Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем Советский патент 1982 года по МПК B60T1/87 

Описание патента на изобретение SU950567A1

Изобретение относится к транспорт ным средствам, в частности к гидродинамическим тормозам-замедлителям и может быть использовано в гидромеханических передачах с встроенным гидрозамедлителем.

Известна система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем, содержащая замкнутый гидравлический контур, образованный рабочей полостью гидрозамедлителя и охладителем рабочей жидкости, сообщенными между собой посредством всасывающего и нагнетательного каналов, распределителем с приводом от пневмоцилиндра, и каналами, сооадающими указанный охладитель с распределителем, канал подпитки, сообщающий посредством указанного распределителя всасывающий канал с источником рабочей жидкости под давлением, сливные каналы, сообщающие посредством указанного распределителя всасывающий и нагнетательный каналы с дренажной полостью, устройство дистанционного управления пневмоцилиндрсяи 1.

Недостатком известной системы является то, что она не обеспечивает быстрого срабатывания гидродинамического тормоза-замедлителя, так как в процессе заполнения его рабочей полости происходит падение давления рабочей жидкости в канале подпитки и, следовательно, увеличивается время, необходимое для доведения его заполнения до уровня обеспечивающего исходную эффективность торможения.

10

Кроме того, большая длина каналов дистанционного управления пневмоцилиндром.распределителя, особенно при расположении крана .управления в кабине водителя, а гидромеханичес15кой передачи с гидрозамедлителем, сблокированной с двигателем, в задней части транспортного средства, не обеспечивает быстрое срабатывание гидрозамедлителя.

20

Наиболее близким к предлагаемой по технической сущности является система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем, содержащая замкнутый гидравлический кон25тур, образованный рабочей полостью гидрозамедлителя и охладителем рабочей жидкости, сообщенными между собой посредством всасывающего и нагнетательного каналов, распределите30лем с приводом от пневмоцилиндра

и каналами, сообщающими указанный | охладитель с распределителем, канал, подпитки, сообщающий посредством указанного распределителя всасывающий канал с источником рабочей жидкости под давлением, образованным напорными магистралями гидропередачи и пневмогидроаккумулятора, запитанного к смежно распооженному с ним и с указанным пневоцилиндром источнику сжатого воздуха, управляемому пневмоэлектроклапаном, сливные каналы, сообщаюие посредством указанного распреелителя всасывающий и нагнетательый каналы с дренажной полостью-, и устройство дистанционного управления пневмоцилиндром 2,

Однако для обеспечения необходиой длительности торможения указанная система требует наполнительного илиндра больших габаритов и веса.

Цель изобретения - повышение эффективности системы путем обеспечения быстрого срабатывания гидрозаедлителя без увеличения габаритов.

Цель достигается тем, что напорая магистраль гидропередачи подсоединена к напорной магистрали пнев-огидроаккумулятора посредством клапана, открывающегося в сторону указанной напорной магистрали пневогидроаккумулятора, а пневмоцилиндр распределителя сообщен с запитываюим каналом пневмогидроаккумулятора.

Пневмоцилиндр привода распределителя выполнен двухступенчатым, причем ступень меньшего диаметра сообщена с запитывающим каналом пневмогидроаккумулятора.

На чертеже схематически изображена система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем.

Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем содержит замкнутый 1идравлический контур, образованный рабочей полостью 1 гидрозамедлителя, выполненной, например в виде сдвоенной гидромуфты, имеющей ротор 2, охладителем 3 рабочей жидкости, сообщенных между собой посредством всасывающего 4 и нагнетательного 5 каналов, распределителем 6. Распределитель б приводится двухступенчатым пневмоцилиндром, ступени 7 и 8 которого снабжены поршнями 9 и 10, контактирующими между собой и с золотником 11 посредством штоков соответствующих поршней. Охладитель 3 каналами 12 и 13 сообщен с распределителем б.

Канал 14 подпитки сообщает посредством распределителя б напорную магистраль 15 пневмогидроаккумулятора 16, а также соединенную с.ней посредством клапана 17 напорную магистраль 18 гидропередачи (не показана) с каналом 4, Гидравлическая полость 19 пневмогидроаккумулятора 16 сообщена с магистралью 15, а его пневматическая полость

20 посредством канала 21, перекрываемого :пневмоэлектроклапаном 22, сообщается со смежно расположенным с ним источником 23 сжатого воздуха. Ступень 7 пневмоцилиндра, также расположенного смежно с источником 23 , сжатого воздуха, сообщается с ним каналом 24, выполненным в виде ответвления канала 21,

Ступень 8 пневмоцилиндра сообщена

5 посредством канала 25 устройства дистанционного управления, выполненного в виде пневмокрана 26, сблокированного с электровключателем (не показан), управляющим пневмоэлек0 троклапаном 22 с источником 27 сжатого воздуха.

