Изобретение относится к гироскопическому приборостроению, а именно к устройствам арретирования гировертикалей.
По основному авт.св. № 843320 известно устройство арретирования гировертикали. Это устройство содержит двигатель арретирования, редуктор, шток, возвратную пружину, реле управления двигателя, концевые выключатели заарретированного и разарретированного состояния гироскопа, реле сигнализации набора оборотов гиромотора.
Недостаток данного устройства заключается в том, что при нажатии штока на концевой выключатель заарретированного состояния гироскопа в конце арретирования обесточивается обмотка реле управления двигателем . арретирования, двигатель арретиро вания выключается, и под воздействием возвратной пружины шток отбрасывается в исходное положение, разарретируя гироскоп и отпуская концевой выключатель заарретироранного состояния гироскопа, что приводит к повторной подаче напряжения на обмотку
реле управления двигателем арретирования, повторному включению двигателя арретирования, арретированию гироскопа, затем снова разарретированию и т.д.
т«
Таким образом, шток будет совершать возвратно-поступательное движеVIние, контакты концевых выключателей заарретированного и разарретирован4iного состояния гироскопа и реле управления двигателем арретирования
СО будут многократно перебрасываться из
эо одного положения в другое (автоколебательный режим работы). Это будет продолжаться в течение времени разгона гиромотора, т.е. до момента
срабатывания реле сигнализации
набора оборотов гирсмотора, что приведет к преждевременной вьфаботке ресурса и снижению надежности концевых выключателей заарретированного, и разарретированного состояния гироскопа, реле управления двигателем 3 арретирования. А это снижает надежность датчика вертикали в целом. Цель изобретения - повьшение на.пежности арретирования гировертикал Это достигается тем, что в устро стве арретирования гировертикали вв дены палец с роликом и цилиндричес ктй кулачок с винтовой линией по то цу, на конечном участке которой выполнены уступ и впадина, переходя щая в начальный участок винтовой ли нии, при этом цилиндрический кулачок соединен со штоком посредством пальца с роликом, закрепленного на штоке с возможностью перемещения по торцу цилиндрического кулачка. На фиг.1 изображена принципиальная схема устройства арретирования датчика вертикали в исходном состоя нии; на фиг,2 - часть принципиально схемы, приведенной на фиг,1, в заарретированном состоянии; на фиг.3 конструктивная схема редуктора с кулачкоми штоком; на фиг.4 - профиль кулачка в развертке. Устройство арретирования датчика вертикали содержит двигатель 1 арре тирования , редуктор 2 5 установленный на выходном валу редуктора, цилиндрический кулачок 3 с торцовым винтовым профилем 4, уступом 5 и впадиной 6f шток 7 с закрепленными на нем пальцем 8 с роликом 9, возвратную пружину 10, реле 11 управле ния двигателем 1 арретирования кон- цевой выключатель 12 заарретирован ного состояния гироскопа.концевой выключатель 13 разарретированного состояния гироскопа, реле 14 сигнал зации набора оборотов гиромотора, д од 15, Устройство работает следующим образом. При подаче питания на датчи вертикали постоянное напряжение через нормально замкнутые контакты реле 14 сигнализации набора оборото гиромотора и концевого выключателя 12 заарретированного состояния гироскопа Поступает на обмотку реле 11 управления двигателем 1 арретирования. При срабатьшании реле 11 управления двигателем 1 арретирова ния его контакты включают двигатель 1 арретирования, который через редуктор 2 вызывает вращение цилиндрического кулачка 3. Винтовой профиль 4 цилиндрического кулачка 3 8 входит в соприкосновение с роликом 9, находящимся в исходном положении во впадине 6 цилиндрического кулачка 3, и через палец 8 вызывает посту- ; нательное перемещение штока 7, отпуская при этом концевой выключатель 13 разарретированного состояния гироскопа и арретируя гироскоп, В конце арретирования шток 7 на.