Трансмиссия И.И. Лифшица для транспортного средства Советский патент 1984 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1131685A1

Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных машин (тракторов, автомобилей и т.д.). Известны трансмиссии транспортных машин, содержащие два сцепления и ко робку передач с концентрично расположенными первичными валами с приводом от этих двух сцеплений, параллельный им вторичный вал, установлен ные на валах шестерни и муфты для соединения шестерен с валами lj . В таких трансмиссиях имеются само стоятельные кинематические цепи с двумя степенями свободы от каждого из сцеплений к вторичному валу коробки передач, что позволяет производить переключение передач на ходу, без разрыва потока мощности. Их недостатком является большое числ шестерен, так как число пар шестерен не может быть менее числа передач. Поэтому такие схемы нерациональны дл осуществления большого числа ступеней передач. Известна трансмиссия транспортного средства, содержащая два сцепления и коробку передач с параллельными осями валов, с двумя концентрично расположенными первичными валами с приводом от этих двух сцеплений, параллельными им промежуточными и вторичным валом, установленными на валах шестернями, которые могут быть снабжены муфтами для соединения шестерен с валами или вьшолнены в виде подвижных блоков для зацепления шестерен смежных валов между собой 2J . В таких трансмиссиях благодаря увеличению числа степеней свободы каждое зацепление можно использовать для получения двух ступеней передач, поэтому такие схемы более пригодны для создания многоступенчатых трансмиссий. В упомянутой трансмиссии все ступени передач, одной (низшей), осуществляются от одного сцепления, а низшая передача осуществляется от другого сцепления через уста новленный на промежуточном валу коробки передач механизм свободного хо да. Поэтому переключение без разрыва потока мощности можно осзпдествлять только с низшей ступени на одну из последунмцих, но невозможно переключение на ходу без разрыва потока мощности между смежными ступенями (кроме низшей), что является недостатком такой конструкции. Вторым ее недостатком является наличие механизма свободного хода в коробке передач, что усложняет ее конструкцию. Цель изобретения - .упрощение конструкции и переключение между всеми передачами без разрыва потока мощности. Цель достигается тем, что в трансмиссии транспортного средства, содержащей коробку передач с параллельными осями валов, с двумя концентрично расположенными первичными валами с приводом от двух сцеплений, промежуточным и вторичным валами, установленными на валах шестернями и муфтами для соединения шестерен с валами, шестерни промежуточного вала зацеплены с шестернями одного из концетричных первичных валов, при этом на промежуточном.валу свободно установлены три блока шестерен, средний из которых снабжен муфтами для соединения с крайними блоками, снабженными муфтами для соединения с промежуточным валом, при этом шестерни среднего блока зацеплены с шестернями второго из концентричных первичных валов, шестерни крайних блоков зацеплены с шестернями вторичного вала, а все шестерни, зацепленные с шестернями блоков шестерен, выполнены в виде блоков, установленных на своих валах с подвижностью в осевом направлении или снабжены муфтами для соединения со своими валами. На фиг. 1 приведена кинематическая схема трансмиссии транспортного средства для осуществления 16 ступеней передач, первый вариант; на фиг. 2 - то же, второй вариант. Концентрично расположенные первичные валы 1 и 2 имеют привод от двух сцеплений 3 и 4. На валу 1 установлен блок шестерен 5 с шестернями 6 и 7,. зацепленными с шестернями 8 и 9 промежуточного вала 10, снабженнымидвухсторонней муфтой 11 для соединения шестерен 8 и 9 с валом 10. На промежуточном валу 10 установлены три блока шестерен 12 14. Шестерни 15 и 16 среднего блока 13 зацеплены с шестернями 17 и 18 первичного вала 2, которые снабжены двзпссторонней муфтой 19 для соединения шестерен 17 и 18 с валом 2. Шестерни 20, 21 и 22, 23 крайних бдрков 12 и 14 зацеплены с шестернями 24, 25 и 26, 27 вторичного вала 28, которые снабжены двухсторонними муфтами 29 и 30 для соединения шестерен 24, 25 и 26, 27 с вторичным 5 валом 28. Средний блок 13 снабжен муфтами 31 и 32 для соединения его с крайними блоками 12 и 14. Крайние блоки 12 и 14 снабжены муфтами 33 и 34 для соединения их с промежуточ- 10 ным валом 10.

