со
00 О5
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для управления гидрозамедлителем, и может быть ис пользовано в системах управления гидрозамедлителем транспортного средства с гидродинамической передачей.
Известно устройство для управления гидрозамедлителем транспортного средства, содержащее орган управления с педалью тормоза, связанный пневмолиниями через пневмоцилиндр с направляющим распределителем 1.
Устройство характеризуется недостаточной приспособленностью к дорожным условиям из-за того, что оно не имеет раздельных органов управления, позволяющих избирательно производить торможение в режиме, соответствующем дорожным условиям, что усложняет работу водителя, вызывая необходимость, например, на затяжных спусках постоянно воздействовать на орган управления - педаль рабочего тормоза. Устройство является сложным, так как предполагает наличие двух клапанов задержки, трех электропневматических клапанов, редукционного клапана, магистрального клапана и электромагнитного пневмоклапана, обеспечивающего усиление регулирующего давления от тормозного крана и сложение его с давлением включения гидрозамедлителя, а также тормозного крана специального исполнения.
Кроме того, отсутствует элемент, обеспечивающий автоматическое выключение гидрозамедлителя перед полной останов кой транспортного средства для самоопорожнения его рабочей полости и снижения внутренних потерь энергии на нетормозных режимах работы.
Цель изобретения - повьииение эффективности работы за счет повышения приспособленности устройства к дорожным условиям и более полного использования гидрозамедлителя.
Указанная цель достигается тем, что в устройстве для управления гидрозамедлителем транспортного средства, содержащем орган управления с педалью тормоза, связанный пневмолиниями через пневмоцилиндр с направляющим распределителем, орган управления снабжен по крайней мере двумя электропневматическими клапанами, связанными через включатель с педалью тормоза, и пневматическим бесступенчатым регулятором давления с ручным приводом, а упомянутый пневмоцилиндр выполнен ступенчатым, каждая из ступеней которого сообщена пневмолиниями с соответствуюuiHM электропневмоклапаном, при этом пневмолиния, сообщающая больщую ступень пневмоцилиндра с соответствующим электропневмоклапаном, снабжена клапаном И, через который связана с пневматическим бесступенчатым регулятором давления, а электрическая цепь питания электропневматических клапанов снабжено реле с размыкающими контактами.
На фиг. 1 показана общая схема устройства; на фиг. 2 - электрическая схема устройства.
Устройство для управления гидрозамедлителем содержит двухрежимный орган управления, состоящий из электропневмоклапанов 1,2 и 3 с включателями 4,5 и 6, приводными педалью 7 рабочих тормозов
(не показаны), и пневматического бесступенчатого регулятора давления 8 с ручным приводом. Орган управления посредством ступенчатого пневматического цилиндра 9, содержащего полость 1-ой ступени 10 с порщнем 11, полость 2-ой ступени 12 с поршне.м 13, полость 3-ей ступени 14 с порщнем 15 связанного с золотником распределителя 16, внутренняя полость которого напорным каналом 17 и всасывающим каналом 18 сообщена с рабочей полостью 19 гидрозамед0 лителя и каналами 20 и 21 - с гидротрансформатором (не показано), а каналом 22 - со сливом. Канал 20 посредством насоса 23 сообщен с резервуаром 24 рабочей жидкости. Кроме того, внутренняя полость золотникового распределителя 16 сообщена посредством каналов 25 и 26 с теплообменником 27. Всасывающий канал 18 каналом подпитки 28 сообщается с внутренней полостью золотника, а нагнетательный канал 17 сообщается с полостью 29 Каналом 30.
0 Золотник 31 распределителя 16 подпружинен пружиной 32. Эчёктропневмоклапаны 1,2 и 3 посредством каналов 33,34 и 35 сообщены с полостями 10,12 и 14 соответствующих ступеней ступенчатого пневматического цилиндра 9 и посредством ка5 нала 36 - с источником сжатого воздуха 37. Бесступенчатый регулятор давления 8 сообщен каналом 38 с источником сжатого воздуха 37 и с полостью 14 3-ей ступени каналом 39 через двухмагистральный клапан И 40.
° Включатели 4,5 и 6 электрически связаны с источником электроэнергии 41 и электропневмоклапанами 1,2 и 3 через выключатель 42 (фиг. 2).
