Погружной жидкостнозаполненный электродвигатель Советский патент 1983 года по МПК H02K9/19 

Описание патента на изобретение SU1042139A1

ff 9 3/0 J. // Изобретение относится к области электрических машин, в частности, к погружным жидкостнозаполненным электродвигателям, предназначенным, напр мер, для привода скважинных насосов Известен погружной жидкостнозапол ненный электродвигатель с внутренней циркуляцией жидкости,для обеспечения которой он имеет укрепленные на рото ре специальные турбинки l . Однако турбинки потребляют значитальную мощность и снижают энергетические показатели электродвигателя и. эффективнЪсть циркуляционного охлаждения из-за подогрева охлаждающей жидкости в турбинках и некоторого увеличения тока нагрузки электродвиг теля. Кроме того, такая система охлаждения существенно усложняет конструкцию погружного электродвигателя увеличивает его габариты, а следовательно, стоимость,и снижает надежность. Наиболее близкий к предлагаемому погружной электродвигатель, содержащий статор, ротор с валом, имеющимпродольйый канал и выступающий конец и расположенный противоположно высту пающему концу вала холодильник, соединенный входным и выходным трубопро водами с внутренней полостью электро двигателя 2 . , Недостаток такой конструкции состоит, в том, что электродвигатель в этом случае не является автономным и зависит от режима работы насоса. Кроме того, сетка-радиатор закрывает вход в насос. Прекраи ение подачи жидкости в насос приводит к перегреву электродвигателя и выходу его из строя. Входной трубопровод обязатель но должен быть, расположен на наружной поверхности корпуса электродвига теля /что увеличивает радиальные габариты электронасосного агрегата в целом и приводит к необходимости уве личения лдааметра скважин, а, следова тельно, к увеличению капитальных затрат на ее строительство. При монтаже электронасосного агрегата возможны повреждения входного трубопровода в результате ударов о стенки обсадной трубы. Разместить входной трубопровод под корпусом погружного электродвигателя без ухудшения его энергетических, показаний невозможно изза ограниченны радиальных размеров и высокой степени использования в электромагнитном отношении поперечного сечения погружного электродвигателя. Цель изобретения - упрощение конструкции электродвигателя при уменьшении его «габаритов и улучшении эксплуатационных характеристик. Цель достигается тем, что в погружном жидкостнозаполненном электродвигателе, содержащем статор, ротор с валом, имеющим продольный канал и выступающий конец и расположенный противоположно выступающему концу вала холодильнику соединенный входным и выходным трубопроводами с внутренней полостью электродвигателя, выходной трубопровод холодильника установлен соосно с ротором с зазором относительно вала, а входн 1е отверртие входного трубопровода расположено в диапазоне между внутренней Поверхностью корпуса и.поверхностью расточки статора. Конец выходного трубопровода может быть размещен в полости вала. На фиг. 1 представлен электродвигатель предлагаемой конструкции, продольный разрез;.на фиг. 2 - вариант сочленения выходного трубопровода ° хопод1 льника с валом электродвигателя. Электродвигатель содержит ротор 1 с полым валом 2. Отверстие 3 в валу глухое, имеет .радиальные каналы 4. Холодильник 5 изображен схематично, расположен в противоположной выступающему концу вала части двигателя. Выходной трубопровод б холодильника расположен по оси ротора и заходит в торец вала. Между стенками отверстия вала и выходным трубопроводом имеется зазор 7. Величину зазора 7 и его длину рассчитывают исходя из минимально допустимой утечки цирку1лирующей жидкости через зазор при вращении ротора. Входной трубопровод .С холодильника подсоединен к внутренней полости 9 двигателя по радиусу в диапазоне между внутренней поверхностью 10 корпуса 11 и поверхностью :расточки 12 статора 13. При утечке жидкости через упорный Подшипник 14, приемлемой для конкретной системы охлаждения, длина зазора 7 может быть равна нулю, т.е. выходной трубопровод б может и не заходить в торец вала 2, а образовывать зазор 15 между торцовыми поверхностями вала электродвигателя и выходного трубопровода 6. В процессе работы под действием вращательного движения ротора 1 во внутренней полости электродвигателя, заполненной жидкостью, создается давление, возрастающее в радиальном направлении. Это давление обеспечивает циркуляцию жидкости в направлении, указанном стрелками: внутренняя полость 9 двигателя,вход 8 холодильника 5 и далее жидкость попадает в отверстие 3, радиальный канал 4, затем про-ходит через зазор между ротором и статором, а также через пазы статора (для двигателей с низким коэффициентом заполнения пазов, наприме р, при обмотке, выполненной проводом с водостойкой изоляцией). Циркулирующая таким образом жидкость интенсивно

охлаждает обмотки статора и ротора, а подогретая жидкость эффективно, охлаждается во внешнем холодильнике 5.

