Изобретение относится к смазочны материалам, а именно к антифрикционным смазкам, и может быть применено в узлах трения механизмов и машин.
Известны антифрикционные смазки на основе мыльной пластичной смазки (МПС), зодержащие 5-60 мас.%. порО1Жов мягких металлов или их сплавов Щ .
Однако такие смазки имеют недостаточно высокие антифрикционные свойства о
Наиболее близкой к предлагаемой является антифрикционная смазка, которая содержит компоненты в следующих количествах, мас.%г порошок. меди 1-30, политетрафторэтилен или политриФторхлорэтйлен 0,1-10 и мыльная пластичная смазка - остальное 2
Однако при содержании в смазка более 5 мас.% меди наблюдается образование на поверхности трения неравномерной по толщине пленки мели, схватывание, отслаивание пленки и юявление в смазке частичек меди, что, например, в подшипниках качения приводит к заклиниванию сепараторов .
Цель изобретения - повЕлыение износостойкости и эадиростойкости смазки.
Поставленная цель до.стигается тем что антифрикционная смазка, содержа1Пая мыльную пластичную смазку н порошок меди, дополнительно содержит дифениламин, глицерин, иод о и серу при следующем соотношении коМпонентов , мае , % ;
Дифениламин0,1-0,2
Глицерин1-2
Порошок меди1-4
Иод0,5-2
Сера0,5-2 .Мыльная пластичная
смазкаОстальное
В качестве мыльной пластичной смазки целесообразно использовать смазку 1-13 жировую (ГОСТ 1631-61). Для приготовления смазок используют также дифениламин (ГОСТ 5825-51), глицерин (ГОСТ 6823-77), порошок меди (ГОСТ 4960-75) марок ПМА, ПМ, ПМУ, ПМС-1, ПМС-2, ПМС-2У, ПМС-К и ПМС-Н с зернистостью 0,,1-0,224 мм иол (гост 545-76) и серу техническую (ГОСТ-127-76).
Предлагаемую смазку целесообразно использовать для пар трения, уже бывших в работе, т.е. имеющих износ на поверхности. Применение данной смазки улучшает микрорельеф поверхности за счет втирания медных частиц во всякого рода микронеровности и при наличии других компонентов (серы, иода, глицерина и дифениламина значительно повышает рабочие параметры пары трения.
Высокие антифрикционные свойства предлагаемой смазки обусловливают возможность ее использования при торцовом контакте пар трения из однородных и разнородных материалов.
Технология изготовления антифрикционной смазки состоит в добавлении в м ыльную пластичную смазку порошка меди, дифениламина, серы, иода и глицерина и перемешивании полученного состава 1-2 ч при комнатной температуре.
Дифениламин, являясь активным восстановителем, уменьшает количество кислорода в зоне трения, а глицерин вос1зтанавливает как поверхности трения, так и частички меди, что создает условие для плакирования рабочих поверхностей пар трения Такие пленки (в отсутствии других компонентов смазки), как показывает опыт, являются очень тонкими и покрывают не всю поверхность, поэтому не обеспечивают высокую задирои износостойкость, особенно стальны коитрел. При тяжелых режимах трения тонкие пленки меди разругааются, что приводит к образованию задира на основной поверхности.
Одновре менное введение в антифрикционную смазку порошков иода и серы усиливает действие каждого элемента к: способствует формированию на поверхностях трения постоянно воэобнсвляющейся пленки, которая повьллает износостойкость узлов трения и в целом значительно улучшает противозадирные свойства смазки.
Таким образом, смазывающее действие предлагаемой антифрикционной смазки проявляется в образовании на поверхностях трения (в процессе работы) новых химических соединений в Б1-;де гзердых пленок. Эти пленки уменьшают велиуину адгезионного взаимодействия мйжду трущимися поверхностями, предотвращая задир и схватывание .
