Узел рельсового крепления Российский патент 2025 года по МПК E01B9/30 E01B9/48 

Описание патента на изобретение RU2837916C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к узлу крепления железнодорожного рельса.

Уровень техники

Из уровня техники известно рельсовое скрепление для пути на железобетонном основании, содержащее нодрельсовую прокладку, пружинную клемму В-образной формы, прикрепляющую рельс к основанию, включающую нашпальные витки, прямолинейную нарельсовую часть, боковые и концевые участки, подклеммник, выполненный в виде уголка сложной формы, полка которого расположена параллельно подошве рельса, а хвостовик V-образной формы, имеющий сопряжение по радиусу, утоплен в соответствующем углублении шпалы, при этом боковые и нарельсовые участки клеммы охватывают полку подклеммника и взаимодействующий с клеммой прижимной элемент, выполненный в виде скобы, охватывающей свободные концы клеммы, его грань не взаимодействует с полкой подклеммника, а верхняя поверхность взаимодействует с опорной площадкой гайки, причем крепежный элемент выполнен в виде болта с прямоугольной головкой, размещаемой в канале железобетонной шпалы в специально электроизолирующем элементе (см. RU 60084 U1, опубл. 10.01.2007).

Из документа RU 79104 U1, опубл. 20.12.2008 известно устройство крепления рельса, установленного на балке кранового пути, содержащее упорную планку в виде уголка, первая полка которого контактирует с подошвой рельса, а вторая полка установлена на балке кранового пути, на второй полке установлена прижимная планка, к верхней части которой жестко прикреплена квадратная гайка, в которой установлен регулировочный винт так, что он упирается в первую полку упорной планки, причем оно снабжено упругой прижимной скобой в виде рамки, свободно уложенной между прижимной планкой и второй полкой упорной планки и охватывающей упорную и прижимную планки так, что она фиксирует одним концом верхнюю часть подошвы рельса, при этом прижимная планка, упругая прижимная скоба и вторая полка упорной планки закреплены на балке общими крепежными резьбовыми элементами с гайками, проходящими через соосные отверстия, которые во второй полке упорной планки выполнены в виде прорезей, перпендикулярных продольной оси рельса, опирающегося на балку через упругую прокладку.

Из документа RU 2247186 С1, опубл. 27.02.2005 упорная скоба прямоугольной формы представляет собой изогнутую под уголок пластину и состоит из горизонтальной плоской центральной и двух примыкающих к ней внутренней боковой и внешней боковой частей и имеет в горизонтальной плоской центральной части сквозное отверстие для крепления прижимной клеммы, во внутренней, прилегающей к подошве рельса боковой части - вертикальный выступ, расположенный параллельно подошве рельса, на противоположной, прилегающей к подошве рельса внешней боковой части вогнутый участок в поперечном сечении U-образной формы, при этом ее край выполнен с наклонной опорной плоской поверхностью, кроме того, сверху на горизонтальной плоской центральной части от вертикального выступа выполнены два симметричных относительно продольной оси упорной скобы выступа с углублениями с образованием буртиков, причем упорная скоба выполнена из стеклонаполненного полиамида.

Раскрытие сущности изобретения

Цель разработки - это падежное крепление, состоящее из двух скоб, пружинной скобы и неподвижной прямой скобы, исключение винтовых и гаечных соединений рельса на шпале, ввиду высоких вибрационных нагрузок, воздействующих на раскручивание и ослабление крепежа резьбовых соединений.

Технический результат заключается в упрощении конструкции рельсового узла и упрощении эксплуатации рельсового скрепления, а также в минимизации коррозионного воздействия на металл снизу за счет исключения сквозного крепления скобы в бетонную шпалу.

Технический результат достигается при реализации узла рельсового крепления, состоящего из пружинной скобы прямоугольной формы, образованной путем изгиба прутка и выполненной с возможностью размещения в канавке, выполненной в шпале, и прямой неподвижной скобы, прямоугольной формы, образованной путем изгиба прутка и выполненной с возможностью размещения в теле шпалы на 2/3 длины скобы, причем по середине продольных частей пружинной скобы выполнены изогнутые выемки для посадки выступающей из шпалы части прямой неподвижной скобы при заходе пружинной скобы под прямую неподвижную скобу, так чтобы задняя часть пружинной скобы вжималась в канавку на шпале, а передняя часть прижимала рельс к шпале.

