Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Известно устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее каргер, прикрепленный к корпусу транспортного средства, кривошип с червячным колесом и червяк, закрепленный в картере на подшипниковых опорах. .Это устройство требует проведения большого объема работ при натяжении гусеничной цепи и не обеспечивает контроля величины натяжения. Известно также устройство для натяжения гусеничной цепи, содержащее картер, прикрепленный к корпусу транспортного средства, и кривощип с червячной парой, червячное колесо которой закреплено на оси кривошипа, а червяк - на подшипаиковых опорах в картере. Однако такое устройство работает нестабильно, так как в нем отсутствует упругий элемент. Кроме того, у него отсутствует контроль величины натяжения гусеничной цепи. С целью повышения стабильности работы и обеспечения натяжения гусеничной цепи предлагаемое устройство снабжено втулкой; жестко закрепленной внутри червячного ко Леса и установленной ограничено подвижно Ьокруг оси кривошипа, и упругим элементом, например торсионом, установленным между втулкой и осью кривошипа. Упругий элемент может быть выполнен в виде торсионной трубы с установленными внутри нее торсионным валом, причем одним концом труба II вал скреплены между собой, другой конец трубы прикреплен к кривошину, а другой конец вала - к втулке. Втулка может быть снабжена шкалой, а кривошип - стрелкой-указателем, установленным на уровне шкалы. На фиг. 1 показано предлагаемое устройство, сечение по оси кривошипа; на фиг. 2 - сечение но А-А на фиг. 1. В картере 1, прикрепленном к корпусу транспортного средства, установлены втулка 2 на подшипниках 3 и 4 скольжения и червячная пара, червячное колесо -5 которой шлицами соединено со втулкой 2. Осевое перемещение втулки 2 и червячного колеса 5 ограничено распорной втулкой 6 и разрезным кольцом 7. Червяк 8 находится в зацеплении с червячным колесом 5, Кривошип 9 установлен во втулке 2 на игольчатых подшипни ках 10, 11. От осевого перемещения относи тельно втулки 2 кривошип 9 фиксируется ря дом шариков 12, В расточке кривошипа 9 установлен упругий элемент, состоящий из торсионной трубы 13 и вала 14, ycтaнoвлeннoгd внутри трубы. Одним концом труба 13 с по
мощью винтов 15 прикреплена к кривошипу, а другой ее конец скреплен с валом 14. Другой конец вала 14 прикреплен к втулке 2. Пружинные кольца 16, 17 удерживают вал 14 от продольных перемещений. Втулка 2 снабжена выступами 18, которые совмещены с выступами 19 кривошипа 9, и установлена ограничено подвилшо вокруг оси кривошипа 9 за счет наличия зазора между выступами. Картер 1 с наружной стороны закрыт фланцем 20, являющимся одновременно одной из опор втулки 2. Зазоры между торцами кривошипа, втулки и фланца уплотнены резиновыми кольцами 21, 22. Фланец 20 крепится к картеру болтами 23. На внешней стороне втулки 2 нанесена шкала 24 с делениями, а кривошип снабжен указателем 25.
Устройство работает следующим образом.
Натяжение гусеничной цепи осуществляется вращением червяка 8, которое через червячное колесо 5, втулку 2, трубу 13 и вал 14 передается на кривошип 9. Нрн этом кривошип 9 поворачивается вокруг своей оси и гусеничная цепь натягивается. Ослабление гусеничной цепи осуществляется тем же порядком. При возникновении усилий в ветвях гусеничной цепи больше предварительного натяжения происходит поворот кривошипа и одновременно закручивается упругий элемент. Зазор между выступами 18 и 19 изменяется до упора выступов Г8 кривошипа в выступы 19 втулки. Указатель 25 при этом показывает на шкале 24 величину скручивания упругого элемента.
Устройство снижает величину колебаний ветви гусеничной цепи и обеспечивает контроль за ее натяжением.
Формула изобретения
1.Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее картер, прикрепленный к корпусу транспортного средства, и кривошип с червячной парой, червячное .колесо которой закреплено на оси кривошипа, а червяк - на подшипниковых опорах в картере, отличающееся тем, что, с целью повышения стабильности работы и обеспечения контроля натяжения гусеничной цепи, оно снабжено втулкой, жестко закрепленной внутри червячного колеса и установленной ограничено подвижно вокруг оси кривошипа, и упругим элементом, например торсионом, установленным между втулкой и осью кривошипа.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что упругий элемент выполнен в виде торсионной трубы с установленным внутри нее торсионны.м валом, причем одним концом труба и вал скреплены между собой, другой конец трубы прикреплен к кривошипу, а другой конец вала - к втулке.
3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что втулка снабжена шкалой, а кривошип - стрелкой-указателем, установленным на уровне шкалы.
25
ut.1A
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства | 1990 |
|
SU1733318A1 |
Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства | 2021 |
|
RU2773132C1 |
Амортизационно-натяжное устройство гусеничной цепи транспортного средства | 1980 |
|
SU882814A1 |
Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства | 1981 |
|
SU1071510A1 |
Гусеничная машина | 1978 |
|
SU685544A1 |
Гусеничное транспортное средство | 1975 |
|
SU604735A1 |
ПОДВЕСКА НАПРАВЛЯЮЩЕГО КОЛЕСА ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2042556C1 |
МЕХАНИЗМ НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНЫХ ЦЕПЕЙ САМОХОДНЫХ МАШИН | 1967 |
|
SU195338A1 |
Устройство подвески направляющего колеса гусеничного транспортного средства | 1980 |
|
SU895785A1 |
Устройство для обеспечения работоспособности ходовой части гусеничной машины | 2015 |
|
RU2620180C1 |
Авторы
Даты
1977-03-15—Публикация
1975-10-23—Подача