Изобретение относится к.подъемно-транс портному машиностроению, а именно к тормозным кареткам монорельсового транспортного средства, работающих на наклонных путях, в том числе под землей- в шахтах. Наиболее близким к изобретению является тормозная каретка монорельсового транспортного средства, содержащая корпус с закрепленными на нем ходовыми роликами, центробежным регулятором, двумя эксцентриками и механизмом их включения 1. Недостатком известного устройства является недостаточная безопасность его эксплуатации, заключающаяся в невозможности обеспечения двустороннего торможения на наклонных путях со знакопеременным профилем, в значительном нагреве эксцентриков при трении о монорельс и значительной вероятности возникновения из-за этого пожара при работе в пожароопасной среде, а также в сложности возврата парашютного устройства в исходное состояние после срабатывания. Целью изобретения является повышение безопасности эксплуатации. Указанная цель достигается тем, что в тормозной каретке монорельсового транспортного средства, содержащей корпус с закрепленными на нем ходовыми роликами, центробежным регулятором, двумя эксцентриками и механизмом их включения, в корпусе выполнены направляющие, в которых установлены ползуны, эксцентрики, смонтированные на указанных ползунах, а механизм их включения представляет собой ходовой винт, связывающий ползуны и соединенный через зубчатую передачу с пневмодвигателем, подключенным через клапан, управляемый центробежным регулятором, к резервуару с инертным газом, причем к выпускному патрубку пневмодвигателя подсоединены распылители, подведенные к рабочим поверхностям эксцентриков. В нижней части каждого эксцентрика выполнена канавка, в которой размещен щарик а в ползуне - отверстие с размещенной в нем пружиной, поджимающей шарик. На фиг. 1 схематично изображена тормозная каретка, общий вид; на фиг. 2 - тормозная каретка, вид сверху; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2, механизм включения; на фиг. 4 - фиксация эксцентриков в нейтральном положении; на фиг. 5 вид Б на фиг. 2 (крепление ходового винта и отверстие под взводной ключ); на фиг. 6 - тормозная каретка в отработавшем (заторможенном) состоянии. Тормозная каретка (фиг. 1-3) содержит корпус 1, в направляющих 2 которого размещены ползуны 3 с эксцентриками 4 в их верхней части, укрепленными на ходовом винте 5. К корпусу 1 прикреплены ходовые ролики 6 и ролик-датчик 7, связанный с центробежным регулятором 8, пневмодвигатель 9, механизм 10 включения. Пневмодвигатель 9 и ходовой винт 5 соединены между собой зубчатыми шестернями 11 и 12. Центробежный регулятор 8 содержит боек 13 соединенный с подвижным относительно корпуса регулятора грузом 14, удерживаемым в исходном состоянии пружиной 15. Механизм 10 включения (фиг. 3) содержит кулачок 16, который фиксирует щток 17 клапана 18. В свою очередь клапан 18 своим входным патрубком 19 соединен с резервуаром 20, наполненным инертным газом под давлением, а выходным патрубком 21 со впускным патрубком 22 пневмодвигателя 9. Выпускной патрубок 23 пневмодвигателя соединен с распылителем 24, с двумя головками 25, подведенными к рабочей зоне эксцентриков 4. Каретка навешена на монорельс 26. Для удержания эксцентриков в нейтральном (незаклиненном) положении служат пружины 27 с шариками 28 (фиг. 4). Нижняя часть каждого эксцентрика имеет канавку 29 для автоматического возврата эксцентрика в нейтральное положение (фиг. 4). Для перекрытия подачи инертного газа из резервуара 20 служит вентиль 30 (фиг. 1). Для приведения системы в исходное состояние в ходовом винте 5 выполнено отверстие 31 (фиг. 5) под взводной ключ. В качестве резервуара инертного газа может быть применен углекислотный огнетушитель. Тормозная каретка работает следующим образом. При движении тормозной каретки с нормальной (наперед заданной) скоростью эксцентрики 4 не соприкасаются с вертикальной стенкой монорельса 26 и удерживаются в этом нейтральном положении при помощи пружин 27 с шариками 28. При превышении контролируемым механизмом (талью, составом монорельсовой дороги) заданной скорости под действием центробежной силы от катка-датчика 7, груз 14, соединенный с бойком 13, преодолевает жесткость пружины 15 и выдвигает боек 13, который ударяет по кулачку 16 и поворачивает его, после чего шток 17 выдвигается и открывает клапан 18. Клапан 18, соединенный впускным патрубком 19 с резервуаром 20, пропускает инертный газ из резервуара через выходной патрубок 21 во впускной патрубок 22 пневмодвигателя 9. После этого пневмодвигатель 9 приводится во вращение и при помощи зубчатых шестерен 11 и 12 поворачивает ходовой винт 5, в результате чего ползуны 3 с эксцентриками 4 сближаются и эксцентрики 4 заклиниваются, соприкасаясь с вертикальной стенкой монорельса (фиг. 6). Одновременно с заклиниванием эксцентриков 4 на монорельсе 26, инертный газ .из выпускного патрубка 23 пневмодвигателя 9 постудает в распылитель 24 с двумя головками 25, подведенными к рабочей зоне эксцентриков 4, охлаждает эксцентрики и одновременно создает непожароопасную среду.