Краткое описание чертежей

Заявленное изобретение поясняется представленными чертежами, на которых фиг. 1 представлен смонтированный узел рельсового крепления с двух сторон рельса, где:

1 - пружинная скоба

2 - прямая неподвижная скоба

3 - выемка

4 - рельс

5 - канавка шпалы

6 - шпала

7 - подложка

На фиг. 2 представлен узел рельсового крепления в сборе вид сверху, на фиг. 3 представлен узел рельсового крепления в сборе вид сбоку; на фиг. 4 представлена пружинная скоба, вид сверху и сбоку; на фиг. 5 представлена прямая неподвижная скоба вид сверху и сбоку.

Осуществление изобретения

Узел рельсового крепления железнодорожного рельса к шпалам состоит из двух скоб: пружинной 1 и прямой неподвижной 2 без возможности самостоятельного ослабления и расцепления, и как следствие выхода из строя.

Пружинная скоба 1 выполнена прямоугольной формы, путем изгиба прутка, с образование передней цельной части и задней части, где концы прутка стыкуется. Длинные стороны прямоугольной скобы выполнены изогнутыми с образованием выемки 3 по середине длинных сторон скобы.

Пружинная скоба 1 заходит под прямую неподвижную скобу 2 так, чтобы верхняя выступающая из шпалы часть прямой неподвижной скобы 2 ложилась в выемки 3 пружинной скобы 1, и прижимала переднюю часть пружинной скобы 1 к рельсу 4, а заднюю часть пружинной скобы 1 вжимала в канавку 5, выполненной в бетонной шпале 6, тем самым исключая подвижность пружинной скобы 1.

Канавка 5 в бетонной шпале выполняется формой и размерами, соответствующими форме и размерам пружинной скобы 1 и дополнительно служит для отвода воды, и тем самым уменьшает коррозионные образования на скобах.

Под переднюю часть пружинной скобы 1 возможно разместить подложку 7 для снижения уровня вибрации и гашения шума из материала устойчивого к перепадам температур, влажности и т.п.

Прижимная сила пружинной скобы 1 должна соответствовать требованиям ГОСТа.

Прямая неподвижная скоба 2 выполнена прямоугольной формы, путем изгиба прутка и устанавливается при заливке бетонных шпал так, чтобы 2/3 длины скобы находилось в теле шпалы, а 1/3 находилась над поверхностью. Такое конструктивное выполнение необходимо для предотвращения выпада скобы из шпалы.

Углубление прямой неподвижной скобы 2 на 2/3 в тело шпалы 6 исключает контакт прямой скобы с поверхностью земли, что уменьшает вероятность коррозии скобы. Дополнительно прямая неподвижная скоба 2 выполняет роль армирующего элемента бетонной шпалы 6 и не подвержена эрозии, в виду того что крепление скобы в шпале не сквозное.

Скобы изготавливаются из прутка диаметром 15-20 мм, из стали марки 40С2 твердостью 42-49 HRC. Пружинная скоба 1 подвергается термической обработке -закалке, что улучшает ее прочностные характеристики.

Передняя часть, пружинной скобы 1 цельная, за нее производится установка путем протягивания под прямой неподвижной скобой 2 с нагрузкой до защелкивания пружинной скобы 1, специальным инструментом: пневматическим, гидравлическим, механическим и т.п.

Пружинная скоба 1 оказывает постоянное прижимное усилие на рельс 4 и не будет подвержена ослаблению как в случае с винтовыми соединениями.

Прямая неподвижная скоба 2 может быть использована как транспортировочный узел для перемещения шпал краном, лебедкой и т.д.

Узел рельсового крепление обеспечивает минимальное количество деталей, максимальную надежность, отсутствие подвижных и резьбовых элементов, простоту в изготовлении, а также экономическую целесообразность.

