещают в положении лежа на спине на ровной горизонтальной поверхности. Осуществляют наложение широкой эластичной ленты на подошвенную часть стоп обеих ног, на область подошвенной части стопы (фиг. 2), удерживая при этом концы лент в области верхней части туловища ребенка, и далее осуществляют активные и/или пассивные сгибания-разгибания ног. Упражнение осуществляют в 3-5 подходов предпочтительно по 10-15 раз. Упражнение обеспечивает стимуляцию сгибательных и разгибательных движений нижних конечностей и укрепление ягодичных мышц.

Упражнение 1.3. Ребенка размещают в положении лежа на спине на ровной горизонтальной поверхности. Осуществляют наложение эластичной ленты петлей вокруг каждой ноги ребенка чуть выше голеностопного сустава, натягивая ленту в средней ее части (фиг. 3), и далее осуществляют поочередное активное и/или пассивное сгибание и разгибание ног ребенка, стимулируя разгибательные движения ног и укрепление ягодичных мышц. Упражнение осуществляют в 3-5 подходов предпочтительно по 10-15 раз.

Упражнение 1.4. Ребенка размещают в положении лежа на спине на ровной горизонтальной поверхности. Осуществляют наложение эластичной ленты на область живота, удерживая при этом концы лент, ноги ребенка сгибают в коленном суставе и осуществляют подъем и опускание таза и нижней части спины (фиг. 4). Упражнение осуществляют в 3-5 подходов предпочтительно по 10-15 раз. Упражнение обеспечивает укрепление мышц кора.

Упражнение 1.5. Ребенка размещают в положении лежа на животе на ровной горизонтальной поверхности. Осуществляют наложение эластичной ленты на область задней поверхности бедер ребенка, удерживая при этом концы лент, осуществляют подъем и опускание таза (фиг.5). Упражнение осуществляют в 3-5 подходов предпочтительно по 10-15 раз. Упражнение обеспечивает стимуляцию коленного и тазобедренного суставов и мышц поясницы.

Упражнение 1.6. Ребенка размещают в положении стоя на ровной горизонтальной поверхности на платформе. Эластичную ленту размещают под платформой, а концы ее закрепляют в области талии ребенка посредством пояса. (фиг. 6). Дополнительно возможно использование утяжелителей. Упражнение осуществляют в 3-5 подходов предпочтительно по 10 раз. Упражнение обеспечивает стимуляцию разгибания коленного и тазобедренного суставов.

Упражнение 1.7. Ребенка размещают в положении лежа на животе на ровной горизонтальной поверхности. Концы эластичной ленты закрепляют на концах гимнастической палки и осуществляют натяжение ленты, осуществляют подъем верхней части туловища ребенка, охватывающего вытянутыми руками гимнастическую палку. (фиг. 7). Упражнение осуществляют в 3-5 подходов. Упражнение обеспечивает стимуляцию разгибательной функции рук.

Упражнение 1.8. Ребенка размещают в положении лежа на спине на ровной горизонтальной поверхности. Утяжелители накладывают чуть выше коленного сустава на обе ноги (фиг. 8) и посредством дополнительного стимулирования области тазобедренного сустава осуществляют активное и/или пассивное попеременное сгибание и разгибание нижних конечностей (3 подхода по 10-20 раз).

Упражнение 1.9. Ребенка размещают в положении лежа на спине на ровной горизонтальной поверхности. Утяжелители накладывают чуть выше коленного сустава на обе ноги (фиг. 9) и осуществляют отведение ноги ребенка в сторону от средней линии. Дополнительно стимулируют движение нажатием на точку в области тазобедренного сустава. Упражнение осуществляют в 3 подхода по 10 раз на каждую ногу.

Выполняя упражнения с отягощением, ребенок начинает лучше чувствовать направление движения конечности, применяемую им силу и скорость движения. Весь мышечно-суставной аппарат ребенка после такой силовой работы, готов переходить к второму этапу.

Упражнения с утяжелителями и эластичными лентами выполняются в заданной специалистом ЛФК последовательности, захватывая максимальное количество прорабатываемых мышц. Сначала применяют упражнения с утяжелителями, затем с эластичными лентами. Подготовительный первый этап длится 15-20 минут.