Для получения смазок приготовлен составы, содержащие указанные компоненты на основе смазки 1-13. Полученные смазки наряду с известными испытывали при торцовом кольцевом контакте и циклическом однонаправленном скольжении экспериментальных образцов из различнйх сталей. Скорость скольжения 0,8 м/с. Удельная нагрузка составляет 3 МПа, а время испытаний 50 ч. Испытание проводилось на модельных образцах из различных сталей (сталь 45, сталь 40Х, сталь ШХ15-ШЛ, 38X2MJOA и др.) при использовании компонентов добавки при крайних и средних значениях, в указанном интервале концентраций компонентов.
В табл„ 1 приведены составы предлагаемлх антифрк1сциокных смазок на
основе смазки 1-13, взятой во всех образцах до 100 мас.%, и данные
износа пары трения стгшь 45 сталь 40Х.
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Антифрикционная смазочная композиция для узлов трения | 1983 |
|
SU1143765A1 |
Пластичная смазка для узлов трения | 1982 |
|
SU1049529A1 |
"Смазка для опор буровых долот "ДБА-7" | 1991 |
|
SU1834901A3 |
Пластичная смазка для узлов трения | 1979 |
|
SU836079A1 |
Антифрикционная металлоплакирующая смазка | 1978 |
|
SU827538A1 |
Металлоплакирующая смазка | 1981 |
|
SU958479A1 |
ПРОТИВОИЗНОСНАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2004 |
|
RU2264436C1 |
Смазка для пар трения | 1979 |
|
SU834114A1 |
Смазочная композиция | 1987 |
|
SU1595885A1 |
Смазочная композиция для подшипников качения | 1990 |
|
SU1765172A1 |
АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗКА, содержащая мыльную пластичную смазку и порошок меди, отличающаяся тем, что, с целью повышения износостойкости и задиростойкости, смазка дополнительно содержит дифениламин, глицерин, иод и серу при следующем соотношении компонентов, мас.%: Дифениламин 0,1-0 ,,2 Глицерин1-2 Порошок меди1-4 Иод-0,5-2 Сера0,5-2 Мыльная пластичная смазкаОстальное
Как видно из табл. 1, смазки, содержащие компоненты в предлагаамах пределак (образцы 2-5), обеспечивают максимальную износостойкость пары трения сталь - сталь. Запредельные концентрации компонентов смазки (образцы 1, б и 7) вызыСмазка (базовая) Известная на основр 1-13 2 Образец 2 73 Примеча вают износ пары трения в 1,5-2 раза 5 предлагаемые образцы. Сравнительная оценка противозадирных свойств известных и предлаraejv.jx смазок представлена а табл.2 (пара трения сталь 45 - сталь 40Х, скорость скольжения 0,8 м/с). Таблнца 2 Износ пары трения определяли при удельной нагрузке, в 5 раз меньшей, чем предлагаемой.
Из табл. 2 следует, что при использовании предлагаемой антифрикционной смазки температурный режим в зоне стабилизируется в интервале удельных нагрузок 1,2-6,25 МПа, в то время как для известных смазок температура -в Sbtie трения возрастает, что приводит к деструкции смазки и схватыванию пары трения. Резко уменьшается .коэффициент трения. Так, коэффициент трения при критической удельной нагрузке для предМедь электро29лити .еская Как видно, предлагаемая смазк как на черных, так и на цветных таллах не вызывает коррозии. Таким образом, использование лагаемой антифрикционной смазки
лагаемой смазки в два раза меньше, чем для известной смазки и в тричетыре раза меньше чем для базовой смазки.
Все предлагаемые образцы смазок выдерживают испытание на коррозию по ГОСТ 5757-67. Кроме того, определялся прирост окисных пленок за 24 ч на образцах методом эллипсомет
рии. Полученные данные приведены в табл. 3,
Таблица 3
26 печивает по сравнению с известной значительное повышение задире- и износостойкости различных узлов трения, что особенно важно в современнее ма- , шиностроении. В результате, увеличивается срок службы узлов трения.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩАЯ СЛ1АЗКА | 0 |
|
SU179409A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Антифрикционная смазка | 1976 |
|
SU690063A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1983-12-23—Публикация
1982-06-17—Подача