Изобретение относится к эксплуатации автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности отказов тракторов, комбайнов и других самоходных машин, последствиями которых является попадание топливно-смазочных материалов на почву.
Известен способ определения экологической безопасности технического обслуживания автотранспортных машин, основанный на фиксации материалов на экран в виде пятен (Патент РФ №2519287, B62D 1/00 (2006.01), B60S 5/00 (2006.01), 26.12.2012) [1].
Основным недостатком известного способа является его сложность практического осуществления.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин по удельной суммарной массе топливно-смазочных материалов, поступающих на почву. Он предусматривает фиксацию топливно-смазочных материалов (ТСМ) на экран по видам обслуживания машин в полевых условиях и определение удельной суммарной массы этих материалов, поступающих на почву (Патент РФ №2760953, B60S 5/00, G01M 15/02 (2021.08), 01.04.2021) [2].
Недостатком указанного способа также является сложность практической реализации.
Задачей изобретения является создание способа определения экологической безопасности отказов машин, последствиями которых является попадание топливно-смазочных материалов на почву.
Сущность изобретения заключается в следующем. Из всей совокупности отказов машины отдельной марки принимают во внимание возможные отказы, относящиеся ко всем гидравлическим системам машины, последствиями отказов которых является попадание топливно-смазочных материалов на почву. Проводят наблюдение за машинами при их использовании в полевых условиях по назначению. В случае отказа какой-либо системы с названными последствиями измеряют и фиксируют объем масла, поступившего на почву, что выполняют после устранения последствий отказа. Кроме того, фиксируют число отказов системы за период наблюдений и учитывают плотность масла. По полученным данным определяют среднюю массу топливно-смазочных материалов, поступивших на почву, по отказам гидравлических систем машины в целом - по формуле
где mм - средняя масса топливно-смазочных материалов, поступивших на почву, по отказам гидравлических систем машины; Vi - объем топливно-смазочных материалов, поступивших на почву после i-того отказа какой-либо системы; ρ - плотность топливно-смазочных материалов; Ni - число i-тых отказов по всем системам за период наблюдений. По вычисленному значению средней массы топливно-смазочных материалов, поступивших на почву, определяют экологическую безопасность отказов гидравлических систем отдельной марки машины.
В основу способа положим показатель системы технического обслуживания и ремонта техники (ГОСТ 18322-2016) для определения средних значений. Таким показателем, например, может быть средняя продолжительность ремонта - математическое ожидание (среднее значение) продолжительности одного ремонта данного вида за определенные период эксплуатации или наработку. При определении показателя экологической безопасности отказов машин примем во внимание, что в гидравлических системах машин смазочные материалы учитываются и контролируются в единицах измерения объема - литрах. При известном объеме жидкости ее масса определяется по известной формуле
где m, V, ρ - масса, объем и плотность жидкости.
С учетом формулы (1) и исходя из определения суммарного показателя, формула для определения средней массы топливно-смазочных материалов, поступивших на почву, по отказам гидравлических систем машины в целом, будет иметь вид:
где mм - средняя масса топливно-смазочных материалов, поступивших на почву, по отказам гидравлических систем машины; Vi - объем топливно-смазочных материалов, поступивших на почву после i-того отказа какой-либо системы; ρ - плотность топливно-смазочных материалов; Ni - число i-тых отказов по всем системам за период наблюдений.
Пример. Для определения mм проводят испытания всех гидросистем трактора МТ3-1221. В процессе наблюдений зафиксированы отказы: по первой системе - разгерметизация гидрообъемного рулевого управления (ГОРУ): разгерметизация соединения «шланг-маслопровод» - 5 отказов; по второй системе - разрыв рукава высокого давления - 2 отказа; по третьей системе - рассоединение рукавов высокого давления - 2 отказа. После устранения их последствий произведена заправка корпусов гидросистемы с одновременным измерением объема заливаемого в них масла. В результате измерений были получены следующие объемы масла, поступившего на почву: по первой системе - 12, 20, 10, 6, 14 л; по второй системе - 21, 24 л; по третьей системе - 28, 36 л. Измерения выполнены посредством емкости для заправки корпусов машин топливно-смазочными материалами (например, мерным заправочным ведром), оснащенной шкалой для измерения объема жидкости. Плотность масла (принята по справочным данным) - 0,91 кг/л.
Решение. По формуле (2) вычисляют mм, в кг:
Сопоставляя вычисленное значение средней массы топливно-смазочных материалов, поступивших на почву, с аналогичными данными по другим машинам, определяют экологическую безопасность отказов гидравлических систем отдельной марки машины.
Таким образом, предложен способ определения экологической безопасности отказов гидравлических систем отдельной марки машины, последствиями которых является попадание топливно-смазочных материалов на почву. Способ позволяет учесть массу этих материалов в виде средней величины.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ
1. Патент РФ №2519287, B62D 1/00 (2006.01), B60S 5/00 (2006.01), 26.12.2012.
2. Патент РФ №2760953, B60S 5/00, G01M 15/02 (2021.08), 01.04.2021 - прототип.
Изобретение относится к эксплуатации автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности отказов тракторов, комбайнов и других самоходных машин, последствиями которых является попадание топливно-смазочных материалов (масла) на почву. При определении экологической безопасности отказов машин, последствиями которых является попадание топливно-смазочных материалов на почву, фиксируют данные по объему топливно-смазочных материалов, поступающих на почву в случае отказа гидравлической системы, и определяют среднюю массу этих материалов по отказам гидравлической системы. Измерения объема масла, поступающего на почву, выполняют после устранения последствий отказа. Для этого используют емкость для заправки корпусов машин топливно-смазочными материалами (например, мерное заправочное ведро), оснащенную шкалой для измерения объема жидкости. Достигается упрощение определения экологической безопасности отказов машин, последствиями которых является попадание топливно-смазочных материалов на почву.
Способ определения экологической безопасности отказов машин, последствиями которых является попадание топливно-смазочных материалов на почву, при котором фиксируют данные по топливно-смазочным материалам, поступающим на почву, и определяют массу этих материалов, отличающийся тем, что из всей совокупности отказов машины отдельной марки принимают во внимание возможные отказы, относящиеся ко всем гидравлическим системам машины, последствиями отказов которых является попадание топливно-смазочных материалов на почву, проводят наблюдение за машинами при их использовании в полевых условиях по назначению и в случае отказа какой-либо системы с названными последствиями измеряют и фиксируют объем масла, поступившего на почву, что выполняют после устранения последствий отказа, кроме того, фиксируют число отказов системы за период наблюдений и учитывают плотность масла, по полученным данным определяют среднюю массу топливно-смазочных материалов, поступивших на почву, по отказам гидравлических систем машины в целом - по формуле
где mм - средняя масса топливно-смазочных материалов, поступивших на почву, по отказам гидравлических систем машины,
Vi - объем топливно-смазочных материалов, поступивших на почву после i-того отказа какой-либо системы,
ρ - плотность топливно-смазочных материалов,
Ni - число i-тых отказов по всем системам за период наблюдений, по вычисленному значению средней массы топливно-смазочных материалов, поступивших на почву, определяют экологическую безопасность отказов гидравлических систем отдельной марки машины.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН ПО УДЕЛЬНОЙ СУММАРНОЙ МАССЕ ТОПЛИВНО-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В ПОЧВУ | 2021 |
|
RU2760953C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАШИН В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ | 2020 |
|
RU2741820C1 |
US 20160124635 A1, 05.05.2016. |
Авторы
Даты
2025-04-03—Публикация
2024-03-20—Подача