2 этап

Второй этап (основная работа) осуществляется сразу после подготовительных упражнений (1 этап). Основная работа длится 40 - 45 минут. Второй этап направлен на развитие реакций равновесия и баланса. Второй этап осуществляют непосредственно после окончания первого этапа. Упражнения на балансировочных устройствах осуществляют как при помощи методиста, так и в домашних условиях родителями ребенка. Применение упражнений на балансировочных устройствах не ограничено по времени их применения. Их можно выполнять как дома, под контролем родителей, так и в специализированных учреждениях со специалистом ЛФК.

В частном случае нестабильная опора выполнена в виде наклонных площадок различной длины, фитболов (в виде шара, «пончика», «арахиса») и резиновых валиков различной формы (удлиненной формы, V-образной формы, пары удлиненных параллельно соединенных валиков).

В частном случае реализации нестабильная опора может быть выполнена в виде двух панелей прямоугольной формы, соединенных по углам упругими элементами, например в виде пружин. Верхняя рабочая поверхность покрыта нескользящим покрытием для лучшей фиксации стоп. Пружины подбирают, исходя из силы сжатия пружин, таким образом, что при размещении ребенка на площадке, обеспечивается нестабильный эффект баланса.

В частном случае реализации нестабильная платформа может выполнена в виде двух отдельных платформ (под каждую стопу), содержащих основание и верхнюю пластину с противоскользящим покрытием, соединенных посредством одного или более упругих элементов из термопластичного эластомера.

В частном случае реализации нестабильная платформа может выполнена в виде единого основания и двух пластин с противоскользящим покрытием, соединенных с основанием посредством одного или более упругих элементов из термопластичного эластомера.

В частном случае реализации нестабильная платформа выполнена в виде полуцилиндров, поверхность вращения которых выполнена рельефной для лучшего сцепления со стопой ребенка.

В частном случае реализации нестабильные платформы могут применяться в виде комбинации устройств.

Выбор упражнений на баланс и вид применяемых нестабильных платформ определяют в зависимости от степени двигательных нарушений и двигательных способностей ребенка.

Для детей, которые ещё не стоят самостоятельно или стоят с максимальной поддержкой, на втором этапе выполняют упражнения с применением наклонных площадок различной длины, фитболов (в виде шара, «пончика», «арахиса» ) и резиновых валиков различной формы (удлиненной формы, V-образной формы, пары удлиненных параллельно соединенных валиков). Непрерывно отклоняя положение тела ребёнка от средней линии, а затем побуждая возвратиться в среднее положение, у ребенка активируются те группы мышц, которые в статическом положении находятся в покое, как бы «спят». Кора головного мозга непрерывно корректирует новые положения тела, фиксируя следовой образ проделанного движения, создавая память о нём. У ребенка формируется правильный двигательный стереотип, закрепляется схема положения тела в пространстве.

Далее представлены примеры упражнений с использованием различных нестабильных платформ. Данные упражнения могут осуществляться в разной последовательности и сочетаниях.

Упражнение 2.1. Ребенка размещают на валике, придерживая его (фиг. 10). Обеспечивают удержание равновесия сидя на валике, создавая дополнительные качающиеся движения.

Упражнение 2.2. Ребенка размещают в положении стоя на коленях на валике (фиг. 11) или фитболе в виде пончика. Обеспечивают удержание равновесия на валике, так же создавая дополнительные качающиеся движения.

Упражнение 2.3. Ребенка размещают в положении стоя на одном или двух коленях на наклонной площадке (фиг. 12), обеспечивая удержание равновесия.

Для работы с детьми, которые уже могут самостоятельно стоять или ходить, а так же с небольшой поддержкой при помощи методиста или родителей, применяют нестабильные платформы различной конфигурации. Размещают ребенка на указанных нестабильных опорах и осуществляют ходьбу на месте, вперед, назад, приставным шагом, приседание:

Упражнение 2.4. Ребенка размещают на нестабильной опоре с пружинными элементами и осуществляют с поддержкой методистом или родителем ходьбу вперед, назад и приставным шагом (фиг. 13). Упражнение позволяет ребенку найти баланс в положении стоя и при ходьбе и закрепить положение равновесия в пространстве.

