Изобретение относится к сельскохозяйственному .маишностроению, а именно к гидромашинам для внесения удобрений, снабженным блокируемым с помощью гйдроподжимной фрикционной муфты гидротрансформатором. Известна машина для внесения удобрений, содержашая двигатель, блокируемый с помои.1ью гидроподжимной фрикционной муфты, гидротрансформатор, связанный со ступенчатой коробкой передач и двигателем, насос, к напорной гидролинии которого подключен редукционный клапан и управляюшая полость, гидроиоджимпой фрикционной муфты 1. Команды на блокирование и разблокирование гидротрансформатора дает водитель на основании субъективной оценки работы машины и нагрузки двигателя. В соответствии с техническими требованиями машину гидротрансформатор должен быть разблокирован при трогании и разгоне, а также при переключениях передач для снижения динамических нагрузок, действуюпдих на валах трансмиссии. При установившемся движении машины гидротрансформатор должен быть заблокирован. Поскольку разблокирование гидротрансформатора обязательно {в противном случае воз.можны поломки), а от включения блокировки водитель испытывает дополнительную психологическую нагрузку, так как ему необходимо самому определить момент блокировки и воздействовать на переключатель для подачи команд на включениеили выключение блокировки, то водитель вообще не включает блокировку гидротрансформатора. Из-за этого снижается общий тяговый КПД машины, и, следовательно, снижается производительность и повышается расход топлива. Цель изобретения - повышение производительности и снижение расхода топлива машины путём обеспечения автоматического включения и выключения блокировки гидротрансформатора. достигается тем, что машина для внесения удобрений, содержащая двигатель, блокируемый с помощью гидроподжимной фрикционной муфты, гидротрансформатор, связанный со ступенчатой коробкой передач и двигателем, насос, к напорной гидролинии которого подключены редукционный клапан и управляющая полость гидроподжимной фрикционной муфты, снабхсена центробежным датчиком, кине.матически связанным с турбинным и насосным колесами гидротрансфор.матора, двухпозиционны.м клапаном управления блокировкой, золотник которого связан с подвижным элементо.м центробежного датчика, и двухпозиционным клапаном положения педали выключения муфты сцепления, один выход которого соединен со сливом, а второй - с управляющей полостью двухпозиционного клапана управления блокировкой, выходы которого соединены гидролиниямп соответственно со сливом и с управляющей полостью фрикционной муфты, при этом последняя через гидроэлектрический преобразователь с аккумулятором кинематически соединена с индикаторной лампочкой. На чертеже изображена .машина для внесения удобрений с системой управления блокировкой гидротрансформатора, общий вид. Машина для внесения удобрений содержит гидротрансформатор, насосное колесо 1 которого соедин ено с двигателем 2 и посредством полого вала 3 с шестерней 4, находящейся в зацеплении с шестерней 5, которая в свою очередь находится в зацеплении с шестерней 6, жестко соединенной с коронной шестерней 7 планетарного редуктора, состояшего из сателлита 8, водила 9 и солнечной шестерни 10, установленной на валу 11 турбинного колеса 12 гидротрансфор.матора, блокируемого гидроподжимной фрикционной муфтой 13. На полом валу 3 установлена шестерня 14 для привода насоса 15, напорная магистраль 16 которого соединена с редукционным клапано.м 17 и входными долостями 18 и 19 двухпозиционного клапана 20 положения педали выключения муфты сцепления, золотник 21 которого пружиной 22 поджат к педали 23 выключения муфты сцепления и клапана 24 управления блокировкой гидротрансфор.матора, первые выходы 25 и 26 клапанов 20 и 24 соединены со сливо.м, а выход 27 клапана 20 гидролинией 28 - с управляющей полостью 29 клапана 24, выход 30 которого гидролиние« 31, к которой подключен гидроэлектрический преобразователь 32, соединен с управляющей полостью 33 муфты 13. На водиле 9 установлена щестерня 34, находящаяся в зацеплении с щестерней 35, для привода центробежного датчика 36, подв.ижный элемент 37 которого, поджатый пружиной 38, соединен с золотником 39 дву.хпозиционного клапана 24 управления блокировкой гидротрансформатора. Гидроэлектрический преобразователь 32 электрически соединен с аккумулятором 40 и индикаторной лампочкой 41, установленной на пульте управления машиной. Машина работает следующим обпазом При трогании и разгоне .машины водитель выжи.мает педаль 23. передвигая золотник 21 влево, перекрывая вы.ход 25 и соединяя входную полость 18 с выходом 27. Масло под давлением по гидролинии 28 поступает в управляющую юлость 29, передвигая зоототник 39 вправо, перекрывая входную полость 19 и соединяя выходы 30 и 26, при это.