Изобретение относитс5 к гусеничным транспортным средствам. Известно устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее натяжное колесо, установленное на кривошипе, размещенном в корпусе поворотно и связанном с червячной передачей 1. Однако такое устройство не позволяет использовать его в транспортных средствах с задним расположением натяжного колеса вследствие перегрузки его тяговым усилием впереди расположенного ведущего колеса. Известно также устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее натяжное колесо, установленное на кривошипе, размещенном поворотно с помощью оси в корпусе транспортного средства, упругий элемент в виде торсиона, одним концом связанного с кривошипом, а другим - с корпусом 2. Такое устройство также не позволяет использовать его в транспортных средствах с задним расположением натяжного колеса, так как вся энергия упругого элемента расходуется на преодоление тягового усилия ведущего колеса, расположенного спереди. Цель изобретения - расширение использования устройства для натяжения гусеничной цепи при различных расположениях натяжного колеса. Цель достигается тем, что в устройстве для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащем натяжное колесо, установленное на кривошипе, размещенном поворотно с помощью оси в корпусе транспортного средства, упругий элемент в виде торсиона, одним концом связанного с кривошипом, а другим - с корпусом, на оси кривошипа закреплен упор, а торсион связан с корпусом через рычаг, установленный поворотно на оси кривошипа с возможностью взаимодействия с упором, и тягу регулируемой длины. Ца фиг. 1 показана установка устройства для натяжения гусеничной цепи на транспортном средстве; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2. Устройство для натяжения гусеничной цепи 1-транспортного средства 2 содержит натяжное колесо 3, установленное поворотно в корпусе 4 транспортного средства 2 посредством кривошипа 5. В оси 6 кривошипа 5 установлен торсионный вал 7, шлицевая головка 8 которого связана с кривошипом 5, а щлицевая головка 9 торсионного вала 7 взаимодействует с подвижной втулкой, выполненной в виде рычага 10, установленного с помощью подшипников 11 на оси 6 кривошипа 5 и взаимодействующего с помощью шарнира 12, самотормозящегося винта 13 и телескопической гайки 14 с корпусом 4 транспортного средства 2. Гайка 14 имеет квадратный хвостовик 15, опирается на сферический подщипник 16 и вместе с винтом 13 образует тягу регулируемой длины. Неподвижно установленный на оси 6 кривощипа 5 упор 17 имеет верхнюю головку, выполненную в виде сферической пяты 18, взаимодействующей с опорной площадкой 19 поворотного рычага 10. Кривошип 5 установлен в корпусе транспортного средства с помощью подщипников 20 и закреплен в нем крышкой 21. Сферический подшипник 16 установлен во фланце 22 корпуса 4 транспортного средства и с помощью крышки 23 и болтов 24 закреплен в нем. Телескопи-ческая гайка закреплена в корпусе 4 с помощью гайки 25. Для контроля натяжения гусеничной ленты на поворотном рычаге 10 установлен концевой выключатель 26, взаимодействующий с неподвижным-упором 17 и с помощью провода 27 подключенный к сигнальной системе транспортного средства, Для натяжения гусеничной цепи 1 необходимо с помощью гаечного ключа, подсоединенного к хвостовику 15, привести во вращение телескопическую гайку 14. Вращение телескопической гайки 14 через винт 13, шарнир 12 приводит в движение рычаг 10, который, поворачиваясь на полой оси 6 кривошипа и подшипниках 11, начинает поворачивать кривощип 5, установленный в корпусе 4 транспортного средства на подшипниках 20. Вместе с кривошипом 5 начинает перемещаться натяжное колесо 3, создавая статическое натяжение гусеничной цепи 1. В строгом соответствии с перемещением натяжного колеса 3 и поворотом кривошипа 5 поворачивается и жестко установленный на оси 6 неподвижный упор 17. Благодаря тому, что рычаг 10 связан с кривошипом 5 торсионным валом 7, величина поворота кривошипа 5 и, следовательно, величина натяжения гусеничной цепи 1 определяются деформацией торсионного вала 7 при повороте рычага 0. Углы установки рычага 10 и упора 17 выбраны такими, что максимальная величина деформации торсионного вала 7 (т. е. момент контакта сферической