Упражнение 2.5. Ребенка размещают на нестабильной опоре с пружинными элементами, на которой размещена площадка из термопластичного эластомера и полуцилиндры из этиленвинилацетата, и осуществляют с поддержкой методистом или родителем ходьбу на месте и приседания (фиг. 14). Упражнение позволяет ребенку найти баланс в положении стоя и при ходьбе и закрепить положение равновесия в пространстве.

Упражнение 2.6 Ребенка размещают на нестабильной опоре в виде сферического фитбола, на которой размещена ровная площадка и на ней платформа из термопластичного эластомера под одну стопу ребенка, и осуществляют с поддержкой методистом или родителем приседания с акцентом на одну ногу(фиг. 15).

Упражнение 2.7. Ребенка размещают на нестабильной опоре в виде параллельно размещенных (неподвижных друг относительно друга) удлиненных резиновых валиков, и осуществляют с поддержкой методистом или родителем ходьбу на месте, вперед, назад, приседания (фиг. 16).

Примеры осуществления изобретения.

1. Ребенок в возрасте 3 года и 6 месяцев. Диагноз: ДЦП, спастическая диплегия. Самостоятельно не ходит, стоит с поддержкой, передвигается на четвереньках, стояние на высоких коленях ограничено по времени. Повышен тонус преимущественно разгибателей нижних конечностей. Пятку не нагружает. При попытке вертекализировать, теряет равновесие. Присутствует страх падения и боязнь высоты. Изменение положения тела в различных упражнениях воспринимает отрицательно. Ощущение своего тела минимально.

После первого подготовительного этапа осуществляли упражнения с раскачивающим резиновым валиком и различными нестабильными платформами. Применяя способ реабилитации согласно настоящему изобретению, были достигнуты качественные улучшения в двигательной сфере ребенка. Пациент стал увереннее и дольше самостоятельно стоять на высоких коленях, появились реакции равновесия при вертикализации и ходьбе. Значительно повысилась эмоциональная составляющая в ходе занятий на удержание баланса и равновесия. Ребенок стал гораздо меньше бояться высоты. Рекомендовано родителям продолжать занятия по данному способу для расширения двигательных возможностей ребенка и раскрытия потенциала отрабатываемых навыков.

2. Ребенок в возрасте 4г и 6 месяцев. Диагноз: генетические расстройства не ясной этиологии. Эпилепсия в стадии ремиссии. Задержка моторного развития.

Пациент мог самостоятельно стоять небольшое время, ходьба с выраженной атаксией при контроле родителей, гипотонус мышц. Проблемы с координацией и равновесием, как ведущий неврологический признак диагноза.

Большая часть времени уделялась на отработку баланса и равновесия на базовой нестабильной площадке (с пружинными элементами), также чередовали балансир из параллельных валиков, соединенных вместе, с фитболом «пончик». Укрепились мышцы корпуса и нижних конечностей. Стал самостоятельно передвигаться не только дома, но и на улице. Улучшения отмечались в координации и ориентации, при движениях по различным траекториям. Это позволило отработать качественные навыки при стоянии и ходьбе в различных комбинациях. Выявили потенциал ребенка и раскрыли его физические возможности.

Применяя данный способ реабилитации, у ребенка развивается чувство своего тела, ощущение себя в пространстве, создается следовой образ проделанного движения, закрепляется схема положения тела, необходимого для этого движения. Происходит коррекция проприоцептивного восприятия. Улучшается стабилизация тела в пространстве, ребенок более уверенно чувствует себя на ровной поверхности, при вертикализации и ходьбе. С каждым повторяющимся движением у ребенка накапливается опыт правильного прохождения этапов коррекции патологических реакций с их замещением на правильный двигательный стереотип.