Электромагниты клапанов 1,2 и 3 за5 питаны-через реле 43,44 и 45 с нормально замкнутыми контактами, обмотки которых (не показаны) соединены электрически с цепью питания электромагнита включения первой передачи в ГМП (не показана). Параллельно электромагнитам электро0 пневмоклапанов 1,2 и 3 включены сигнальные лампы 46, 47 и 48. Верщины 49, 50 и 51 приводных элементов включателей 4, 5 и 6 и взаимодействующий с ними элемент 52 педали 7 рабочего тормоза имеют такое взаимное расположение, что элемент 52
входит во взаимодействие с верщинами 49, 50 и 51 последовательно по мере увеличения усилия, прикладываемого водителем к педали 7. Устройство для управления гидрозамедлителем работает следующим образом. На нетормозном режиме работы элементы устройства находятся в положении, изображенном на фиг. 1. Золотник 31 распределителя находится в крайнем левом положении. При этом рабочая полость 19 гидрозамедлителя сообщена со сливом посредством каналов 17 и 18, распределителя 16 и канала.22, полость 19 гидрозамедлителя опорожнена и тормозной момент на валу ротора гидрозамедлителя отсутствует. При начальном воздействии водителя на педаль 7 элемент 52 воздействует на верщину 49 приводного элемента включателя 4, обмотка электропневмоклапана 1-ой ступени торможения получает питание от источника электроэнергии 41 через контакты реле 43, одновременно включается сигнальная лампа 46 1-ой ступени, электропневмоклапан 1 срабатывает. Сжатый воздух от источника 7 через канал 36, электропневмоклапан 1, канал 33 поступает в полость 10, где воздействует на поршень 11, в результате чего поршни 11, 13 и 15 и золотник 31 распределителя смещаются вправо. При этом рабочая жидкость из резервуара 24 под действием насоса 23 поступает в канал 20 и через каналы 28 и 18 заполняет рабочую полость 19 гидрозамедлителя. Под действием вращающегося ротора рабочая жидкость начинает циркулировать в замкнутом контуре: полость 19 - канал 17 - внутренняя полость распределителя 16 - канал 25 - теплообменник 27 - канал 26 - внутренняя полость распределителя 16 - канал 18. Давление рабочей жидкости, создаваемое вращающимся ротором в полости 19, по каналам 17 и 30 передается в полость 29, где оно вместе с пружиной 32 создает усилие, действующее на золотник 31, которое смещает его влево. В результате этого открывается слив и часть рабочей жидкости из замкнутого контура циркуляции по каналу 22 сливается в резервуар 24 до тех пор, пока золотник 31 под действием поршня 11, на который действует сжатый воздух полости 10, снова не закроет слив. Таким образом, в рабочей полости 19 устанавливается величина давления рабочей жидкости и соответствующая ему величина тормозного момента на валу ротора гидрозамедлителя, которая выбрана для 1-ой ступени торможения. При необходимости увеличения тормозного момента водитель усиливает нажатие на педаль 7, вследствие чего элемент 52 педали воздействует на верщину 50 включателя 5 и обмотка электропневмоклапана 2 II-ой ступени торможения получает питание от источника электроэнергии 41 через контакты реле 44, клапан 2 срабатывает, одновременно включается сигнальная лампа 47 П-ой ступени. Сжатый воздух от источника 37 через канала 36, электропневмоклапан 2, канал 34 поступает в полость 12, где воздействует на порщень 13, площадь которого больше площади порщня 11. Благодаря этому слив из замкнутого контура циркуляции гидрозамедлителя открывается при более высоком давлении рабочей жидкости в полостях 29 и 19 и закрывается быстрее. Таким образом, в рабочей полости 19 устанавливается более высокое давление рабочей жидкости и соответствующая ему более высокая величина тормозного момента, которая выбрана для 11-ой ступени торможения. При необходимости получения максимального торможения момента гидрозамедлителя водитель еще более усиливает нажатие на педаль 7, вследствие чего элемент 52 педали воздеiCTByeT на верщину 51 приводного элемента включателя 6 и обмотка электропневмоклапана 3 П1-ей ступени торможения получает питание от источника электроэнергии 41 через контакты реле 45, клапан 3 срабатывает, одновременно включается сигральная лампа 48 111-ей ступени. Сжатый воздух от источника 37 через канал 36, электропневмоклапан 3, канал 35, двухмагистральный клапан 40 поступает в полость 14, где воздействует на поршень 15 наибольшей площади. Благодаря этому в полостях 29 и 19 поддерживается максимальное значение давления рабочей жидкости и соответственно ему максимальная величи.на тормозного момента. Даль - нейшее увеличение нажатия на педаль 7 приводит к включению рабочих тормозов. При отпускании педали 7 воздействие ее элемента 52 на приводные элементы 49, 50 и 51 прекращается, включатели 4,5 и 6 выключаются, обмотки электропневмоклапанов 1,2 и 3 обесточиваются и они отсоединяют от источника 37 сжатого воздуха каналы 33, 34 и 35 и соединяют их с атмосферой. Под действием пружин 32 золотник 31 и поршни 15, 13 и И перемещаются в крайнее левое положение, вследствие чего каналы 17 и 18 гидрозамедлителя сообща-, ются со сливом и полость 19 гидрозамедлителя опорожняется. При скорости транспортного средства ниже 10 км/ч при нажатой педали 7 происходит автоматическое обесточивание обмоток электропневмоклапанов 1,2 и 3 посредством реле 43,44 и 45, которые коммутируются с электрической цепью системы управления гидромеханической передачи, что обеспечивает самоопорожнение полости 19 гидрозамедлителя перед полной остановкой транспортного средства и подготовку гидрозамедлителя к работе на режиме разгона. При необходимости бесступенчатого регулирования тормозного момента гидрозамедлителя, например на затяжном спуске
водитель воздействует на регулятор 8, который пропускает сжатый воздух от источника 37 через канал 38 под давлением, установленным регулятором 8, в канал. 39 через клапан 40 в полость 14. Клапан 40 отсоединяет канал 35 от канала 39. Величина тормозного момента соответствует величине давления сжатого воздуха, устанавливаемого бесступенчатым регулятором 8, в полости 14 дальнейшая работа происходит аналогично как и при подаче сжатого воздуха в полость 14 посредством пневмоэлектроклапана.