Благодаря применению двигателя предложенной конструкции по сравнению с, базовой достигается уменьшение ра диальных и аксисшьных размеров, упрощение конструкции, повышается надежность и нагрузочная спосйбность, уменьшаются энергетические затраты на охлаждение, повышается КПД двигателя.

Испытание макетного образца двигателя мощностью 90 кВт с предложенной :системой охлаждения показало, что максимальная температура.обмотки статора может нть понижена на 13,8с,

т. е. может быть уменьшено пре вышение температуры обмотки статора , в Ц- 1,92 раза.

Предложенное решение может быть внедрено как при создании новых, так и модернизации действующих погружных электродвигателей, при этом мощность двигателя в заданном габарите увеличена в 1,5 раза, или же при заданных габаритах мощности двигателя ресурс его увеличен в 2 - 2,5 раза.

При внедрении предлагаемой конструкции во всех погружных водозаполненных электродвигателях годового выпуска .нашей страны экономический эффект составит не менее 1,0 млн. руб.

Похожие патенты SU1042139A1

название год авторы номер документа
Погружной электродвигатель 1981
  • Федоренко Григорий Михайлович
SU1001322A1
Электродвигатель 1980
  • Федоренко Григорий Михайлович
  • Семак Владимир Григорьевич
  • Белая Раиса Константиновна
SU909761A1
Асинхронный жидкостнозаполненный электродвигатель 1989
  • Карабаджак Константин Григорьевич
SU1723638A1
Погружной жидкостнозаполненный электродвигатель 1986
  • Канцлер Владлен Григорьевич
SU1365255A1
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Санталов Анатолий Михайлович
  • Хоцянова Ольга Николаевна
RU2672858C1
ЧЕРПАКОВЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС 2006
  • Загрядцкий Владимир Иванович
  • Кобяков Евгений Тихонович
RU2309296C1
ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Яловега Н.В.
  • Яловега С.Н.
RU2206950C2
Машина для жидкостной обработки текстильных материалов 1990
  • Безусый Леонид Григорьевич
  • Иванов Владимир Михайлович
  • Пархоменко Александр Иванович
  • Азархов Александр Эмильевич
SU1824468A1
МОНОБЛОЧНЫЙ ЧЕРПАКОВЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС 2008
  • Загрядцкий Владимир Иванович
  • Кобяков Евгений Тихонович
RU2365789C1
Погружной жидкостнозаполненный электродвигатель 1978
  • Карабаджак Константин Григорьевич
  • Семак Владимир Григорьевич
SU792493A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 042 139 A1

Реферат патента 1983 года Погружной жидкостнозаполненный электродвигатель

1. ПОГРУЖНОЙ ЖИДКОСТНОЗАПОВНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий статор, ротор с валом, имеющим продольный канал -и выступающий конец и расположенный противоположно выступающему концу вала холодильник, соединенный входным и выходным трубопроводами с внутренней полостью электродвигателя, о т личающийся тем, что, с целью упрощения уменьшении габаритов и улучшении эксплуатационных характеристик, выходной трубопровод холодильника установлен соосно с ротором с зазором относительно вала, а входное отверстие входного трубопровода расположено в диапазоне между внутреннй поверхностью корпуса и поверхностью расточки статора. 2. Электродвигатель по п. 1, о т-j личающийся тем, что конец (П выходного трубопровода раемещен в по лpcт вала.

Формула изобретения SU 1 042 139 A1

умт

:

s:

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1042139A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Катодное реле 1921
  • Коваленков В.И.
SU250A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Поршень для воздушных тормозов с сжатым воздухом 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU188A1
Автоматический тормоз к граммофону 1921
  • Мысин М.С.
SU303A1
Термосно-паровая кухня 1921
  • Чаплин В.М.
SU72A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 0
SU253219A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Приспособление для контроля движения 1921
  • Павлинов В.Я.
SU1968A1

SU 1 042 139 A1

Авторы

Счастливый Геннадий Григорьевич

Семак Владимир Григорьевич

Федоренко Григорий Михайлович

Даты

1983-09-15Публикация

1982-03-12Подача