Похожие патенты RU2832818C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ 2009
  • Кузьминова Татьяна Александровна
  • Закрепина Алла Васильевна
  • Браткова Маргарита Владимировна
RU2428161C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА 2014
  • Кузьминова Татьяна Александровна
RU2567796C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МЫШЕЧНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ 2019
  • Пыхтина Наталья Николаевна
  • Савельева Виктория Александровна
RU2723224C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 2024
  • Горяинова Анна Викторовна
RU2830407C1
Способ снижения болевого синдрома при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом 2020
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Гварамия Наала Альбертовна
  • Игнатов Дмитрий Андреевич
RU2726466C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА 2011
  • Пленников Вячеслав Михайлович
RU2482827C2
Способ нейросенсорной динамической гимнастики у детей с патологией опорно-двигательного аппарата 2024
  • Вахрушева Лидия Николаевна
  • Марку Татьяна Сергеевна
  • Суворова Марина Николаевна
RU2834819C1
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 2019
  • Мунтян Антон Михайлович
  • Антонов Кирилл Александрович
RU2722936C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ВИДЕ СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИИ 2014
  • Рогов Артем Валерьевич
  • Левицкий Евгений Федорович
  • Барабаш Роман Зотович
  • Коршунов Сергей Дмитриевич
  • Пашков Вячеслав Константинович
  • Нечаева Елена Иннокентьевна
  • Дорошева Татьяна Геннадьевна
  • Власов Андрей Юрьевич
RU2571528C2
Способ восстановления объема движений в голеностопном суставе у детей с мышечной дистрофией Дюшенна 2021
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Игнатов Дмитрий Андреевич
  • Маевский Юрий Сергеевич
RU2774037C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 832 818 C1

Реферат патента 2025 года СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине, медицинской реабилитации, и может быть использовано для реабилитации двигательных нарушений у больных детским церебральным параличом (ДЦП). Способ реабилитации больных детским церебральным параличом включает первый этап упражнений с использованием эластичных лент и утяжелителей и второй этап упражнений с использованием нестабильных платформ, при этом на первом этапе осуществляют пассивные и/или активные перемещения нижних конечностей с преодолением нагрузки, обеспечиваемой эластичными лентами и утяжелителями, а на втором этапе осуществляют пассивные и/или активные перемещения на нестабильной платформе, при этом отклоняют положение тела от средней линии и побуждают к возврату в серединное положение. Способ обеспечивает активацию и развитие мышечно-суставного чувства ребенка, развитие реакций выпрямления и равновесия, ощущения своего тела в пространстве, укрепления ослабленных мышц туловища и конечностей. 2 з.п. ф-лы, 16 ил.

Формула изобретения RU 2 832 818 C1

1. Способ реабилитации больных детским церебральным параличом, включающий первый этап упражнений с использованием эластичных лент и утяжелителей и второй этап упражнений с использованием нестабильных платформ, при этом на первом этапе осуществляют пассивные и/или активные перемещения нижних конечностей с преодолением нагрузки, обеспечиваемой эластичными лентами и утяжелителями, а на втором этапе осуществляют пассивные и/или активные перемещения на нестабильной платформе, при этом отклоняют положение тела от средней линии и побуждают к возврату в серединное положение.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что утяжелители выполнены в виде грузов в оболочке, снабженных застежками для фиксации.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют нестабильные платформы в виде резиновых валиков, фитболов, наклонных платформ, полуцилиндров или пластин, соединенных упругими элементами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2832818C1

СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТА С НАРУШЕНИЕМ ПОСТУРАЛЬНОГО БАЛАНСА 2016
  • Воловец Светлана Альбертовна
  • Сергеенко Елена Юрьевна
  • Яшинина Юлия Александровна
  • Даринская Любовь Юрьевна
  • Рубейкин Илья Сергеевич
RU2626912C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА 2011
  • Пленников Вячеслав Михайлович
RU2482827C2
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 2019
  • Власенко Анастасия Вячеславовна
  • Михнович Ванда Иосифовна
  • Машанская Александра Валерьевна
  • Бугун Ольга Витальевна
  • Рычкова Любовь Владимировна
  • Дутова Наталья Ярославовна
  • Таскаева Татьяна Владимировна
RU2695246C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МЫШЕЧНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ 2019
  • Пыхтина Наталья Николаевна
  • Савельева Виктория Александровна
RU2723224C1
ПОТЕШКИН А
В
и др
Упражнения для оценки координационных способностей у детей с детским церебральным параличом // Адаптивная физическая культура и спорт: современное состояние и перспективы развития
Станок для придания концам круглых радиаторных трубок шестигранного сечения 1924
  • Гаркин В.А.
SU2019A1
- С
Шкив для канатной передачи 1920
  • Ногин В.Ф.
SU109A1

RU 2 832 818 C1

Авторы

Бернацкий Антон Викторович

Даты

2025-01-09Публикация

2024-03-14Подача