Эффективность изобретения заключается в том, что предлагаемое устройство обеспечивает облегчение труда водителя и повышение безопасности движения транспортных средств за счет лучшей приспосабливаемости управления гидрозамедлителем к дорожным условиям, так как водителю не требуется отрывать руку от рулевого колеса, что не удобно, например, в условиях городского движения или при движении по серпантинам горных дорог, а на затяжных спусках водитель имеет возможность, воздействуя рукой на кран плавного изменения давления устанавливать требуемый тормозной момент гидрозамедлителя и тем самым поддерживать выбранную скорость движения транспортного средства, не удерживая постоянно руку на органе управления.
Предлагаемое устройство обеспечивает также повышение частоты и полноты использования гидрозамедлителя, что обуславливается тем, что гидрозамедлитель используется при каждом торможении посредством педали рабочего тормоза, чем достигается максимально возможное сохранение рабочих тормозов и увеличение продолжительности их работы. Согласно данным эксплуатации при использовании гидропередачи с гидрозамедлителем на автобусах типа ЛАЗ-4202 при ручном управлении достигается увеличение ходимости тормозных накладок с 4-5 до 6-7 месяцев, а при более полном использовании гидрозамедлителя, как предлагается при данном устройстве управления, ходимость тормозных накладок может достигнуть 10-12 месяцев.
Предлагаемое устройство обеспечивает снижение внутренних потерь гидрозамедлителя на нетормозных режимах работы; в фазе разгона, а следовательно, расходов топлива за счет самоопорожнения рабочей полости гидрозамедлитёля перед остановкой транспортного средства. Внутренние потери в ГМП в первые 15 с разгона за счет самоопорожнения полости гидрозамедлителя могут быть снижены на 15-20%.
Це/7ь /r( элетроfiazf i/ma J f7epeffavt/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления скоростью движения транспортного средства | 1987 |
|
SU1537575A1 |
Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства | 1978 |
|
SU779107A1 |
ГИДРОПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 2012 |
|
RU2545245C2 |
Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем | 1980 |
|
SU950567A1 |
ТОРМОЗНАЯ ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИЦЕПНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2013253C1 |
Однопроводная электропневматическая тормозная система транспортного средства | 1983 |
|
SU1162647A1 |
МОДУЛЯТОР ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ | 2005 |
|
RU2314217C2 |
РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2027615C1 |
Устройство для управления гидрозамедлителем транспортных машин | 1977 |
|
SU721611A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1990 |
|
SU1763257A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОЗАМЕДЛИТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее орган управления с педалью тормоза, связанный пневмолиниями через пневмоцилиндр с направляющим распределителем, отличающееся тем, что, с целью увеличения эффективности работы устройства за счет повышения приспособленности устройства к дорожным условиям и более полного использования гидрозамедлителя, орган управления снабжен по крайней мере двумя электропневматическими клапанами, связанными через включатель с педалью тормоза, и пневматическим бесступенчатым регулятором давления с ручным приводом, а упомянутый пневмоцнлиндр выполнен ступенчатым, каждая из ступеней которого снабжена пневмолиниями с соответствуюнхим электропневмоклапаном, при этом пневмолиния, сообщающая большую ступень пневмоцилиндра с соответствующим электропневмоклапаном, снабжена клапаном И, через который связана с пневматическим бесступенчатым регулятором давления, а электрическая цепь питания электропневматических клапанов снабжена реле с размыкающими контактами. (Л
I | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью | 1916 |
|
SU14A1 |
Авторы
Даты
1984-03-15—Публикация
1982-10-06—Подача