В исходное положение каретка приводится следующим образом.
Перекрывается вентиль 30 на резервуаре 20 с инертным газом, затем устраняется причина, вызвавшая аварию, далее с помощью торцового ключа, вставляемого в отверстие 31 в ходовом винте 5 (фиг. 5), проворачивают винт 5 в сторону, обратную рабочей, в результате чего ползуны 3 с эксцентриками 4 устаналиваются в исходное положение, а эксцентрики 4 устанавливаются в нейтральное положение при помощи пружин 27 с щариками 28 автоматически. Поднимая кулачок 16 и опуская щток 17, перекрывают клапан 18. Затем открывают вентиль 30 на резервуаре 20.
Предлагаемая тормозная каретка позволяет повысить безопасность эксплуатации за счет обеспечения надежного аварийного торможения на наклонных знакопеременных трассах независимо от направления движения, а также за счет создания в зоне трения эксцентриков о монорельс инертной газовой среды, в которой даже при нагреве эксцентриков и монорельса невозможно воспламенение или взрыв пожароопасной (взрывоопасной) рудничной атмосферы, содержащей опасные компоненты - метан и угольную пыль. Изготовлена и испытана модель каретки. Испытаниями подтверждено обеспечение двустороннего торможения на наклонных знакопеременных трассах, а также эффективное охлаждение эксцентриков от 120°С до -3°С. Испытаниями также подтверждено сокращение в 1,7-1,8 раза времени возврата каретки в исходное состояние после срабатывания в сравнении с известным устройством.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормозная каретка | 1981 |
|
SU1054158A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА МОНОРЕЛЬСОВЫХ ДОРОГ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ | 2011 |
|
RU2452641C1 |
Тормозная каретка | 1981 |
|
SU1008050A1 |
Тяговое устройство для подвесных монорельсовых дорог | 1985 |
|
SU1252214A1 |
Тормозная тележка подвижного состава | 1981 |
|
SU1008049A1 |
Устройство для перефутеровки барабанной мельницы | 1987 |
|
SU1414457A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТДЕЛОЧНО-УПРОЧНЯЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВОЛНОВОДОВ | 2022 |
|
RU2793899C1 |
Монорельсовая транспортная система | 1984 |
|
SU1230892A1 |
Монорельсовая транспортная система | 1988 |
|
SU1525054A1 |
Тормозная монорельсовая тележка | 1988 |
|
SU1558750A1 |
1. ТОРМОЗНАЯ КАРЕТКА МОНОРЕЛЬСОВОГОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержаш.ая корпус с закрепленными на нем ходовыми роликами, центробежным регулятором, двумя эксцентриками и механизмом их включения, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности в эксплуатации, в корпусе выполнены направляюш,ие, в которых установлены ползуны, эксцентрики, смонтированные на этих ползунах, а механизм включения эксцентриков представляет собой ходовой винт, связывающий ползуны и соединенный через зубчатую передачу с пневмодвигателем, подключенным через клапан, управляемый центробежным регулятором, к резервуару с инерт ным газом, причем к выпускному патрубку пневмодвигателя подсоединены распылители, подведенные к рабочим поверхностям эксцентриков. 2. Каретка по п. 1, отличающаяся тем, что в нижней части каждого эксцентрика выполнена канавка, в которой размещен с Q шарик, а в каждом ползуне - отверстие с расположенной в нем пружиной, поджимаю(Л щей шарик. о сх ё 30
Фи&,2
ФигЛ
Фиг.5
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Ткаченко А | |||
А., Бухановский В | |||
В | |||
Парашюты для грузолюдских монорельсовых дорог | |||
- «Угольное машиностроение, № 2, 1977, с | |||
Насос | 1917 |
|
SU13A1 |
Авторы
Даты
1984-03-23—Публикация
1982-10-22—Подача