Всасывающий 4 и нагнетательный 5 каналы посредством распределителя б и каналов 28 и 29 сообщены с дренажной полостью (не показана).

Золотник 11 снабжен возвратной пружиной 30, предохранительным клапаном 21 и отверстиями 32. Распределитель имеет дренажный канал 33.

Q Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем работает следующим образом.

Для включения гидрозамедлителя в момент начала хода рычага пневмо крана подается электрический импульс на пневмоэлектроклапан 22, который сообщает полость пневмоцилиндра и полость 20 пневмогидроаккумулятора 16 с источником 23 сжатого воздуха. Сжатый воздух, воздействуя на поршень

19, перемещает его, а вместе с ним поршень 10, который СБОИМ штоком, перемещает золотник 11 распределителя б, чем сообщает магистраль 15 с каналом 14 подпитки и перекрывает

5 каналы 28 и 29. Одновременно с этим сжатый воздух полости 20 через поршень пневмогидроаккумулятора 16 воздействует на рабочую жидкость полости 19 и через магистраль 15, распределитель б, канал 14 подпитки впрыскивает рабочую жидкость в полость 1, вследствие чего возникает тормозной момент на роторе 2.

Под действием перепада давления

между нагнетательной и всасывающей полостями гидрозамедлителя рабочая жидкость циркулирует в замкнутом гидравлическом контуре - полость 1 гидрозамедлителя, канал 5, распределитель 6, канал 12, охладитель 3, канал 4.

Давление жидкости в канале 5 увеличивается до тех пор, пока усилие от воздействия рабочей жидкости, попадаюц11ей через отверстие 32

под правый торец золотника 11, вместе с усилителем пружины 30 не пересилит воздействие на указанный золотник поршня 9, после чего золотник 11 переместится влево, открывая при это канал 29 слива, перекрывая сообщение каналов 14 и магистраль 15. При этом степень заполнения полости 1 уменьшается, вследствие чего тормозной момент, а также давление в канале 5 и под правым торцом золотника 11 уменьшится, что вызывает перемещение золотника вправо и следующее за этим сообщение канала 14 подпитки с каналом 15 и закрывание канала 29 слива. Таким образом, обеспечивается баланс усилий, действующих на золотник справа - от воздействия давления рабочей жидкости и пружины 30, слева - от воздействия поршня 9, и тем самым обеспечивается постоянное значение тормозного момента и величины давления в канале 5. Величина давления жидкости в канале 5, а, следовательно, уровень эффективности, который в данном случае прини мается в качестве исходного, при заданной величине давления сжатого воздуха в источнике 23 определяется площадью поршня 9. Объем пневмогидра ллческого аккумулятора 16 выбирается таким, чтобы обеспечить включение гидроза1Медлителя на исходной тормозной момент. В начальный период включения, когда рабочая жидкость из полости 19 через магистраль 15 подается на заполнение полости 1, клапан 17 перекрывает сообщение магистрали 18 с магистралью 15, так как давление в магистрали 15, создаваемое пневмогидроаккумулятором выше, чем в магистрали 18.

В случае падения давления в магистрали 15 ниже значения давления в магистрали 18 клапан 17 открывается и в дальнейшем питание магистрали 15 происходит из магистрали 18.

Для регулирования тормозного момента в пределах от исходного до максимально возможного, необходимо воздействием на кран 26 подать сжатый воздух требуемого давления в цилиндр, который, воздействуя на поршень 10, приводит золотник 11, который в свою очередь увеличивает заполнение рабочей полости 1 посредством сообщения магистрали 15 с каналом 14 подпитки, что увеличивает тормозной момент на роторе 2 и, соответственно, давление в кана ле 5..

Дальнейшее поддержание постоянного тормозного момента на заданном уровне производится посредством золотника 11 распределителя 6, как указано ранее. Предохранительный клапан 31 устраняет возможность пре

вышения давления в канале 5 свыше допустимого в случае нарушений в работе распределителя.

