Изобретение относится к осевым турбомашинам, в частности к роторам многоступенчатой осевой турбомашины.
Известен ротор компрессора, содержащий диски и расположенные между ними проставки, во внутренних фланцах которых выполнены отверстия с установленными в них фиксаторами окружного перемещения.
Однако известное устройство имеет избыточный вес за счет наличия внутренних фланцев проставок.
Известен также ротор многоступенчатой осевой турбомашины, содержащий диски с кольцевыми буртами, каждый из которых имеет цилиндрическую и торцевую посадочные поверхности и радиальные отверстия с установленными в них фиксаторами окружного перемещения, и расположенные между дисками проставки, контактирующие с посадочными поверхностями буртов.
Однако известное устройство недостаточно надежно из-за наличия большого количества концентраторов напряжений.
Целью изобретения является повышение надежности.
Указанная цель достигается тем, что в роторе многоступенчатой осевой турбомашины, содержащем диски с кольцевыми буртами, каждый из которых имеет цилиндрическую и торцевую посадочные поверхности и радиальные отверстия с установленными в них фиксаторами окружного перемещения, и расположенные между дисками проставки, контактирующие с посадочными поверхностями буртов, каждый бурт имеет ступенчато сопряженные между собой участки меньшего и большего диаметров, и посадочные поверхности выполнены на первом из них, а отверстия во втором, причем отверстия выполнены в виде открытых со стороны проставок пазов, участки большего диаметра снабжены проточками, расположенными по обе стороны от пазов, проставки углублениями, а каждый фиксатор усиками, отогнутыми на наружную поверхность буртов, и участками, расположенными в проточках и углублениях.
На фиг. 1 показан общий вид ротора многоступенчатой осевой турбины; на фиг.2 соединение диска с проставками; на фиг.3 вид в плане на фиксатор, установленный в диске ротора; на фиг.4 аксонометрическое изображение фиксатора, установленного в диске ротора; на фиг.5 аксонометрическое изображение части проставки в месте ее сопряжения с фиксатором.
Ротор многоступенчатой осевой турбомашины содержит диски 1 с кольцевыми буртиками 2, каждый из которых имеет цилиндрическую 3 и торцевую 4 посадочные поверхности и радиальные отверстия 5 с установленными в них фиксаторами 6 окружного перемещения, и расположенные между дисками 1 проставки 7, контактирующие с посадочными поверхностями буртов 2, каждый бурт имеет ступенчато сопряженные между собой участки 8 и 9 меньшего и большего диаметров, и посадочные поверхности выполнены на первом из них, а отверстия 5 во втором, причем отверстия 5 выполнены в виде открытых со стороны проставок 7 пазов, участки 9 большего диаметра снабжены проточками 10, расположенными по обе стороны от пазов, проставки 7 углублениями 11, а каждый фиксатор 6 усиками 12, отогнутыми на наружную поверхность 13 буртов 2, и участками 14, расположенными в проточках 10 и углублениях 11.
Для облегчения балансировки ротора каждый диск 1 содержит попарно расположенные противоположно друг другу фиксаторы 6, а вдоль ротора они располагаются в шахматном порядке.
Такое выполнение ротора многоступенчатой осевой турбомашины позволяет уменьшить наличие концентраторов напряжения и тем самым повысить надежность.
РОТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ, содержащий диски с кольцевыми буртами, каждый из которых имеет цилиндрическую и торцевую посадочные поверхности и радиальные отверстия с установленными в них фиксаторами окружного перемещения, и расположенные между дисками проставки, контактирующие с посадочными поверхностями буртов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, каждый бурт имеет ступенчато сопряженные между собой участки меньшего и большего диаметров, и посадочные поверхности выполнены на первом из них, а отверстия во втором, причем отверстия выполнены в виде открытых со стороны проставок пазов, участки большего диаметра снабжены проточками, расположенными по обе стороны от пазов, проставки углублениями, а каждый фиксатор усиками, отогнутыми на наружную поверхность буртов, и участками, расположенными в проточках и углублениях.
Никитин Ю.М | |||
Конструирование элементов деталей и узлов авиадвигателей | |||
- М | |||
Приспособление для контроля движения | 1921 |
|
SU1968A1 |
Авторы
Даты
1995-04-20—Публикация
1982-01-08—Подача