Система управления коробкой передач транспортного средства Советский патент 1989 года по МПК B60K41/22 

Описание патента на изобретение SU1458257A1

Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, в частности к системам управления гидроподвижными фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач транспортных средств. Цель изобретения - повьппение надежности работы.

На фиг.1 показана электрогидравлическая схема предлагаемой системы |при выключенной передаче;на фиг.2 - I принципиальная схема суммирующего (масштабного усилителя. I Система управления содержит насос :1, клапан 2 плавного включения,связанный гидролйнией 3 с насосом и гидролинией .4 с гидрораспределителем 5, который гидролиниями 6 и 7 связан с электромагнитным двухпозиционным золотником 8 с пружинным возвратом, а через него посредством гидролиний 9 и 10 с бустерами гидроуправляемых фрикционных муфт первой 11 и второй 12 передач. Гидролиниями 13 и 14 гидрораспределитель связан с бусте- рами гидроуправляемых фрикционных муфт третьей 15 и четвертой 16 передач, Тахогенератор 17 связан с веду- пщм элементом, а тахогенератор 18 связан с ведомым элементом гидроуп- |равляемой муфты 11 первой передачи. Тахогенераторы 17 и 18 связаны с вычитаюш 1м устройством 19, которое связано с неинвертирующим входом компаратора 20. Термопара 21 установлена в масляной ванне картера 22 коробки передач трактора и связана с суммирующим масштабным усилите- g лем 23, который связан с инвертирующим входом компаратора 20. Система снабжена переливным клапаном 24. Гидрораспределитель 5 управляется с помощью рычага 25, который посред0 ством тяги 26 связан с ползуном 27 имеющим специальный профиль и к которому прижимается пружиной 28 кнопка 29 микровыключателя 30. Суммирующий масштабный усилитель 23 связан

5 с усилителем 31 мощности, который связан с соленоидом электроуправлаё- мого Двухпозиционного золотника 8.

Система работает следующим образом.

0 При выключенной первой передаче под действием ползуна 27 на кнопку 29 микровыключателя 30 электрическая цепь между усилителем 31 мощности и соленоидом золотника 8 разрыва5 ется. Золотник возвратной пружиной переводится в положение, приведенное на фиг.1, и связывает гидролинии 6 и 7 с гидролиниями 9 и 10.

Для трогания транспортного сред0 ства водитель поворачивает против часовой стрелки рычаг 25 управления золотником гидрораспредёлителя 5 в положение включенной первой передачи, соединяя напорную магистраль 4 с магистралью 6. При этом ползун 27 перемещается вниз, и кнопка 29 под действием пружины 28 перемещается в углубление на ползуне. Микровыключатель 30 замыкает электрическую связь между усилителем 31 мощности и соленоидом золотника. При этом сигналы с датчиков 17 и 18 оборотов поступают на вход вычитающего устройства 19, определяющего разность этих сигналов. Выходной сигнал с вычитающего устройства 19 поступает на компаратор 20. Так как р азность оборотов ведущих и ведомых частей гидроподжимного фрикциона при стоящем тракторе велика, то и сигнал на компаратор 20 поступает большой, заведомо больше сигнала, поступающего от суммирующего масштабного усилителя 23, максимал.ьный. сигнал с которого мы получаем при минимальной температуре масла в гидросистеме. Компаратор 20 сопоставляет сигналы, поступающие с суммирующего масштабного усилителя 23 и вычитающего устройства 19, и так как сигнал на инвертирующем входе компаратора 20 больше, чем сигнал на его инвертирующем входе, то компаратор 20 воздействует через усилитель 31 мощности на соленоид электромагнита золотника

8и переводит его во второе положение, при котором гидромагистрали

9и 10 соединяются с гидромагистралью 6. Водитель посредством клапана 2 плавного включения начинает включать гидроподжимные фрикционы 11

и 12 первой и второй передач и тем самым осуществлять разгон на гидроподжимных муфтах двух фрикционов.