Похожие патенты RU2837916C1

название год авторы номер документа
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗОБЕТОННОМ ОСНОВАНИИ 2002
  • Спиридонов В.Н.
  • Дьяков А.В.
  • Иванов А.В.
  • Федин В.М.
RU2205258C1
АНКЕРНОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 1999
  • Алексеева Л.П.
  • Левшин С.В.
  • Моисеев Е.Ф.
RU2190720C2
Рельсовое скрепление 2016
  • Воронов Виктор Акимович
  • Растригина Ольга Акимовна
RU2624765C1
АНКЕРНОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 2002
  • Супрун П.П.
  • Гамоля Ю.А.
  • Соколов В.Б.
  • Солдатова Ю.А.
RU2228980C2
СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ РЕЛЬСОВ К ЖЕСТКОМУ ОСНОВАНИЮ С ПОМОЩЬЮ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА, ИЗГОТОВЛЕННОГО ИЗ СТАЛЬНОЙ ПЛАСТИНЫ ИЛИ ПОЛОСОВОГО МАТЕРИАЛА 2007
  • Кобелев Владимир Владимирович
RU2383679C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕЛЬСА НА ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ШПАЛЕ 2001
  • Агудалин Б.П.
  • Пирожков А.Г.
RU2225471C2
УПОРНАЯ СКОБА 2003
  • Озеров Н.С.
  • Потлов А.В.
  • Федин В.М.
  • Червяков В.Ю.
RU2247186C1
АНКЕРНОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ И ПОДКЛЕММНИК АНКЕРНОГО РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ 2008
  • Аксенов Юрий Николаевич
  • Богачев Андрей Юрьевич
  • Круглов Валерий Михайлович
RU2385374C1
Промежуточное рельсовое скрепление 2023
  • Радыгин Сергей Юревич
  • Низамиев Марат Расимович
  • Прокопенко Олег Сергеевич
  • Кассов Николай Николаевич
  • Алексеев Антон Владимирович
RU2805596C1
УЗЕЛ РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ С ПОЛУШПАЛКОМ 2019
  • Соловьёв Дмитрий Евгеньевич
  • Валиулов Константин Яковлевич
RU2718528C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 837 916 C1

Реферат патента 2025 года Узел рельсового крепления

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к узлу крепления железнодорожного рельса. Узел рельсового крепления состоит из пружинной скобы прямоугольной формы, образованной путем изгиба прутка и выполненной с возможностью размещения в канавке, выполненной в шпале, и прямой неподвижной скобы прямоугольной формы, образованной путем изгиба прутка и выполненной с возможностью размещения в теле шпалы на 2/3 длины скобы. По середине продольных частей пружинной скобы выполнены изогнутые выемки для посадки выступающей из шпалы части прямой неподвижной скобы при заходе пружинной скобы под прямую неподвижную скобу, так чтобы задняя часть пружинной скобы вжималась в канавку на шпале, а передняя часть прижимала рельс к шпале. В результате упрощаются конструкция рельсового узла и эксплуатация рельсового скрепления, минимизируется коррозионное воздействие на металл снизу за счет исключения сквозного крепления скобы в бетонную шпалу. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 837 916 C1

Узел рельсового крепления, состоящий из пружинной скобы прямоугольной формы, образованной путем изгиба прутка и выполненной с возможностью размещения в канавке, выполненной в шпале, и прямой неподвижной скобы прямоугольной формы, образованной путем изгиба прутка и выполненной с возможностью размещения в теле шпалы на 2/3 длины скобы, причем по середине продольных частей пружинной скобы выполнены изогнутые выемки для посадки выступающей из шпалы части прямой неподвижной скобы при заходе пружинной скобы под прямую неподвижную скобу, так чтобы задняя часть пружинной скобы вжималась в канавку на шпале, а передняя часть прижимала рельс к шпале.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2837916C1

УПОРНАЯ СКОБА 2003
  • Озеров Н.С.
  • Потлов А.В.
  • Федин В.М.
  • Червяков В.Ю.
RU2247186C1
Способ получения аммонийно-магниевого удобрения 1961
  • Бурштейн А.М.
  • Кумок С.Т.
  • Магницкий К.П.
  • Минский Я.И.
  • Селезнева Т.М.
  • Шомштейн А.С.
  • Шугаров Ю.А.
  • Руцкой А.Г.
SU141875A1
Ковш для разливки металла 1938
  • Молотков Н.А.
SU54175A1
СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГУСЕНИЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЭКСКАВАТОРОВ, КРАНОВ И ПОДОБНЫХ МАШИН 1967
  • Нарыжный П.Ф.
  • Гавриленко Е.Д.
  • Хмелевой Л.Д.
SU222980A1
Изолирующая подвеска 1979
  • Буров Лев Антонович
  • Макушкин Анатолий Павлович
  • Солодков Вадим Иванович
SU794289A1

RU 2 837 916 C1

Авторы

Филатов Владимир Борисович

Даты

2025-04-07Публикация

2024-07-25Подача