пяты 18 площадки 19) соответствует заранее заданному статическому натяжению гусеничной ленты 1. В момент достижения заданного статического натяжения гусеничной цепи 1 рычаг 10 и упор 17 сближаются на угол л, при этом срабатывает конечный выключатель 26, подключенный к сигнальной системе транспортного средства проводом 27, и на место механика-водителя поступает сигнал об окончании натяжения гусеничной цепи 1. Конечный выключатель, размещенный внутри корпуса, не подвержен влиянию внешних факторов, воздействующих на транспортное средство, и поэтому обеспечивает надежную работу системы коьЛ-роля величины натяжения гусеницы. При движении транспортного средства по местности значительные тяговые усилия, возникающие в гусеничном обводе через гусеничную цепь 1, натяжное колесо 3, кривощип 5 и упор 17 посредством сферической пяты 18 и опорной площадки 19 передаются на рычаг 10, а от него через шарнир 12 и винт 13 - на телескопическую гайку 14. От телескопической гайки 14 усилие передается на гайку 25, опирающуюся на сферический подишпник 16, который посредством фланца 22, крыщки 23 и болтов 24 взаимодействует с корпусом 4 транспортного средства 2. Во время поворота гусеничного транспортного средства 2 ослабление натяжения в отстающей гусеничной цепи 1 и связанное с этим увеличение длины обвода компенсируется упругой деформацией торсионного вала 7, благодаря которой кривошип 5 перемещает натяжное колесо 3 в сторону натяжения гусеничной цепи 1, а упор 17 перемещается относительно рычага 10 в сторону увеличения угла ч..АО тех пор, пока усилия в гусеничном обводе, приведенные к оси торсионного вала 7, не станут равны силам упругой деформации последнего. Устройство для натяжения гусеничной ленты практически мгновенно реагирует на изменение длин ветвей гусеничного обвода, возникающее при движении транспортного средства по пересеченной местности и при повороте, что позволяет постоянно поддерживать заданный уровень натяжения и обеспечивает надежную и устойчивую работу гусеничного обвода в любых режимах движения вне зависимости от особенностей компоновки ходовой части транспортного средства и расположения натяжного колеса, Использование изобретения позволяет уменьшить динамическую нагруженность и повысить надежность работы гусеничных обводов с задним расположением натяжного колеса как при прямолинейном движении транспортного средства, так и при поворотах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Погрузчик | 1985 |
|
SU1260319A1 |
Амортизационно-натяжное устройство гусеничной цепи транспортного средства | 1980 |
|
SU882814A1 |
Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства | 1990 |
|
SU1733318A1 |
Устройство подвески направляющего колеса гусеничного транспортного средства | 1980 |
|
SU895785A1 |
Ходовая часть транспортного средства | 1990 |
|
SU1781120A1 |
АМОРТИЗАЦИОННО-НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2045439C1 |
ПОДВЕСКА НАПРАВЛЯЮЩЕГО КОЛЕСА ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2042556C1 |
НАТЯЖНОЕ И АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ ЦЕПЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1970 |
|
SU272073A1 |
Гусеничный движитель транспортного средства | 1990 |
|
SU1787860A1 |
Ходовая часть гусеничного транспортного средства | 1980 |
|
SU1379180A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТРАНСПОРТф и НОГО СРЕДСТВА, содержащее натяжное колесо, установленное на кривошипе, размещенном поворотно с помощью оси в корпусе транспортного средства, упругий элемент в виде торсиона, одним концом связанного с кривощипом, а другим - с корпусом, отличающееся тем, что, с целью расщирения использования устройства при различных расположениях натяжного колеса, на оси кривощипа закреплен упор, а торсион связан с корпусом через рычаг, установленный поворотно на оси кривошипа с возможностью взаимодействия с упором, и тягу регулируемой длины.
11
Фи1.2
10
Фиг.д 17
18
13
4
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства | 1975 |
|
SU550311A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Амортизационно-натяжное устройство гусеничной цепи транспортного средства | 1980 |
|
SU882814A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1984-02-07—Публикация
1981-06-11—Подача