-жимает концевой выключатель 12 заарретированного состояния гироскопа, который размыкает цепь питания обмотки реле 11 управления двигателем 1 арретирования, а контакты реле 11 выключают двигатель 1 арретирования. В момент выключения двигателя 1 арретирования ролик 9, перемещаясь по винтовому профилю 4 цилиндрического кулачка 3, попадает на уступ 5 и фиксируется в этом положении, удерживая гироскоп в заарретированном положении на время разгона гиромотора. После набора гиромотором заданных оборотов подается напряжение на обмотку реле 14 сигнализации набора оборотов гиромотора, его контакты переключаются и на обмотку реле 11 управления двигателем 1 -арретирования подается напряжение. Контакты реле 11 зшравления двигателем включают двигатель 1 арретирования, который через редуктор 2 поворачивает цилиндрическ й кулачок 3, Ролик 9 с уступа 5 доходит до впадины 6 и вместе с папьцбм 8 и штоком 7 под действием возвратной пружины 10 отбрасьшается в исходное положение, разарретируя гироскоп (фиг,1), Концевой выключатель 12 заарретированного состояния гироскопа возвращается в исходное состояние и обесточивает обмотку реле 11 управления двигателем 1 арретирования. Контакты реле 11 разрьшают цепь двигателя 1 арретирования. Концевой выключатель 13 разарретированного состояния гироскопа также возвращается в исходное положение. Таким образом, выполнение профиля уступа с подъемом по винтовой линии обеспечивает гашение инерционных моментов редуктора и остановку кулачка, В этом положении гироскоп заарретирован.,:; и остается в этом состоянии до поступления сигнала в . систему от реле сигнализации набора оборотов.
Таким образом, благодаря наличию на. Йрофиле кулачка уступа гироскоп надежно удерживаетс я в заарретированном состоянии до разгона гиромотора до заданных оборотов, при полностью исключается автоколебательный режим работы системы.
Тем самш предложенное устройство повышает надежность входящих элементов коммутации в 6 раз и соответственно повышает и надежность датчика вертикали в целом.
Кроме того, предложенное устройство с задержкой заарретированного.. положения гироскопа во время разгона
I А Л А А PPfФ I f J 9 tpvt.
гиромотора устраняет отклонение гироскопа от вертикали за счет установки датчика вертикали (авиагоризонта) на наклонную приборную доску и при запуске прибора на предельно низких температурах (-бОс), когда возможны случаи запаздывания начала вращения гиромотора от момента подачи питания на датчик вертикали. Тем -самым обеспечивается выполнение заданного времени готовности датчика вертикали без повторного арретиро- вания во всех условиях эксплуатации, что упрощает обслуживание его в эксплуатации. fput.2 Ц
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство арретирования гировертикали | 1980 |
|
SU843520A1 |
Устройство арретирования гировертикали | 1982 |
|
SU1094427A2 |
УСТРОЙСТВО АРРЕТИРОВАНИЯ ГИРОВЕРТИКАЛИ | 1985 |
|
SU1351359A1 |
УСТРОЙСТВО АРРЕТИРОВАНИЯ ГИРОСКОПИЧЕСКОГО ПРИБОРА | 1982 |
|
SU1127400A1 |
Имитатор успокоителя качки корабля | 1983 |
|
SU1080190A1 |
ГИРОСТАБИЛИЗАТОР ОПТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ | 2016 |
|
RU2625643C1 |
Привод арретира | 1972 |
|
SU447555A1 |
Система арретирования оптико-электронной аппаратуры на носителе | 2021 |
|
RU2778461C1 |
Устройство для ориентации сейсмоприемников в скважинах | 1982 |
|
SU1124236A1 |
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ГИРОСТАБИЛИЗАТОР | 2009 |
|
RU2399960C1 |
УСТРОЙСТВО АРРЕТИРОВАНИЯ П1РОВЕРТИКАЛИ по авт.св. № 843520, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности аррети. iifSS w .-r -:}: y i rS:S: :-e A рования гировертикали, в него введены палец с роликом и цилиндрический кулачок с винтовой линией по торцу, . на конечном участке которой выполнены уступ и впадина, переходящая в начальный участок винтовой линии, при этом цилиндрический кулачок соединен со штоком посредством пальца с роли- j ком, закрепленного на штоке с возможностью перемещения по торцу цилиндрического кулачка.
Авторы
Даты
1991-07-23—Публикация
1982-04-19—Подача