. Для выключения гидрозамедлителя необходимо, воздействуя на -кран 26, снизить давление сжатого воздуха в полости 8 пневмоцилиндра до О , что вызывает снижение тормозного момента до исходной величины. Дальнейший поворот ручки крана 26 в сторону выключения размыкает включатель пневмоэлектроклапана 22, который при этом отсоединяет каналы 21 и 24 от источника сжатого воздуха и сообщает их с атмосферой. При этом золотник 11 под воздействием пружины 30 перемещается влево и перекрывает сообщение канала 14 подпитки с магистралью 15, сообщает каналы всасывания 4 и нагнетания 5 с каналами 28 и 29 слива, рабочая полость 1 гидрозамедлителя опоражн,ивается, тормозной момент уменьшается до О Одновременно со снятием давления в канале 21 снижается давление в полости 20 и при этом происходит запол- нение гидравлической полости 19 рабочей жидкости из магистрали 18 чере клапан 17.

Эффективность изобретения заключается в обеспечении быстрого срабатывания тормоза-замедлителя при неограниченной по времени работоспособности без увеличения габаритов, а также в сохранении возможности регулирования эффективности торможения, что создает условия, лучшего использования потенциальных возможностей гидрозамедлителя при служебных торможениях. Это дает возможность использовать гидравлический тормоз-замедлитель для поглощения основной части энергии при служебных торможениях.транспортного средства и позволяет увеличить срок службы эл1 ментов рабочей тормозной системы, а также повышает безопасность движения транспортных средств.

Формула изобретения

1. Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем, содержащая замкнутый гидравлический контур, образованный рабочей полостью гидрозамедлителя и охладителем рабочей жидкости, сообщенными между собой посредством всасывающего и нагнетательного каналов, распределителем с приводом от пневмоцилиндра, и каналами, сообщающими указанный охладитель с распределителем, канал подпитки, сообщающий посредством указанного распределителя всасывающий канал с источником рабочей жидкости под давлением, образованн1-ам

Похожие патенты SU950567A1

название год авторы номер документа
Устройство для охлаждения гидродинамической передачи и гидрозамедлителя транспортного средства 1977
  • Кичжи Анатолий Сергеевич
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
  • Есеновский-Лашков Юрий Константинович
  • Дзядык Михаил Николаевич
  • Рымар Валентин Семенович
  • Белодедов Юрий Владимирович
SU691317A1
ПАПНТИО-ТЕХНГ1^-К.:л| БИБЛИОТЕК; ] 1971
  • Н. К. Чков, Д. Т. Гапо А. С. Кичжи
SU299136A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ ТОРМОЗОМ-ЗАМЕДЛ ИТЕЛ ЕМ 1970
  • Н. К. Чков, Д. Т. Гапо А. С. Кичжи
SU261929A1
Устройство для охлаждения гидродинамической передачи и гидрозамедлителя транспортного средства 1986
  • Гаронин Лев Самойлович
  • Баранов Владислав Васильевич
  • Рыбальченко Владимир Васильевич
  • Рымар Валентин Семенович
SU1416338A2
Устройство для охлаждения гидромеханической передачи и гидрозамедлителя транспортного средства 1990
  • Заболоцкий Михаил Михайлович
SU1743931A1
Система управления гидрозамедлителем транспортного средства 1986
  • Гаронин Лев Самойлович
  • Дьячков Николай Константинович
  • Рымар Валентин Семенович
SU1323439A1
Устройство для управления гидрозамедлителем транспортного средства 1982
  • Рымар Валентин Семенович
  • Тыбинка Мирон Николаевич
  • Гаронин Лев Самойлович
  • Гапоян Дмитрий Трдатович
SU1079486A1
Устройство для управления гидрозамедлителем транспортных машин 1977
  • Гаронин Лев Самойлович
  • Дьячков Николай Константинович
  • Дзядык Михаил Николаевич
  • Рымар Валентин Семенович
  • Гируцкий Ольгерд Иванович
SU721611A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1982
  • Митяненко Анатолий Николаевич
SU1063646A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1980
  • Митяненко Анатолий Николаевич
  • Доронин Борис Филимонович
SU903227A1

Реферат патента 1982 года Система управления гидродинамическим тормозом-замедлителем

Формула изобретения SU 950 567 A1

SU 950 567 A1

Авторы

Рымар Валентин Семенович

Дзядык Михаил Николаевич

Гаронин Лев Самойлович

Даты

1982-08-15Публикация

1980-12-29Подача