Реверсивные передачи осуществляются,через ряд заднего хода, состоящий из шестерен 35, 36 с промежуточной шестерней между ними (не показа- 15 на). Шестерни 35, 36 могут быть установлены, например, на блоке 14 и муфте 30 Сфиг. 1) или на блоке 14 и блоке шестерен 26, 27 (фиг. 2). На фиг. 2 показан вариант исполнения 20 с подвижны№1 блоками шестерен. Ведущие элементы 37 сцеплений 3 и 4 соединены с валом двигателя 38.

Трансмиссия транспортного средства работает следующим образом. 25

От двигателя к вторичному валу 28 могут быть образованы две кинематические цепи. Одна через сцепление 3 и первичный вал 1, через пары шестерен 6-8 или 7-9 и промежуточный вал 10, другая через сцепление 4 и первичный вал 2, через пары шестерней 15-17 или 16-18 и блок 13. На блоки.12 и 14 вращение может быть передано с любого из первичных ва- 35 лов 1 и 2 через муфты 33 или 34 и 31 или 32, позтому через любую пару зацеплений 20 и 24, 21 и 25, 22 и 26, 23 и 27 вращение может быть передано на вторичный вал 28 с любого из пер- вичных валов 1 или 2. Для осуществления переключений без разрыва потока мощности между всеми ступенями достаточно, чтобы смежные ступени, осуществлялись по кинематической 5 цепи от разных первичных валов (1 или 2), а группы смежных ступеней, соответствующие одному положению муф- . ты вторичного вала, осуществлялись от разных блоков (12 или 14). Во 5 время работы одной кинематической цепи от одного из сцеплений и одного из первичных валов можно подключить вторую кинематическую цепь к вторичному валу 28 от другого сцепления, 55 которое в это время разомкнуто. В результате второе сцепление получит частоту вращения немного меньшую

или большую, чем первое (замкнутое) сцепление, а затем плавным переключением с перекрытием сцеплений производится смена ступеней.

Один из возможных вариантов переключения приведен в таблице. Кроме элементов работающей кинематической цепи могут быть включены элементы смежной (верхней или нижней) ступени

Первая ступень включается муфтами 19 (вправо) и 32 с последующим включением сцепления 4.

В процессе движения включаются муфты 1l (вправо) и 34 и переключением с перекрытием на сцепление 3 включается вторая ступень. В процессе движения на второй ступени переключается муфта 19 (влево), и переключением с перекрытием со сцепления 3 на сцепление 4 включается третья ступень. В процессе движения на третьей ступени переключается муфта 11 (влево) и переключением со сцепления 4 на сцепление 3 включается четвертая ступень. В процессе движения на четвертой ступени включается муфта 29 (влево), 19 (вправо), отключается муфта 32 и включается муфта 31, а затем переключением со сцепления 3 на сцепление 4 включается пятая ступень. И так далее согласно таблице. На 1 - 4 и 9 - 12 ступенях постоянно включены муфты 32 и 34. На 5и 13-16 ступенях постоянно включены 31 и 33.

Обратные переключения осу ествляются в обратном порядке.

На фиг. 2 приведен вариант той же схемы, в которой все шестерни, зацепленные с шестернями блоков, вьшолнены в виде блоков, установленных на своих валах с подвижностью в осевом направлении. Соответствующие шестерни (см. таблицу) вводятся в зацепление перемещением этих блоков.