м управляющая полость 33 муфты 13 соединяется со сливом. Трансформатор разблокируется. После отпускания педали 23 управляю- щая полость 29 соединяется со слмвом. Однако золотник 39 остается в правом крайнем положении, поскольку при разгоне через гидротрансформатор передается значительный крутящий момент. Разность частот вращения насосного 1 и турбинного 12 колес имеет значительную величину, что с помощью планетарногоредуктора вызывает больщую частоту вращения центробежного датчика 36, центробежная сила грузов которого больше усилия сжатия пружины 38, и подвижный элемент 37, а следовательно,, и золотник 39 находятся в правом крайнем положении. Поскольку давления масла в гидролинии 31 нет, контакты электрогидравлического преобразователя 32 разомкнуты, индикаторная лампочка 41 не горит. После окончания разгона нагрузка двигателя 2 снижается, уменьшается разность частот вращения насосного 1 и турбинного 12 колес, что посредством планетарного редуктора обеспечивает уменыиение частоты вращения центробежного датчика 36 и при определенном значении этой разницы усилие пружины 38 станет больще центробежных сил грузов и подвижный элемент 37 сов.местно с золотником 39 перемещается влево, перекрывая выход 26 и соединяя входную полость 19 с выходом 30. Масло под давлением по гидролинии 31 поступает в управляющую полость 33 муфты 13, обеспечивая блокирование гидротрансформатора. Одновре.менно с этим срабатывает электрогидравлический преобразователь и загорается индикаторная лампочка 41. . Если после трогания и разгона длительное время не загорается индикаторная лампочка 41, то это значит, что гидротрансформатор передает большой крутящий момент, что указывает 6 неправильном выборе передачи и нёоб.чодимости включения низп1ей передачи. Разблокирование гидр()траисформатс));1 осуществляется при нажатии на педа.чь 2:, при этом срабатывание системы уирап.юния осуид,ествляется аналогично оиисаппому случаю трогания и разгона маи1пн1)1. Применение предлагаемой машины обеспечивает повыщение скорости движения, производительности и снижение удел1 н()го рас.хода топлива, кроме того, улучшаются условия труда водителя, поско.чьку оп освобождается от необходимости определять моменты и воздействовать на орган управления для включения и выключения блокировки гидротрансформатора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая передача | 1980 |
|
SU903636A1 |
Система переключения передач ступенчатой коробки передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1276534A1 |
ГИДРОПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 2000 |
|
RU2185968C2 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ | 1991 |
|
RU2010734C1 |
Система управления коробкой передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1039750A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1989 |
|
SU1801804A1 |
Система управления коробкой передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1458257A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2226160C2 |
Силовая установка транспортного средства | 1987 |
|
SU1442436A1 |
Блокируемый гидротрансформатор гидромеханической передачи транспортного средства | 1986 |
|
SU1444181A1 |
МАШИНА ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ, содержащая двигатель, блокируемый с псгмощью гидроподжимной фрикционной муфты, гидротрансформатор, связанный со ступенчатой коробкой передач и двигателем, насос, к напорной гидролинии которого подключены редукционный клапан и управляющая полость гидроподжимной фрикционной муфты, отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности и сниж-ения расхода топлива машины путем обеспечения автоматического включения и выключения блокировки гидротрансформатора, она снабжена центробежным датчиком, кинематически связанным с турбинным и насосным колесами гидротрансформатора, двухпозицион ным клапаном управления блокировкой, золотник которого связан с подвижным элементом центробежного датчика, и двухпозиционным клапаном положения педали включения муфты сцепления, один выход которого соединен со сливом, а другой - с управляющей полостью двухпозиционного клапана управления блокировкой, вы;|рды которого соединены гидролиниями соответственно со сливом и с управляющей полостью с S фрикционной муфты, при этом последняя через гидроэлектрический преобразователь (Л с аккумулятором .кинематически соединена с индикаторной лампочкой. 4 СО |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Методические указания по изучению новых самоходных машин для сельскохозяйственных работ | |||
Под ред | |||
В | |||
А | |||
Скотникова М., 1980, с | |||
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Авторы
Даты
1983-10-23—Публикация
1982-04-29—Подача