По мере увеличения скорости движения при трогании и разгоне растет скорость вращения ведомых частей гидроподжимной муфты 11, которая замеряется датчиком 18 оборотов и, тем самым снижается сигнал, поступающий с вычитающего устройства 19 на неинвертирующий вход компаратора 20, так как разность скоростей, измеряемых датчиками 17 и 18,уменьшается, когда сигнал, .поступающий с вычитающего устройства 19 на неинвертирующий вход компаратора 20, становится меньше сигнала, поступающего от термопары 21 через масштабный усилитель 23 на инвертирующий вход компаратора 20, компаратор сни0

5

0

мает воздействие через усилитель мощности с соленоида золотника 8. При этом возвратная пружина переводит золотник в первое положение и соединяет магистраль 6 с магистралью 9 и магистраль 7, которая связана со сливом при включенной первой передаче, с магистралью 10. Гидроподжимная муфта первой передачи продолжает включаться, а гидроподжимная муфта второй передачи выключается. Система настраивается таким образом, что отклонение гидроподжимной муфты 12 второй ступени коробки передач происходит при нормально установившемся температурном режиме масла в гидросистеме незадолго до выравнивания угловых скоростей ведущих и ведомых частей. Так как давление рабочей жидкости в бустере гидроподжимной муфты 12 второй передачи падает не мгновенно, а в течение некоторого промежутка времени, то за это время (время выключения . 5 муфты второй передачи) скорости ведущих и ведомых элементов муфты 11 выравниваются, и она блокируется. Поскольку в этот момент крутящий момент муфты второй передачи становится равным нулю, то исключается циркуляция мощности в контуре первая - вторая передача.

В случае трогания и разгона при температуре масла в гидросистеме ниже нормального температурного режима сигнал, поступающий от термопары через масштабный усилитель на инвертирующий вход компаратора, больше , чем при высокой температуре масла. Это приводит к тому, что он раньше становится больше, чем сигнал, поступающий на инвертирующий вход компаратора 20, от вычитающего устройства Т9, т.е. раньше происходит отклонение гидроподжимной муфты 12 второй ступени, и хотя при более низкой температуре масла эта муфта выключается медленнее вследствие большей вязкости масла, циркуляции мощности в контуре первая - вторая передачи не наблюдаются, т.е. обеспечивается оптимальная длительность подключения муфты второй ступени коробки передач при разгоне одновременно на двух гидроподжимных муфтах.

При переключении с первой на вторую передачу рычаг 25 поворачивается еще на одно положение против

0

5

0

5

0

5

часовой стрелки. Ползун 27 перемещается вниз и своим выступом переме- щает кнопку 29 микровыключателя 30 вправо. Микровыключатель выключается, и цепь, соединяющая усилитель 31 мощности и соленоид электромагнита двухпозиционного золотника 8, размыкается. Подключение одновременно гидроподжимных МУФТ 11 и 12 двух пере- дач исключается.

ормулаиз обретения

1458257

роб выч мас вхо пар зан ва сво

Ю ско ген лот упр эле

15 мощности с соленоидом -электромагнита двухпозиционного золотника с пружинным возвратом.

2. Система по п,1, отличающаяся тем, что, с целью пре1. Система управления коробкой передач транспортного средства, содержащая насос, связанный гидролиниями с перепускным клапаном управления и

посредством гидрораспределителя через2о дотвращения возможного вк чёния од- управляемый двухпозиционный золот- повременно гидроподжимных муфт двух ник с пружинным возвратом с гидроподвижными муфтами коробки передач, датчики оборотов коленчатого вала

25

двигателя и ведомых частей гидропод- |жимной муфты коробки передач, о т сличающаяся тем, что, с це- {лью повышения надежности работы, |она снабжена усилителем мощности,тер- |мопарой, установленной в картере копередач при переключении с первой передачи на вторую, она снабжена ползуном и микровыключателем, установленным в электрической цепи между соленоидом электромагнита двухпозиционного золотника и усилителем мощности, выполненным с возможностью взаимодействия с ползуном, связанным с рычагом переключения передач.