Дальнейшее увеличение числа ступеней передач в предлагаемой схеме можно получить применением вместо двойных блоков шестерен 5, 12, 13, 14 тройных блоков шестерен. Тогда получим 6 X 4 24 или 6 х 6 36 ступеней передач. Можно применять блоки с четырьмя, пятью и так далее зацеплениями.

Применение предлагаемой трансмиссии позволит улучшить динамические.

S1.1316856

экономические, эксплуатационные ка- ми без разрыва потока мощности, а чества и повысить производитель- iтакже ухфостить конструкцию трансность транспортной машины в связи миссии в связи с отсутствием механизс переключением между всеми ступеия- ма свободного хода.

Похожие патенты SU1131685A1

название год авторы номер документа
Многоступенчатая трансмиссия для транспортного средства 1985
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1258719A1
Пятиступенчатая коробка передач для автомобиля 1984
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1142312A1
Десятиступенчатая коробка передач 1982
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1062034A1
Коробка передач И.И.Лифшица для переднеприводного автомобиля 1983
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1113287A1
Соосная многоступенчатая коробка передач И.И.Лифшица для транспортного средства 1983
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1133128A1
Соосная коробка передач для транспортного средства 1985
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1299842A1
Шестиступенчатая соосная коробка передач автомобиля 1985
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1279878A1
Шестиступенчатая соосная коробка передач 1984
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1164088A1
Четырехступенчатая коробка передач 1982
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1060510A1
Коробка передач для автомобиля И.И.Лифшица и Г.И.Лифшица 1984
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1169845A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 131 685 A1

Реферат патента 1984 года Трансмиссия И.И. Лифшица для транспортного средства

.Трансмиссия для транспортного средства, содержащая коробку переда с параллельными осями( валов, включа щую два концентрично расположенных первичных вала с приводом от двух сцеплений, промежуточный и вторичны палы, установленные на валах шестер ни и муфты для соединения валов с шестернями, отличающа // ., т Ти rJJ53 Pue.f тем, что, с целью упрощения конструкции и повьшения ее эффективности путем обеспечения переключения передач без разрыва потока мощности,/шестерни промежуточного вала зацеплены с шестернями одного из концентричных первичных валов и выполнены в виде свободно установленных трех,блоков шестерен, средний из которых снабжен муфтами для соединения с крайними блоками, выполненными с муфтами для связи с промежуточным валом, при этом шестерни среднего блока зацеплe ы с шестернями второго из концентричных первичных валов, шестерни крайних блойов зацеплены с шестернями вторичного вала, а шестерни, зацепленные с шестернями всех упомянутых блоков шес,терен, выполнены в виде блоков с возможностью их осевого перемещения или снабжены муфтами для соединения со своими валами. г5гбзбзо iM. 3/ f5 ..r т /гиттТ.т, т 4 Wfe-3 LTJ -

Формула изобретения SU 1 131 685 A1

Включены элементы

Сцепления Муфты шестерен Муфты блоков 3 I 4 30 19 11 I 32 I 34 31

IltdHrlB HrEDEtlllztlZ: X X

Рабочие зацеппения

33 22-26 8-16, 22-26 7-9, 7-15, 22-26 22-26 6-8, 20-24 8-16, 20-24 7-9, 17-15, 20-24 20-24 6-8, 18-16, 23-27 7-9, 23-27 23-27 17-15, 23-27 6-8, 18-16, 21-25 21-25 7-9, 17-15, 21-25 6-8, 21-25 18-16, 35-36 35-36 7-9, 35-36 17-15, 6-8, 35-36

в

36 26

25

f7 М

V .

Жх:

- п J/ /5/у згт тЛ 1/Ж4Дг

С.

5

1г 55lvir5

фиг. г

SU 1 131 685 A1

Авторы

Лифшиц Георгий Исаакович

Лифшиц Исаак Иосифович

Даты

1984-12-30Публикация

1983-08-04Подача