ff 9 3/0 J. // Изобретение относится к области электрических машин, в частности, к погружным жидкостнозаполненным электродвигателям, предназначенным, напр мер, для привода скважинных насосов Известен погружной жидкостнозапол ненный электродвигатель с внутренней циркуляцией жидкости,для обеспечения которой он имеет укрепленные на рото ре специальные турбинки l . Однако турбинки потребляют значитальную мощность и снижают энергетические показатели электродвигателя и. эффективнЪсть циркуляционного охлаждения из-за подогрева охлаждающей жидкости в турбинках и некоторого увеличения тока нагрузки электродвиг теля. Кроме того, такая система охлаждения существенно усложняет конструкцию погружного электродвигателя увеличивает его габариты, а следовательно, стоимость,и снижает надежность. Наиболее близкий к предлагаемому погружной электродвигатель, содержащий статор, ротор с валом, имеющимпродольйый канал и выступающий конец и расположенный противоположно высту пающему концу вала холодильник, соединенный входным и выходным трубопро водами с внутренней полостью электро двигателя 2 . , Недостаток такой конструкции состоит, в том, что электродвигатель в этом случае не является автономным и зависит от режима работы насоса. Кроме того, сетка-радиатор закрывает вход в насос. Прекраи ение подачи жидкости в насос приводит к перегреву электродвигателя и выходу его из строя. Входной трубопровод обязатель но должен быть, расположен на наружной поверхности корпуса электродвига теля /что увеличивает радиальные габариты электронасосного агрегата в целом и приводит к необходимости уве личения лдааметра скважин, а, следова тельно, к увеличению капитальных затрат на ее строительство. При монтаже электронасосного агрегата возможны повреждения входного трубопровода в результате ударов о стенки обсадной трубы. Разместить входной трубопровод под корпусом погружного электродвигателя без ухудшения его энергетических, показаний невозможно изза ограниченны радиальных размеров и высокой степени использования в электромагнитном отношении поперечного сечения погружного электродвигателя. Цель изобретения - упрощение конструкции электродвигателя при уменьшении его «габаритов и улучшении эксплуатационных характеристик. Цель достигается тем, что в погружном жидкостнозаполненном электродвигателе, содержащем статор, ротор с валом, имеющим продольный канал и выступающий конец и расположенный противоположно выступающему концу вала холодильнику соединенный входным и выходным трубопроводами с внутренней полостью электродвигателя, выходной трубопровод холодильника установлен соосно с ротором с зазором относительно вала, а входн 1е отверртие входного трубопровода расположено в диапазоне между внутренней Поверхностью корпуса и.поверхностью расточки статора. Конец выходного трубопровода может быть размещен в полости вала. На фиг. 1 представлен электродвигатель предлагаемой конструкции, продольный разрез;.на фиг. 2 - вариант сочленения выходного трубопровода ° хопод1 льника с валом электродвигателя. Электродвигатель содержит ротор 1 с полым валом 2. Отверстие 3 в валу глухое, имеет .радиальные каналы 4. Холодильник 5 изображен схематично, расположен в противоположной выступающему концу вала части двигателя. Выходной трубопровод б холодильника расположен по оси ротора и заходит в торец вала. Между стенками отверстия вала и выходным трубопроводом имеется зазор 7. Величину зазора 7 и его длину рассчитывают исходя из минимально допустимой утечки цирку1лирующей жидкости через зазор при вращении ротора. Входной трубопровод .С холодильника подсоединен к внутренней полости 9 двигателя по радиусу в диапазоне между внутренней поверхностью 10 корпуса 11 и поверхностью :расточки 12 статора 13. При утечке жидкости через упорный Подшипник 14, приемлемой для конкретной системы охлаждения, длина зазора 7 может быть равна нулю, т.е. выходной трубопровод б может и не заходить в торец вала 2, а образовывать зазор 15 между торцовыми поверхностями вала электродвигателя и выходного трубопровода 6. В процессе работы под действием вращательного движения ротора 1 во внутренней полости электродвигателя, заполненной жидкостью, создается давление, возрастающее в радиальном направлении. Это давление обеспечивает циркуляцию жидкости в направлении, указанном стрелками: внутренняя полость 9 двигателя,вход 8 холодильника 5 и далее жидкость попадает в отверстие 3, радиальный канал 4, затем про-ходит через зазор между ротором и статором, а также через пазы статора (для двигателей с низким коэффициентом заполнения пазов, наприме р, при обмотке, выполненной проводом с водостойкой изоляцией). Циркулирующая таким образом жидкость интенсивно
охлаждает обмотки статора и ротора, а подогретая жидкость эффективно, охлаждается во внешнем холодильнике 5.
Благодаря применению двигателя предложенной конструкции по сравнению с, базовой достигается уменьшение ра диальных и аксисшьных размеров, упрощение конструкции, повышается надежность и нагрузочная спосйбность, уменьшаются энергетические затраты на охлаждение, повышается КПД двигателя.
Испытание макетного образца двигателя мощностью 90 кВт с предложенной :системой охлаждения показало, что максимальная температура.обмотки статора может нть понижена на 13,8с,
т. е. может быть уменьшено пре вышение температуры обмотки статора , в Ц- 1,92 раза.
Предложенное решение может быть внедрено как при создании новых, так и модернизации действующих погружных электродвигателей, при этом мощность двигателя в заданном габарите увеличена в 1,5 раза, или же при заданных габаритах мощности двигателя ресурс его увеличен в 2 - 2,5 раза.
При внедрении предлагаемой конструкции во всех погружных водозаполненных электродвигателях годового выпуска .нашей страны экономический эффект составит не менее 1,0 млн. руб.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Погружной электродвигатель | 1981 |
|
SU1001322A1 |
Электродвигатель | 1980 |
|
SU909761A1 |
Асинхронный жидкостнозаполненный электродвигатель | 1989 |
|
SU1723638A1 |
Погружной жидкостнозаполненный электродвигатель | 1986 |
|
SU1365255A1 |
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2672858C1 |
ЧЕРПАКОВЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС | 2006 |
|
RU2309296C1 |
ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2206950C2 |
Машина для жидкостной обработки текстильных материалов | 1990 |
|
SU1824468A1 |
МОНОБЛОЧНЫЙ ЧЕРПАКОВЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС | 2008 |
|
RU2365789C1 |
Погружной жидкостнозаполненный электродвигатель | 1978 |
|
SU792493A1 |
1. ПОГРУЖНОЙ ЖИДКОСТНОЗАПОВНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий статор, ротор с валом, имеющим продольный канал -и выступающий конец и расположенный противоположно выступающему концу вала холодильник, соединенный входным и выходным трубопроводами с внутренней полостью электродвигателя, о т личающийся тем, что, с целью упрощения уменьшении габаритов и улучшении эксплуатационных характеристик, выходной трубопровод холодильника установлен соосно с ротором с зазором относительно вала, а входное отверстие входного трубопровода расположено в диапазоне между внутреннй поверхностью корпуса и поверхностью расточки статора. 2. Электродвигатель по п. 1, о т-j личающийся тем, что конец (П выходного трубопровода раемещен в по лpcт вала.
умт
:
s:
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Катодное реле | 1921 |
|
SU250A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Поршень для воздушных тормозов с сжатым воздухом | 1921 |
|
SU188A1 |
Автоматический тормоз к граммофону | 1921 |
|
SU303A1 |
Термосно-паровая кухня | 1921 |
|
SU72A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 0 |
|
SU253219A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Приспособление для контроля движения | 1921 |
|
SU1968A1 |
Авторы
Даты
1983-09-15—Публикация
1982-03-12—Подача