6

робки передач в масле, компаратором, вычитаюящм устройством и суммирующим масштабным усилителем, соединяющим вход термопары с одним входом компаратора, другой вход которого связан с выходом вычитающего устройства, входы которого соединены в свою очередь с выходами датчиков

скоростей, выполненных в.виде тахо- генераторов, при этом упомянутый золотник выполнен с электромагнитным управлением, а выход компаратора электрически связан через усилитель

5 мощности с соленоидом -электромагнита двухпозиционного золотника с пружинным возвратом.

2. Система по п,1, отличающаяся тем, что, с целью прео дотвращения возможного вк чёния од- повременно гидроподжимных муфт двух

дотвращения возможного вк чёния од- повременно гидроподжимных муфт двух

передач при переключении с первой передачи на вторую, она снабжена ползуном и микровыключателем, установленным в электрической цепи между соленоидом электромагнита двухпозиционного золотника и усилителем мощности, выполненным с возможностью взаимодействия с ползуном, связанным с рычагом переключения передач.

Похожие патенты SU1458257A1

название год авторы номер документа
Механическая трансмиссия АТС (4х4) с межколесным регулируемым дифференциальным механизмом и системой автоматического управления режимами работы дифференциалов при непрямолинейном движении 2020
  • Габай Евгений Владимирович
  • Габай Ольга Евгеньевна
RU2749974C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ СКОРОСТЕЙ ТРАКТОРОВ 2008
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Титов Александр Иванович
RU2381398C1
Система переключения передач ступенчатой коробки передач транспортного средства 1984
  • Абдурахманов Абдулмумин Абдулкадырович
  • Савельев Геннадий Степанович
SU1276534A1
Машина для внесения удобрений 1982
  • Чабан Владимир Федотович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Вавилов Антон Владимирович
  • Гуськов Валерий Владимирович
SU1049274A1
Трансмиссия транспортного средства 1985
  • Стецко Андрей Петрович
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Скуртул Анатолий Иванович
  • Амельченко Петр Адамович
  • Стецко Петр Александрович
  • Логиновский Михаил Ефимович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Болвако Иван Иванович
SU1255462A1
Гидравлическая система управления фрикционными элементами трансмиссии транспортного средства 1983
  • Абдурахманов Абдулмумин Абдулкадырович
  • Ларионов Михаил Александрович
SU1184705A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1986
  • Бриммер Александр Александрович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Кононенко Татьяна Ивановна
  • Баринов Анатолий Михайлович
SU1344633A1
Трансмиссия транспортного средства 1986
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Стецко Андрей Петрович
  • Скуртул Анатолий Иванович
  • Аникевич Семен Владимирович
SU1342758A1
Система управления коробкой передач самоходной машины 1987
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Войтиков Александр Викторович
  • Стригунов Сергей Иванович
  • Чешун Владимир Степанович
SU1491749A1
Мобильное энергетическое средство 1987
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Будько Валерий Васильевич
  • Турлай Сергей Николаевич
  • Бунас Владимир Анатольевич
  • Кандрусев Игорь Иванович
  • Лукерчик Леонид Михайлович
SU1416342A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 458 257 A1

Реферат патента 1989 года Система управления коробкой передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления гидроподжимными фрикционными муфтами ступенчатых коробок передач транспортных средств. Цель изобретения - повыше- ние надежности работы. Система управления коробкой передач транспортного средства содержит насос 1, связанный

Формула изобретения SU 1 458 257 A1

и

L..

сриэ.2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1458257A1

Система управления коробкой передач транспортного средства 1982
  • Чабан Владимир Федотович
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Бобровник Александр Иванович
SU1039750A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 458 257 A1

Авторы

Статкевич Александр Михайлович

Зеленый Петр Васильевич

Антоневич Андрей Иванович

Таяновский Георгий Александрович

Даты

1989-02-15Публикация

1987-05-14Подача